* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.
Феодальное государство и пр аво Франции в XVI - XVII вв.
I . Возникновение абсолютизм а, как новой формы монархии во Франции вызвано глубинными изменениями, к оторые произошли в сословно-правовой структуре страны. Эти изменения бы ли вызваны прежде всего зарождением капиталистических отношений.
Вместе с развитием мануфактурного производства происходило дальнейше е разделение труда, расширялся и укреплялся общенациональный внутренн ий рынок. На этой базе из феодального сословия горожан стал выделяться к ласс буржуазии, носитель капиталистического способа производства, объ единенный общностью экономических интересов в национальном масштабе. Но в XVI веке в этом направлении б ыли сделаны только первые шаги.
Рабочие мануфактур и подмастерья находились в тяжелом положении, котор ое не переставало ухудшаться в течении всего XVI века в связи с обесцениванием денег, ростом дороговизны и падением реальной заработной платы. Заработная плата устанавливалас ь на основании регламентов, издававшихся цехами, муниципалитетами или п равительством, всегда стоявшим на страже интересов предпринимателей. С ам труд подмастерьев и мануфактурных рабочих носил тогда в известной ст епени принудительный характер.
Еще в предшествующий период возникли самостоятельные союзы подмастерь ев - компаньонажи, или братства. В XVI веке их образовывали и мануфактурные рабочие. Это были организаци и, проникнутые боевым духом. Они неизменно возглавляли выступления рабо чих и подмастерьев, борьбу труда с капиталом. Борьба нередко принимала ф орму массовых стачек.
Развитие товарно-денежных отношений привело уже в XIV - XV вв. к тому, что дворянские земли (фьефы) отчуждались и продавалис ь; т.о., условный и иерархический характер феодальной собственности почт и исчез, а вассальные обязанности и военная служба короне фактически пре кратили свое существование. Ценз (или чинш), который являлся основной фор мой феодальной ренты и взимался в денежной форме, был фиксированным, т.е. н оминально неизменным. Однако реально неуклонно понижался, особенно в XVI веке в связи с «революцией цен ». Подавляющая часть французской земли находилась во владении феодальн о зависимых крестьян, и даже церковные земли не составляли исключения.
Подавляющую массу населения Франции в XVI - XVII веках составл яло третье сословие, которое все более становилось неоднородным. В нем у силилась социальная и имущественная дифференциация. В самом низу треть его сословия находились крестьяне, ремесленники, чернорабочие, безрабо тные. На верхних его ступенях стояли лица, их которых формировался класс буржуазии: финансисты, торговцы, цеховые мастера, нотариусы, адвокаты.
Большинство крестьян к этому времени стали самостоятельными лично сво бодными товаропроизводителями, находившимися в поземельной зависимос ти на положении цензитариев, т.е. чиншевиков, держателей земли (такое держ ание называлось цензивой, ибо основным платежом, который лежал на кресть янине, являлся ценз). Они имели право пользования землей и передачи ее по н аследству при условии уплаты ценза и выполнения других повинностей в по льзу сеньора. Подобно домениальной земле, и крестьянская цензива успела превратиться в товар. Крестьяне продавали, сдавали в аренду, закладывали землю, тем самым несколько приближаясь к положению земельных собственн иков. Однако крестьянская цензива была держанием за феодальные повинно сти, хотя и с весьма широкими правами распоряжения им. В XVI веке подавляющее большинство крестьян было не только свободно от личной крепостной зависимости, пользовалось правом свободного передвижения и наследования, но и выступало в качеств е правомочных лиц при заключении всякого рода гражданских актов (торгов ых сделок, контрактов и т.п.), могло судиться в королевских судах. Крестьян е самостоятельно, без посредства сеньоров, уплачивали государственные налоги. Пережитки «серважа» (крепостного состояния) в виде так называемо го права мертвой руки сохранялись лишь в нескольких отсталых провинция х в центре (Берри, Овернь, Бурбонне, Ниверне), а также на востоке страны (Бург ундия). Вместе с тем, несмотря на развитие королевской юстиции и админист , за сеньорами еще оставались некоторые судебные и полицейские пра ва и над лично свободными крестьянами. Исключительно тяжелой и разорите льной была система многочисленных прямых и косвенных налогов. Королевс кие сборщики взимали их, нередко прибегая к прямому насилию. Часто корол евская власть отдавала сбор налогов на откуп банкирам и ростовщикам.
