Вход

Православные тенденции в стихах и прозе О. Берггольц.

Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:
Доклад*
Код 77917
Дата создания 2013
Страниц 20
Источников 10
Мы сможем обработать ваш заказ (!) 22 апреля в 12:00 [мск]
Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.
1 200руб.
КУПИТЬ

Содержание

нет

Фрагмент работы для ознакомления

И ничего не меняется. Ольгу Берггольц начинают травить, обвиняя в упадничестве, индивидуализме, в том, что допускает крупные ошибки, восхваляя «безыдейно-этическое» творчество Ахматовой. И тогда они с мужем спасаются бегством. И нет сил уже писать, вдохновение ушло, а сама Ольга от жизненный невзгод стала спиваться. Самоубийство она не могла себе позволить, воспитанная в православной вере, но доводила себя до могилы алкоголем. Но в памяти народа и по сей день живут ее бессмертные слова: «Никто не забыт, ничто не забыто».
Впрочем, относятся они не только к Великой Отечественной, но и к другой, подлой, внутренней войне, отобравшей у многих веру в справедливость. К кому-то эта самая справедливость пришла действительно поздно — после их смерти. XX съезд наконец-то дал дорогу многим стихам Берггольц о ее личной трагедии и о трагедии всего народа, и всё равно некоторые напечатали только посмертно.
Но даже здесь Ольга проявляет истинно христианское смирение. Не в силах ничего изменить в собственной судьбе, в полной мере осознавая всю бесчувственность истории, она, тем не менее, пытается изо всех своих сил помогать другим. Не только близким, не только дорогим ей и просто знакомым людям, но и абсолютно неизвестным жителям обледенелого Ленинграда, умиравшим от голода и фашистских преследований. Лирика поэта продолжает, несмотря ни на что, оставаться глубоко личной, по-женски тёплой, проникнутой душевным теплом — теплом, которое могло бы быть отдано детям и друзьям, но судьба распорядилась так, что они погибли, наверное, поэтому Берггольц, лично столкнувшаяся с болью, страданиями и смертью не теряет главного в нашей жизни — милосердия. Способности не только не упасть духом, но и продолжать сочувствовать, сопереживать бедам других, уметь утешить, желать помочь.
И правда, чем дальше, тем более явно звучит в ее стихах мотив Господа. Так, можно привести в пример стихотворение 1956 года «Рассыпали набор…»:
Рассыпали набор —
тягчайших дней,
Светлейших, пламенных —
Его не понимаю.
Рассыпали набор — всей книжки,
всей моей…
О, Господи, к Тебе в тоске, взываю…
Разобрали набор…
1959 год
В тоске, в тоске взываю. Безысходность, тоска, нет утешения, нет перемен. Так и жила Ольга Федоровна, топя свою тоску в стихах и алкоголе.
Но, подводя итоги, можно сказать следующее: Ольге Берггольц пришлось от чистой детской веры в «светлое завтра» прийти к осознанию «лжи и кошмара» всего происходящего; в тоске и отчаянии она жаждала «действительного, вечного»; в записях 1949 года встречаются строки: «Господи, люблю Тебя и верю радости Твоей, без которой нельзя жить и быть. Господи! Господи!.. молиться хочется и плакать». И, несмотря на то, что имя Господа крайне редко встречается в её творчестве, православные мотивы, тем не менее, видны. Встречается то почти монастырская аскетичность, суровость и вместе с этим чистота помыслов, то торжественный колокольный звон, объявляющий о благой вести — и, конечно же, милосердие и сострадание, менее всех к себе, но настолько сильное к другим, что оно и рождало прекрасные стихотворения. Оно давало Берггольц силы тогда, когда кругом умирали друзья, близкие и простые люди, но Ольга нашла в себе силы прожить целых 65 лет, пережив многих из тех, кто не хотел видеть её в живых.
Терпение, милосердие, самопожертвование, неизменное жизнелюбие, вера в Бога, который рано или поздно восстановит справедливость — вот те составляющие поэзии Ольги Берггольц, которые можно назвать православными. Она не стремилась ни к власти, ни к богатству, ни даже к славе, но хотела, чтобы даже многие годы спустя мы помнили, что пришлось вынести людям в то время, чтобы мы помнили их подвиг и всегда хранили в сердце своем любовь к ближним, стремление помочь, сделать жизнь дорогих нам людей лучше, светлее и счастливее.
В завершение можно процитировать строки самого поэта:
Друзья твердят: «Все средства хороши,
чтобы спасти от злобы и напасти
хоть часть Трагедии,
хоть часть души...»
А кто сказал, что я делюсь на части?
И как мне скрыть - наполовину - страсть,
чтоб страстью быть она не перестала?
Как мне отдать на зов народа часть,
когда и жизни слишком мало?
Нет, если боль, то вся душа болит,
а радость - вся пред всеми пламенеет.
