Мифодрама - это метод психотерапии, терапевтический эффект которого достигается путем драматической постановки мифологических сюжетов. В основе мифодрамы лежит психодрама и социодрама -методы, разработанные основателем групповой психотерапии Якобом Леви Морено.
Термин «мифодрама» начал использоваться совсем недавно, всего 2-3 года назад. Затем после ряда статей и целых сборников посвященных этому методу в журнале «Психодрама и современная психотерапия», термин стал общеупотребляемым.
Мифодрама является ответвлением от социодрамы, и выделяется от нее своей принципиальной ориентированостью на миф. Для практикующих этот метод это возможность увидеть миф по-новому, используя аналитические инструменты и навыки, вдобавок увидев его в живом актуальном действии. Со слов очевидцев, то что происходит на драме, част сильно отличается от кабинетных воззрений аналитиков.
Мифодрама отличается от обычной социодрамы еще тем, что каждый миф имеет продолжение, а характер – развитие. Внутри самого мифа можно увидеть стоки истории и ее конец. Мифодрама предлагает более длительный процесс участия, и более глубокое погружение в миф образов и смыслов. Поэтому речь идет о целых мифодраматических циклах и даже темах, как греческая мифодрама, скандинавская, шумерская. Без такого погружения мифодрама останется действительно сюжетной социодрамой, или монодрамой, в лучшем случае с определенной интерпретацией.
Структура мифодрамы та же , что и у ее родственников -социодрамы, психодрамы, драматерапии. Это : разогрев, основное действие и шеринг. В начале декларируются общие правила группы и выслушиваются вопросы и предложения участников. Группа выражает свое согласие с правилами кивком головы. Это важная часть не только не только любого психотерапевтического процесса, но и игры как таковой. Без соблюдения правил всеми участниками игры не получится. Ведущий мифодраму называется Директор (по психодраматической традиции), и именно он(или она) определяют ход работы.
Следующее групповое действие несет функцию разогрева группы на дальнейшею работу. Это упражнение, направленное на повышение энергетики группы и начало ее функционирования как единого организма. Кроме того, это обычно некое подведение участников группы к общейтеме.
В мифодраматических циклах сюжет -миф – бывает определен заранее.
Читается его текст и указывается, что все упомянутое в сюжете должно быть проиграно, а все остальное остается на усмотрение или спонтанное действие участников. Подобный сюжет превращается в сценарную мифодраму, очень общий или наличествующий лишь в частной детали -в мифодраму спонтанную.
Здесь обычно разыгрывается некая история, частная история или история семьи. Но в отличии от психодрамы, это не личная история участников группы. Здесь нет протагониста. Роли выбираются добровольно, поэтому неудивительно, что каждый находит себе именно «свою» роль, характерную или же наоборот «незаметную». Если есть несколько претендентов на роли, то происходит социометрический выбор, спонтанный или после объяснения участников, почему они хотят играть именно эту роль.
В сценарной мифодраме сюжет бывает жестко закреплен, и спонтанность участников может проявляться лишь в сопутствующих нюансах, частных взаимоотношениях или параллельных сюжетных линиях. Однако каждая драма с каждой группой будет уникальной именно новым значением и осмыслением одного и того же сюжета.
Само игровое действие обычно разделено на несколько сцен, в конце которых Директор останавливает действие и проводится короткий опрос участников из роли о чувствах или неких «посланиях» остальным героям. Между сценами можно снять , если какие-то уже не будут задействованы, и взять новые. На протяжении сцены могут быть включены «стоп-кадры», когда Директор обращает внимание всех участников на то, что происходит с главными героями и дает им высказать тот или иной монолог (из роли). В мифодраме, в отличии от ролевой игры, главное внимание уделяется чувствам и переживаниям участников из роли, а не хитроумным действиям и развитию интриги.
В мифодраме нет задачи привести всех персонажей к примирению или компромиссу, дать возможность понять «другую сторону». Просто играется миф и участники находятся внутри действа -замечания или трактовки со стороны будут совершенно излишними.
В конце разыгрывания мифа происходит «шеринг» -обмен впечатлениями из роли и вне роли. Оценки участников группы запрещены, рекомендуется воздерживаться от обобщений и других рассуждений на тему во время «первого круга» опроса. Гарантируется конфиденциальность личного материала участников. Затем роли должны быть ритуально сняты. Это делается по формуле: «я больше не (имя персонажа), я (свое имя)», или иным ритуально привычным способом.
Согласно Галине Бедненко (историку, мифологу, психодраматисту, и автору многих книг и публикаций), создатель психодрамы Яков Морено первоначально пытался создать «спонтанный театр» как еще один вид развлечения. Однако при этом надеялся, что такой театр будет еще одним видом драматического религиозного опыта. Галина Бедненко пишет, что в «храме театра» человек получает новые импульсы для гармонизации личности и ее духовного развития.