Результатом развития товарно-денежных отношений было все усиливавшеес я расслоение в деревне. Меньшинство богатело, присоединяя к занятию земл еделием ростовщичество, торговлю, откуп сеньориальных повинностей и пр офессию мельника или кабатчика.
Господствующее место в общественной и государственной жизни французск ого общества занимало сословие дворян, насчитывающее примерно 400 тыс. чел овек. Только дворяне могли владеть феодальными поместьями, а поэтому в и х руках находилась большая часть (3/5) земли в государстве. В целом светские феодалы вместе с королем и членами его семьи держали 4/5 земель во Франции. Дворянство окончательно превратилось в чисто личный статус, приобрета емый главным образом по рождению. Требовалось доказывать сове дворянск ое происхождение до 3-4 колена.
Из всех феодальных прослоек наиболее богатой и политически наиболее вл иятельной в центре и на местах была в высшая титулованная знать, состояв шая из отпрысков владетельных домов и из родственников царствовавшей д инастии. Принцы и герцоги преобладали в королевском совете, занимали губ ернаторские посты в провинциях и командовали армией и флотом. Они уже не думали о том, чтобы расчленить Францию на части и стать независимыми вла дыками, подобно германским князьям. Их идеалом было всевластие знати в г осударстве с умеренной степенью централизации. Поэтому они поддержива ли политическое единство Франции в той мере, в какой это единство отвеча ло их интересам, т.е. позволяло использовать централизованный фискальны й аппарат для получения огромных жалований, пенсий и денежных подарков с о стороны короля. Однако знать XVI века не была похожа на своих потомков, придворных вельмож времен Л юдовика XIV , утративших уже всяку ю возможность противопоставлять королевской власти свое влияние на ме стах. Бурбоны, Гизы, Монморанси, Шатильоны и прочие знатные особы, окружав шие трон французских королей в XVI веке, еще обладали в значительной мере такой возможностью. Объясн ялось это их связями с разорившимся провинциальным мелким и средним дво рянством («дворянством шпаги»), которое в поисках денег и покровительств а группировалось вокруг того или иного представителя местной знати и в с лучае войны составляло его вооруженный отряд. Опираясь на зависимое от н их среднее и мелкое дворянство, вельможи приобретали значительное влия ние и независимость на местах; пользуясь этим, они могли оказывать давле ние и на королевскую власть.
К середине XVI века значительно возросло влияние «людей мантии» также и во корол евском совете (канцлер, хранитель печати, государственные секретари), гд е до сих пор почти безраздельно господствовали светские и духовные арис тократы. Источник политического влияния «людей мантии» крылся не тольк о в том, что они располагали крупными денежными средствами и обширными з емельными владениями, и не только в том, что они являлись собственниками должностей и кредиторами королевской казны, но и в том, что в XVI веке они еще могли при случае опереться на поддержку непривилегированных слоев третьего сословия и прежде всего буржуазии, из среды которой они недавно вышли. Пр одолжая традиции своих предшественников - легистов XIV - XV вв., они вели борьбу с партикуляристскими тенденциями феодальн ой знати, с ее склонностью к насилию и беззаконию. Они поддерживали, так же как и дворянство в целом, более сторгую централизацию и более твердый по лицейский порядок внутри страны.
Таким образом, все дворянство в целом, за исключением знати, являлось опо рой абсолютной монархии.
Как и прежде первым сословием в государстве было духов енство , насчитывавшее около 130 тыс. человек (при 15 млн. насе ления страны) и державшее в руках 1/5 всех земель. Духовенство, полностью со храняя свою традиционную иерархию, отличалось большой неоднородностью . Между верхушкой церкви и приходскими священниками усилились противор ечия. Духовенство проявляло единство только в своем ревностном стремле нии удержать сословные, чисто феодальные привилегии.
