* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.
4
Из вечной памяти военных лет.
В конце сент ября 1941 года выпу скников Ульяновской авиационной школы пилотов , прибыли в затемненный и засыпанный снегом Беломорск.
Нас распределили по авиаполкам 102 САД , которой командовал полковник Удонина . Я , в числе 6- 8 товарищей , попал в просла вившийся к этому времени 65 штурмовой авиаполк которым командовал Герой Советского Союза Белоусов . Полк базировался на деревя нном аэродроме г . Сегежа.
Вхождение в боевой строй было в основном теорети ческое : рассказали , как следует де йствоват ь при полете к цели и над целью противника . Практически выполнили только на 2- 3 полета по кругу…
Я , сержант получил «И -15 бис» , техником котор ого был ст . техник лейтенант Костя Цудук ов.
Морозным ноябрьским утро м поступило сообщение , что в р-не Повенца прорвалась колонна немецких танков.
По причине сильного мороза запустилось только 8 моторов , в том числе и моего самолета . Подойдя к цели на высоте 800 мет ров я увидел внизу силуэты немецких танк ов . Пе ревел самолет в пикирование и , прицелившись , сбросил бомбы . Вышел из атаки левым разворотом с набором высоты , выбр осил из кабины пачки листовок , заложенных политработниками , и выполнил 2-ой заход , со стрельбой по цели из пулеметов. Какой вред нанес врагу , - не знаю , так как через замерзшую трубку прицела , с обзором в 20 при хорошей видимости - ниче го не было видно.
В последующих 193 боевых воздушных боев я сбил 7 фашистских самолетов.
Вскоре 65-му ША П было присвоено звание гвардейского (17 Гв . ШАП ), с новейшими самолетами Ил -2. Но часть летного и т ехнического состава были переданы во вновь формируемый 767 ИАП 122 ИАД , вооруженный самолет ами «Харрикейд».
… Солнечное ут ро над г . Мурма нском 15 мая 1942 г . закрылось шапками разрывов зенитных снарядов.
Воздушные стервятники прорывались к горо ду.
Наша тройка «Харрикейдов» с ведущим командиром звена Плехановым П.И . по зеленой ракете была поднята в воздух н а отражение атаки .
Быстро набрали заданную высоту (5 км .) и по командам с земли были выведены на группу бомбардировщиков . Увидев 12 Ю -88 мы с хода атаковали их . Бомбардировщики нарушили строй , в беспорядке сбросили бомбы на сопки Заполярья.
В ходе обстрела Юнкерсов наше з вено было атаковано двенадцатью истребителями Ме -109. Мы немедленно стали в левый оборон ительный вираж , прикрывая заднюю полусферу ле тящего впереди товарища . После 2-3 х виражных маневров , истребители противника , видя , что нас они не собьют , ушли вверх . И в этот момент снова были атакованы новой группой М -109 сверху со стороны солнца . Мой самолет задрожал , что-то загрохотало , фонарь кабины разлетелся , левая рука от боли повисла.
Не увидев товарищей по звену , я с правы м крюком вниз развернулся в сторону аэродрома . Зажал коленками ручку уп равления самолетом , правой рукой положил кист ь левой на сектор газа и , плавно пилот ируя , полетел на аэродром.
Из кабины меня вытащили медсестры.
На плоскостях самолета зияли по л уметровые пробоины , вся хвостовая часть фюзел яжа была в лохмотьях , а на тросах руле й осталось по 2-3 тоненьких проволочки и , в случае резкого пилотирования они могли оборваться , а самолет войти в штопор.
В санчасти мне сделали противошоковый укол , обр аботали и перевязали сустав левой руки . Забинтованным проходил 9 дней , а на десятый (25.05.1942) снова поднялся в Мурманско е небо на встречу с противником .
В память об этом первом неравном бое я до сего времени ношу шесть оско лков от немецких снарядов в мягких тканях левого локтевого сустава . Иногда их присутствие весьма ощущается.
В отдельные полярные дни приходилось по 5-7 раз подниматься по зеленой ракете и 2-3 раза вести бой . Очень памятной оказалась дата 23 июня 1942 года.
Наша пятерка «Харике йнов» во глав е с ведущим к-ром Козловым Г.И , взлетела по тревоге на отражение группы самолетов противника , летящих к Мурманску.
