“Какое очаровательное гулянье этот Петровский парк! Нет лучшего гуляния ни в Москве, ни в других ее окрестностях! Тут соединено все - и природа, и искусство, и деревня, и город!”
В.Г. Белинский
Топонимика - это научная дисциплина, изучающая географические названия. А топонимия - это совокупность наименований географических объектов одной, определенной территории. Сам термин “топоним” образован от двух греческих слов : “topos” - “место, местность” и “onyma” - “имя”.
Поэт Дмитрий Сухарев услышал в старинных названиях московских улиц особую музыку :
Замоскворечье, Лужники,
И Лихоборы, и Плющиха
Фили, Потылиха, Палиха,
Бутырский хутор, Путники
И Птичий рынок, и Щипок,
И Свивцев вражек,И Ольховка
Ямское поле, Хомутовка,
Котлы, Цыганский уголок,
Манеж, Воздвиженка, Арбат,
Неоплимовский, Лубянка ...
Действительно эти стихи звучат как музыка, и к счастью эта музыка стала возвращаться в нашу жизнь, благодаря постановлению правительства о возвращении исторических наименований, присвоении новых наименований и переименовании московских улиц.
В нашем районе тоже переименовывали улицы, но наряду с новыми есть исторические: Петровско-Разумовская аллея, Ново и Старо-Зыковские проезды, Левая и Правая Дворцовая аллеи, Эльдорадовский пер., Нарышкинская аллея и т.д.
Наш район стал известен с 18-го века, когда был построен Петровский дворец. Безусловно Петровский дворец - украшение нашего района. Построен он был в 1770-х годах, архитектором Матвеем Казаковым, по распоряжению Екатерины Великой. Матвей Казаков подошел к строительству дворца с особой тщательностью. Строился дворец очень быстро - в 1777 г. уже был возведен главный корпус. Наружные скульптурные украшения были выполнены из керамики мастером Иоганом Юстом осенью 1778 г., в 1779 г. дворец практически готов. Остаются отделочные работы - установка украшений на лестнице, медальонов и венцов в главном зале, фонарей, велись они до 1781-1783 гг. М.Ф. Казаков умело сочетал белый камень и красный кирпич. Получилось легкое, почти ажурное строение, в котором сочетаются приемы классической архитектуры и древнерусского зодчества, т.е. смесь готического и древнерусского стиля, сам дворец, в завершенном виде, представлял собой подобие крепости - он был окружен мощными стенами с тосканскими башнями-джонками. Центр главного здания образовывал круглый зал, увенчанный великолепным куполом высотой в 16 метров, в этом куполе были сделаны стрельчатые окна, что придавало ощущение наполнености светом. Сейчас в купольной части мы можем увидеть шпиль-флагшток, на месте которого Казаков первоначально планировал разместить двуглавого орла. У дворца два фасада, центральный и парковый. Центральный фасад оформлен двойными арками с гирьками и кувшинообразными колоннами, узорными белокаменными наличниками, но не менее интересен и парковый фасад. Дворец получил название Петровского т.к. земли, на которых он был построен, принадлежали Высоко-Петровскому монастырю, но есть и другая версия о том, что дворец назван в честь Петра I. Петровскому дворцу более 200 лет, но и сейчас он радует душу и глаз. Во времена первой мировой войны там находится госпиталь, после 1917 г. там был музейный отдел Главнауки, в 1920 г. здание принадлежит главному управлению воздушного флота, а с 1923 г. здесь разместилась военно-воздушная академия им. Жуковского, которой мы должны быть благодарны за сохранение памятника культуры. Построен он был как подъездной дворец на Петербургском тракте, непременно перед въездом в Москву, государь со свитой останавливались на отдых. Это стало традицией, и она не нарушалась даже тогда, когда была построена железная дорога между Петербургом и Москвой. Вторым после Екатерины Великой в Петровском подъездном дворце в 1797 г. останавливался Павел I. Торжественный въезд в столицу происходил 15 марта. Император ехал верхом, а императрица в роскошной карете, на всем пути следования в Кремль шпалерами были выстроены войска, для зрителей были устроены крутые галереи, поставлены пять новых триумфальных арок, а старые украшены живописью. Особой пышностью отличался въезд в Москву императора Александра I - над городом целый день стоял колокольный звон.
Императрице дворец очень понравился. Екатерина II в первый раз остановилась в нем в 1787 г., о чем писал М.И. Пыляев:
“Есть предание, что государыня во время своего пребывания здесь отослала все назначенные для нее караулы солдат, сказав, что она хочет остаться во дворце под охраной своего народа, и после этого, как передает предание, толпы народа стали тесниться около дворца, остерегая друг друга, говоря: “Не шумите, не нарушайте покоя нашей матушки”.
