* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.
Европейская философия XIX века.
Для Европы, европе йской культуры и европейского сознания XIX век — классический. Таковым он стал и для истории европейской философии. Первая половина века прошла по д знаменем творчества классиков немецкого идеализма, последователей и критиков Канта: И. Фихте, Ф. Шеллинга и Г. Гегеля.
ИОГАНН ГОТЛИБ ФИХТЕ (1762-1814) — субъективный идеалист. Он с тавил перед собой задачу преодолеть кантовский дуализм «вещей в себе» и явлений. Исходным пунктом его философии является тезис об автономности «Я». «Я» утверждает себя в качестве такового в акте самосознания. «Я» ест ь — это самоочевидное суждение. Но, в отличие от Декарта, самоочевидност ь «Я» у Фихте основывается не на акте мышления, а на волевом усилии, действ ии. «Я» есть волевое, действующее существо.
Стремясь преодолеть дуализм Канта, Фихте отказался от кантовской «вещи в себе», отождествил мышление и бытие. Кантовский трансцендентальный су бъект у него превратился в абсолютное начало всего существующего, в абсо лютное «Я», из деятельности которого, по Фихте, объяснялся весь окружающ ий человека мир -«не — Я». Тем самым предметная сфера человека оказывала сь продуктом его деятельности. В конечном счете «Я» осваивал «не — Я», до стигал тождества с самим собой. Совпадение индивидуального и абсолютно го «Я» — идеал всего движения и развития общества. Однако полное достиж ение этого идеала невозможно. Оно привело бы к прекращению деятельности , которая, по Фихте, абсолютна. Поэтому вся человеческая история — лишь бе сконечное приближение к идеалу.
Идеи Фихте развивал его младший современник ФРИДРИХ ВИЛЬГЕЛЬМ ЙОЗЕФ ШЕ ЛЛИНГ (1775-1854). Он разработал учение о тождестве субъекта и объекта. Абсолютны й субъект, связанный у Фихте с индивидуальным «Я», в системе Шеллинга пре вратился в божественное начало мира, абсолютное тождество субъекта и об ъекта, точку «безразличия» их обоих. Он, таким образом, в своих воззрениях занял позицию объективного идеализма. Оставалось решить вопрос, как из э того первоначального тождества вывести все многообразие определений с уществующего мира. Отвечая на него, Шеллинг их возникновение рассматрив ал как «творческий акт», который недоступен для разума ж представляет со бой интеллектуальную интуицию — синтез сознательной и бессознательно й деятельности. Такой интуицией, по Шеллингу, обладают только особо одар енные люди, гении. В учении Шеллинга интеллектуальная интуиция, следоват ельно, являлась высшей формой философского творчества, тем инструменто м, на основе которого саморазвертывалось тождество.
ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ ГЕГЕЛЬ (1770-1831) кантовской «вещи в себе» противопос тавил диалектический принцип — сущность проявляется, явление существ енно, отрицал учение Шеллинга об интеллектуальной интуиции. Он утвержда л абсолютное главенство рационального, а не бессознательного элемента познания. Его основные труды: «Феноменология духа» (1807), «Наука логики» (1812), « Энциклопедия философских наук» (1817), «Философия права» (1821) и др.
Гегель называл свою философскую систему «абсолютным идеализмом». Он ут верждал, что категории — суть объективные формы действительности, в осн ове которой лежит «мировой разум», «абсолютная идея» или «мировой дух». «Абсолютная идея», таким образом, — это деятельное начало, давшее импул ьс к возникновению и развитию природного и духовного мира. Деятельность ее заключается в мышлении, цель — в самопознании.
Процесс самопознания «абсолютной идеи», «мирового ра зума» включает три этапа:
1. Пребывание самопознающей «абсолютной идеи» в ее собственной лоне, в ст ихии чистого мышления (логика, в которой «абсолютная идея» через самодви жение законов и категорий диалектики раскрывает свое содержание; логик а как наука о себе и для себя).
2. Развитие природы как инобытия «абсолютной идеи», «окаменевший дух» (пр ирода представляет собой внешнюю реальность «абсолютной идеи», ее проя вление; философия природы как наука об идее инобытия).
3. Развитие общества и человеческого сознания — духа (дух — снятие приро дного проявления, возвращение идеи к самой себе, познание «мировым духом » самого себя через достижение абсолютной истины, после чего развитие за канчивается; философия духа как наука об идее, возвращающейся в самое се бя из своего инобытия).
Движение «абсолютной идеи», а, следовательно, и всего предметного мира и меет свое начало и конец, замкнуто в определенный круг. У Гегеля получало сь, что высшей формой и концом развития «абсолютной идеи», где она осозна ет самое себя и весь пройденный ею путь и становится «абсолютным духом», является философская система самого Гегеля. Отныне восходящее движени е «абсолютной идеи» прекращается и дальнейший процесс движения мыслит ся только как замкнутый круг, простое повторение ею пройденного пути.
