Содержание
Введение
Джаллаудин Мангуберди
Список использованной литературы
Введение
В начале XIII в при правителе Мухаммаде территория государства хорезмшахов включала в себя Маверанахр, непосредственно Хорезм, пространство современного Афганистана - большой части Ирана. Формально это было централизованное государство, но "местные" феодалы, условно признавая власть хорезмшаха, самостоятельно управляли своими владениями.
В период правления хорезмшаха Мухаммада ряд причин значительно ослабил центральную власть. Это - постоянные войны по завоеванию новых территорий, которые требовали всё больших расходов. В результате этого харадж (поземельный налог), вместо одного раза, зачастую собирался с крестьян трижды. Такое положение вызывало резкое недовольство населения. Это - и бесконечные дворцовые интриги, которые вела властолюбивая мать хорезмшаха Туркан - хатун. Будучи дочерью одного из кипчакских воевод, она в стремлении сосредоточить власть в своих руках, настраивала против хорезмшаха кипчакских воевод. Основу войска, Мухаммада составляли кипчакские племена. Поэтому вносимый раздор не способствовал укреплению центральной власти. Между хорезмшахом и населением страны постоянно нарастало взаимное недоверие, приводившее также к ослаблению внешне могучего государства. В этой ситуации и началось нашествие монголов на Среднюю Азию.
1. Джаллаудин Мангуберди
До начала XIII в. в Монголии были расселены разнородные племена и господствовали родоплеменные отношения. Основным занятием кочевников было скотоводство, охота. Была развита также меновая торговля с соседними племенами. В начале XIII в. Темучин объединил эти разнородные роды (найманов, татар и др.) и создал мощную военно-феодальную кочевую империю. В 1206 г. на курултае он провозгласил себя правителем - Чингиз-ханом («властителем океана»). Правовой основой объединения стал общий свод законов монголов «Ясо». В соответствии с ним каждый избранный хан обязан был соблюдать законы «Ясо», в противном случае он мог быть низвергнут. По «Ясо» утверждалась веротерпимость, в том числе - во время войны. Для женщин гарантировалась пощада (но, как свидетельствуют исторические источники, это правило постоянно нарушалось). Особое внимание Чингиз-хан, опираясь на «Ясо», уделял жёсткому соблюдению дисциплины. За любое отступление от обычаев и проявленную провинность полагалось самое жестокое наказание - смерть. В качестве меры стимулирования завоеваний в период военных походов от воина требовалось беспощадное истребление противостоящих врагов, а их имущество доставалось победителю. Указанные нормы общественного права были законом для любого монгола. Но в то же время выделялся привилегированный слой - тарханы (чаще всего это - военная аристократия), для которых делался ряд исключений. Они освобождались от налогов. При наличии тарханной грамоты могли без доклада входить в ханский шатёр. На войне могли присваивать себе очень большую добычу. И, наконец, до 9 раз им прощались и оставались безнаказанными их проступки.
Основное внимание Чингиз-хан уделил формированию войска (более 200 тыс. чел.). По свидетельству историка Джувейни, монгольское войско делилось на десятки, сотни, тысячи и десятки тысяч. Оно было подвижным и очень мобильным. Все монгольские племена обязаны были по первому приказу выступить в поход.
Монгольские отряды покорили «лесные народы», жившие по берегам Енисея. Покорились власти Чингиз-хана уйгуры и население северной части Семиречья. В 1215 г. Чингиз-хан совершил поход в Китай и занял Чжунду (Пекин). Он вывез оттуда огромную добычу - материальные ценности, учёных, ремесленников (превратив их в рабов). У китайцев он позаимствовал осадные орудия, военную технику, а также военную стратегию и тактику и, в какой - то степени, общественные отношения, что способствовало развитию и углублению феодальных отношений у самих монголов.