Стены дворца видели не только русских царей, в 1812 г., спасаясь от московского пожара, покоритель Европы, французский император Наполеон, укрывался за стенами дворца, а его армия располагалась вокруг. С уходом французов дворец был частично разрушен, но позднее восстановлен, возможно эти впечатления от практически разрушенного дворца отразились в строках А.С. Пушкина :
Прощай, свидетель падшей славы,
Петровский замок ...
Он был прославлен на всю Россию его важной ролью и интересным “готическим” обликом, приданным ему М.Ф. Казаковым. Местность около Петровского дворца была не застроена, вокруг раскинулся парк, позднее названный Петровским, который простирался от нынешней Башиловской до села Петровское-Зыково, которое известно с 17-го века, отсюда и название Старо и Ново-Зыковские проезды.
Рядом с Петровским дворцом находится Ходынское поле, существует две версии происхождения этого названия: первая версия заключается в том, что это поле получило свое название по гидрониму т.е. от речки Ходынки, протекавшей по нему. А вторая версия рассказывает следующее: основные ассоциации, которые вызывают топоним Ходынское поле, Ходынка и др. связаны с трагедией 1896 г., когда по случаю коронации Николая II были устроены двухнедельные празднества, в программу которых, в качестве одного из главных разделов, были включены народные гулянья на специально для этого разукрашенном Ходынском поле: с пивом и медом дарового угощения и с царскими гостинцами - каждому пришедшему на гулянье был обещан узелок из цветного платка с сайкой, полуфунтом колбасы, пригоршней конфет и пряников и эмалированной кружкой с царским вензелем и позолотой. Но торжествам суждено было обратиться в ужасную трагедию - ибо власти не удосужились устроить порядок. Возле лавок дарового угощения началась давка, в которой пострадало, по официальным сведениям, 2690 человек из которых 1389 человек погибло, но на самом деле жертв этих “празднеств” было намного больше.
После войны 1812 г. местность вокруг дворца стала застраиваться дачами богатых москвичей, за застройкой Петровского парка было поручено следить генералу Башилову. И в его честь была названа Башиловская улица. У самого генерала был загородный дом, который он сдал в 1836 г. под ресторан французу Транквилю Яру. Ресторан “Яр” прославился благодаря лучшему цыганскому хору Соколова, выступавшему здесь, и при чем прославился на всю Россию. Это здание несколько раз перестраивалось, а в 1950 г. было полностью реконструировано для гостиницы “Советская”, а сейчас в здании снова слышна цыганская музыка, здесь разместился театр “Ромен”.
Владельцы земель Петровского парка строили здесь рестораны, трактиры и увеселительные заведения. Наиболее известными из них были : “Стрельна”, “Яр” , “Эльдорадо” и “Аполло”. Ресторан “Стрельна” имел зал с эстрадой и роскошный зимний сад, его владелец, С.Н. Натрускинсобирал экзотические растения со всего мира, а бассейны сада были полны разнообразной рыбы.
Истории известен довольно интересный случай в ресторане “Стрельна”. В 1877 г. Михаил Алексеевич Хлудов на свои деньги основывает вооруженный отряд и отправляется на Балканы помогать сербам в войне с турками, хотя в основном он там пил гулял, в общем кутил, но не обошлось и без нескольких сражений, в одном из которых он даже был ранен. Когда он приехал в Москву, он пригласил своих друзей в ресторан “Стрельна”, сам же он явился в мундире сербского офицера да еще и с шашкой. После множества тостов в честь его и самой сербской армии Хлудов принялся рассказывать о своих подвигах, и настолько увлекся рассказом что выхватил шашку и с криком: “Ура!!!” - бросился рубить пальмы, которые были там в изобилии, после того как он перерубил все пальмы он принялся за зеркала, так что можно представить как он увлекся рассказом. Домой он попал только под утро, когда же ему предъявили счет за зеркала, то он сразу заплатил 1000 рублей, но когда предъявили счет за выпитые напитки и съеденные блюда, он принялся выторговывать каждую копейку. Что же касается пальм - их не купишь на русском базаре, и Хлудову пришлось доставлять их из своего имения в Сочи, но и здесь он немного сплутовал, к каждой пальме он прикрепил табличку, на каждой из которых было написано, якобы, эти пальмы приняты в дар рестораном “Стрельна” от Михаила Алексеевича Хлудова.
