* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.
Организация армии древн ей Спарты
Система спа ртанского воспитания имела целью выработать из каждого спартанца войн а. Главное внимание обращалось на развитие физической силы, выносливост и, смелости и безоговорочного выполнения приказов. Элементы воинской ди сциплины прививались с детства. С 7 до 20 лет спартанец проходил обучение, п осле чего становился полноправным гражданином. Спартанские войны обуч ались ходить в ногу и делать простейшие перестроения. У них уже имелись э лементы строевой подготовки, получившей дальнейшее развитие в римской армии. Все спартанцы считались военнообязанными с 20 до 60 лет и распределя лись по возврастным и территориальным группам. В действующую армию в осн овном зачислялись младшие и средние возрасты (до 40 лет). Все зачисленные в армию обязаны были явиться на службу со своим вооружением и продовольст вием. Вооружение спартанцев было тяжелым. Они имели копье, короткий меч и защитное вооружение: круглый щит, шлем, панцырь на груди и поножи. Вес защи тного вооружения достигал 30 кг. Тяж ело вооруженный боец назывался гоплитом. Каждый гоплит имел слугу - илот а. В состав спартанского войска включались и легко вооруженные бойцы, на биравшиеся из жителей горных местностей. Легко вооруженные воины имели легкое копье, дротик или лук со стрелами. Защитного вооружения у них не бы ло. Дротик метался на дистанцию 20-60 метров, стрела поражала на дистанции 100-200м. Легко вооруженные войны обы кновенно прикрывали фланги боевого порядка. Ядро спартанской армии сос тавляли гоплиты, численность которых в среднем колебалась в пределах 2-6 т ысяч человек. Легко вооруженных было значительно больше, в некоторых боя х их насчитывалось несколько десятков тысяч человек.
Гоплиты вначале делились на 5 лохов, а к концу V века до н.э. спартанская арми я имела 8 лохов. В IVв. до н.э. организационная http://mthistory.narod.ru/pictures/misc/sparta2.jpg структура спартанской армии еще более усложнилась. Низшим подразделением было братство или эн омотия (64 человека); два братства состовляли пентиокостис (128 человек); два п ентиокостиса образовывали лох (256 человек); четыре лоха состовляли мору (1024 человека). Таким образом у спартанцев мы видим четкую организационную ст руктуру армии. Но в бою эти подразделения самостоятельно не действовали.
Все гоплиты входили в одну фалангу, которая представляла собой линейный строй копейщиков; фаланга - это тесно сомкнутое линейное построение гопл итов в несколько шеренг глубиной для ведения боя. Спартанская фаланга ст роилась в восемь шеренг в глубину. Дистанция между шеренгами на ходу был а 2м. , при атаке - 1м., при отражении атаки - 0.5м. При численности в 8 тысяч человек протяжение фаланги по фронту достигало 1км. Поэтому фалангаа не могла пе редвигаться на большое расстояние, не расстраивая своего порядка, не мог ла действовать на пересеченной местности, не могла преследовать против ника. Фаланга - это не только строй, но и боевой порядок греческой армии. Де йствовала она всегда как единое целое. Спартанцы считали тактически нец елесообразным делить свою фалангу на более мелкие части. До боя при Левктрах (371г. до н.э.) спартанская ф аланга считалась непобедимой. Уязвимым местом ее были фланги, особенно ф ланги первой шеренги, которая прежде других наносила или отражала удар. Боевой порядок не ограничивался только фалангой. Легко вооруженные луч ники и пращники с камнями обеспечивали фалангу с фронта, завазывали бои, а с началом наступления фаланги отходили на ее фланги и в тыл для их обесп ечения.
Атака носила фронтальных характер, и тактика была очень простой. На поле боя едва ли имелось даже самое элементарное тактическое маневрировани е. При построении боевого порядка учитывалось только соотношение протя жения фронта и глубины построения фаланги. Исход боя решали такие качест ва воинов, как мужество, стойкость, физическая сила, индивидуальная ловк ость и особенно сплоченность фалангии на основе воинской дисциплины и б оевой выучки.