В 1218-1219 гг. войска монголов заняли владения кара - китаев (Семиречье и Восточный Туркестан) и подошли вплотную к границам хорезмшахов, что существенно осложнило отношения между двумя государствами. Чингиз-хан и Мухаммад стали обмениваться посланиями через купцов, ходивших караванами через границы обоих владений. Большую роль в этом сыграл хорезмский купец Махмуд Яловач. Историки предполагают, что вместе с товарами он продавал и информацию. Однако в 1218 г. посольский караван Чингиз-хана, шедший с богатыми подарками к Мухаммаду хорезмшаху, не без ведения последнего, был разграблен в пограничной крепости Отрар (на берегу Сырдарьи). Это послужило как бы сигналом к вторжению монгольских войск в Среднюю Азию, которое тщательно готовилось Чингиз-ханом заранее.
Хорезмское государство, в силу вышеуказанных причин, не было готово к обороне. При своём кажущемся могуществе, хорезмшах зависел от военно-феодальной знати и не пользовался особой поддержкой у населения. Не доверяя кипчакским воеводам, он, вместо концентрации войск в месте удара захватчиков, разбил свою армию на мелкие отряды и растянул их по линии обороны. Поэтому монголам при помощи их хорошо организованного войска не составляло труда, начиная с 1219 г. (взятие Отрара), быстро захватить города на Сырдарье к двинуться в сторону Бухары уже в начале 1220 г. Здесь Чингиз-хан встретил ожесточенное сопротивление защитников Бухары, которые мужественно отбивали удары в течение трёх дней. Но силы были неравными. В 1220 г. пала сначала Бухара, затем Самарканд. При завоевании этих городов монголы чинили зверства. Так, больше половины жителей Самарканда погибло. 30 тыс. ремесленников были отданы сыновьям и родственниками Чингиз-хана, остальные в качестве живого щита использовались при дальнейшем наступлении. Процветавшие ранее города и селения были сожжены, разрушены и опустели. Мухаммад хорезмшах после этого покинул Хорезм и скрылся на одном из островов в южной части Каспийского моря, где в декабре 1220 г. и умер.
Героически сражались против монгольского нашествия жители Ходжента. Обороной руководил отважный военачальник Темур Малик. Вокруг Ходжента были собраны десятка тысяч монгольских войск. Но, несмотря на героизм ходжентцев, и этот город был взят монголами. Преследуемый им Темур Малик с небольшим количеством оставшихся в живых воинов отошёл к Ургенчу (Гургандж). Там после бегства отца оборону возглавил сын Мухаммада - хорезмшах Джалалиддин Мангуберды. Оборона Гурганджа длилась семь месяцев. Гарнизон и жители поднялись на борьбу с завоевателями. Дух сопротивления среди защитников поддерживал 70-летний известный суфист Нажмиддин Кубро. Впоследствии монголы после того, когда перебили всех защитников столицы и полностью разрушили город, зверски расправились с ним. Это произошло в 1221 г.
Джалалиддин вместе со своим наставником и другом Темуром Маликом вновь собрал армию и нанёс сокрушительный удар по врагу близ Нисы, а затем в местности Балх. При этом он лично проявлял неоднократно невиданные мужество и героизм. После трёхдневного сражения у берегов Синда Чингиз-хан повелел не поражать султана стрелой, а взять его живым. Оттеснённый к высокому берегу реки, Джалалиддин внезапно развернулся и бросился с конём в реку с тридцатиметровой высоты. Враги бросились за ним, но Чингиз-хан приказал: «Он ушёл непобедимым, не трогать его...».
После этих событий Джалалиддин жил ещё несколько лет и погиб в сражении с курдами в августе 1231 г. Память о своём герое народ по сегодняшний день хранит в своих сердцах. Она увековечена также на государственном уровне. Выступая на Торжественной церемонии, посвященной 800-летнему юбилею Джалалетддина Мангуберды, И.А.Каримов назвал его защитником своей Родины мужественным полководцем, национальным героем, оставившим неизгладимый след в истории (И.Каримов. Соч., т. 8, с. 71).