Здание ресторана “Эльдорадо”, построенное архитектором Поликарповым в стиле модерн, сохранилось, в этом здании долгие годы был “клуб офицеров”, сейчас здание на капитальном ремонте. По другую сторону Красноармейской улицы расположилось здание еще одного ресторана “Аполло”. В настоящее момент здесь находится музей Авиации и Космонавтики. История сохранила для нас уникальный загородный дом “Черный лебедь”, построенный архитекторами В.М. Маяновым и В.Д. Адамовичем в начале 20 века в неоклассическом стиле, он принадлежал Николаю Рябушинскому, одному из восьми братьев Рябушинских, владельцев банков и текстильных предприятий. Вообще род Рябушинских интересен не только тем что они занимались текстильной промышленностью и банковским делом но и играли важную общественную роль в жизни России. Например Владимир Рябушинский был гласным городской думы. Павел Павлович выпускал газету “Утро России”, которая позволяла критиковать даже министров, и в отличии от газеты своего брата Николая была выгодной. Степан Рябушинский имел одну из лучших коллекцию икон. Вообще многие из братьев Рябушинских увлекались иконами и в иммиграции даже создали общество “Икона” которая сделала много для популяризации русской иконописи. Дмитрий Рябушинский был профессором и являлся член-корреспондентом Французской академии наук, работал он в области аэродинамики. У него в имении была устроена первая аэродинамическая лаборатория. В доме Рябушинского устраивались большие приемы для самых богатых и знатных людей Москвы. Устраивая такие приемы и издавая газету “Золотое руно”, себе в убыток, он промотал все свое состояние и революция его не разорила. В “Золотом руне” сотрудничали В. Брюсов, А. Блок, И. Бунин. В начале 20 в. здесь бывали известные художники и писатели. Дорожки виллы были обсажены пальмами, на клумбах цвели орхидеи. В саду у собачьей будки сидел леопард. У входа в сад был приготовлен саркофаг, как последнее пристанище Н. Рябушинского. Однако в 1918 г. владельцу пришлось эмигрировать, и умер он вдалеке от России. За строгим фасадом виллы скрывался изысканный интерьер: причудливая мебель, изготовленная по специальному заказу, с маркой в вде черного лебедя, обтянутая парчой и шелком и пропитанная ароматными куреньями прекрасная роспись, выполненная художником Павлом Кузнецовым. На показ гостям была выставлена великолепная художественная коллекция: драгоценные фарфоровые вазы, фигурки драконов с устрашающими мордами, привезенные Николаем Рябушинским с острова Майорки, и отравленные стрелы дикарей с Новой Гвинеи. Все столовое убранство было с тем же вензелем: скатерти, салфетки, посуда, серебряные приборы. Черный лебедь красовался на бокалах и рюмках из тончайшего венецианского стекла, сделанных в Италии по заказу хозяина виллы. Стены были увешаны ценнейшими картинами. В саду, распушив веером узорчатые хвосты, прогуливались павлины, бегали золотистые фазаны, пели заморские птицы с невиданно ярким оперением.
После революции здание “Черного Лебедя” было занято районным ЧК. В доме была обнаружена коллекция икон Николая Рябушинского, которая пополнила экспозицию Третьяковской галереи. Сейчас в доме Рябушинского расположился банк. Этот банк находится на Нарышкинской аллее, которая была названа в честь А.Д. Нарышкиной, владелицы одной из усадеб Петровского парка. На аллее находится церковь “Благовещения”, построенная хлопотами и на средства Нарышкиной в память внучки Анны Булгари, умершей в четырнадцатилетнем возрасте. Церковь была создана архитектором Ф.Ф. Рихтером в 1847 г. Храм был открыт только для благородного дачного населения. Очень долгое время здание церкви использовалось не по назначению, там был склад, и лишь несколько лет назад храм был передан патриархии, сейчас его реставрируют, но там уже проходят службы.
На территории Петровского парка существовала система садов: разные владельцы брали в аренду землю в парке, устраивая там аттракционы, кафе, рестораны. Владелец сада “Фантазия” В.А. Взметнев, выкупивший его у прежней хозяйки, устроил в саду летний театр, буфет-ресторан, музыкальную эстраду, гроты и беседки. В 1900 г. новый хозяин сада купец В.С. Самойлов переименовал его в “Альгамбру”. При нем театр был электрифицирован, в саду устроили цирковую эстраду.
