* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.
Флорентийской уни ей называется договор , заключённый в 1439 году между православной и римско- католической церквями и формально объединивший их ( по дчинивший греко- православную церковь римско- католической ). О необходимости во ссоединения христианской церкви говорили еще задол го до церковного со бора , на котором был а заключена уния ( Фе рраро- Флорентийский собор ), по этому поводу про водились многочисленные переговоры и съезды , но все они были бесплодны . Результат принес только Флорентийски й со бор . Почему же это произошло ?
Дело в том , что в т о время христианский мир как никогда нуждался в объединении : к атолическая Европа была ослаблена крестовыми поход ами , а православная подвергалась постоянной опасности со стороны восточн ых соседей ( Русь – мо нголо- татар ; Византия – турков ). В таких условиях поддержка “ братье в во Христе ” очень сильно помогла бы и тем , и другим. Кроме того , постоянно ширились торговые и культурные связи стран , в которых были приня ты разные направления христианства . Понятно , что для этих связей было бы очень полезно хотя бы формальное примирение церквей . Естественно , больше всего в возрождени и единого христианства были заинтересованы визант ийские , греческие власти , которые не имели уже ни военной , ни экономической , ни даже диплом атической силы . Зато они имели сильных враг ов .
В конце 1435 года было уже предрешено созвание так интересовавшего византийцев Феррарского собора . Греки начали готовиться к этому собору и не могли в ввиду этого оставить без внимания русскую митрополичью кафедру , так как Московская митрополия конс тантинопольского патриарха была самой обширной , сил ьной и богатой из всех заграничных ( т аких , как Болгария ). Русский митрополит был бы на таком посту для греков совсем нежелателен : как узкий националист , он мог во спротивился союзу с католиками и вовсе не явиться на собор. Поэтому московским митрополитом был назначен грек Исидор , считавший своими соотечественниками очень высоко образованным челове ком , крупным философом , геополитиком практически ... В русских летопися х его называют “ многим языкам сказителем ” . В 1433 году он уже представлял Византию на перего ворах об объединении церквей , проходивших на очередном церковном соборе , где добился значительных успехов . Назна чая Исидора , византийские церковные и светские власт и надеялись обеспечить участие Руси в деле объединения с католиками . Но эти надежды греков на Исидора нужно понимать не в том смысле , что в нем видели человека , готового предать православие . Греческие церковные власти п редставляли себе унию в совершенно др уго м виде : они надеялись , что им самим удастся выну дить католиков на у ступки . В Исидоре це нили не готовность отречься от веры пр едков – напротив , этого- то от него не ожидали и не хотели – а вы сокую образованность и ораторское искусство , котор ая , как считал и , поможет византийцам убедит ь католиков в своей правоте . Кроме того , византийская казна была практически пуста , и , назначив митропо литом соотечественника , греки могли надеяться на русские деньги , сто ль необходимые для будущего собора.
Национально- полити ческое самосознание Москвы к этому времени настолько возросло , что митрополит из греков считался для неё уже нежелатель ным . Среди русских н ачинала бродить мысль о том , чтобы не только избирать митрополита у себя дома , но и д елать это независимо от Констант инополя . Поэтому- то великий князь московский Василий Владимирович , узнав о том , что на его кафедру назначен грек , вначале не хотел даже пускать его в свои земли . Но потом он сменил гнев на милость , прослышав об учености Исидор а и прочих его достоинствах . Будучи принят великим князем Василием как новый митрополит русской земли , Исидор стал тут же собираться на церковный собор . А для этого ему надо было сначала посвятить в свои планы князя . Естественно , князь сначала удивился диковинным замыслам церковников и рьяно отговаривал митрополита от как их бы то ни было уступок католикам – латинянам . Однако , доверяя учёному греку , князь предоставил ему действовать по своему усмотрению . Молва о том , что м итрополит отправляется на доброе дело обращения латинян к правой ве ре была настолько сильна , что даже упрямых новгородцев она побудила уступ ить митрополиту Исидору те доходные статьи , которые они так долго не отдавали его предшественникам и существенно этим о беднить свой городской бюджет . Выехав 8 сентября 1437 года из Мо сквы и проехав через Новгород , Псков , Ригу , Германию и Альпы , митрополит И сидор со своей свит ой прибыл 18 августа в итальянский город Феррару . Особенно пышно митрополита чествовали в Пскове , где , помимо роскошного пира , ему были преподнес ены крупные денежн ые су ммы , что объясняется , надо понимать , давними торговыми контактами Пскова с представителями католичества и сущ ественные к ним сим патии . Таким образом , псковчан интересовала уния между христианскими церквами с коммерческой точки зрения . В Пскове Исидор устр оил себе новый исто чник доходов , переведя этот город под своё прямое управление и отобрав его у новгородского ар хиепископа ( с тем , чт обы самостоятельно собирать все церковные пода ти с этой земли и спокойно их прикарманивать )
На соборе ожидалось прис утствие многих европейских монархо в , но никто из низ не приехал . В январе 1939 года собор был перенесё н во Флоренцию по экономическим причинам ( в Ферраре кормили плохо ).
