Там, где кубанская степь сливается с предгорьем Главного Кавказского хребта, на правом берегу реки Псекупс (в переводе с адыгейского «голубая вода») раскинулся небольшой курортный город Горячий Ключ. Он окружен с трех сторон горами, поросшими густым лесом.
«Маленький рай» так называют наш город те, кто хоть раз побывал в Горячем Ключе. Город бывает разным: в погожий день расцветает веселыми красками природы, неся жителям и гостям хорошее настроение. В ненастье он угрюм и почти безлюден.
«Соединивши на карте СевероЗападного Кавказа Екатеринодар и Туапсе прямою линией и отступивши, на сороковой версте от первого пункта, к востоку, на семь верст, найдем местечко Горячий Ключ, известное своими сернощелочными, железистыми и бромнойодистыми источниками», так пишет о Горячем Ключе исследователь А. ДьячковТарасов.
История курорта начинается с глубокой древности. По данным исследователей, человек жил в долине Псекупса еще 300 тыс. лет назад. Это подтверждают проведенные археологические изыскания. В 5 км от станицы Саратовской найдены ручные рубила. На реке близ станицы Имеретинской и недалеко от станицы Черноморской обнаружены предметы времен палеолита. Во многих местах по реке Псекупс, от места, где впадает в нее река Каверзе и ниже по течению, найдены каменные орудия труда и кости животных той же эпохи.
Не менее интересны памятники времен бронзы дольмены, датируемые серединой 3го 2м тысячелетием до нашей эры. Они обнаружены в селе Фанагорийском, недалеко от села Безымянного и станицы Пятигорской. Чтото похожее на дольмен было найдено у станицы Саратовской. В захоронении обнаружен скелет, покрытый красной краской, медный топор, тесло, браслет и небольшой глиняный сосуд. Находили в раскопках и остатки примитивного оборудования для лечения целебной водой. С незапамятных времен древние люди использовали ее для врачевания. Раньше всего было обращено внимание на сероводородные источники. Около выхода их на поверхность земли больные копали ямы, проводили туда ручейки целебной воды и лечились каждый по своему разумению.
При раскопках близ Абадзехской горы обнаружены незатейливые украшения, древнегреческие монеты, которые оставляли больные на месте «ванн» в дар богам за исцеление.
Благодатный климат, удивительная природа с незапамятных времен привлекали в долину реки Псекупс пле
мена и народы. Еще в 3м тысячелетии до нашей эры здесь находились кавказские хетты.
Позднее в античных источниках фигурируют фатеи, знали эти земли племена меотов, всесметающей лавиной проходили здесь гунны, оседали авары, хазары и готы, не миновали их скифы и татаромонголы..
Густо населенная долина Псекупса была издавна известна горцам под именем Мессира (Египта), ее заселяли абадзехи, бжедухи и русские. Существуют предания о пребывании здесь народа европейского происхождения франков. До появления абадзехов в бассейне Псекупса последний назывался Чирчене (Выморочная земля). Долгое время долина Псекупса принадлежала темиргоевским князьям Болотоковым, но вскоре сюда пришли адыги под предводительством братьев Хамыша и Керкана, покинув свои поселения. Произошла трехдневная кровавая битва, в которой Болотоковы потерпели поражение и ушли на более отдаленные горные территории. Керкан занял земли в долине Псекупса между горами Котх и Пшаф (близ Горячего Ключа). Хамыш со своими подданными расселился в верховьях реки Белой.
В 1631 году абадзехи, жившие в верхнем бассейне рек Псекупса, Пшиша и Белой, под предводительством Ерика и Неджюка двинулись всем народом в долину Псекупса и в течение нескольких лет вытеснили бжедухов с этих земель. Во владении абадзехов эта земля находилась до 1864 года, когда стала частью Кубанской области и вошла в состав Псекупского полкового округа.
Сведения о горячеключевских минеральных источниках появились, как мы уже знаем, давно. Но заговорили о них с 1829 года, когда по приказу военного начальства поручик Новицкий посетил долину Псекупса. Прошло почти два десятилетия, и лишь в 1848 году наказной атаман Кубанского казачьего войска генерал Рашпиль поручил армянину Каспару Миесерову исследовать минеральные источники. «Армянин этот осмотрел верховья Псекупса, пишет Рашпиль, почерпнул минеральной воды и с склянкой чудотворной воды, подобно богатырям наших сказок, добывавших в неведомых странах путем тысячи опасностей и страхов заветную животворную воду, явился ко мне». В 1863 году образцы псекупской воды удалось отправить на анализ в Пятигорск. Результаты показали, что в районе реки Псекупс находятся минеральные источники самого разнообразного химического состава: сероводородные, солянощелочные, йодобромные. Им было предсказано большое будущее. 10 мая 1862 года царь утвердил «Положение о заселении предгорий западной части Северного Кавказа».