Говоря об архитектурных памятниках нельзя не упомянуть о деревянной ограде бывшей лечебницы им. Усольцева, которая находится на Старо-Петровско-Разумовском проезде, эта ограда предположительно выполнена по эскизам Михаила Врубеля, который провел здесь свои последние годы. Михаил Врубель был очень знаменитым художником, автор работ: “Демон”, “Демон повержен”. Керамические панно Врубеля украшают фасады гостиницы “Метрополь”, а именно “Принцесса Греза” и “Морская царевна”. Последнюю работу в своей жизни художник написал здесь это была картина “Портрет Брюсова” Раньше ограждение лечебницы было украшено майоликой, а сейчас ограда разрушается, особенно угловые башенки.
Несомненно нельзя не упомянуть о первой в Москве (еще опытной) линии электрического трамвая, проложенной от Страстного монастыря до Петровского парка. Здесь в 1899 г. 25 марта проехали первые трамвайные вагоны. Если пройти по Нижней Масловке, до ее пересечения с Новой Башиловкой, то мы увидим невысокое краснокирпичное здание (Нижняя Масловка д.15), это и есть сохранившееся в Москве депо первого трамвайного парка, принадлежащее “Бельгийскому Акционерному обществу”,имевшему разрешение на прокладку и использование конно-железных дорог, именно отсюда и выехали первые трамвайные вагоны. Это депо действовало вплоть до прокладки по Масловке и Башиловке третьего транспортного кольца.
Если мы пройдем по Новой Башиловке в сторону Ленинградского проспекта, то мы попадем к станции метро “Динамо”, которая получила свое название от стадиона “Динамо”, находящегося прямо здесь, построенного в 1928 г. по проекту А.Я. Лангмана и Л.З. Чериковера. Первоначально подковообразные трибуны стадиона вмещали 20 тысяч зрителей. Между трибунами и футбольным полем находились вело- и мототрек. Но вскоре выяснилось что стадион не удовлетворяет требованиям, резко возросшим в то время к сооружениям такого рода, и поэтому треки пришлось убрать, вследствие чего вмещаемость стадиона возросла до 40 тысяч человек.
Облик земель вокруг Петровского дворца с годами меняется, в 50-х годах, в основном, застроен одно-двухэтажными домами, возвышались над ними лишь комплекс домов академии им. Жуковского и высотное здание жилого дома 50-х годов, в котором жил знаменитый авиаконструктор Ильюшин, он был генерал-полковником инженерных войск, трижды Герой социалистического труда. Создал бомбардировщики: “ИЛ-4” “ИЛ-28”, штурмовики “ИЛ-2” “ИЛ-10” и т.д.. Но он конструировал не только военные самолеты но и пассажирские такие как: “ИЛ-62” “ИЛ-14” “ИЛ-18”. Он связан с историей Петровского парка т.к. жил здесь его мемориальную доску мы можем увидеть на фасаде жилого дома 1950-х годов, в котором он жил. Так же его именем названа улица в нашем районе. В 60-х годах наш район был застроен пятиэтажными домами. Позднее появились и многоэтажные здания. До наших времен сохранилось всего лишь несколько деревянных построек и срубов, в том числе и несколько бывших больничных корпусов лечебницы им. Усольцева. В начале 20 в. в Петровском парке появились кинотеатры.
В память о событиях войны 1812 г., к 850-летию Москвы, в парке был поставлен обелиск русским гусарам. Этот обелиск представляет собой стальной шпиль высотой более 5 метров, на конце которого позолоченный шар из стекла, который днем, в лучах солнца будет сиять как звезда, а ночью будет сиять также, только благодаря подсветке. Конструкция была названа “Путеводной звездой гусара”, построена она была как символ войны 1812 г. Работу выполнили заслуженные художники России: Никита Медведев, Евгений Моисеев и Герман Зарякин.
В Петровском парке были возведены дома Апраксиных, Барятинских, Голицыных, Волконских и др. В 1835 г. в парке был выстроен деревянный театр, чуть позже “Воксал” с помещениями для танцев, карточной игры, с читальней. Это место стало центром местных увеселений: здесь устраивались концерты, балы, по воскресениям играл духовой оркестр и иногда бывали фейерверки.
Гуляния в Петровское-Зыково, в отличие от других популярных подмосковных мест, носили в 1-ой половине19 в. аристократический характер. В конце 1850-х гг., когда из Сибири стали возвращаться сосланные декабристы, им было запрещено поначалу жить в Москве. И некоторые из них перебрались в Петровское-Зыково, в том числе такие известные люди как Иван Пущин, друг А.С. Пушкина. К концу 19 в. земли в Петровское-Зыково стали скупать купцы.
Безусловно с течением времени меняется облик улиц, меняется сам парк, он, как таковой, занимает лишь малую часть от бывшего Петровского парка, где устраивались народные гуляния, сюда приезжали и московские аристократы, с ним связаны имена А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, С.Т. Аксакова ... и др.