Слабым местом спартанской военной системы было полное отсутствие техн ических средств борьбы. Осадного искусства спартанцы не знали до второй половины IVв. до н.э. Не умели они и возводить оборонительные сооружения. Кр айне слаб был спартанский флот. Во время греко-персидской войны 480г. до н.э. Спарта могла в ыставить лишь 10-15 кораблей.
Спартанская система воспитания преследовала, по преимуществу, цель подготовить воина - члена военной общины. До 7 лет ребенок восп итывался в семье няньками-кормилицами. С 7 лет полис (город-государство) бр ал на себя воспитание и обучение подраставших спартиатов. Этот процесс п роходил в три этапа .
На первом этапе (7 - 15 лет) дети приобретали навыки письма и чтения , но главным оставалось физическое закаливание, которое было чрезвычайн о разнообразным (ходили босиком, спали на тонких соломенных подстилках). С 12 лет возрастала суровость воспитания мальчиков, которых приучали не т олько к аскетическому образу жизни, но и к немногословию. В 14 лет мальчика, пропуская через жестокие физические испытания, посвящали в эйрены - члена общины с предоставлением опред еленных гражданских прав. В течение последующего года эйренов проверял и на стойкость в военных отрядах спартиатов.
На втором этапе воспитания (15-20 лет) к минимальному обучению грамоте добавлялось обучение пению и музык е. Однако способы воспитания ужесточались. Подростков держали в голоде и приучали самим добывать себе еду, физически наказывая тех из них, которы е терпели неудачу. К 20 годам эйрены посвящались в воины и получали полное вооружение.
В течение третьего этапа (20-30 ле т) они постепенно приобретали статус полноправного члена военной общин ы. В результате всех вышеперечисленных этапов воспитания воины свободн о владели копьем, мечом, дротиком и другим оружием того времени. Однако сп артанская культура воспитания оказалась гипертрофированной военной п одготовкой при фактическом невежестве молодого поколения. Воспитатель ная традиция Спарты периода VI-IV вв. до н. э. в итоге свелась к физическим упра жнениям и испытаниям. Именно эти элементы стали предметом подражания в п оследующие эпохи».
Пока подрастали юноши, им приходилось постоянно у читься тер пению. Если они попадались на воровстве, а все, что они добывал и по приказу командиров - овощи, др ова, - было ворованным, то их нещадн о наказывали - хлестали плетьми, н о не за кражу, а за нерасторопность...
О мальчиках заботилось госуд арство. Нигде в древнем мире подобного не было. Поделив детей на группы по возрасту, их расселяли в бараках, где они сами прибирались и наводили чис то ту. Их воспитывали в закрытых полувоенных школах - сво его рода «детских домах».
Д етей подвергали зверской му штре, воспитывая в них выносливость, хитрость, жестокость, умение приказ ы вать и повиноваться. И зимой, и летом мальчики ходили боси ком, одетые в л егкий хитон, до ходивший им до колен. Кожа на ногах постепенно грубела, и о ни приучались лазить по горам бо сиком. Надзирали за ними юно ши 19 - 20 лет (ирены). «Кто из граждан не проходил вс ех сту пеней воспитания мальчиков, - писал Плутарх, - не имел г раж данских прав».
Забавно, что во Франции в конце XIX века спартанское во спитание любили сравнивать с английским. Вот типичный журналистский па ссаж: «Спартанцы при держивались воспитания, которое мы назвали бы англ ийским. Они не пеленали новорожденных детей, приучали их к изменениям те м пературы, мыли их холодной водой и даже зимой не позволяли им кутаться».
Всех детей делили на отряды (агелы); в основном по шес ть маль чиков в каждом. Командовал отрядом самый смышленый и ловкий ребе нок. Британские археологи, проводившие раскопки в храме Ар темиды Орфии, обнаружили многочис ленные надписи, оставленные в честь мальчиков, одер жавших победы на состязаниях, посвященных Артемиде. Если мальчик команд овал отрядом, это указывалось в надписи.
