Центральной проблемой для советской психологии характера является не индивидуально-своеобразная форма его проявлений сама по себе, а единство этой формы с ее жизненным, исторически классовым содержанием. Поэтому в научном познании свойств характера решающим моментом является исследование жизненного содержания, а не только формы их проявлений, оторванных от этого содержания. Со стороны своего жизненного содержания каждая черта характера представляет собой определенное отношение личности к окружающей действительности, к жизненным условиям ее развития. Но далеко не всякое отношение является или становится чертой характера. Чертой характера является или становится лишь существенное отношение к обстоятельствам жизни и к собственным действиям. Принципиальность, жизнерадостность, честность, требовательность, строгость, чуткость, решительность, общительность, сдержанность, настойчивость и многие другие черты характера представляют собой определенные укоренившиеся в личности отношения к окружающей действительности, обществу, труду, к другим людям и к самому себе. Но для понимания этих отношений личности нужно знание самой действительности, общества и жизненного положения в ней личности.
Отнесенность черт характера к их жизненному содержанию, т.е. к действительной жизни человека, целям и задачам его деятельности,— таково первое условие научного изучения характера. При внешнем совпадении формы индивидуальных проявлений, например настойчивости или требовательности, они могут быть существенно отличными по своему содержанию. Длительное усилие и доведение до конца какого-либо действия, формально характеризующие настойчивость, могут относиться в одном случае к делу всей жизни, т. е. это будет борьба за великую цель, а в другом случае — к крохоборничеству в мелочах или к тупому упрямству... Жизненная отнесенность каждого свойства характера есть вместе с тем моральное качество того или иного отношения человека к действительности. В процессе развития личности реальные отношения человека к действительности всегда взаимосвязаны и взаимообусловлены. Эта взаимосвязь действительных, практических отношений человека к обществу, труду, другим людям, самому себе находит свое отражение в соотнесенности черт характера друг к другу...
...Основываясь на историко-материалистическом понимании личности, советская психология разрабатывает проблему характера с точки зрения конкретного исторически классового анализа тех отношений, которые становятся чертами характера личности. Именно в этом направлении ведутся исследования проблемы характера в советской психологии (особенно в исследованиях В. Н. Мясищева, 1960). Всякая черта характера есть определенное отношение личности к действительности, но это не значит, что всякое отношение тем самым есть свойство характера. Лишь некоторые определенные отношения при определенных условиях становятся свойствами личности, причем переход отношений в черты характера и составляет начальный момент образования любой стороны человеческого характера. Поэтому особенно важно выделить из всей совокупности отношений личности к окружающему те формы отношений, которые являются характерообразующими, с которыми непосредственно связано само формирование характера. Общий признак таких отношений, образующих характер, заключен в решающем, первостепенном и общем жизненном значении тех объектов, к которым относится человек. В числе их: 1) природа, общество и общественные идеи (идеология), 2) труд как способ существования человека, 3) другие люди, общественная связь с которыми характерна для данного индивида, и 4) собственная деятельность и личность человека. Отсюда главнейшими характерообразующими отношениями являются отношения к обществу и идеологии, труду, другим людям и самому себе. Именно эти отношения являются основными, выделяющимися из общей совокупности многообразных и изменяющихся отношений личности ко всему окружающему и к самому себе.
Однако и эти отношения не одновременно и не сразу становятся чертами характера, т. е. внутренними свойствами личности, которые отражают основную направленность и проявляются в своеобразном для данной личности образе действий.
Существует известная последовательность в переходе этих отношений в свойства характера, и в этом смысле нельзя поставить в один ряд отношения к природе, отношения к обществу, отношения к вещам, отношения к людям, отношения к самому себе. Эти отношения не могут быть поставлены в один ряд потому, что само содержание их выполняет различную роль в реальном бытии человека.
Определяющую роль в нравственном формировании человека играет отношение человека к обществу, к людям...
...На основании советских научных исследований можно утверждать, что существует определенная последовательность в развитии свойств характера (которую нельзя, однако, путать с «постепенностью», ибо, как мы увидим ниже, стадии формирования характера связаны именно с «перерывами постепенности», со «взрывами», по выражению М. С. Макаренко). Эта последовательность развертывания свойств характера определяется, прежде всего, развитием педагогических требований, выражающих отношение общества к личности.
Простое рядоположение отношений к другим людям, к себе, к деятельности игнорирует действительное стадиальное развитие отношений и возникающих из них свойств характера. При таком расположении воспитателю остается неизвестным, что является ведущим звеном в развитии характера. В формировании черт характера... ведущую роль играют те отношения, которые формируются непосредственно в системе общения и общественных отношений, в труде и которые, в свою очередь, обусловливают отношения человека к собственной личности, к самому себе.