Долгое время на соборе шли богословские споры , подкреплённые экономическими и военны ми аргумен тами ; дебаты по пово ду того , как надо объединяться и как ая ветвь христианства станет доминирующей , но все они были бесплодны : каждая стороны ожидала уступок от другой . В конце концов , не видя перспектив , Римский папа предложил грекам к рутую альте рнативу : либо они к Пасхе принимают католичество полностью и без исключений , либо уезжают восвояси несолоно хлебавши . Было пущено в ход и зол . Несчастные греки заколебались . Каждого из них обрабатывали п о отдельности , находя аргументы в пользу католичес тва , особенно важные для него и его метрополии . Под влиянием различных притеснений и пост оянного давления на предложенную унию согласил ись все православные церковные иерархи , кроме епископа Марка . 5 ию ля 1439 года они скрепя сердце подписались под актом ун ии , где чёрным по белому было написа но , что православная церковь входит в состав католической .
Митрополиту Исидор у принадлежала в ор ганизации Флорентийского собора не какая- нибудь заурядная роль , напротив , он фактически был его инициатором . Он первый сог ласился на предложенные папой условия и первый поставил свою подп ись на документе , за креплявшем унию . Именно Исидор склонил византийско го императора в сто рону подчинения Риму , пользуясь для этого доверием императора и своим громадным авторитетом . А о том , как он был велик , можно суд ить по тому , что Исидора пророчили в приемники скончавшемуся во время собора патриарху.
На Руси отношение к унии с самого начала было резко отрицательным . Так , сопровождавший Исидора на собор русский монах называет католиков “ е ретиками ” ( как это делалось и всегда ), а греческих православных иерархов – отступниками и даже обвиняет во взяточничестве . А рязанског о епископа Иону Иси дор смог “ убедить ” подписать ун ию , только продержав его неделю в темнице . На Руси о заключении унии был о известно еще до возвращения Иси дора . В народе сформ ировалось к ней рез ко враждебное отношение . Вернувшись в Москву в сане католическо го кардинала , Исидор стал стремительно вводить католические обычаи : заменять православную символику католической ( восьм иконечный православный крест на простой четырехконечный ), поминать в молитвах римского Папу прежде конста нтинопольского патриарха , проводить православные службы в костёлах и участвовать в их освящении . Не ожидавшие такого р езкого поворота князь Василий и б ояре некоторое время не предпринимали никаких действий . Но буквально через неделю Исидо р был лишён должнос ти главы русской це ркви и заключён в монастырь . Его скло няли к отказу от унии , пугая страшно й казнью , но Исидор был неподкупен . Кон ечно же , московский князь не посмел бы не то что казнить , но даже изгнать митрополита – ведь такие действия были бы прямым нарушением воли па триарха и самой нас тоящей ересью . Московское государство дорожило своим и отношениями с Виз антией , которыые давали ему право называться “ Третьим Римом ” и не хотело их разрыва . С другой стороны , Москва стр емилась к максимальной независимости от всех “ старших братьев ” . Вс лед за татарским “ царём ” пришла очередь византийского . Исидор сам помог князю Василию , бежав из своей тюрьмы ночью на 15 сентября . Такой расклад всех устраивал , так что князь приказал не преследовать беглеца.
15 декабря 1448 года съезд русского духовенства , выражавшего общенациональное неприятие унии , уничтожавшей правосла вие , избрал “ митрополитом всей Руси ” рязанского епи скопа Иону . Это было сделано проти в воли Константинопольского патриарха , который с тех пор уже не назначал глав русской церкви . Мос ковские власти ожидали бурной реакции из Константинополя , вплоть до отлучения от церкв и , но её не последовало . С тех пор в Ви зантии еще несколько раз менялось отношение к унии , правители колебались между ортодокса льным православием и католичеством , но Москву это уже не волновало – она уже обладала собственной совершенно независимой от внешних сил , автоке фальной церковью . Благода ря этой независимости московское православие дов ольно спокойно пережило скорый захват Византии турками и уничтоже ние этой “ колыбели православия ” . Она позволила главам русской пра вославной церкви вскоре присвоить себе звание патриарха , а москов ским князьям – звание царей.
БИБЛИОГ РАФИЯ :
1. Очерки о истории русской церкви . Москва , “ Терра ” , 1993 г.
2. Большая советская энциклопедия . Т . 27. Москва , “ Советская
энциклопедия ” , 1982 г.