В процессе работы метод оказался подходящим для лечения психологических травм, оформился, приобрел последователей и стал на сегодня видом психотерапии. И создатели , и последователи этого вида психотерапии в этом методе усматривают огромный потенциал, именно в «спонтанном театре», как инструменте работы с личностью.
Сегодня психологи пишут, что человеку остро необходим собственный опыт переживания запредельного. И согласно Галине Бедненко, на этом фоне интересным могло бы быть непосредственное обращение к мистериальным формам, а чтобы не конкурировать со сложившимися конфессиональными нормами, такие действия должны уйти в область искусства. При этом результатирующий продукт может быть интересен не только как фиксация духовного поиска обычного человека, но и как антитеза мейнстримной кинопродукции, дающая возможность увидеть «кино в самом себе».
Одним из разновидностей мифодрамы является библиодрама. Это мифодраматический цикл по Ветхому Завету. В библиодраме происходит психотерапевтическое действие, заключающееся в драматической постановке мифов и легенд различных народов. В ее основе лежит психодрама – самый известный метод групповой психотерапии. Предлагаемый цикл основан на текстах Ветхого Завета, Священного Писания иудаизма и христианства. Благодаря универсальности сюжетов, каждый участник найдет в них мотивы созвучные своей жизни и сможет развить творческий потенциал, ролевую гибкость и навыки решения трудных жизненных ситуаций (из объявления).
И теперь предстоит ответить на три вопроса:
1. Имеет ли место мифодрама в Церкви.
Может иметь. Когда слово Божье воспринимается как миф или легенда, или еще как то, но не как слово Живого Бога, с которым Бог обращается к людям -это верный путь превратить Богослужение в мифодраму. Все участвуют, всех касается, все восхищаются и даже те, кто пришел в первый раз, и те становятся участниками «библейского шоу», не ощущая перехода из разряда зрителей в участников. На сегодняшний день такими могут быть в наших церквях христианские праздники, торжественные «богослужения», венчания,- особенно когда приглашаются на ключевые роли артисты с мирских театров. Очень сильно это развито в детском служении, где фактически ни одно служение не происходит без какой-то библейской постановки. И эти дети и молодые люди, подрастут и станут на наше место, и вот тогда и появятся плоды того, что сеяли. Вместо того, чтобы созерцать красоту Господню, восхищаться и укрепляться Его словом - будут созерцать «кино внутри себя». Евр.4:2 «Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших». Это самая большая трагедия в Церкви, когда Слово не приносит пользы.
Яков Морено и его последователи предвидели конфликт со сложившимися конфессиональными нормами в обществе и создали некую альтернативу, где имеют возможность влиять на внутренний мир человека. Назвали это театром, все, проблем нет. Человек продолжает жить обманутым, переходя из крайности в крайность, от явного Безбожия до участия в постановках на библейские темы, входя и выходя из образа. Но продолжает для Бога быть мертвым, по причине грехов и преступлений. И здесь также просматривается попытка создать альтернативу Церкви, с той только разницей, что в Церкви спасаются и Бог прилагает спасаемых к Своему Телу, а в мифодраме каждый играет свою собственную роль и смотрит кино «внутри себя».
2. Во благо или во вред?
Апостол Иаков пишет о том, что всякое деяние доброе и всякий дар совершенный исходит от Отца Светов, у Которого нет и тени перемены. Исходит от Бога к человеку, и человек получает в результате от этого благо. А здесь как раз наоборот, человек пытается внести свое плотское, заменив им Божье, и при этом получить благословение. Если мы собираемся на служение, и слово Божье заменяем чем-либо, при этом преследуя любые цели и мотивы , такое действие может служить только во вред. Ни о каком благе не может здесь идти и речи. Слово благодати является основой служения Новозаветнего богослужения, альтернативы не существует. Благодать и мир внутри нас умножаются через познание Бога, основанное на Его откровении (2Пет.1:2). Еф.5:26 «Чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова». Вот это во благо. А действие, под названием мифодрама, в церкви может принести только непоправимый вред.
3. Достоин ли метод психологии мифодрама христианства? Мое личное отношение.
В отличие от психодрамы мифодрама предлагает более глубокий и длительный процесс участия, и более глубокое погружение в миф образов и смыслов. Уже только это одно заслоняет Христа на определенное время. Мы не призваны погружаться из образа в образ, наше призвание быть светом этому миру, быть письмом Христовым, всеми читаемым и узнаваемым через служение наше. Через нас, притом каждого, должен отобразиться Христос, в этом суть Христианства. И мое отношение к действию, именуемому мифодрама, самое негативное. Этот метод не должен иметь ничего общего с христианством.
В тот момент, когда Бог меня звал и я в первый раз переступил порог молитвенного дома, если бы мне показали мифодраму вместо Божьего слова, я не думаю, что остался бы и стал служить Богу.