Кроме денежного пособия оно предоставляло переселенцам право приобретения в частную собственность земли. Принятое «Положение» явилось большим стимулом для заселения этих мест.
1864 год должен считаться началом новой жизни для псекупских минеральных вод, так как началось особенно интенсивное заселение этих мест. Уже в сентябре 74й Севастопольский полк начал выполнять приказ о колонизации кубанского Кавказа. Возникают станицы Саратовская, Бакинская, Ключевая, Мартанская, Имеретинская, поселки Суздальский и Черноморский. Многие из этих населенных пунктов именовались по названию полков, некогда здесь расквартированных.
1 апреля 1864 года, за несколько месяцев до окончания Кавказской войны, полковник Кубанского казачьего войска И. Д. Попко назначается командиром только что созданного Псекупского полка. Его подразделения как раз и располагались во многих вновь создаваемых станицах (Саратовской, Ключевой, Фанагорийской и других). Забот у командира полка было много, но тем не менее он нашел время для организации музея горцев. До сих пор можно слышать о притеснении и колонизации русским царизмом коренных жителей Северного Кавказа. Но какой колонизатор когдалибо занимался сохранением культур колонизированных народов!
4 июня 1864 года он обращается со специальным письмом ко всем начальникам станиц, в котором считает «...полезным приостановить окончательное истребление следов, оставленных в районе полка абадзехами и шапсугами». «Памятники эти, конечно, бедны, отмечает И. Д. Попко, как бедна и сама жизнь закубанских горцев, но они составляют драгоценный материал для изучения народа, для определения его умственного и промышленного развития».
После этого в штабквартиру Псекупского полка в станице Ключевой (ныне Горячий Ключ) начали поступать первые экспонаты для первого музея. Их количество увеличивалось, и вскоре встал вопрос о месте их хранения. Решение пришло простое и оригинальное. На полковой двор привезли горскую саклю, где и разместили музей. Перед его фасадом врыли уцелевшие надгробные памятники. Через три года в музее уже насчитывалось тридцать единиц хранения. Часть из них представляли предметы мастеров того времени, другая относилась к эпохе древних греков и генуэзцев. Были предметы быта, земледельческие орудия и другие экспонаты.
Это был первый музей на всем Кавказе. Даже в Тифлисе подобное научнопросветительское учреждение официально открылось лишь 1 января 1867 года, хотя там находилось наместничество России на Кавказе.
Неудивительно, что уже 17 августа 1864 года к И. Д. Попко пришла просьба оказать содействие Московскому публичному и Румянцевскому музеям в пополнении их коллекций предметами, в «... которых наглядно выражаются характеристические особенности племен Кавказского края». А два года спустя у Псекупского музея просили экспонаты для Русской этнографической выставки в Москве.
И. Д. Попко не хотел расставаться с памятниками горской жизни и предлагал для выставки сделать с них «фотографические рисунки на месте».
Посетив 12 мая 1867 года Псекупский музей, великий князь Михаил Николаевич застал в нем уже три отделения: бытовое, палеонтологическое и минералогическое.
Проявляя заботу о подрастающем поколении, Иван Диомидович Попко находит «приличным основать при полковой школе музей достопримечательных предметов, преимущественно принадлежащих здешнему краю». Присылает экспонаты и приказывает «блюсти за их сбережением».
Прошли годы. С ликвидацией штабквартиры Псекупского полка и переводом двух активных организаторов музея «по войску» И. Д. Попко и Н. Л. Каменева музей оказался бесхозным. Судьба собранных экспонатов, к сожалению, неизвестна.
После окончания войны обратило на себя внимание местечко близ горы Абадзехская не только красотой и щедростью природы, но и выходящими здесь на поверхность минеральными источниками. В середине 1864 года начальник Главного штаба Кавказской армии сообщил атаману СумароковуЭльстону, что поступило разрешение о благоустройстве источников и о раздаче участков под индивидуальную застройку.
Инициатором использования псекупских минеральных источников для лечебных целей стал старший врач Екатеринодарского войскового госпиталя М. А. Рымашевский. В своих заметках в «Кубанских войсковых ведомостях» он писал: «...в 1864 году начальник области первый обратил внимание на значение псекупских минеральных вод, и в то время (апрель месяц), когда еще ни один из новых поселенцев не вступал на эту землю, я был командирован графом (Ф. Н. СумароковымЭльстоном наказным атаманом Кубанского казачьего войска) для обозрения устройства пятигорских вод, чтобы, возвратясь оттуда, мог немедленно, хотя отчасти, применить тамошнее устройство к псекупским минеральным водам».