II . Неизбежны м результатом формирования капиталистического уклада и начавшегося ра зложения феодализма было становления абсолютизма. В переходе к абсолют изму, хотя он сопровождался дальнейшим усилением самовластия короля, бы ли заинтересованы самые широкие слои французского общества XVI-XVII веков. Абсолютизм был необходим дворя нству и духовенству, поскольку для них в связи с ростом экономических тр удностей и политического давления со стороны третьего сословия укрепл ение и централизация государственной власти стали единственной возмож ностью сохранить на какое-то время свои обширные сословные привилегии.
Из всех западноевропейских стран лишь во Франции абсолютизм принял наи более законченную, классическую форму и сословно-представительные учр еждения (Генеральные штаты) не созывались в течение долгого времени.
Отвечая коренным интересам всего дворянства, абсолютизм защищал феода льную собственность на землю. Под его опекой продолжали оставаться незы блемыми главные налоговые и сословные привилегии класса феодалов в цел ом. Значительная часть государственных средств уходила на содержание а рмии и бюрократического аппарата, на материальную поддержку дворян. Дво рянство являлось основной опорой абсолютизма, т.к. главная функция госуд арства - держать в подчинении эксплуатируемые классы - стала особенно ва жной в период обострения классовой борьбы.
В первый период своего существования французская абсолютная монархия осуществила многие экономические и отчасти политические пожелания бур жуазии и тем самым способствовала зарождению и росту капиталистическо го уклада в недрах феодального общества.
В первой половине XVI века провод ившийся абсолютной монархией промышленный и торговый протекционизм не мало помог французской буржуазии встать на ноги, хотя в это время абсолю тизм не вел еще последовательной меркантилистской политики и не давал к рупных субсидий мануфактурам. Покровительственные таможенные тарифы с тесняли ввоз в страну иностранных промышленных изделий из Италии, Испан ии и Фландрии. Правительство добилось предоставления Турцией французс ким купцам монопольных привилегий в Леванте. Развитию общенационально го рынка способствовали также частичная ликвидация внутренних таможен и установление известного единства мер и весов. Для унификации права бы ли пересмотрены провинциальные судебные обычаи и издан ряд общефранцу зских ордонансов. Крепнувшая система королевской юстиции и местной адм инистрации ограничивала произвол губернаторов и других провинциальны х должностных лиц из знати и дворянства. Укреплялись центральные органы власти. Все это обеспечивало буржуазии более или менее единый правопоря док, необходимый для ее развития в национальном масштабе.
В первой половине XVI века короле вская власть сделала большой шаг вперед к ликвидации сословно-представ ительных учреждений, которые стали теперь препятствием для усиления це нтрального аппарата абсолютизма. Это было время царствования трех прее мников Карла VIII - Людовика XII (1498-1515), Франциска I (1515-1547) и Генриха II (1547-1559) . Генеральные штаты перестали созываться. Были упра зднены также многие из провинциальных штатов и значительно ограничена компетенция оставшихся. Король имел в своем распоряжении большую армию. Все управление сосредоточивалось в королевском совете, но самые важные дела решались в узком кругу лиц, близких к королю. Существенным препятст вием для всевластия короля были парламенты, особенно парижский. Он имел право при регистрации новых указов доводить до сведения короля о несоот ветствии этих указов обычаям страны или смыслу предшествующего законо дательства. Это право парламентов называлось правом ремонстрации. Парл аменты чрезвычайно высоко ценили это право, видя в нем известную форму у частия в законодательной власти. Однако заседание с личным участием кор оля делало регистрацию новых королевских указов обязательной.
В этот период во много раз возросла армия, состоявшая главным образом из наемников - французов и иностранцев.
Французские короли сумели подчинить себе также церковь. Франциск I заключил с папой особый договор (Б олонский конкордат 1516г.), согласно которому король получал право назначат ь кандидатов на высшие церковные должности с последующим утверждением кандидатов папой, но зато признал за собой обязанность уплачивать папе а ннаты. Кроль мог подолгу не замещать освободившиеся вакансии, а доходы с них обращать в свою пользу, соединять несколько должностей в одну и нагр аждать ими своих приближенных. Таким образом, частично король стал распо ряжаться имуществом церкви, а назначение на высшие духовные должности п ревратилось в особый вид королевского пожалования, что также способств овало усилению власти короля.