На подступах к поселку Мурмаши , на высоте 6000 м . Встретили группу бомбардировщиков 12 Ю -88 и с ходу атаковали их . Как это о бычно повторялось , строй бомбардировщиков рассыпался , Экипажи в беспорядке сбросили бомбы и стали разворачиваться восвояси.
В это время нашу группу справа св ерху атаковала большая группа Ме -109, и , как потом оказалось , их было 57!
Завязался жаркий бой . Д инамику так ого многоманевренного боя отобразить сложно . Мы как могли атаковали и уходили из п од огня противника . Огни в воздухе от трассирующих снарядов и пуль было столько , что казалось мы находились ливневом дожде . Четко запомнился момент : Г.И . Козлов с небольшим снижением атакует Ме -109, справа сверху на него вышел на дистанцию огня другой Ме -109, я бросился его отсек ать , и начал обстрел . В этот момент сни зу сзади третий Ме -109 пушечным снарядом уда рил по левому элерону моего «Харикейна» , с амолет завер т елся через левое кры ло , и стал падать.
Мне удалось вывести самолет на малой высоте , после чего я летел на подбито м самолете до аэродрома и произвел посадк у .
Как выяснилось при разборе на земле , ход боя был следующим.
Во время снижения ведомый Петренко В.Н . стал его прикрывать , но немецкие ле тчики его отогнали и прикрывали спуск Коз лова до земли . Как выяснилось , мы в бою сбили их ведущего и они прикрывали К озлова Г.И ., полагая , что это был ведущий группы Ме -109.
В этом вылете наша группа выполнила основну ю боевую задачу – не допус тила бомбового удара по порту и городу Мурманску . В жарком неравном бою пяти « Харикейнов» против 12 Ю -88 и 57 Ме -109 мы сбили несколько самолетов противника.
Зимой с 42 по 43 год большая группа ле тчиков 767 ИАП была откомандиро вана в ра йон Сталинграда . Я , как зам . к-ра ., и уже опытный боец оставался с молодым летным пополнением на базовом аэродроме «Арктика» , готовя летчиков к боевым вылетам.
… Утро в день начала второй годо вщины Великой Отечественной войны – 22.06.43 г . выд алось солнечным . Эскадрилья находилась на боевом дежурстве в готовности № 2. Я стоял в землянке перед маленьким оконцем и брил правую щеку . Кто-то из молодых летчиков жалостно вопросил : «Товарищ команди р , но когда же мы полетим в бой ?»
Я без умысла по лушутя ответил : «Сегодня полетите …» - и , как в сказке , зазвонил оперативный телефон и я скомандов ал : « По самолетам , в воздух !».
От землянки до стоянки самолетов был о всего 30-50 метров . Пока летчики добежали до самолетов моторы уже были запущены техниками.
Взлетели 3 пары . Завязался неравный бой на небольшой высоте . Силы были неравны - я с пятью молодыми необстрелянными бойцами против 12 фашистских асов . Но в ходе бо я мы сбили их командира группы л-та Г айзера , имевшего ранее 41 победу . После 20 минут жестокого боя я остался один прот ив 7 немецких Ме -109. Я продолжал бой в те чение 27 минут . Когда я атаковывал четверку мессеров , меня атаковывала тройка и наоборот . Я был измучен таким боем , окончились снаряды моего «Харикейна» . Три р аза заходил в лобовую атаку , пытаясь идти на таран , немецкие летчики этого не выд ерживали и при сближении на 30-50 метров резк о уходили вверх.
Видя , что меня они собьют , да и топлива у них оставалось , по-видимому в обрез , немецкие летчики покинули поле б оя над аэродромом «Арктика».
После посадки , выйдя из кабины самолет а , я зашатался от усталости и только у силием воли не упал на землю.
В глубокую осень 1942 года на мурманское небо спустилась полярная ночь , обстановка разрядилась , напряженность боевых вы летов спала.
2 декабря 1942 г . ночью КП 122 ИАД меня спросил - могут ли я взлететь на отражение ночного воздушного разведчика . Я ответил положительно и поднялся в воздух.
Минут через двадцать полета по прибор ам в шлемофоне поступила команда : « вперед и с амолет-разведчик , смотри , видиш или нет ?» Я посмотрел в переднюю полусферу фонаря , но ничего не увидел . Получил пов торную команду : «Пускай ракеты , разведчик впер еди !» Я нажал на боевую гашетку и выпустил 4 РС , которые ярким пламенем полетели в заданное н аправление.
