Содержание
Введение
Отношение к смерти и бессмертию с различных точек зрения
Жизнь во взаимосвязи со смертью и бессмертие как невозможный фактор в этом мире
Трагедия и парадокс смерти как возможные предпосылки к желанию человеком бессмертия
Заключение
Список литературы
Введение
Проблема смерти и бессмертия всегда шли рука об руку. На протяжении даже не сотен, а тысяч лет человечество ищет различные способы продления жизни, а также разбирается в процессах, которые укорачивают эту самую жизнь. Чтобы представить насколько эта проблема захватывает человеческий разум, можно вспомнить, как вознаграждали правители древности любого, кто даст им совет, как продлить годы жизни. А порой методики были очень жестоки – не брезгали даже каннибализмом. Некоторые престарелые люди пили кровь молоденьких девушек, считая, что та поможет им продлить их годы, и никто из тех, кто прибегал к таким методам, естественно не задумывался о том, какой ценой они пытаются достичь своей цели. Все это неопровержимо прослеживается сквозь века. И с каждым годом человечество становится все более заинтересованным в том, чтобы смерть приходила как можно позже. Ценности здоровья, активного долголетия настолько возрастают, что уровень здоровья и продолжительность жизни начинают рассматривать как критерии прогресса общества. Значительный рост продолжительности жизни в индустриально развитых странах вызвал интерес к проблемам и ее предупреждения, отодвигания момента смерти и ее облегчения. Включение широкого фронта естественных, технических и общественных наук к исследованию процесса человеческой жизни позволяет раскрыть многие факторы старения и достижения активного долголетия. Появились даже отдельные науки, которые занимаются проблемами продления жизни и победой над смертью. Это такие науки, как ювенология, геронтология, а также иммортология. В данной же работе будет рассмотрен аспект смерти и бессмертия с точки зрения философии, потому что очень важно понять: нужно ли человечеству бессмертие и к чему может привести такой дар.
Отношение к смерти и бессмертию с различных точек зрения
На проблему смерти и бессмертия есть множество различных точек зрения, например в экзистенциализме, фрейдизме и христианстве.
Часто говорят, что экзистенциализм в философии - это глубоко пессимистическое мировоззрение, фиксирующееся на наиболее трагичных и «темных» аспектах нашего существования. На самом деле экзистенциалистская позиция выходит за рамки простой дихотомии «оптимизм-пессимизм»; было бы одинаково неправильно отождествлять ее и с той, и с другой. Верно, что экзистенциалистское мировоззрение уделяет самое пристальное внимание смерти, как и другим неотъемлемым ограничениям, присущим нашей жизни и нашим возможностям. Экзистенциалистская позиция настраивает на поиск позитивного смысла существования, на преодоление разрыва и противопоставления смерти и жизни, на жизнь на стороне жизни(то, есть жить, не склоняясь к служению смерти, как например суицид), но с признанием и примирением с реальностью своей смерти, а не в безнадежной попытке изгнания ее из жизни. В последнем предложении можно уловить ноту отношения экзистенциализма к бессмертию – принятие смерти, как факт, который не остановить и с которым просто нужно смириться, сделав все возможное, чтобы ни один день не был прожит зря. Доказательством тому может служить высказывание известного журналиста Семена Новопрудского, сформулировавшего даже подобие идеологии «партии смерти» - «самой честной из всех возможных партий». Эта партия дает лишь одно обещание и гарантирует его выполнение: что все мы умрем, независимо от занимаемых постов. Поэтому необходимо дорожить каждым днем своей жизни. Партия смерти говорит: жизнь одна и прожить ее надо радостно.
Проблема смерти приобретает центральное значение в учении Фрейда. И центральной является именно проблема смерти, связанная неразрывно с проблемой времени. Проблема бессмертия вторична, и она обычно неверно ставилась. Смерть есть самый глубокий и самый значительный факт жизни, возвышающий самого последнего из смертных над обыденностью и пошлостью жизни.