Полномочия командира были дос таточно широки. Оста льные дети слу шались его беспрекословно. По его приказу заготавливали дрова и овощи; он мог отстегать провинившегося маль чишку. Наказывали лю бого, кто возра жал, медлил. Так растили идеальных воинов (это была единст венная про фессия настоящего спартанца). В бою гоплит инстинктивно (!) не с мел игно рировать приказ; он подчинялся ему, как автомат. Ради этого в спартанцах с детства вырабатывался особый услов ный инстинкт: «моментальное подчине ние приказу».
Сп артанцы воспитывались как послушники в монастыре, толь ко в этом мона стыре учились не молиться, а сражаться, не пробуж дать в себе добро, а восп итывать воинскую доблесть, не помогать людям, а воевать с ними. Каста спар танцев была сродни рыцарско му ордену, и, подобно монахам, они были огражд ены от внешнего мира - от этой дьяво льской напасти, противостоять которой было делом всей жизни и настоящег о монаха, и истинного спартанца.
Сыновья знатных иностранцев, оказавших большие ус луги Спар те, тоже могли учиться в спартанской школе. Многие богатые и ари стократически настроенные родители отправляли детей на воспи тание в Спарту.
В школе приучали детей не только слушаться приказо в, но и, выполняя их, доблестно воевать. Подготовка новых воинов была жизне нно важна для государства. Все спортивные состяза ния и игры были подчинены одной цели - воспитывать в юношах солдат. С дет ства с партанцы приучались владеть мечом, копьем и щитом. Во время игр выстраив ались в фалангу. Подолгу занимались бегом, борьбой, прыжками, метанием ди ска и дротика.
Ежегодно между спартанскими юношами проводились с остя зания - своего рода «бои без пр авил». Площадка для поединка была со всех сторон окружена глубоким рвом, наполненным водой. Перед началом состязания приносили жертву. Затем юно ши разбивались на две команды. Цель поединка - столкнуть против ника в воду. Разрешено было наносить удары н огами, кусаться, царапаться, надавливать на глаза, нападать несколько че ловек на одного - никаких правил «фе йр-плэй». Запрещалось лишь при менять оружие.
В этом «потешном сражении» юноши не щадили друг дру га; еще меньше они будут жалеть противника. Как отмечают комментато ры, по добные игры больше всего напоминали поединки гладиато ров - жестокие, безжалостные бои.
Впоследствии, в римскую эпоху, когда Спарта преврат илась в скромный, провинциальный городок, спартанские «бои без правил» с тали популярным аттракционом. Очевидцами подобных игрищ были и Павсани й, и Цицерон, удивлявшийся тому, «с каким невероятным упорством (юноши) сра жались кулаками, ногами, ногтями и даже зубами; они предпочитали погибну ть, чем признать поражение».
Другим видом испытаний было бичевание юношей на пр аздни ке Артемиды Орфии. Их секли ивовыми прутьями перед алтарем богини. Некогда жертвенник богини орошали человеческой кровью, казня любого, вы бранного жребием. По преданию, Ликург заменил подобные казни бичеванием юношей. За этим наблюдала жрица, державшая в руках небольшое деревянное изображение богини. Если бичующие щадили юношу, то изображение становил ось та ким тяжелым, что жрица едва удерживала его. Тогда она обвиняла бичу ющих в нерадивости. Каждый юноша должен был сносить на казание молча. Есл и он кричал от боли, презирали не только его, но и его родителей.
П ока подрастали юноши, им приходи лось постоянно учиться терпению. Если они попадались на воровстве, а все, что они добывали по приказу командиров - овощи, дрова, - было воро ванным, то их нещадно наказывали - хлестали плетьми, но не за кражу, а за нерасторопность. Вздумай юноша пожаловаться отцу, тот прини мался сам колотит ь несчастного.