Политические последствия событий 1610-1620 гг были окончательно ликвидирова ныс приходом к власти первого министра Людовика XIII кардинала Ришелье, время правления кот орого (1624-1642) представляет важную страницу в развитии французского абсолют изма.
Ришелье происходил из небогатого провинциального дворянства, а по мате ри был внуком парижского адвоката. Сперва его предназначали к военной ка рьере, но обстоятельства сложились так, что он стал епископом одного из с амых мелких и небогатых епископств Пуату. Военные знания, сослужившие ем у большую службу, сочеталуись у него с незаурядным образованием. Обладая чрезвычайным честолюбием, Ришелье начал карьеру в качестве представит еля духовенства в Генеральных шататах 1614г. Поста первого министра он дост иг с немалым трудом и свой опыт крупного полилитческого деятеля и идеоло га абсолютизма вынес непосредственно из бурных событий междоусобицы п ериода малолетства Людовика XIII .
Ришелье соединял в себе твердость в преследовании поставленных целей с политической гибкостью, переходившей в беспринципность. Он обладал спо собностью к тонким наблюдениям и широким обобщениям в области политиче ской мысли и практическими качествами опытного государственного деяте ля. Ришелье был защитником феодальных устоев французской монархии, но ем у не было чуждо чутье нового и понимание необходимости приспособлять ст арые учреждения к требованиям времени во имя сохранения этих самых учре ждений. Ришелье подчинил своему влиянию слабовольного короля и вплоть д о смерти сохранял в своих руках бразды правления.
После некоторого перерыва, вызванного смутой, правительство вновь стал о уделять большое внимание все более развивавшейся буржуазии. С 20-х годов усилилось стремление французских купцов и мануфактуристов к торговле с колониями и колониальной экспансии. Ришелье пошел им навстречу, стремя сь оттеснить Голландию, которая к этому времени уже завоевала первое мес то в морской и колониальной торговле. Ему удалось достичь этой цели, так к ак Франция продолжала отставать от Голландии в экономическом и политич еском отношении. Все же меркантилистская политика Ришелье помогла фран цузской буржуазии добиться известных успехов в этой области, а также обр азовать торговые компании, построенные но образцу голландских и англий ских. Хотя большинство их просуществовало недолго, они способствовали р асширению французских колоний в Канаде и обоснованию французов на Анти льских островах и в Гвинее. В соответствии с экономическими интересами Ф ранции Ришелье стремился дипломатическим путем обеспечить за французс кими купцами рынки сырья и сбыта в Турции и Иране, а также в России.
При Ришелье окрепший французский абсолютизм перешел в решительное нас тупление на своих внутренних и внешних противников. Из верхов «людей ман тии» Ришелье подбирал доверенных лиц для выполнения самых важных госуд арственных задач. Они заседали в чрезвычайных судах, учреждавшихся для р асправы над участниками аристократических заговоров; их посылали с чре звычайными полномочиями в провинции для подавления феодальных мятежей и для усмирения народных волнений; им поручались ответственные диплома тические переговоры.
Ришелье, как представитель подлинных интересов дворянства, стал чаще пр иглашать дворян на дипломатическую службу, а также вовлекать их в торгов лю и колониальные компании. Хотя эти меры в пользу дворянства были скром ными по сравнению с его претензиями, тем не менее они оказались достаточ ными, чтобы крепче привязать «дворянство шпаги» к абсолютной монархии, ч то очень помогло Ришелье в его борьбе с католической знатью и гугенотско й партией. Стремясь к централизации Франции, Ришелье осадил и взял в 1628 год у главный оплот гугенотов - Ла-Рошель и отменил все политические привиле гии, предоставленные гугенотам по Нантскому эдикту. Это означало полное воссоединение Юга и Севера.