Великий князь разрешил открыть при псекупских минеральных водах отделение Екатеринодарского войскового госпиталя на 50 коек.
В распоряжение М. А. Рымашевского выделяется 500 рублей, на которые он в два месяца построил лазарет и общую купальню. 15 июня 1864 года в лазарет поступили первые 15 больных. Наиболее обильные источники названы Александровским и Михайловским. Этот день стал днем основания курорта Горячий Ключ. В этот день было проведено освящение источников местным священником. Зрелище великолепное!
Лазарет стал летним отделением Екатеринодарского войскового госпиталя. Через четыре года это отделение было преобразовано в Псекупскую войсковую больницу.
Ее возможности быстро расширялись. Вскоре она уже имела 200 коек и три купальни.
Любопытны следующие предложения доктора М. А. Рымашевского: «...1) дозволить иногородним производить на водах постройки с отводом за то небольших участков земли в вечное потомственное владение и с предоставлением им также и других льгот, о чем ходатайствует местное начальство; 2) соединить лучшими путями сообщения минеральные воды с Екатеринодаром и Черным морем...»
Немного позднее полковник Н. Л. Каменев, назначенный смотрителем Псекупского госпиталя, вместе с главным врачом доктором медицины Клюковским убрали старые купальни и заменили их новыми: общей и офицерской с номерами. Общая состояла из передней, раздевалки и бассейна, огражденного решеткой. Со дна его били ключи целебной воды. Объем бассейна составлял 1467 ведер. В нем могли поместиться одновременно 20 человек. Офицерская купальня имела четыре номера с ваннами и комнатой для отдыха.
М. А. Рымашевский выстроил купальни, Александровский и Михайловский источники привел в сносный вид. Воды были в самом первобытном состоянии: со дна грязной впадины в конце узкого ущелья, замкнутого с трех сторон горными отрогами, выходили многочисленные ключи горячей и теплой воды, которые, смешиваясь, стекали по естественной канаве в речку. Из этих ключей два особенно обильных были ограждены полуразвалившимися дубовыми срубами, почва вокруг ключей представляла из себя сплошную грязную лужу, покрытую валежником; на местах, где выбивались ключи, образовались большие скопления песка, глины и голышей, нанесенных со склонов гор дождевой водой; все это было покрыто тиной и илом и являло собою настоящий питомник лягушек и змей (А. ДьячковТарасов).
Постепенно живописная долина превращалась в смрадное болото. В таком запущенном состоянии минеральные воды находились около десяти лет.
Только в 1875 1878 годах были произведены некоторые работы по благоустройству источников: расчищена и осушена болотистая низина, лес превращен в парк, для выхода на гору Абадзехская прорублена щель, названная Дантовым ущельем. Взамен временных купален, пришедших в негодность, были построены новые: Михайловская (общая) и офицерская. Лечебная база и возможности приема больных расширялись. За первых четыре сезона здесь прошли курс лечения 392 человека.
Поскольку стоки пролегали недалеко друг от друга, инженер А. В. Конради открытой траншеей захватил их в одну струю с выбросом в Псекупс. Саму реку это, конечно, не украсило. Вода на значительном протяжении стала мутной, с характерным сероводородным запахом. Были очищены источники, построены дренажи, установлено пять резервуаров для сбора минеральной воды.
В 1864 году граф Ф. Н.СумароковЭльстон, признавая, что псекупские минеральные воды могут оказать услугу не только Кубанской области, но и жителям внутренней России, решил подать представление о выделении 15 плановых мест для окружного штаба Кавказского военного округа.
Великий князь Михаил Николаевич одобрил предложение графа. Услышав об этом, еще 18 человек подали прошения об отведении им участков. С этого времени и отсчитывается день рождения местечка Горячий Ключ.
Лишь в августе 1866 года ходатайство кубанских властей об учреждении поселка при псекупских минеральных водах дошло до императора и он его утвердил. А 27 мая 1868 года вышло «Высочайшее положение о временных правилах для образования местечка Горячий Ключ при псекупских минеральных водах в Кубанской области».
