* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.
"Ева" – в переводе значит "жизнь". Такое имя, раскрывающее сущность её обла дательницы, было дано первой женщине. Оно запечатлело в себе замысел Тво рца о предназначении всех женщин, имеющих общую прародительницу, незави симо от того, помнят они об этом или нет. Это предназначение касается не то лько и не столько физического продолжения рода, деторождения, сколько уч асти в вечности самой женщины и тех, кто должен от неё родиться, кого она с овместно с мужем должна воспитать для жизни в Царствии Небесном.
Столь высокое предназначение можно выполнить только тогда, когда сами п отенциальные носители жизни живут в соответствии с заповедями Божьими, а не противоборствуют им. "На кого воззрю, - говорит Господь, - только на крот кого и молчаливого и трепещущего словес Моих" (Исх.66,2). Всегда ли современны е Евы соответствуют этим характеристикам?
К сожалению, нет. Более того, в настоящее время существуют разнообразные общественные движения, деятельность которых направлена на "разрушение до основания" в сознании людей представлений о Богоустановленном мироп орядке. К их числу относится и феминистское движение, призывающее женщин к эмансипации, под которой понимается раскрепощение от традиционной си стемы ценностей.
Семья – это малая Церковь. Смысловой удар разработчиков идей феминизма направлен на ценностный, духовный выбор тех, кто находится в самом центр е "домашней Церкви" (Рим.16,4), кто является связующим звеном между мужем (глав ой семьи) и детьми (будущими создателями "малых Церквей").
В Православии предусматривается четкая семейная иерархия: мужчина явл яется главой, кормильцем и защитником семьи. Он, находясь в послушании Бо гу, обладает безусловным духовным, нравственным авторитетом. Женщина до лжна находиться в подчинении мужу, ибо сказано: "Жены, повинуйтесь своим м ужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос, глава Цер кви" (Еф.5,22-23). Ожидается, что женщина будет заботливой супругой ("помощницей ему" (Быт.2,18)), нежной матерью, воспитывающей совместно с супругом своих дет ей в соответствии с заповедями Божьими, и добросовестной хозяйкой. Дети воспринимаются родителями как дар Божий и растут в послушании и уважени и к старшим. Так должно быть по замыслу Творца.
Но что предлагают современные поборники эмансипации? Они призывают сде лать всё наоборот. Приведем несколько выдержек из публикаций убеждённы х сторонниц эмансипации. Философ и культуролог из Чехии Иржина Смейкало ва-Стрикланд считает, что за словом ""феминизм" кроются заявления о женско й угнетенности в патриархальной культуре"[1,381-382], с которой и предлагается б ороться всеми доступными способами. Её американская единомышленница Б арбара Берг в своей работе "Врата памяти: истоки американского феминизма " главное внимание уделяет достижению женщинами большей индивидуально й свободы. Она заявляет: "Это свобода решать свою собственную судьбу; своб ода от детерминированной полом роли; свобода от подавляющих ограничени й со стороны общества; свобода полного выражения своих мыслей и превраще ние их в действие. Феминизм требует признания права женщин на индивидуал ьную совесть и суждение". И всё вышесказанное понимается "как борьба за пр екращение угнетения по половому признаку" [1,245].
Богоборческая суть женской эмансипации заключается, на наш взгляд, в том , что грех как преступление заповедей Божиих возводится в ранг добродете ли. Прежде всего, это касается греха гордости. Современные Евы снова стре мятся стать "как боги, знающие добро и зло" (Быт.3,5).
Изменяется вектор направленности в духовном становлении женщины. Совр еменной Еве предлагается перевёрнутая система ценностей. Вместо подчи нения мужу и помощи ему - горделивое, самодовольное равенство с ним (а на д еле – нередко стремление к главенству над ним). Вместо рождения и воспит ания детей, ибо сказано, что "женщина спасается чадородием" (1 Тим. 2, 15), - безуде ржное желание заняться личностным и профессиональным самореализацией , которое при более пристальном рассмотрении чаще всего оказывается при митивным эгоистичным желанием пожить для себя. А ведь "деторождение есть не только исполнение Божия Завета "плодитесь и размножайтесь, и наполня йте землю"(Быт. 1, 28), но и вид служения Богу, неотъемлемого от брачной жизни " [5, 110]. А как же заповедь Христа: "Отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мной" (Мф. 16, 24)?!
Призыв"пожить для себя", "думать, прежде всего, о себе", так широко растиражи рованный сторонниками эмансипации, на самом деле является ловушкой, при водящей к "публичному одиночеству", когда наличие других людей вокруг су бъективно воспринимается как пустыня. Когда никто, кроме себя, по большо му счёту и не интересен. Когда главной целью жизни становится достижение иллюзорного равенства с представителями другого пола. Когда на всё вокр уг предлагается смотреть через амбразуру собственного больного самолю бия.
Тем не менее, воинственные представительницы "прекрасной половины чело вечества", увлеченные идеей эмансипации, тоже хотят быть счастливыми в с воей жизни. Они искренне верят, что, действуя в жизни как мужчины, будут им еть от неё всё то, что имеют "представители сильного пола" и, добавочно к эт ому, то, что полагается им как женщинам. Они ожидают, а порой буквально тре буют к себе уважительного и бережного отношения со стороны окружающих. Д емонстрируя на работе и дома мужской стиль поведения, включающий в себя такие характеристики как "властность", "решительность", "жёсткость" и др., он и буквально требуют к себе отношения как к представительнице "слабого по ла". "Раскрепощенные" женщины так же настроены на проявление любви и внима ния со стороны мужа, заботы и послушания - со стороны детей в собственной с емье.