По-видимому пуск ракет был удачным , т.к с земли сообщили , что разведчик развернул ся и уходит на запад . Меня похвалили и дали команду идти на посадку . Огней н аселенных пунктов не было видно , все было затемнено . Получил сообщение , что аэродром «А рктика» закрыло туманом и надо с ледовать на посадку на аэродром Шонгуй . В следующие ночи я перелетал с аэродрома « Арктика» на аэродром « Шонгуй» и с него совершал боевые вылеты в ночное время.
Вскоре ко мне в пару присоединился к ночным вылетам майор Бори сов , зам . К-ра 768 ИАП . Нас стало двое , стало весел ее !
24 сентября 43 года на большинстве самолето в Як -7б , перегнанных из Подмосковья , выполн ялись профилактические работы . В готовности к вылету оказались 2 самолета . В первой поло вине дня на аэродром «Арк тика» внезап но напали 20 Ме -109. Я в паре с капитаном Невановым взлетел на отражение налета прот ивника . После взлета завязался бой двух пр отив двадцати !
Для Неронова это был первый боевой вылет , он не выдержал такого напряжения и ушел вверх . Я остался в бою один . Отбивался и нападал как только мог . Наконец , увидел , что на подмогу поднялись «Харрикейны» , и один из них подвергся атаке Ме -109. Я , в пикировании погнался за ним , дал по нему пулеметную очередь . В этот момент снизу сзади по моему сам олету про ш ла пулеметная пушечная очередь другого Ме -109. Мой самолет загорелся . Я натянул ручку на себя , но она не сдвинулась . Немедленно открыл фонаррь , отстег нул ремни и попытался выброситься из каби ны . Но поток воздуха меня прижал к сид ению . После 2-3-х попыток п окинуть самолет , пронеслась тревожная мысль – «все отлетался»… До земли оставалось метров 400. Я с силой стал рвать ручку на себя , она со скрежетом сдвинулась и мой Як устремился вверх ! Отлегло от сердца . Посмотрел на прибор скорости - 280 км /ч . Я переве р нул самолет вверх шасси и от толкнувшись ногами выбросился из кабины . Не помня какая была высота , потянул за выт яжное кольцо парашюта и он раскрылся . Вокр уг пролетали Ме -109. Они сделали несколько за ходов , обстреливая меня , но снаряды летели мимо . Я подтян у л стропы парашюта ускорил снижение и вскоре завис на е лках за р . Кола у пос . Зверосовхоз . На высоте около 2-х метров отстегнул лямки парашюта и спрыгнул на землю.
… 7 октября 1944 года группа Як -9 вылетела на прикрытие наших наземных войск , переше дших в на ступление.
Над линией фронта встретились с групп ой Ме -109 и завязали бой.
На мою долю достался один Ме -109 за которым я уцепился , на левом вираже с тал приближаться на дистанцию огня 200-300 метров . Наконец зашел немцу в хвост , прицелился , дал очередь из пу шки и пулеметов . Немецкий летчик не выдержал , резко потян ул ручку , самолет завалился на левое крыло и врезался в сопку ! Это был последний самолет , сбитый мною в небе Заполярья.
По окончании ВОВ мне посчастливилось учиться в Военно-воздушной академии им . Г агарина . Академию закончил в 1950 г . с золотой медалью , был назначен начальником исследоват ельского отдела боевого применения истребительск ой авиации ПВО страны.
Но моя мечта была стать строевым командиром . По поданному мною рапорту в ко нце 1953 года ,у шел на должность зам . Командира 70 ИАП в г . Харьков (аэродром «Осно ва» ).
Через полгода вступил в должность ком андира этого полка.
К 1958 году полк вошел в число передо вых . Осенью 1958 г . получил предписание на фор мирование учебного центра для обучения лет чиков Варшавского договора и ВВС ССС Р ракетным стрельбам и авиационному обеспечен ию стрельб . На полигоне «Ашулук» . Местом б азирования авиационного Центра стал аэродром «Приволжский» возле г . Астрахань . Этим Центром командовал 8 лет , после чего , в 1966 г . был назначен начальником Высшего Авиац ионного Училища летчиков в
г . Армавире.
Уволен в запас по собственному рапор ту , при общей выслуге лет 54 года и 8 летн ей службе на генеральских должностей , так и не дождавшись звания генерала Советской Армии.
Полковник Знаменский
20.03.98