А в июле 1867 года землемер Гуков и таксатор Зенегин произвели топографическую съемку территории курорта вплоть до станицы Ключевой. В соответствии с «Положением об образовании местечка Горячий Ключ» выделялось 3000 десятин удобной земли и 200 неудобной. К заселению допускалось как казачье население, так и неказачье. Однако ставилось условие: закончить дворовые постройки и перебраться в них в течение двух лет, за невыполнение этого условия участки отбирались. Но заселение местечка двигалось слабо, как это видно из плана, утвержденного 30 мая 1872 года начальником Кубанской области генералом Цакни. На этом плане подготовлено к раздаче 124 плановых участка размером 800 кв. сажен (20x40). Из 32 лиц, давших заявки на уча
стки, обустроились лишь врач М. А. Рымашевский и еще три человека. Причем оговаривалось, что дома должны строить по типу швейцарских коттеджей с верандами. По плану было 4 улицы: главная Михайловская, названная так в честь великого князя Михаила Николаевича, Подгорная, Псекупская и Поперечная.
На Псекупской обосновались казак Строкус, сапожник Штальберг, мещанин Перевертайло и равные им по рангу. Местная элита избрала Михайловскую. Под первым номером стоял дом Рымашевского, далее проживали купцы Халаджиевы, Шапошниковы, Любимовы, комиссар псекупской больницы Еременко. А на углу улиц Михайловской и Школьной занял участок доктор Иван Филиппович Косинов.
Вот как описывает Горячий Ключ того времени краевед А. ДьячковТарасов: «На проспекте зеленой главной улицы местечка Михайловское... справа и слева, на протяжении 350 саженей, тянутся красивые дачные домики, большей частью одноэтажные, в швейцарском вкусе, с верандами... В местечке находится и единственный магазин, торгующий оживленно и консервами, и шелком, и ситцем, и одеколоном. Открыта частная аптека в подспорье местной аптеке при войсковой больнице. Построено одноэтажное больничное здание для больных обоего пола войскового сословия, рядом дом для помещения аптеки и врача. Аллея ведет к ванному красивому зданию с колоннами, далее у берега реки паром, тут же и домик паромщика. На базаре можно достать все необходимые продукты... Многие из жителей занимаются сушением грибов, груш, яблок, в изобилии растущих в окрестностях...».
В 1870 году был заложен курортный парк, который и сейчас является одним из самых красивых и уютных мест Горячего Ключа. Более интенсивное строительство началось в конце 70х годов. К 1879 году расширяется и лечебная база: вводятся в строй два новых ванных здания деревянное и каменное на 6 номеров каждое. Первое для бедных людей, второе (с кафельными ваннами) для более состоятельных.
В 1864 году была образована комиссия, которую возглавил сам наказной атаман Кубанского войска генерал
Я. Малама. Ею было принято решение о дополнительной раздаче плановых участков под застройку, о строительстве нового ванного здания и о дальнейшем обустройстве местечка.
Началась расчистка территории от старых деревьев и кустарников, где еще обитали волки и дикие кабаны. Осушаются заболоченные участки. Там, где сейчас находятся улицы Свердлова, Школьная и Мальцев ерик, пролегли канавы, собирающие подпочвенные и сточные воды.
Горячий Ключ быстро растет. Плановые места, раздаваемые ранее бесплатно, в конце века уже продавались по цене 2000 рублей. В числе домовладельцев оказались не только местные жители, но и состоятельные люди из Москвы и Петербурга.
Наплыв желающих увеличился, когда прошел слух о строительстве железной дороги Екатеринодар Туапсе. К ноябрю 1898 года в местечке уже было построено НО домов. Были построены телеграфная линия, связавшая Горячий Ключ с центром Кубани, и мост, соединивший курорт с единственной дорогой на Екатеринодар, которая проходила через аул Тахтамукай и станицу Пензенскую. Стоимость проезда на фаэтоне составляла 10 рублей, а на подводе 6 рублей. Несмотря на это, в 1900 году на курорте прошли курс лечения 1343 человека.
С 1906 года местечко стало называться Алексеевский Горячий Ключ, но название не прижилось. Его попрежнему называли просто Горячий Ключ.
В связи с наплывом больных и отдыхающих принимается решение построить гостиницу. Два раза в неделю стала приходить почта, а по праздникам собирался большой базар.
В развитие Горячего Ключа большой вклад внес врач войсковой больницы И. Ф. Косинов. При его активном участии и частично на его средства в 1908 году построена школа. Больных бедняков он лечил бесплатно. После выезда в Славянскна Кубани свой дом с кабинетом врача, большой библиотекой и пианино он безвозмездно подарил местным властям.
Перед первой мировой войной Горячий Ключ уже был заметным поселком. Лечебная база курорта расширилась, но правом пользоваться стационарным лечением могли только лица казачьего сословия. Даже состоятельная часть неказачьего населения получала на лечение только разовые талоны. Больные из простонародья были вынуждены искать исцеления в стоках купален, выведенных в Псекупс, и нередко вместо излечения получали новые болезни.