Совершив воровство, спартанские дети стремились н ичем не выдать себя. Рассказывают, что как-то мальчишка украл лисенка и сп ря тал его под плащ. Когтями и зубами зверек раздирал живот ребенка, стара ясь вырваться из западни. Мальчик молчал; он так и умер от ран, но не подал в иду, что держит под плащом что-то ворованное. Современные историки счита ют этот рассказ, переданный Плутархом, выдумкой, хотя он психологически точен. Если бы мальчик признался в краже, вытащил добычу из-за пазухи, то е го - за не ловкость и трусость - запороли бы до полусмерти. Мальчик нас толь ко боялся жестокого наказания, что крепился даже когда терпеть уже было нельзя.
«Терпеть» - во т что было главным в спартанской «школе муже ства». Гимнастические упра жнения обычно выполняли голыми: ле том под палящими лучами солнца; зимой - невзирая на снег и дождь. Принимать тёплые ванны и умащать тело запрещалось; грязь по крывала тело. Спали мал ьчики в бараках, на подстилках из тростни ка, сорванного голыми руками на берегу Эврота. Зимой под низ под стилки клали чертополох; считалось, что э то растение согревает.
Жили впроголодь. Впрочем, античные авторы считали, ч то это шло спартанцам на пользу. Они становились от этого стройнее, «не ра здавались вширь»; их тело росло «свободно, без принуждения», становилось «тонким и худощавым», пояснял преимущества такой «диеты» Плутарх. Недар ом немецкий искусствовед Иоганн Иоахим Винкельман называл телосложени е спартанцев образцом гречес кой красоты.
Однако красота была лишь побочным результатом спа ртанс кого воспитания. Точно так же спартанцы занимались музыкой или та нцами отнюдь не ради звуков нежных. Пиррихий, танец с оружием, исполнявши йся юношами, скорее, напоминал боевое упражнение. Его элементами были ат аки, прыжки, оборонитель ные приемы, молниеносные удары копьем - то есть все, что тре бовалось воину во врем я боя. Исполняли его в полном вооруже нии. Занятия танцами мало чем отлича лись от повседневной муштры; они лишь разнообразили ее. Под звуки же флей ты спартан цы шли на битву. По словам Плутарха, мелодии спартанцев «об ла дали способностью проникать в душу, возбуждать мужество и великодушные чувства, внушать порывы энтузиазма». В песнях спартанцев восхвалялась х рабрость тех, кому посчастливилось умереть за Спарту.
Как только юноши подрастали, они могли испытать это «счастье». Их делили на небольшие отряды и отправляли в Мессению. Скитая сь по горам, среди диких зверей, они убивали встречавших ся им илотов. По д остижении 20 лет юноши поселялись в казармах для взрослых. Все они считали сь военнообязанными (срок военной службы в Спарте с оставлял сорок лет).
Отрывок из книги Б.Э. Кестла, древнее образование:
Рассказывая о жизни Л икурга плутарх подчеркивает то что главным в спартанской системе была система воспитания: она воспитывала своих граждан таким, образом чтобы они не мо гли жить сами по себе; они должны были отдавать стране всего себя без остатка . Процесс воспитания такого подчинения начинался в детстве, потому что по законам Ликурга молодежь рассматривалась не стол ько детьми своих р о дителей с колько воспитанниками общества.
Каждого новорожденного показывали опытным знатокам физического здоро вья детей. Это было что-то вроде гос ударственного к омитета по здравоо хранению, и если младенец был "хи лым или плохо сложенным", то его выставляли на волю природных стихий в уще лье Апофет в горах Тайгет. Тем же, кто выживал после этого испытания сохра няли жизнь и в дальнейшем старались не подвергать чересчур сильным испы таниям, потому что, избавляясь от самых слабых детей, спартанцы заботили сь об остальных.
Мальчиков-подростков объеди няли в стаи и компании, похожие на наши бойскаутские группы. Самый подвиж ный и смышленый из стаи назначался руководителем, в обязанности которог о входило руководить и наказывать. Стаями руководил эйрен, юноша, которы й закончил молодежную подготовку и теперь брал ответственность за восп итание молодых ребят. Эйренами руководили пайдоно мы, по словам Плутарха « самые луч шие и самые честные люди города» , облада вшие неограниченными правами в выборе наказания за проявления небрежн ости и не дисциплинированности.
