* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.
Социальные фактор ы юношеской сексуальности
Социал ьные факторы юношеской сексуальности
Самые важные из них – религия, с оциальное происхождение и уровень образования.
Более религиозные юно ши и особенно девушки позже других вступают в сексуальные отношения и ст араются увязать их сматримониальными намерениями. Однако их нравствен ные установки и реальное поведение сплошь и рядом не совпадают: молодые люди думают и говорят одно, апоступают иначе, нормы молодежной субкульту ры перевешивают влияние родительской семьи и церкви.
Рабочие и выходц ы из низших слоев общества начинают сексуальную жизнь раньше, чем выходц ы из средних слоев. Так было ираньше. В пролетарской среде сексуальная мо раль всегда была менее строгой, а социальный контроль за молодежью слабе е, чем в буржуазной.
Молодые люди, получающие университетское образова ние, начинают сексуальную жизнь позже тех, чье образованиеограничивает ся неполной средней или средней школой. Этому способствуют разные, не вс егда совпадающие, факторы: а) более длительная социальная и материальная зависимость студентов от родителей, б) иное соотношение ценностей, ориен тация больше на профессиональную карьеру, чем на семью, и т.д. Однако завис имости этивесьма сложные, они требуют конкретного социологического ан ализа. Кроме того, необходимо учитывать соотношение разных форм сексуал ьной активности. Болеепоздний коитальный дебют, как правило, компенсиру ется у более образованных молодых людей более ранней и более интенсивно й мастурбацией, перед которой онииспытывают меньше страхов. Это требует системного анализа.
Отношение к сексуальности иморальные ценности
Общая тенденция развития за 50 лет – рост общественной терпимости и жительного отношения к подростковойсексуальности, как среди взрослых, так и среди самих подростков, причем, чем моложе респонденты, тем они терп имее. Эти различия являются не тольковозрастными (младшие либеральнее с тарших), но и когортными (более молодые поколения либеральнее старших). В 1971 г. в Финляндии сексуальные отношения междуподростками сочли допустим ыми, приемлемыми 38% мужчин и 14% женщин от 45 до 54 лет и 75% и 59% 18-24-летних. В 1992 г. на тот же вопрос положительно ответили80% и 91% мужчин и 71% и 91% женщин соответствующего возраста (Kontula and Haavio-Мannila, 1994). Сами подростки тем более не видят в сексуальныхотно шениях ничего страшного или запретного.
За поведенческой статистикой стоят качественные, психологические сдвиги. Похоже на то, что сексуальны й дебют, при всей егопсихологической значимости, постепенно утрачивает свое былое значение символического рубежа, акта превращения мальчика в мужчину. С одной стороны,половому акту предшествуют достаточно продвин утые, разнообразные и длительные генитальные ласки и игры. С другой стор оны, поскольку секс как таковой сталзначительно доступнее, многие юноши стремятся не только и не столько к сексу, сколько к более стабильным и пси хологически интимным парным отношениям. Удевушек подобные установки б ыли и раньше.
Растущая сексуальная терпимость не исключает наличия мор альных проблем и ценностей. В 1996 г. немецкие студенты, какмужчины, так и жен щины, придают значительно больше значения, чем в 1981 г., сексуальной верност и и хотят иметь "долгое и верное партнерство".Женщины ценят это качество в ыше, чем мужчины, любовных приключений у них тоже несколько меньше, чем у м ужчин.
Ту же тенденцию показывает и опрос немецких школьников в 1998 г. Одн ого сексуального партнера имели 48 % девочек и 33%мальчиков, а свыше трех - 14% и 22%. Соответственно различаются и их нравственные установки: безусловной в ерности ожидают от партнера 78% девочек и 59%мальчиков. В целом мальчики допу скают большую сексуальную свободу, 15% из них вообще предпочитают иметь се ксуальные отношения, не обременные никакими другимичувствами и обязат ельствами. Это соответствует как обыденной практике, так и научным предс тавлениям о большей экстенсивности и"экспериментальности" мужской и ос обенно подростковой сексуальности.
Если же говорить об исторических тенденциях, то похоже, что характерный для 1960-70-х годов бурный процесс"экст енсивизации" сексуальных отношений, т.е. замены постоянного партнерства случайными временными связями, к началу 1990-х годов остановился(как и сниж ение возраста сексуальной инициации).
Однако "конец сексуальной револ юции" вовсе не означает возврата к прежним формам институционализирова нной жесткоймоногамии. Сегодняшние молодые женщины имеют больше кратк осрочных, случайных связей, чем это было принято раньше (хотя у женщин так их связей все-такименьше, чем у мужчин). Гунтер Шмидт (Schmidt, 1999) видит в этом новы й этап развития так называемой серийной моногамии, когда человек живет т олько с однимсексуальным партнером, но таких постоянных партнеров на пр отяжении жизни у него бывает несколько, а не один, как предполагает идеал ьный образ пожизненногобрака - "пока не разлучит вас смерть" . Этот тип отн ошений описан в моих книгах, начиная с "Введения в сексологию" (1988).
Иными с ловами, сексуальные отношения молодых мужчин и женщин в последние 15-20 лет стали одновременно более моногамными(связь одновременно только с одни м партнером) и более серийными (допускается сменяемость сексуальных пар тнеров на протяжении жизни). Это безусловно создаетопределенные социал ьные и этические проблемы, но уменьшает в обществе количество лицемерия и разрыв между нормативными установками и реальнымповедением.
Лите ратура
Книга И. С. Кона, "Подростковая сексуальность на пороге XXI века"