Только факт смерти ставит в глубине вопрос о смысле жизни. Жизнь в этом мире имеет смысл именно потому, что есть смерть. Смысл связан с концом. И если бы не было конца, т.е. если бы была дурная бесконечность жизни, то смысла в жизни не было бы. Смерть - предельный ужас и предельное зло - оказывается единственным выходом из дурного времени в вечность, и жизнь бессмертная и вечная оказывается достижимой лишь через смерть. Иными словами фрейдизм говорит о том, что бессмертие не привело бы ни к чему хорошему. Что, впрочем, довольно предсказуемо, если вспомнить, что одно из центральных мест в учении Фрейда занимал страх, а страх смерти, пожалуй, самый сильный из известных человечеству. И если человек перестанет опасаться за самое дорогое – за свою жизнь, то на первое место поднимутся другие страхи, которые могут подтолкнуть человека к непредсказуемым действиям.
Но автор этой работы выбрал центральной – христианскую точку зрения, как наиболее близкую и оказавшую наибольший эффект после прочтения и проникновения в основы.
Проблема смерти и бессмертия - основная, самая главная проблема человеческой жизни, и лишь по поверхности и легкомыслию человек об этом забывает. Иногда он хочет убедить себя, что забыл, не позволяет себе думать о том, что важнее всего. Все религии, начиная с зачаточных религиозных верований дикарей, строились в отношении к смерти. Человек есть существо, поставленное перед смертью в течение всей своей жизни, а не только в последний час жизни. Человек ведет двоякую борьбу: за жизнь и за бессмертие. Смерть есть явление еще внутри жизни, а не по ту сторону, самое потрясающее явление, пограничное с трансцендентным.
Сильное страдание всегда ставит вопрос о смерти и бессмертии. Но и всякое углубление жизни ставит все тот же вопрос. Было построено много типов религиозных и философских учений о победе над ужасом смерти и достижении реального или призрачного бессмертия: спиритуалистическое учение о бессмертии души; учение о перевоплощении душ; мистико-пантеистическое учение о слиянии с Божеством; идеалистическое учение о бессмертии идей и ценностей; христианское учение о воскресении целостного человека; притупление остроты проблемы смерти через слияние с коллективной жизнью на земле и через возможность земного счастья. Спиритуалистическое( от англ. spirit – душа, дух) учение о бессмертии души сулит бессмертие лишь части человека, а не целостному человеку. Учение о перевоплощении еще менее дает бессмертия целостному человеку, оно предполагает его разложение на отдельные элементы и ввержение человека в космический круговорот, оставляет его во власти времени. Человек может перейти в нечеловеческий род существования. Учение о слиянии с божеством не означает бессмертия личности, а лишь бессмертие безличных идей и ценностей. Идеалистическое учение также не означает бессмертия личности, а лишь бессмертие безличных идей и ценностей. Отворачивание от темы о бессмертии через обращенность к грядущему счастью человечества говорит о неразрешимости этой темы и о вражде к ее постановке. Из приведенных выше только христианское учение о воскресении целостного человека отвечает на поставленный вопрос, но с ним связано много трудностей.
Смерть есть явление жизни, она еще по эту сторону жизни, она есть реакция жизни на требование конца во времени со стороны жизни. Смерть есть явление, распространяющееся на всю жизнь. Жизнь есть непрерывное умирание, изживание конца во всем, постоянный суд вечности над временем. Жизнь есть постоянная борьба со смертью и частичное умирание человеческого тела и человеческой души. Что и подводит к мнению о том, что с точки зрения христианства – бессмертие не нужно, так как человек должен вернуться к Богу, пройдя необходимый путь становления своего характера и формирования системы ценностей.
Жизнь во взаимосвязи со смертью и бессмертие как невозможный фактор в этом мире
Жизнь благородна только потому, что в ней есть смерть, есть конец, свидетельствующий о том, что человек предназначен к другой, высшей жизни. В бесконечном времени смысл никогда не раскрывается, смысл лежит в вечности. Но между жизнью во времени и жизнью в вечности лежит бездна, через которую переход возможен только лишь путем смерти, путем ужаса разрыва.
Смысл смерти заключается в том, что во времени невозможна вечность, что отсутствие конца во времени есть бессмыслица.
Время и пространство смертоносны, они порождают разрывы, которые являются частичным переживанием смерти. Когда во времени умирают и исчезают человеческие чувства, то это есть переживание смерти. Когда в пространстве происходит расставание с человеком, с домом, с городом, с садом, с животным, сопровождающееся ощущением, что, может быть, никогда их больше не увидишь, то это есть переживание смерти. Смерть наступает для нас не только тогда, когда мы сами умираем, но и тогда уже, когда умирают наши близкие. Мы имеем в жизни опыт смерти, хотя и не окончательный. Стремление к вечности всего бытия есть сущность жизни. И вместе с тем вечность достигается лишь путем прохождения через смерть, и смерть есть участь всего живущего в этом мире, и, чем сложнее жизнь, чем выше уровень жизни, тем более ее подстерегает смерть.
Смерть имеет положительный смысл. Но смерть есть вместе с тем самое страшное и единственное зло. Всякое зло может быть сведено к смерти. Убийство, ненависть, злоба, разврат, зависть, месть есть смерть и сеяние смерти. Смерть есть на дне всякой злой страсти. Никакого другого зла, кроме смерти и убийства не существует. Смерть есть злой результат греха. Безгрешная жизнь была бы бессмертной, вечной. Смерть есть отрицание вечности, и в этом онтологическое зло смерти, ее вражда к бытию, ее попытки вернуть творение к небытию. Смерть сопротивляется Божьему творению мира, она есть возврат к изначальному небытию.
Смерть отрицательно свидетельствует о силе Божьей в Мире и о Божьем смысле, обнаруживающимися в бессмыслице. Можно даже сказать, что мир осуществил бы свой безбожный замысел бесконечной (невечной) жизни, если бы не было бы Бога, но так как есть Бог, то этот замысел неосуществим и кончается смертью. И Сын Божий, Искупитель и Спаситель, абсолютно безгрешный и святой, должен был принять смерть, и этим освятил смерть. Отсюда двойное отношение христианства к смерти. Христос смертью смерть попрал. В почитании креста мы почитаем смерть, освобождающую, побеждающую смерть. Чтобы ожить, нужно умереть. В кресте смерть преображается и ведет к жизни, к воскрешению. И вся жизнь этого мира должна быть проведена через смерть, через распятие. Без этого она не может прийти к воскрешению, к вечности. Добро, благо есть жизнь, сила и полнота жизни, вечность жизни. Смерть есть безумие, ставшее обыденностью.
Живые, а не мертвые страдают, когда смерть сделает свое дело. Мертвые больше не могут страдать; и мы можем даже похвалить смерть, когда она кладет конец крайней физической боли или печальному умственному упадку. Однако неправильно говорить о смерти как о «вознаграждении», поскольку подлинное вознаграждение, как и подлинное наказание, требует сознательного переживания факта. В жизни каждого человека может наступить момент, когда смерть будет более действенной для его главных целей, чем жизнь; когда то, за что он стоит, благодаря его смерти станет более ясным и убедительным, чем, если бы он поступил любым другим образом.
Смерть - это совершенно естественное явление, она играла полезную и необходимую роль в ходе длительной биологической эволюции. Действительно, без смерти, которая придала самое полное и серьезное значение факту выживания наиболее приспособленных, и таким образом сделала возможным прогресс органических видов, человек вообще никогда не появился бы.
Трагедия и парадокс смерти как возможные предпосылки к желанию человеком бессмертия
Смерть, которая порождается природной закономерностью и к которой человек приговаривается биологическим процессом, есть самое индивидуально-личное в человеке. И она есть, прежде всего, прекращение сообщений с другими людьми и с жизнью космоса. Каждый человек должен пройти через трагедию смерти.
Трагедию смерти можно сознать лишь при остром сознании личности. Трагедия смерти ощутима лишь потому, что личность переживается как бессмертная и вечная. Трагична лишь смерть бессмертного, вечного по своему значению и назначению. Смерть смертного, временного совсем не трагична. Трагична смерть личности в человеке, потому что личность есть вечная Божья идея, вечный Божий замысел о человеке. Личность не рождается от отца и матери, личность творится Богом. Человек в этом мире есть смертное существо. Но он сознает в себе образ и подобие Божье, личность, сознает себя принадлежащим не только к природному, но и к духовному миру.
Ужас смерти есть не только ужас смерти личности, но и ужас смерти мира. Есть личный Апокалипсис и Апокалипсис мировой. Апокалипсис - есть откровение о смерти мира, хотя смерть в нем не последнее слово. Смертен не только человек, не только народы и культуры, но и все человечество в целом, и весь мир, вся тварь. Апокалипсис есть не подлежащий рационализированию парадокс времени и вечности. Конец нашего мира наступает во времени, еще в нашем времени. Но он также есть конец нашего времени, и потому он за его пределами. Конец мира, как и каждого отдельного человека, есть событие и имманентное, и трансцендентное. Ужас и тоска и вызываются этим непонятным для нас совмещением имманентного и трансцендентного, посюстороннего и потустороннего, времени и вечности. Для каждого из нас и для всего мира наступает катастрофа, скачок через бездну, непостижимый выход из времени, в самом времени совершающийся. Если бы наш греховный мир в нашем греховном времени был бесконечным, не знал конца, то это был бы такой же злой кошмар, как и бесконечное продолжение во времени жизни отдельного человека. Это было бы торжеством бессмыслицы. Страшный суд над личностью и миром во внутреннем своем понимании есть не что иное, как обретение смысла, как установка ценностей и качеств.
Но как прийти к осознанию того, что вечная жизнь - бессмыслица? Прежде всего, человек боится, что многого не успеет, что мир «там» (после смерти) – нет! И тут лишь остается помнить, что человек бессмертен потому, что в нем есть божественное начало. Но бессмертно не только божественное в человеке, бессмертен весь состав человека, которым овладевает дух. Духовное начало и есть то начало в человеке, которое сопротивляется окончательной объективации человеческого существования, ведущей к смерти, окончательному погружению в смертоносный поток времени.
Человеческая личность реальнее всего мира, она есть ноумен против феноменов, она в ядре своем принадлежит вечности. Но этого не видно извне, видно лишь изнутри. Человеческая душа ограничена телом, зависит от природной необходимости, но она внутренне бесконечна. Жизнь от рождения до смерти есть лишь маленький отрезок вечной судьбы. Человек ищет личного бессмертия, не бессмертия в объекте, а бессмертия в субъекте. Очень важно сознать, что только вечное реально. Все невечное, переходящее не имеет подлинной реальности.
Заключение
Прежде чем сделать выводы по данной работе, автор провел небольшой опрос среди своих знакомых на тему того – хотели бы они быть бессмертными. В опросе принимали участие люди различной возрастной категории и следовательно с различным жизненным опытом, который, как считает автор, и оказал влияние на результаты(в возрастной категории >29 лет – никто не захотел бессмертия). Результаты были следующими:
10% утверждает, что если бы им даровали вечную жизнь вместе с вечной молодостью, то они бы согласились.
10% высказали мнение о том, что они бы не отказались от вечной жизни, беспокоясь о том, что не успеют всего за тот срок, что отведен человеку.
20% Хотели бы увеличить срок жизни человека до 300-500 лет, так, чтобы это все коснулось организма человека, то есть. чтобы он взрослел и старел пропорционально.
Остальные 60% сказали, что отказались бы от вечной жизни, при чем абсолютное большинство мотивировало это тем, что жизнь скучна и лишь 10% опрошенных сослались на то, что не хотят наблюдать за тем, как умирают близкие. И этот результат кажется наиболее удручающим – сразу задумываешься о том, что человечество заходит во все больший тупик. Ему становится скучно и пропадает желание стремиться к чему-либо. И никто из тех, кто принимал участие в опросе, не высказал мнение о том, что если бы бессмертие даровалось всему человечеству, то это, возможно, в корне изменило человека. Ведь как ни печально, но в нашем мире слишком много жестокости, которая при наличии бессмертия, возможно, исчезла бы сама собой. Но вероятнее всего человечеству это не нужно. И если принять за основу подход с христианской стороны, то земной путь, включающий в себя и жизнь, и смерть – это как раз и подготовка к миру без насилия, боли и злобы. К миру, который все желают видеть на земле, не задумываясь о том, что человеку нужно пройти этап становления характера, этап борьбы с искушением, податься на путь зла, и на этот этап отводиться срок, длинною в жизнь, лишь пройдя который, можно стать обладателем такого дара, как бессмертие. А самое главное лишь после этого можно точно сказать – нужна ли будет человеку бессмертная земная жизнь. А до тех пор остается успевать все то, что запланировал в срок, длинною в жизнь.
Список литературы
1. Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1993.
2. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М.: Политиздат, 1991.
3. Вишев И.В. Проблема личного бессмертия. Новосибирск, 1990.
4. Франкл Виктор. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.
5. Ламонт К. Иллюзия бессмертия. М.: Политиздат, 1984