Характерные для личности привязанности в форме товарищества, дружбы, любви, вкуса человека и т. д. — все это в действительности носит классовый характер и определяется общественными отношениями в конкретной исторической эпохе, Именно общественные отношения в целом — производственные отношения и те политические, правовые, идеологические отношения, которые на их основе возникают,— именно эти общественные отношения и создают тип личных отношений общения (привязанности, вкусы и т. п.). На основе этих индивидуальных отношений общения и формируются так называемые коммуникативные черты характера. Иногда эти отношения общения и формирующиеся из них коммуникативные черты характера пытаются свести только к объему общительности. В самом деле, при наблюдении за общением и общительностью отмечаете: различный объем общительности — от замкнутости до чрезмерной, неразборчивой общительности. Однако более глубокое наблюдение позволяет обратить внимание на самое важное, т. е. критерии избирательности в общении, мотивы, по которым осуществляется общение и которыми определяется объем общительности. Мы можем видеть, что в одной ситуации человек оказывается общительным, а в другой — замкнутым. Это целиком определяется мотивами его деятельности. Уже тот факт, что наиболее существенные формы общительности носят всегда избирательный характер, заставляет считать, что простого количественного определения объема отношений совершенно недостаточно. Дело заключается не в самом объеме, а в мотивах и способе общения. Идейная общность, общность жизненного положения и деятельности расширяют объем общительности. Но в процессе общения, в совместном развитии людей, неизбежно не только внешнее отношение, воздействие через речь или через поступок, но и познание людьми друг друга, раскрытие внутренней картины характера других людей, особо проявляющийся в оценке человека человеком. Эта внутренняя сторона общения — практическое знание человека человеком «практическая психология» — имеет очень важное значение в формировании характера человека. Представление человека о человеке, включающее и оценку человека человеком, всегда носит этический и эстетический характер и зависит от идейной общности или противоположности людей. Эта сторона общения также связана с особенностями коллектива, со стилем его работы...
Взаимопонимание, формирующееся на основе накопления жизненного опыта общения, важно не только для развития мотивов и способов общения, но и для того, чтобы познавать самого себя. Правильное оценочное отношение к другому человеку является основным условием правильной самооценки. Таким образом, постоянное развитие практического знания человека человеком является важнейшим источником для развития других черт характера, в том числе и отношения к самому себе. А отсюда следует, что коммуникативные свойства не только образуют очень важную часть характера, но и составляют основу формирования самосознания (рефлексия), определяют отношение к себе личности.
...Еще Маркс указывал на то, что человек не рождается с готовым самосознанием, что «человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 23, с. 62). Осознавая бытие и жизнь других людей в своей общественной практике, человек тем самым сознает себя самого как человека. Из отношения к другим людям у человека формируется отношение к себе. Ясно, что осознание бытия других людей, а в связи с этим сознание своего собственного положения в жизни является источником самосознания. «Я» есть целая система сознательных отношений к самому себе. Мы можем здесь выделить прежде всего отношение к себе как к психофизическому существу, само по себе множественное, так как это — отношение и к своей наружности, и к своему телу, и к своему поведению, и, наконец, к своим внутренним психическим состояниям. Даже то, что кажется самым непосредственным,— отношение к своей наружности — складывается постепенно, проходит Длительный своеобразный цикл развития и оказывается весьма и весьма относительным знанием о себе (например, знание собственного голоса сравнительно с распознаванием чужого голоса, восприятие изображения своей наружности, особенно отдельных черт наружности и т. д.).
В оценке собственной наружности всегда играет определенную роль не только эстетическое отношение, но и притязания человека, на которые так или иначе влияет и характер этой оценки. Кроме того есть множество психофизических свойств, которые осознаются только в специальных условиях упражнения при специальных жизненных задачах. Скажем, многие взрослые, без специальной необходимости в этом, не осознают, какой глаз у них ведущий в пространственном различении, или не воспринимают вес своего тела до тех пор, пока не принуждены с ним считаться (например, в спортивной тренировке). В процессе самой деятельности в зависимости от того, что именно требуется от тела задачами деятельности, какие элементарные психофизические качества требуются деятельностью, постепенно заново формируются или раскрываются те или иные свойства, которые в ходе развития деятельности и осознаются самим человеком. Таким образом, даже осознание собственного тела или элементарных психофизических функций требует известного развития, известной работы над собственным телом, овладения собственным телом, использования тела в определенных, специальных условиях, которые раскрыли бы те или иные качества тела.
Еще в большей степени, это относится к осознанию человеком своих внутренних, психофизических особенностей. Исследования показывают, что ребенок лучше указывает на черты характера других людей, нежели на собственные, причем часто указания на собственные черты характера представляют собой отражение оценки взрослых или оценки товарищей. Разобраться во внутреннем строе своего характера возможно только через известное осознание собственных поступков, через оценку их другими людьми. Следовательно, отношение к себе как к психофизическому существу очень многообразно. И это отношение не только не исчерпывает самосознания, но и не занимает в нем главного, ведущего места. Ибо в самосознании, в сложной системе отношений к себе взрослого человека (и уже на более поздних стадиях детского возраста) на первый план выступает и решающее значение приобретает отношение к себе как к личности, т. е. общественному существу, деятелю. Это отношение к себе как к деятелю зависит прежде всего от самой формы деятельности. Если деятельность становится иной, новой, то изменяются не только предмет, методы, операция этой деятельности, изменяется вместе с тем отношение к себе как к деятелю.