Когда убежденные современные "эмансипэ", внешне состоявшиеся в жизни, ра ссказывают о себе, то обычно приходится слышать одно и тот же: "У меня всё е сть". А потом выясняется, что есть всё, кроме счастья.
И такой итог неизбежен. Счастье человека зависит не от внешних обстоятел ьств, а от состояния души. "Страсти" и "страдания" – это однокоренные слова. Вскармливая и взращивая собственные страсти, человек любого пола тем са мым увеличивает и меру собственных страданий; обезличивается, обезобра живается в той мере, в какой отходит от того, что задумано Творцом.
Архимандрит Рафаил (Карелин) в книге "В поисках истины" описывает свои диа логи со старой дворянкой. В одной из приведённых бесед есть, на наш взгляд , очень точный образ феминисток, который возник у собеседницы архимандри та ещё тогда, когда эмансипация в России и в мире только начинала набират ь свои обороты. Умудренная жизненным опытом женщина, в частности, сказал а: "Я никогда не была феминисткой, как некоторые женщины из моего круга. Фе минизм внушал мне чувство отвращения. В древности скифские племена соор ужали около дороги изваяния – высеченные из каменных глыб человечески е фигуры: они состояли из туловища и головы, но рук и лица у них не было. Нель зя было разобрать, мужчина это или женщина; их называли "каменные бабы". Фе минизм представлялся мне производством каменных баб. Женщины хотели ср авняться с мужчинами и превращались в какие-то грубые, бесформенные суще ства. Теряя женскую красоту, они не получали мужской силы; теряя тонкость и изящество души, они не приобретали широты мужского рассудка. Феминистк и,которые демонстративно подчеркивали равенство с мужчинами тем, что ез дили на велосипедах по улице с папироской в зубах, казались мне предател ьницами женского достоинства, какими-то живыми карикатурами" [2, 64-65]. Это дов ольно жёсткий и вместе с тем очень точный образ эмансипированных женщин , болезненный для многих её представительниц, и, тем ни менее, такой узнава емый в наши дни.
Но почему эмансипация вообще стала возможна? Что является духовной перв опричиной столь широкого распространения изуродованного, карикатурно го женского образа?
С точки зрения русского философа А.И. Ильина, "жизнь без святыни есть перво е большое бедствие нашего времени. … Ведь наша земная жизнь имеет свой со кровенный, высший смысл. Он – не на поверхности повседневности мелочной суеты. … Он требует от нас непринужденного признания и решительного пре дпочтения… Если же мы не удовлетворим этому требованию…, тогда ускользн ёт от нас высший смысл жизни и наступит незаметно осквернение её. И не пот ому, что она станет бессмысленной сама по себе, а потому, что мы начнём жит ь так, как если бы она была бессмысленной"[4, 7-8]. "Эта лишенная святого пошлост ь может ко всему примазываться, во всем укореняться; а там, где она проника ет и ширится, вырождается всё – как в отдельном человеке, так и в жизни це лых поколений" [там же, 11]. На наш взгляд, всё вышесказанное напрямую относит ься и к эмансипации женщин.
Мнение русского философа И.А. Ильина во многом согласуется с исследовани ями психологов. Анализируя образ женщины в истории, американский исслед ователь Дж. Хантер, пришла к выводу, что процесс женской эмансипации со вр емен глубокой античности прямо связывался с распадом морали, с деструкт ивными социальными последствиями, разрушением семьи [3, 72].
Будучи психологом, мне неоднократно приходилось консультировать "раск репощенных" женщин, обращавшихся с просьбой помочь разрешить серьёзные семейные проблемы. Некоторые из них, привыкшие всю жизнь "пробиваться" и "р ассчитывать только на себя", в личной беседе с болью признавались: "Ну, что я могу сделать. Я не умею любить. Я не испытываю чувство благодарности. Я н е знала, что такое материнская любовь. Я ничего не могу дать своим детям и мужу. Мне просто плохо". Страшно и больно! В доме без любви и благодарности всегда ощущается могильный холод. А выход только один – впустить в серд це и в свой дом Бога, начать жить по Его заповедям, а не вопреки им.
Современным сторонницам эмансипации следует задуматься над тем, что жи знь, посвященная борьбе с Творцом, с тем, что Он заповедал своему творению , больше напоминает смерть. Это путь самоуничтожения. Господь говорит: "Жи знь и смерть предложил Я тебе. Избери жизнь" (Втор.30.15).
Список литературы
1. Антология гендерной исследований. Сб. пер. /Сост. и комментарии Е. А. Гапов ой, А.Р. Усмановой. – Мн.: Пропилеи, 2000. -384с.
2. Архимандрит Рафаил (Карелин). В поисках истины. Беседы о духовной жизни. – Саратов: Изд-во Саратовской епархии, 2005.-351с.
3. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – Спб.: П итер, 2006. -544с.
4. Ильин И.А. Книга надежд и утешений. – М.: Апостол Веры, 2006. -384с.
5. Священник Владимир Зелинский, Н. Костомарова. Загадка "единой плоти" или попытка задуматься о христианском браке. // И будут двое одна плоть. Размыш ления о христианском браке. /Сост. А.Баранов. – М.: ОБРАЗ, 2006. – С.95- 127.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru/