Начало войны и его правовые последствия
Объявление войны влечет за собой ряд правовых последствий:
1. Начало войны означает конец мирных отношений между государствами. Прекращаются дипломатические, консульские и иные отношения. Персонал посольства и консульств отзывается.
2. Начало войны влияет на действие международных договоров, существующих между воюющими государствами. Политические, экономические и иные договоры, рассчитанные на мирные отношения, прекращают свое действие. С началом военных действий начинается фактическое выполнение норм и принципов ПВК; особенность гуманитарных конвенций заключается в том, что они не могут быть денонсированы во время войны участвующими в вооруженном конфликте сторонами.
3. К гражданам страны-противника может быть применен специальный режим; их право на выбор места жительства ограничивается; они могут быть интернированы или принудительно поселены в определенном месте (ст.ст.41,42 Женевской конвенции 1949 г. “О защите гражданского населения во время войны”).
4. Имущество, принадлежащее непосредственно вражескому государству, конфискуется (за исключением имущества дипломатических и консульских представительств). Имущество, принадлежащее гражданам неприятельского государства, в принципе остается неприкосновенным.
Нейтралитет во время войны
В международном праве различают понятия “театр войны” и “театр военных действий”. Театр войны — это сухопутная. морская и воздушная территории воюющих сторон, на которой они потенциально могут вести военные действия. Театр военных действий — это сухопутная, морская и воздушная территории, в пределах которых развертываются вооруженные силы и фактически ведутся военные действия. В театр военных действий не могут быть превращены территории, статус которых определен специальными международными договорами. Так, в соответствии с Женевской конвенцией 1949 г. “О защите гражданского населения во время войны” не могут быть превращены в театр военных действий создаваемые воюющими сторонами “зоны и местности”; Конвенция 1954 г. “О защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта” запрещает превращать в театр военных действий центры сосредоточения культурных ценностей. Из театра военных действий исключаются нейтрализованные и демилитаризованные территории (см. § 4, гл.6).
• Под нейтралитетом во время войны понимается неучастие государства в войне и неоказание им непосредственной помощи воюющим сторонам. Нейтралитет государства может быть постоянным или временным, относящимся только к определенной войне, о чем государство может делать специальное заявление. Права и обязанности нейтральных государств, а также воюющих сторон в отношении нейтральных стран в случае вооруженного конфликта регламентируются Гаагской конвенцией 1907 г. “О правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны”. Нейтралитет в морской войне регламентируется ХIII Гаагской конвенцией “О правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае морской войны”.
Понятие вооруженных сил по международному праву
Вооруженные силы воюющих сторон состоят из комбатантов и некомбатантов.
Комбатанты (франц. — воин, боец) — это сражающиеся, т. е. лица, входящие в состав регулярных вооруженных сил и имеющие право принимать непосредственное участие в боевых действиях против неприятеля (ст.43 Дополнительного протокола
Некомбатанты — это лица, правомерно входящие в состав вооруженных сил, оказывающие помощь этим вооруженным силам, но сами непосредственно в боевых действиях не участвуют. Это — медицинский, интендантский персонал, корреспонденты, репортеры, духовенство и др. К ним не должно применяться оружие до тех пор, пока они используют свое оружие только для самозащиты или для защиты вверенного им имущества. В случае же непосредственного их участия в боевых действиях они становятся комбатантами.
Признаки комбатанта: во-первых, за комбатантом признается право применять оружие; во-вторых, в вооруженной борьбе к ним самим применяется высшая мера насилия, т.е. их физическое уничтожение; в-третьих, если комбатант попадет в руки противника, то он имеет право на режим военного плена. К комбатантам относятся лица, принадлежащие к вооруженным силам воюющих сторон, под которыми понимаются все организованные вооруженные силы, группы и подразделения, “находящиеся под командованием лица, ответственного перед этой стороной за поведение своих подчиненных, даже если эта сторона представлена правительством или властью, не признанными противной стороной. Такие вооруженные силы подчиняются внутренней дисциплинарной системе, которая, среди прочего, обеспечивает соблюдение норм международного права, применяемых в период вооруженных конфликтов” (Дополнительный протокол I, ст.43). К комбатантам также относятся партизаны, участники военных ополчений, добровольцы, личный состав организованных движений сопротивления, лица, стихийно взявшие в руки оружие для борьбы с вторгшимся противником и еще не успевшие организоваться в отряды (группы). Комбатантами являются участники (бойцы) национально-освободительных движений, которые ведут борьбу “против колониального господства и иностранной оккупации и против расистских режимов” (ст.1 Дополнительного протокола I). Комбатантами считаются также экипажи торговых судов и самолетов гражданской авиации, если они оказывают непосредственную помощь воюющим.
Во время военных действий часто возникает потребность в разграничении таких категорий, как военный шпион и военный разведчик, доброволец и наемник. Военный шпион (лазутчик), согласно ст.ХХIХ Приложения к IV Гаагской конвенции 1907 г., — это “такое лицо, которое, действуя тайным образом или под ложными предлогами, собирает или старается собрать сведения в районе действия одного из воюющих с намерением сообщить таковые противной стороне”. Согласно ст.46 Дополнительного протокола I, лицо из состава вооруженных сил, “попадающее во власть противной стороны в то время, когда оно занимается шпионажем, не имеет права на статус военнопленного, и с ним могут обращаться как со шпионом”. Если лицо из состава вооруженных сил собирает сведения на территории, контролируемой противной стороной, и носит при этом “форменную одежду своих вооруженных сил” или “не действует обманным путем или преднамеренно не прибегает к тайным методам”, то оно не считается шпионом (ст.46, пп.2,3).
Военный разведчик — это лицо, собирающее сведения в районе действия противника в униформе своих вооруженных сил, т.е. оно не скрывает своего подлинного лица. В случае если это лицо попадает в руки противника, на него распространяется режим военного плена.
Доброволец — это лицо, добровольно поступающее в действующую армию одной из воюющих сторон по идейным соображениям, Согласно ст.VI Гаагской конвенции 1907 г. “О правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны” отдельные лица могут “переходить границу, чтобы поступить на службу одного из воюющих”. Статья ХХII, п.”б” этой же конвенции устанавливает, что если отдельное лицо добровольно вступает в армию одного из воюющих, то оно теряет статус лица нейтрального государства. С точки зрения современного международного права, осуждающего колониализм, расизм, агрессивные войны, действия добровольца будут правомерными, если он вступает в армию, ведущую войну в защиту своего Отечества, отражая вооруженное нападение иностранного государства, Вступление в такую армию гражданина другого государства не нарушает норм ПВК.
Наемник — это лицо, добровольно вступающее в вооруженные отряды, ведущие вооруженную борьбу в защиту противоправных колониальных, расистских и иных подобных режимов, против национально-освободительных или народно-освободительных движений. Наемник не находится под покровительством норм ПВК. Наемник — это уголовный преступник. Преступность его деяний вытекает из того факта, что он является орудием в руках реакционных, колониальных, расистских и других режимов, стремящихся навязать силой свое господство народу. Содержание понятия “наемник” раскрывается в ст.47 Дополнительного протокола I, согласно которой наемник — это лицо, которое: а) специально завербовано на месте или за границей для того, чтобы сражаться в конкретном вооруженном конфликте; б) фактически принимает непосредственное участие в военных действиях; в) принимает участие в военных действиях, руководствуясь главным образом личной выгодой, и которому в действительности обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее обещанное или выплачиваемое комбатантам такого же ранга и функций, входящим в личный состав вооруженных сил данной стороны; г) не является ни гражданином страны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте; д) не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте; е) не послано государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооруженных сил.