В 1221 г. Мавераннахр и Хорасан оказались под властью монголов. Государство хорезмшахов перестало существовать.
Монгольское завоевание принесло народам Средней Азии несоизмеримые страдания. Были сожжены и уничтожены города, селения. Разрушены ирригационные системы. Сотни тысяч людей угнаны в плен. На оставшееся население были наложены огромные налоги и подати.
Чингиз-хан умер в 1227 г. Ещё при жизни он разделил свои огромные завоеванные владения на улусы и отдал их в управление своим сыновьям. Средняя Азия отошла второму сыну Чингиз-хана Чагатаю и стала называться с этого времени Чагатайским улусом (территориально это от страны уйгур до Самарканда и от южной части Алтая до берегов Амударьи). Хотя официально это было владение Чагатая, но практически оно подчинялось великому хану Уктаю (Угедею), а Чагатай получал со своего улуса часть собираемых с Мовароуннахра доходов.
Монголы не стали управлять сами в Чагатайском улусе, а отдали его на откуп хорезмийскому купцу Махмуду Яловачу. При нём реальная власть в городах (в Бухаре, в частности) перешла в руки богатого духовенства (садры) и мелких правителей-меликов. Им отдавались земли с крестьянами и раздавались льготы в налогообложении. На крестьян были возложены огромный поземельный и другие налоги и повинности, которые постоянно росли, в связи с откупной системой. Ремесленников в большей части захватчики вывезли в Монголию, а оставшиеся в регионе были на положении рабов. В итоге, за 10-15 лет наступила полная нищета населения. Это вызвало в 1238 г. мощное восстание народа в Бухаре. Во главе его стал ремесленник Махмуд из селения Тараби. Восставших поддержал известный богослов Шамсуддин Махбуби. В конечном счёте, несмотря на героизм восставшего против монгольского ига народа, восстание было жестоко подавлено, десятки тысяч восставших были убиты.
Махмуда Яловача монголы отправили наместником в Китай, а управлять Чагатайским улусом стал его сын Масуд-бек. Откупная система была сохранена.
В 40х гг. XIII в. в результате внутридинастической борьбы среди чингизидов была образована Золотая Орда, внуками Чингиз-хана ханами Батыем и Мунке среднеазиатское владение как самостоятельный улус был ликвидирован.
В 60х гг. XIII в. другой внук Чингиз-хана Алгу-хан вновь восстановил Чагатайский улус. В 60х гг. XIII в. чагатайские ханы чингизиды Мубарек-шах и Борак-хан приняли ислам. К началу XIV в. последствия монгольского разорения не были преодолены. Экономика была на очень низком уровне, мешали её восстановлению тяжёлый налоговый гнёт и жёсткая эксплуатация народа, которая для народов Средней Азии была огромным бедствием.
Чагатайский хан Кебек (131-8-1326гг.) был первым монгольским правителем, который окончательно перенёс свою ставку в Мовароуннахр. При Кебеке были осуществлены две реформы. Первая — денежная. Был введён эталон серебряной монеты (по весу). Выше 8г. монеты назывались динаром, меньше - дирхемами. Это создавало благоприятные условия для внутренней и внешней торговли. Вторая реформа - административная. По ней Средняя Азия была разделена на мелкие административные единицы - туманы. Это сыграло положительную роль в деле развития феодальной государственности в Мавераннахре.
После смерти Кебек-хана улус стал раздираться ожесточённой борьбой феодалов за власть, что приносило населению всевозможные беды, разорение и нищету.
В конце 50х гг. XIV Чагатайский улус распался на две части: Мавераннахр и Моголистан, в который вошли северо-восточные области региона.
Список использованной литературы:
1. Зияев «Из истории освободительного движения в крае»,
Ташкент, 2001 год
2. «История Хорезма», Ташкент, 1999 год
3. «История Узбекистана», Ташкент, Издательство «Университет», 2002 год.