От системы Гегеля следует строго отграничивать его диалектический мет од: сама гегелевская система, как мы выяснили, ставит предел развитию мыш ления, а метод требует отказа от границ в развитии. Немецкий мыслитель сч итал, что невозможно понять явление, не уяснив всего пути, который оно сов ершило в своем развитии, что развитие происходит не по замкнутому кругу, а поступательно, от низших форм к высшим, что в этом процессе действуют тр и закона:
· ЗАКОН ПРЕВРАЩЕНИЯ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В КАЧЕСТВЕННЫЕ и КАЧЕСТВ ЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ. Эти взаимопереходы он рассматривал к ак бесконечный процесс;
· ЗАКОН ВЗАИМОПРОНИКНОВЕНИЯ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ, который вскрывает про тиворечия как внутренний источник, импульс, побудительную силу всякого самодвижения;
· ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ, который означает не просто уничтожение ста рого качества новым, а представляет собой единство трех основных момент ов: 1) преодоление старого, 2) преемственность в развитии и З) утверждение но вого.
Общий вывод (и величайший пафос) гегелевской философии состоят в признан ии разумности мира: «Все действительное — разумно, все разумное — дейс твительно». Неразумное должно быть преодолено разумом. Перед нами не тол ько рационалистическая, но благодаря своему последовательному рациона лизму — оптимистическая философия. В то же время это абсолютный идеализ м, поскольку творческой силой он признает лишь мысль, дух, идеальное.
Наряду с идеалистической системой, в философии Гегеля имелось рационал ьное зерно — диалектика. Она вошла в сокровищницу мировой мысли, послуж ила исходным пунктом разработки философии марксизма.
Критика гегельянства «слева» (Л. Фейербах. К. Маркс и Ф. Энгельс) и «справа» ( Шопенгауер, С. Кьеркегор и Ф. Ницше).
Философия Гегеля оказала огромное, чарующее воздействие на европейско е (а затем не только на европейское) сознание. Она отвечала общему умонаст роению эпохи. Однако высшая точка развития нередко означает и начало его упадка, наступление кризиса. Так произошло и с гегельянством.
Уже к середине века оно подверглось критике с двух противоположных стор он: «слева» — со стороны материализма (Л. Фейербах, К. Маркс и Ф. Энгельс) и « справа» — со стороны идеалистического иррационализма (А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор и Ф. Ницще).
Первым немецким философом, подвергшим развернутой критике систему и ме тод Гегеля с материалистических позиций, был ЛЮДВИГ АНДРЕАС ФЕЙЕРБАХ (1804-1872). Основные его сочинения: «К критике философии Гегеля» (1839), «Сущность хр истианства» (1841), «Предварительные тезисы к реформе философии» (1842), «Основн ые положения философии будущего» (1843).
Критикуя объективный идеализм Гегеля, Фейербах отстаивал материалисти ческий взгляд на природу. Однако его материализм не случайно называют ан тропологическим. Он природу, в отличие от материалистов XVIII в., рассматрива л не как механизм, а скорее как организм. В центре его внимания — не отвле ченное понятие материи, а ЧЕЛОВЕК как ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ ЕДИНСТВО, единств о души и тела, как «… единственный, универсальный и высший предмет филосо фии». Человек, по Фейербаху, есть материальный объект и одновременно мыс лящий субъект.
Тело в его целостности, утверждал Фейербах, как раз и составляет сущност ь человеческого «Я». Духовное начало в человеке не отделяется от телесно го, дух и тело — две стороны той реальности, которая называется организм ом. Человеческая природа, таким образом, толкуется Фейербахом преимущес твенно биологически. С другими индивидами человек связан не социальным и, а только природными узами.
В теории познания Фейербах выступал как сенсуалист, полагая, что ощущени е составляет единственный источник нашего познания. Критерием истины т ех или иных научных суждений он считал согласие с ними большинства людей . «Истинно то, что соответствует сущности рода, — писал Фейербах». — Ложн о то, что ему противоречит».
В соответствии с антропологическим принципом Фейербах по-новому интер претировал само понятие «объект познания». Понятие объекта, по его учени ю, первоначально формируется в опыте человеческого общения. Поэтому пер вый объект для всякого человека — это другой человек, «Ты». Именно любов ь к другому человеку есть путь к признанию его объективного существован ия, а тем самым к признанию существования вообще внешних вещей.
Антропологический материализм Фейербаха возник как реакция на идеализ м, прежде всего на учение Гегеля, в котором господство всеобщего над един ичным было доведено до такой степени, что отдельная человеческая личнос ть оказалась исчезающе-ничтожным моментом. Фейербах встал на защиту име нно природно-биологического начала в человеке, от которого в значительн ой мере абстрагировался немецкий идеализм после Канта, но которое от люб ого индивида неотъемлемо.