Таким образом, в процессе трудовой деятельности формируется не только сознательное отношение трудящегося к труду, но и его самосознание, в специфической форме осознание себя как деятеля, как субъекта труда.
За этим постоянно изменяющимся отношением к себе как к субъекту деятельности скрывается все более общее отношение к себе как к гражданину.
Повторяясь в различных жизненных ситуациях, закрепляясь в образе жизни, эти отношения превращаются в так называемые «рефлексивные» черты характера. Эти черты характера проявляются прежде всего в форме самооценки, в различных суждениях о своих действиях, намерениях, поступках, возможностях, о своих талантах, о своих способностях, о своем характере и т.д. Объективный идейный, критический, принципиальный подход к собственным действиям, возможностям, силам и ошибкам порождается новым большевистским духом самокритики.
В образовании единства характера исключительную роль играет воля.
Волевые процессы становятся в общем ходе развития и воспитания личности волевыми свойствами характера. Твердость или силу характер приобретает в жизненном развитии человека, в процессе его деятельности, особенно самостоятельной трудовой деятельности. Цели и задачи деятельности обусловливают психофизическое напряжение, волевое усилие, преодоление препятствий и затруднений, овладение собственным поведением. Нравственная основа воли определяет степень силы и устойчивость волевых процессов...
Однако далеко не всякая деятельность производит черты активного характера. Лишь такая деятельность, которая производит действительные материальные или духовные ценности, которая создает новые обстоятельства жизни человека и тем самым открывает перспективы дальнейшего развития, производит и активные черты характера, связанные с волей. В самой сущности труда как сознательной деятельности сказывается целенаправленность и волевая регуляция действий. Как сознательная цель, направляющая действие, так и воля, его регулирующая, составляют внутренние моменты процесса труда. Следовательно, сам процесс труда развивает волю как способность преодолевать препятствия и затруднения и на этой основе овладевать собственным поведением. Развитие коммунистического отношения к труду является важнейшим источником образования волевых свойств характера:
Как показывают исследования, между отдельными психическими функциями и чертами характера вырабатывается определенная связь, выражающая психические особенности личности. Эта связь прежде всего заключается в формировании индивидуальных особенностей психических функций.
Особенно большое значение для характерологических проявлений функций имеет взаимоотношение интеллектуальных черт личности. Глубина и острота мысли, необычность постановки вопроса и его решения, интеллектуальный почин (инициатива), уверенность в ходе мыслительных процессов — все это составляет оригинальность ума как одну из сторон характера.
В формировании характера определенную роль играют и особенности чувств человека. Уровень развития и характер нравственных, эстетических и интеллектуальных чувств, с одной стороны, зависят от характера деятельности и общения человека и от формирования на этой основе свойств характера, и прежде всего коммуникативных свойств. С другой стороны, самые эти чувства становятся характерными, устойчивыми особенностями личности, включаясь, таким образом, в характер человека. Уровень развития чувства долга, чести, совести и т. д. характеризует личность человека не в меньшей мере, чем склад его ума. То же самое относится и к таким сложным комплексным чувствам, как чувство юмора, иронии и т. п.
Но в реальном соотношении различных свойств характера интеллектуальные и эмоциональные его черты занимают все же подчиненное место по отношению к основным его свойствам, непосредственно отражающим общественные связи и отношения личности. Соотношение различных свойств характера выражается в его силе и полноте и в основе которого лежит мировоззрение человека.
Сила характера — это то, что иначе называют твердостью характера, его волевой структурой, полнота характера представляет собой многообразие жизненных отношений личности, многообразие ее интересов и идеалов, потребностей и способностей, богатство знаний и практических действий, определяемых большой жизненной целью, т. е. идейной направленностью. Следовательно, мировоззрение не только является мировоззрением в собственном смысле этого слова, т. е. идеологией класса определенной эпохи, но оно становится и внутренним основанием полноты и силы характера конкретного человека.
...Обладание целями жизни есть главное условие для образования цельности личности. Напротив, для раздвоений, раздробленной личности характерно отсутствие или же раздробленность цели, отсутствие идейного смысла жизни. Понимание внутренней зависимости цельности индивида от обладания единой целью совершенно необходимо для создания идейной основы индивидуального характера. Но не менее важно и соответствие действий человека поставленным целям и задачам, как это подчеркивает Энгельс, указывая, что «личность характеризуется не только тем, что она делает, но и. тем, как она это делает» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 29, с. 492). Действительно, для анализа характера человека важно не только содержание идей, содержание целей; для реального развития не менее важен и способ деятельности. Характер возможно понять лишь как определенное единство направленности и образа действий.
...Характер представляет собой не только единство многообразия личности, но вместе с тем и определенную самобытность личности, ее оригинальность. Яркий, сильный характер — это и есть, собственно говоря, самобытность человека, его внутренняя самостоятельность, основанная прежде всего на глубоком овладении передовым мировоззрением. Обладание целями, убеждениями, идеями, жизненной направленностью делает человека стойким, постоянным в своей деятельности, сравнительно не зависящим от текущего и случайного хода изменений жизни. Деятельность человека, обладающего таким характером, вследствие этой жизненной направленности становится нацеленной на изменение, преобразование жизни.