Эти наказания приводили в исполнение их маладые помощники с помощью роз г. Внутри этой иерархии требовалось беспрекословное подчинение непоср едственному начальству, а за ее пределами каждый спартанский мальчик до лжен был подчиняться любому взрослому, которого он встречал на улице. Ег о первой и последней обязанностью было слушаться, а розги были первым и п оследним наказанием для тех, кто проявлял своеволие.
С денадцати лет спартанским мальчикам не позволялось носить нижнее бел ье, даже в суровые зимы Пелопоннеса. Они питались грубойи скудной пищей в общих сто ловых и спали вместе в общих спа льнях на камышах, которые сами собирали на берегах реки Юр отас без помощи ножа. Купание в реке заменяло им ванну. Мы можем поверить П лутарху, который замечает, что "их тела были твердыми и сухими, почти не зн акомыми с банями и маслами". Можем принять на веру и его суждение о том, что " весь курс их обучения сводился к непрерывному воспитанию совершенного подчинения".
В том возрасте , когда формировал ся их характер, м альчики и дев очки подвергались- в эмоциональном плане - военным традициям своего народа , а в физическом плане (по крайней мере, мальчики) - час тым побоям. Порка была не минуемым наказанием даже за мелкие провинности и незнач ительные проступки. Система воспитания не включала никаких выговоров и ли иных мер осуждения, за исключением презрительных насмешек со стороны старших и спартанских девиц. Жалобы родителям лишь служили поводом для н овой порки, потому что твердость, а не справедливость, считалась более су щественным в воспитании: "Если ребенок, говорит отцу, что ег о выпорол другой отец, то это по зор, если его родной оте ц не выпорет за это своего сына» .
Таким образом, спартанское воспитание сводилось п очти исключительно к физической военной подготов ке. Плутарх отмечает, что некоторые уступки были сделаны в отношении гра мотности: "Их обучали чтению и письму лишь в той степени, в какой это было м инимально необходимо; главным для них было воспитать послушных граждан, научить их выносить боль и побеждать в бою".
Военная муштра, охота, плавание, конный спорт, искусство разведчика, умен ие шпионить и тяжелые, напряженные упражнения в гимнастическом зале - во т к чему сводилось спартанское воспитание. Спутниками и помощниками в эт ом воспитание служили национальные песни, патриотические стихи, музыка и танцы, которые считались важными инструментами в подъеме боевого духа . Поскольку арифметика отдавала коммерцией, которой не занимался ни один снартанец, тайна числа оставалась почти неоткрытой, за исключением боев ого расчета при построении воинских формирований.
Хотя к риторике относились с презрением и ее преподавание было запрещен о, спартанцы с уважением относились к остроте ума, находившему выражение в коротких и весомых фразах - лаконичных выражениих - которые прославили речь спартанцев. Эта особенность речи проявилась, например, в знаменитом приказе царя Леонида, отданного им в день битвы при Фермопилах: "Завтрак - здесь, ужин -Аиде". После ужина старшие обучали детей искусству, как давать "верные и содержательные ответы" на практические вопросы, провоцируя у д етей и юношей способность высказывать суждения по текущим делам. В этом нет ничего похожего на диалоги Сократа. Таким образом, пишет Плутарх, они получали информацию о достоинстваи недостатках своих соотечественник ов и учились выражаться кратко и в стиле сурового юмора, что особенно поо щрялось взрослыми. Если мальчик не справлялся с заданиями взрослых, то о ни кусали его за большой палец.
С писок литературы:
1. Бордовская Н. В., Реан А. А ., Педагогика, СПб, «Питер», 2006 г., с. 58.
2. Волко в А.В., Спарта. Со щитом и на щите, М., «Вече», 2005 г., с. 163-169.
3. Интернет ресурсы: http://mthistory.narod.ru/misc/sparta.htm
4. Подласы й И. П., Педагогика новый курс, 1 часть,М., «Валдос», 2005г.,