* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.
Гассенди и его значение в истории филосо фии
Среди деятелей обновления и развития эмпиризма выдающееся место занимает современник и друг Гоббса Пьер Гас сенди. Родившись 22 января 1592 г. в Шантерсье, местечке французского епископс тва Динь, он впоследствии сделался сначала настоятелем собора в Дине, за тем профессором математики College Royal королевского колледжа в Париже, где и ск ончался 24 октября 1655 г.
В молодости он не только изучал философию Аристотеля, тогда ещё безразде льно господствовавшую в школах, но и сам как профессор философии препода вал её несколько . Но Аристотель скоро потерял для него авторитет бла годаря чтению Цицерона, Пьера Рамуса, Луиса Вивеса 27 и др. Этот философ так мало удовлетворял его, что он, объяснив его воззрения своим ученикам до п олудни, опровергал их после полудня.
Поэтому его первое сочинение направлено было против Аристотеля, по край ней мере против Аристотеля, обожествляемого в школе, и написано в скепти ческом духе. Оно называлось парадоксами, но целью его было показать пара доксы философии Аристотеля. Его заглавие- 'Exercitationes paradoxicae adversus Aristoteleos' Парадоксальные упражнения против аристотеликов. 'Скажут, - говорит у него школьный филос оф, - что солнце имеет форму и материю, воздух имеет форму и материю, дождь, к амень, дерево и человек имеют также форму и материю. О величественная фил ософия! Все имеет форму и материю! Таким образом, мы знаем все! 3ачем же нам м учиться, изучая природу?'
Ввиду господства философии Аристотеля Гассенди говорит: 'Вся философия словно ничего не знает о природе' . Его собственной склонности к эмпириче скому познанию природы атомистика Демокрита и Эпикура, исходящая из чув ственно-определенных принципов и разлагающая природу на элементы, долж на была соответствовать более чем философия Аристотеля. Другие мыслите ли также обратили внимание на это. Уже Бэкон предпочитал Демокрита Арист отелю. Врачи Клод де Беригард (умер в 1663 г.) и Иоганн Хризостом Магненус в сво ем 'Democritos reviviscens' 'Возрожденном Демокрите' старались обновить учение об атомах.
Гассенди прежде всего заслужил одобрение несколькими работами, имевши ми целью историческое понимание и возрождение эпикурейской философии, совершенно забытой в средние века. Он описывает жизнь Эпикура и его мора льное значение, он подробно комментирует 10-ю книгу Диогена Лаэрция и сам д ает систематическое изложение философии Эпикура. Заглавия этих сочинений : 'De vita et moribus Epicuri', 'Animadversiones in X Librum Diog. Laertii', 'Syntagma Philosophiae Epicuri' ' О жизни и смерти Эпикура ', ' Замечания к 10 книге Диогена Лаэрция ', ' Свод философии Эпикура '.
Бейль называет его лучшим философом среди гуманистов и ученейшим гуманистом среди философов. Это справедливо, ибо Гассенди п ринадлежит истории философии не только как воспроизводящий чужие идеи, ученый историк философии, но и как самостоятельный мыслитель. Он система тически исследовал все части философии в своей 'Syntagma philosophicum' системе философи и. Его сочинения изданы в Лионе в 1658 г. в шести томах in folio. Два первых содержат е го собственную систему; остальные - его исторические и критические работ ы. Его жизнь описал Самуэль Сорбьер .
Гассенди прежде всего и несмотря на свою склонность к античной атомисти ке настаивает также на самостоятельности мышления. Поэтому он в негодов ании обращается к последователям Аристотеля: какая вульгарность в веща х, касающихся не религии, где, конечно, надо разум подчинять вере, но приро ды, подчинять свой ум авторитету того или иного философа! И какая косност ь, вместо того чтобы наблюдать природу собственными глазами, смотреть на нее глазами Аристотеля и, вместо того чтобы изучать природу самому, изуч ать лишь сочинения Аристотеля о природе! И какое малодушие, не доверяя со бственным силам и способностям, думать, что природа исчерпала себя в одн ом гении, что она уже не может производить людей, а только обезьян, как буд то природа не остается всегда одинаковой и в настоящее время не может пр оизводить великие умы, как некогда .
Именно в этом духе, в каком Гассенди обращается к последователям Аристот еля, он усвоил эпикурейскую философию - не как обезьяна, а как человек, не к ак жвачное животное, а как самостоятельный мыслитель. Он отступает от Эп икура не только там, где тот не согласуется с христианской теологией и гд е, конечно, Гассенди повинен в большой непоследовательности, но и там, где его учения не совмещаются с разумом и успехами естественных наук, так чт о в этом отношении Эпикур является лишь исторически исходной точкой для собственных мыслей Гассенди и его прекрасного, яркого изложения открыт ий современной физики и астрономии.