Однако сферу общественной жизни Фейербах оставил вне материалистическ ого понимания. В целом его антропологизм не вышел за рамки метафизическо го материализма. Отвергая гегелевский идеализм, Фейербах не воспринял и его диалектику. Он не понял, что диалектику можно развивать и на неидеали стической основе.
Тем не менее значение Фейербаховской критики идеализма огромно. Учение Фейербаха, несмотря на его односторонность, сыграло важную роль в формир овании философских взглядов КАРЛА ГЕНРИХА МАРКСА (1818-1883) и ФРИДРИХА ЭНГЕЛЬ СА (1820-1895). Основные труды: К. Маркса — «Экономическо-философские рукописи» (1844), «Снятое семейство» (1845), «Тезисы о Фейербахе» (1845), «Немецкая идеология» (1846), «Капитал» (1857-1867) и др.; Ф. Энгельса — «Анти-Дюринг» (1876-1877), «Диалектика природ ы» (1873-1882), «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884), «Л юдвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (1886) и др.; К. Маркс а и Ф. Энгельса — «Манифест Коммунистической партии» (1848) и др.
В чем же состояла принципиальная новизна основных идей марксизма как од ного из многих течений мировой философской мысли?
1. Марксизм с идеалистической на материалистическую почву поставил геге левскую диалектику и превратил ее в науку о наиболее общих формах связей и наиболее общих законах функционирования и развития объективного мир а и отображающего его человеческого сознания.
2. Представители домарксовского материализма ограничивались установле нием зависимости человека от природы, что приводило их на путь идеализма . Марксизм показал, что человек «находится» не только в природе, но и в сфе ре материальной деятельности, изменяет ее также, как и общественные отно шения. Именно ПРАКТИКА как предметная деятельность составляет суть быт ия человека. В соответствии с этим все виды сознания людей отражают лишь то. что включается в орбиту бытия. Только с помощью практики можно доказа ть истинность тех или иных взглядов, воззрений людей. Следовательно, гла вная идея философии марксизма состояла в том, что ПРАКТИКА, БЫТИЕ ПЕРВИЧ НО ко всем видам сознания человека и определяют их. Эта идея послужила от правным пунктом и основой одного из главных открытий Маркса и Энгельса — МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОГО ПОНИМАНИЯ ИСТОРИИ.
3. Марксизм выделил из системы общественных отношений производственные в качестве определяющих и благодаря этому обнаружил повторяемость в ра звитии стран и народов, синтезировал сходные общественные порядки в пон ятии ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ФОРМАЦИИ. Это дало возможность рассмат ривать жизнь человеческого общества не только как закономерный процес с, но и разделять его историю на определенные типы.
4. Марксизм по-новому объяснил ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ. Так овыми являются сами ЛЮДИ, с их действиями и поступками, нацеленными на уд овлетворение своих потребностей и запросов. Объединяясь между собой в п роцессе производства, они не только создают материальные блага, но и обм ениваются результатами своей деятельности, т. е. вступают в определенные общественные отношения. Если эти отношения тормозят развитие производ ства, люди вносят в них конструктивные изменения, чем в конечном счете из меняют и самих себя, способствуют своему саморазвитию. В марксизме ИДЕЯ САМОРАЗВИТИЯ стала основой решения проблем человека и его свободы.
5. В условиях капитализма бурное развитие производства ведет к накоплени ю богатства в руках собственников основных средств производства. Они и п рисваивают привилегии свободного саморазвития, пролетариат же практич ески лишен такой возможности. Прочему его ОСВОБОЖДЕНИЯ от угнетения экс плуататоров можно решить только лишь в ходе ПОСТРОЕНИЯ КОММУНИЗМА, кото рый не только. ликвидирует наемный труд и отчуждение человека от его рез ультатов, но и создаст условия для всестороннего развития личности.
6. Домарксовские мыслители полагали, что ЗАДАЧА ФИЛОСОФИИ сводится к объ яснению действительности, ее познанию. Диалектический материализм уви дел свое предназначение не только в качестве метода познания действите льности, но и ее РЕВОЛЮЦИОННОГО ИЗМЕНЕНИЯ, ПРЕОБРАЗОВАНИЯ.
Итак, введение принципа практики в познавательный процесс позволило Ма рксу и Энгельсу решить вопрос о тождестве мышления и бытия, соединить те оретический и практический разум, построить «Мост», между явлениями и «в ещью в себе» и, таким образом, разрешить с материалистических позиций ос новные проблемы немецкой классической философии.
