* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.
Широк русский человек,
широк как русская земля,
как русские поля.
Н. А. Бердяев
Николай Александ рович Бердяев был одним из самых ярких и влиятельных русских мыслителей первой половины ХХ века, который написал сотни работ, посвященных различ ным философским, социологическим, политическим проблемам, проблемам ис кусства, морали. Духовная эволюция Бердяева прошла путь от “легального м арксизма”, когда он (наряду с другими марксистами) выступал против идеол огии народничества, к религиозному миросозерцанию. Причиной разрыва с м арксизмом для Бердяева было неприятие им идеи диктатуры и революционно го насилия, несогласие с тем, что историческая истина зависит от классов ой идеологии, от чьих бы то ни было интересов.
В противоположность этим утверждениям он подчеркивает, что объективна я (абсолютная) истина существует независимо от классового (эмпирическог о) сознания и может лишь в той или иной мере открываться человеку - в завис имости от его жизненного опыта и ценностных установок. Но даже встав на п озиции христианства, он искал не веры, а знания, он и в религиозной жизни х отел сохранить свободу искания, свободу творчества.
Бердяев был, пожалуй, единственным популярным русским философом. Свои и деи он излагал эмоционально и чрезвычайно доходчиво. Некоторые его форм улировки стали афоризмами. Бердяева, оставшегося в России и после 1917 года, дважды арестовывали. Первый раз в 1920 году в связи с делом так называемого “ Тактического центра”, к которому он не имел никакого отношения. А в 1922 году Бердяева арестовали и после допроса на Лубянке у самого Дзержинского вы слали за границу на "философском пароходе". Насмотревшись на ужасы совет ского режима, в эмиграции Бердяев исповедовал экзистенциализм и "антиие рархический персонализм".
Человек, считал он, не должен приносить себя в жертву или подчинять свою в олю ни одной структуре или иерархии, будь то церковь, государство или сем ья. До определенной степени будет верным сказать, что он вообще мыслител ь не очень русский. Или так это выразим: в русскую мысль он внес оглушитель но новую ноту. Это его персонализм.
Главная проблем а философии Бердяева - смысл существования человека и с связи с ним смысл бытия в целом. Ее решение, по мнению писателя, может быть только антропоце нтрическим - философия “познает бытие из человека и через человека”, смы сл бытия обнаруживается в смысле собственного существования. Осмыслен ное существование - это существование в истине, достижимое человеком на путях спасения (бегства от мира) или творчества (активного переустройств а мира культурой, социальной политикой). Философия Бердяева носит персон алистический характер; он сторонник ценностей индивидуализма. Бердяев был поглощен экзистенциальным интересом к человеку. Однако, в отличие от других философов-экзистенциалистов, писатель не удовлетворяется сопе реживанием, его волнует не столько трагедия человеческого существован ия, сколько свобода человеческой личности и человеческого творчества.
Но он в равной мере не принимал христианскую схему, укоренявшую зло в с амом человеке. Он предпочитал абсолютизировать свободу, отделить ее от Б ога и человека, чтобы тем самым онтологизировать зло, погрузить его в доб ытийственный хаос.
Объективация - одно из основных понятий философии Бердяева, она означ ает трансформацию духа в бытие, вечности - во временное, субъекта - в объек т, порождение не подлинного мира явлений, где результаты духовной активн ости человека приобретают формы пространства и времени, начинают подчи няться причинно-следственным отношениям и законам формальной логики.
В основу формирования национальных особенностей русской души, русск ого национального типа, по Бердяеву, легли два противоположных начала: 1) природная, языческая, дионисийская стихия ; 2) аскетически ориентированн ое православие.
Природное начало связано с необъятностью, н едифференцированностью России. Русская душа подавлена необъятными рус скими полями и необъятными русскими снегами, она утопает и растворяется в этой необъятности. Оформление свой души и оформление своего творчеств а затруднено было для русского человека. Государственное овладение нео бъятными русскими пространствами сопровождалось страшной централиза цией, подчинением всей жизни государственному интересу и подавлением с вободных личных и общественных сил. Всегда было слабо у русских сознание личных прав и не развита была самодеятельность классов и групп. Русский человек, человек земли, чувствует себя беспомощным овладеть этими прост ранствами и организовать их. Он слишком привык возлагать эту организаци ю на центральную власть, как бы трансцендентную для него. И в собственной душе чувствует он необъятность, с которой трудно ему справиться. Славянс кий хаос бушует в нем. Огромность русских пространств не способствовала выработке в русском человеке самодисциплины и самодеятельности, - он рас плывался в пространстве. Русская лень, беспечность, недостаток инициати вы, слабо развитое чувство ответственности с этим связаны. Ширь русской земли и ширь русской души давили русскую энергию, открывая возможность д вижения в сторону экстенсивности. Эта ширь не требовала интенсивной эне ргии и интенсивной культуры. От русской души необъятные русские простра нства требовали смирения и жертвы, но они же охраняли русского человека и давали ему чувство безопасности.