Запрещенные средства и методы ведения войны по международному праву
Средства ведения войны — это оружие, принимаемое вооруженными силами воюющих для уничтожения живой силы и военной техники противника; методы ведения войны — это различные способы использования средств ведения войны в указанных целях. Цель средств и методов ведения боевых действий одна — “ослабление военных сил неприятеля; для достижения этой цели достаточно выводить из строя наибольшее, по возможности, число людей” (Декларация 1868 г.). Однако для достижения такой цели воюющие ограничены в выборе средств.
Запрещенным средством ведения войны является химическое оружие. Такое запрещение содержится в IV Гаагской конвенции 1907 г., в Женевском протоколе 1925 г. о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых и других подобных газов и бактериологических средств. В 1993 г. была подписана Конвенция о запрещении разработки, производства и применения химического оружия и о его уничтожении, согласно которой государства должны уничтожить химическое оружие в течение 10 лет после ее подписания. В целях выполнения этой Конвенции в России 24 марта 1995 г. был издан Указ Президента РФ “О подготовке Российской Федерации к выполнению международных обязательств в области химического разоружения”, согласно которому создается Межведомственная комиссия по химическому разоружению с целью “координации деятельности органов исполнительной власти по реализации государственной политики в области химического разоружения”.
10 апреля 1972 г. была подписана Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении, в соответствии с которой государства-участники взяли на себя обязательство “никогда и ни при каких обстоятельствах не разрабатывать, не накапливать, не приобретать каким-либо иным образом и не сохранять биологические агенты или токсины таких видов и в таких количествах, которые не имеют назначения для профилактических, защитных или других мирных целей”. Запрещается разработка, производство и накопление оружия, оборудования или средств доставки, предназначенных для использования таких агентов или токсинов в вооруженных конфликтах.
Рассматривая вопрос о запрещенных средствах ведения войны, необходимо остановиться на ядерном оружии. Нынешний правовой статус ядерного оружия остается неурегулированным. Никакого специального международного договора о противоправности применения ядерного оружия на войне не существует. Не существует и специальных норм, запрещающих применять на войне новые виды оружия массового поражения (лучевого, радиологического и др.). Современное международное право запрещает использовать окружающую среду в качестве средства ведения войны.
Современное международное право запрещает применять на войне некоторые виды обычного оружия. Так, в 1981 г. была подписана (и в 1983 г. вступила в силу) Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие. К этой Конвенции прилагаются три протокола: а) Протокол I “О необнаруживаемых осколках” запрещает применять во время любого вооруженного конфликта любое оружие, “основное действие которого заключается в нанесении повреждений осколками, которые не обнаруживаются в человеческом теле с помощью рентгеновских лучей”; б) Протокол II “О запрещении или ограничении применения мин, мин-ловушек и других устройств” ограничивает применение и полностью запрещает использование мин-ловушек, ассоциирующихся с медицинскими предметами, детскими игрушками, продуктами питания и т.д.; в) Протокол III “О запрещении или ограничении применения зажигательного оружия” запрещает применять зажигательное оружие против гражданского населения, лесов, растительного покрова, а также против военных объектов, расположенных в районе сосредоточения гражданского населения.
Наряду с запрещенными средствами ведения войны современное международное право запрещает некоторые методы ведения войны, такие как предательски убивать или ранить комбатантов и некомбатантов; ст.40 Дополнительного протокола I запрещает воюющим “отдавать приказ не оставлять никого в живых, угрожая этим противнику, или вести военные действия на такой основе”. Запрещается незаконно использовать отличительную эмблему Красного Креста, Организации Объединенных Наций, а также флаги, эмблемы, форменную одежду нейтральных стран или государств, не находящихся в конфликте. Дополнительный протокол I запрещает убивать, наносить ранения или брать в плен противника, прибегая к вероломству, под которым понимаются действия, направленные на то, чтобы вызвать доверие противника и заставить его поверить, что он имеет право на защиту согласно нормам международного права. Однако международное право не запрещает военные хитрости с целью ввести противника в заблуждение, побудить его действовать опрометчиво. Примерами таких хитростей являются: использование маскировки, ловушек, ложных операций и дезинформации (ст.36).