Гегель-Фейербах-Маркс — такова классическая (рационалистическая) лини я развития европейской философии XIX в. Ей противостоял ИРРАЦИОНАЛИЗМ. Тез ису рационалистов о разумности мира иррационалисты (А. Шопенгауэр, С. Кье ркегор и Ф. Ницше) противопоставили — и не без оснований — противополож ный: мир неразумен; человеком управляет не разум, а слепая воля, инстинкт, страх и отчаяние.
Первым против Гегеля выступил АРТУР ШОПЕНГАУЭР (1788-1860), наиболее системати чески изложивший свои взгляды в большом философском сочинении «Мир как воля и представление» (1819-1844). Основополагающим началом мироздания, по его м нению, является слепая, бессознательная сила — ВОЛЯ К ЖИЗНИ. Она бессмыс ленна потому, что каждый из нас обречен на смерть, а многие — на старость, болезнь и страдание.
Однако именно воля к жизни забросила нас в чуждый, враждебный нам мир, соб лазнив обманчивыми, призрачными приманками (первая из них — сексуально е наслаждение, инстинкт продолжения рода). За соблазны надо платить, и чел овек всю жизнь платит «по векселю», подписанному его отцом в порыве слад острастия. Тут уж не до оптимизма. «Оптимизм, — заключает Шопенгауэр, — с амая безжалостная издевка над человечеством».
Из этой ситуации Шопенгауэр предлагает человеку только один выход — по гасить в себе волю к жизни.
«Анти-Гегелем» называли современники и другого крупнейшего мыслителя- иррационалиста первой половины XIX в. — датского философа и теолога СЕРЕН А КЬЕРКЕГОРА (1813-1855), предшественника современного ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА (от фр анц. экзистенция — существование).
Теме смерти и страдания, главной в экзистенциализме, датский философ при дал особую выразительность и тональность. Он исследовал внутренний, глу бинный мир человека, оказавшегося перед лицом смерти в состоянии медлен ного, мучительного умирания (лучше всяких слов об этом говорит весьма кр асноречивое название его книги — «Страх и трепет» — 1843).
Видимо, совсем не случайно Кьеркегор не воспринимал гегелевский спокой ный и рассудительный «объективизм». Несостоятельность рационализма он видел в том, что для него истинно только общее, выраженное в понятиях и си ллогизмах (от греч. силлогисмос — логическое умозаключение, в котором и з двух данных суждений — посылок — получается третье — вывод), где един ичному почти не находилось места. Но именно в единичном, случайном он вид ел бесконечную ценность, с ним связывал высшую, т. е. жизненную истину. В по давлении единичного общим Кьеркегор усматривал деградацию и христианс кой религии, и всей культуры.
В рационализме, в попытке установить господство интеллекта над жизнью в идел регресс общества и ФРИДРИХ НИЦШЕ (1844-1900). Как и Шопенгауэр, он говорил о м ировой воле — основе всего сущего. Но это уже не воля к жизни, а ВОЛЯ К ВЛАС ТИ.
Слепая, безотчетная водя к власти утверждает в мире власть сильных над с лабыми. Это и есть естественный порядок вещей. Противиться такой власти — и тщетно, и противоестественно.
Свою философию Ницше рассматривал как переоценку ценностей. Подобная п ереоценка прежде всего касалась идеологии и морали христианства, котор ые философ отвергал как идеологию и мораль «рабов». Сам Ницше, безусловн о, считал себя аристократом, любил и ценил все аристократическое.
В своих многочисленных книгах («Веселая наука» — 1882, «Так говорил 3аратус тра» — 1883-84 и др.) Ницше варьировал одну мысль: превозносил до небес жизненн ый инстинкт, аристократическую культуру и «дионисейское» (выражающее б уйство жизни) искусство и также решительно отвергал науку, мораль, рацио нальное познание. Словом, все, что, по его мнению, омертвляет и ослабляет ж изненный порыв, искажает его первозданную сущность.
Своим антиподом Ницше считал Сократа, называя его «теоретическим челов еком», союзниками — древних и новых мифотворцев, которые поиску отвлече нной истины предпочли пусть и обманчивую, но пьянящую, желанную иллюзию. Ибо все, что стремится к жизни, не может обойтись без иллюзий. Справедливо сть при этом совсем не нужна, так как жизнь несправедлива по своему сущес тву.
Свое отношение к демократии Ницше высказал так: «К дьяволу массы, а заодн о и статистику!"
Культ Ницше — это культ «лучших» и «избранных» (культ «сверхчеловека»).
К концу столетия, после революций 1848-49 и 1871 гг., Европа ненадолго стабилизова лась. В философии это проявилось в снижении общего уровня творчества, в о тсутствии новых идей, в распространении эпигонства (неокантианство, нео гегельянство и т. д.). То было кажущееся затишье. Приближался XX век — век ве личайших потрясений, мировых войн и революций.