Противоречивость русской души определялась сложностью русской исто рической судьбы, столкновением и противоборством в ней восточного и зап адного элемента. Душа русского народа была формирована православной це рковью, она получила чисто религиозную формацию. Но в душе русского наро да остался сильный природный элемент, связанный с необъятностью русско й земли, с безграничностью русской равнины. У русских "природа", стихийная сила сильнее, чем у западных людей, особенно людей самой оформленной лат инской культуры. Элемент природно-языческий вошел и в русское христианс тво. В типе русского человека всегда сталкиваются два элемента - первобы тное, природное язычество, стихийность бесконечной русской земли и прав ославный, из Византии полученный, аскетизм, устремленность к потусторон нему миру. Русская душа хочет священной общественности, богоизбранной в ласти. Природа русского народа сознается, как аскетическая, отрекающаяс я от земных дел и земных благ. Русский народ не хочет быть мужественным ст роителем, его природа определяется как женственная, пассивная и покорна я в делах государственных, он всегда ждет жениха, мужа, властелина. Россия - земля покорная, женственная. Пассивная, рецептивная женственность в от ношении к государственной власти так характерна для русского народа и д ля русской истории.
Главная беда России - в слабости русской воли, в недостатке общественн ого самовоспитания и самодисциплины. Русскому обществу недостает хара ктера, способности определяться изнутри. Русского человека слишком лег ко заедает "среда", и он слишком подвержен эмоциональным реакциям на все в нешнее. Русской душ не сидится на месте, это не мещанская душа, не местная душа. В России, в душе народной есть какое-то бесконечное искание, искани е невидомого града Китежа, незримого дома. Перед русской душой открываю тся дали, и нет очерченного горизонта перед духовными ее очами. Русская д уша сгорает в пламенном искании правды, абсолютной, божественной правды и спасения для всеобщего воскресения к новой жизни. Она вечно печалитьс я о горе своего народа, и муки ее не знают утоления. Душа эта поглощена реш ением конечных, проклятых вопросов о смысле жизни. Есть мятежность, неп окорность в русской душе. Все дальше и дальше должно идти, к концу, к выход у из этого "мира", из этой земли, из всего местного, мещанского, прикрепленн ого.
Выход в свет его эссе “Новое средневековье. Размышление о судьбе Росс ии и Европы” (1924) принес Бердяеву европейскую известность. В условиях эмиг рации основными в его творчестве становятся темы этики, религии, философ ии истории и философии личности. Писатель вел активную творческую, общес твенно-культурную и редакционно-издательскую работу, включался в разли чные общественно-политические и общественно-церковные дискуссии в эми грантской среде, осуществлял в своем творчестве связь русской и западно европейской философской мысли. Он отстаивает в своих трудах первенство личности над обществом, “примат свободы над бытием” В 1947 году Бердяеву бы ло присуждено звание доктора Кембриджского университета.
В философском наследии Н. А. Бердяева были поставлены самые животрепе щущие вопросы российской мысли и жизни. Он еще в первой половине нашего в ека выделил тему свободы личности как центральную проблему философско й мысли и предложил пути ее решения. Именно поэтому творчество этого вид ного русского мыслителя, чьи сочинения замалчивались на его родине боле е семидесяти , вызывают такой живой и растущий интерес. Философ проде лал нелегкий путь от марксизма к философии личности и свободы в духе рел игиозного экзистенциализма и персонализма. Свобода, дух, личность, творч ество противопоставляются Бердяевым необходимости, миру объектов, в ко тором царствуют зло, страдание, рабство. Смысл истории, по Бердяеву, мисти чески постигается в мире свободного духа, за пределами исторического вр емени. Основные сочинения Бердяева (переведены на многие языки): “Смысл т ворчества” (1916), “Миросозерцание Достоевского” (1923), “Философия свободного духа” (т. 1-2, 1927-28), “Русская идея” (1948), “Самопознание” (1949). Кроме того из всего мног очисленного творческого наследия Бердяева стоит выделить характерные для него статьи: "Борьба за идеализм" ("Мир Божий", 1901), "Критика исторического материализма" (там же, 1903), "О новом русском идеализме" ("Вопросы философии и п сихологии", 1904).
Бердяев — философ культуры, и его горячая приверженность к культурн ым достижениям повелительно требует от него приобретения исключительн ой собственности на все ее завоевания. Благодаря гуманизму своей филосо фской позиции и таким отличительным ее чертам, как “восстание против люб ых форм тоталитаризма, неустанная защита свободы, отстаивание первично сти духовных ценностей, антропоцентрический подход к проблемам, персон ализм, искания смысла жизни и истории” (Ф. Коплстон) Бердяев сумел возвыси ться до подлинной самобытности, открыть перед русской духовностью новы е “горизонты мысли”.
Понятие “личност ь” понимается Бердяевым как неповторимая, уникальная субъективность. Ч ерез присущую ей свободу и возможность свободного творчества она напра влена на созидание нового мира. История человечества предстает в виде пр оцесса развития личностного начала человека, а сам он достигает наивысш его блаженства в единении с Богом в своем творческом акте, направленном на достижение высших божественных ценностей: истины, красоты и блага, на достижение нового бытия, нового, подлинного мира, царства Духа.
Приверженность “философии органического духа” позволила Бердяеву решить поставленны е им проблемы “реальности, свободы, личности”. Дух присутствует в челове ке как бесконечная свобода и неограниченное творчество, человек являет ся “Божьей идеей”. Каждый человек, по мнению Бердяева , должен отгадать “Б ожью идею о себе”, самореализоваться и “помогать Богу в осуществлении за мысла Божьего в мире”. Философ считает, что Бог действует в царстве свобо ды, а не в царстве необходимости, именно в духе, а не в детерминированной п рироде. Бердяев всегда отстаивал нередуцируемость свободы к необходим ости, ее неприкосновенность перед лицом экспансии детерминизма. Возмож но именно поэтому, относимый в исторической хронологии к первой половин е XX века, Н.А. Бердяев остается во многом нашим современником, призывающим при решении всех философских проблем ставить в центр человека и его твор чество.