И ей не страх открытой быть велит -
ее свобода,
та, что всех сильнее.
Я так хочу, так верю, так люблю.
Не смейте проявлять ко мне участья.
Я даже гибели своей не уступлю
за ваше принудительное счастье...
1949
Ольга Федоровна Берггольц скончалась 13 ноября 1975 года. Желание музы блокадного Ленинграда лежать после смерти на Пискаревском кладбище, среди умерших в блокаду друзей, не исполнилось – поэтессу похоронили на Литераторских мостках (Ленинградское Волково кладбище). Не исполнилась и ее последняя просьба, которую пытаются выполнить друзья, — чтобы «Ныне отпущаеши» звучало над ней, когда она уже не услышит.
— Ну что вы? Ведь Берггольц коммунист. Она давно отреклась от религии…
И еще один маленький момент, о котором следует упомянуть в завершении реферата. Сестра ее, Мария Федоровна, рассказывая об Ольге, упомянула тот факт, что вера, даже не православная, а в широком понимании, была с Ольгой всю жизнь. И в атеистическом государстве, когда после смерти поэтессы прошло 40 дней, муж Марии Федоровны будучи очень верующим человек пошел в церковь подать записку за упокой рабы Божией Ольги, чтобы всем миром помолились за нее. Он отдал записку, а священнослужитель спросил у него: «Это за Ольгу Берггольц». – «Да!» «Вы знаете, у нас таких записок уже более сорока, мы их даже отдельно откладываем». И во время службы, как удар колокола, раздавалось ее имя – Ольга, имена-имена, Ольга, Ольга. И так было не в одной церкви. И знали, что она – коммунистка, да только желали люди так. В народе есть такое выражение: «Вера веру слышит, вера вере голос подает». И это еще раз доказывает, что Ольга верила, даже будучи коммунисткой, верила, но все же в более глобальном смысле этого слова, она все же была верующей.
По датам смерти, а не по датам рождения, поминают святых и мучеников. Ольга Берггольц и была такой мученицей. Похоронившая двух маленьких дочек и двух мужей и, будучи избитой следователем НКВД, утратившая в утробе младенца, а затем пережившая страшную блокаду Ленинграда, потерявшая здоровье, эта стоическая женщина являет собой потрясающий пример мужества. Сила ее — явно от Духа, и мученическая жизнь ее, «за все и за всех виноватой», — явная миссия, исполнение завета и ретрансляция духовного послания.
А памятник на могиле поэтессы появился только в 2005 году.
Список литературы
www.tvkultura.ru
http://rupoem.ru/berggolc/all.aspx#ne-nayavu-no
«Вспоминая Ольгу Берггольц». Сборник; Лениздат, 1979
Берггольц О. Ф. Верность. - Ленинград: Советский писатель, 1970.- 368 с.
Берггольц, О. Ф. Избранные произведения. -Ленинград: Советский писатель , 1983.- 607 с.
Берггольц, О. Ф. Память. Книга стихов. - Москва, 1972.- 302 с.
Кетлинская В.К. Собрание сочинений. - М: Художественная литература, 1980 г. - 564 с
Мысль, вооруженная рифмами: Поэтическая антология: Из истории русского стиха. - Ленинград : Изд-во Ленинградского университета, 1983. - 448 с
Ольга Берггольц. Ольга. Запретный дневник. Стихи, проза, дневники, архивные материалы. СПб.: «Азбука-классика», 2010. – 544 с. + вкл. (64 с.)
Хренков, Д. Т. От сердца к сердцу. О жизни и творчестве Ольги Берггольц.- Ленинград: Советский писатель, 1982.- 255 с.
http://rupoem.ru/berggolc/all.aspx#ne-nayavu-no
Ольга Берггольц. Ольга. Запретный дневник. Стихи, проза, дневники, архивные материалы. СПб.: «Азбука-классика», 2010. – аннотация (http://lib.rus.ec/b/416262/read)
Там же – http://lib.rus.ec/b/416262/read
Там же – http://lib.rus.ec/b/416262/read
Ольга Берггольц. Ольга. Запретный дневник. Стихи, проза, дневники, архивные материалы. СПб.: «Азбука-классика», 2010. – http://lib.rus.ec/b/416262/read
Кетлинская В.К. Собрание сочинений. - М: Художественная литература, 1980 г. - с.218
Ольга Берггольц. Ольга. Запретный дневник. Стихи, проза, дневники, архивные материалы. СПб.: «Азбука-классика», 2010. - .с 63
Ольга Берггольц. Собрание сочинений в трех томах. – Л.: «Художественная Литература», 1988. – с. 48
www.tvkultura.ru
Кетлинская В.К. Собрание сочинений. - М: Художественная литература, 1980 г. - с.225
http://rupoem.ru/berggolc/all.aspx#ne-nayavu-no
Ольга Берггольц. Ольга. Запретный дневник. Стихи, проза, дневники, архивные материалы. СПб: «Азбука-классика», 2010. – http://lib.rus.ec/b/416262/read
Кетлинская В.К. Собрание сочинений. - М: Художественная литература, 1980 г. - с.228
Кетлинская В.К. Собрание сочинений. - М: Художественная литература, 1980 г. - с.231
Библия
Ольга Берггольц. Собрание сочинений в трех томах. – Л.: «Художественная Литература», 1988. – с. 74
http://rupoem.ru/berggolc/all.aspx#ne-nayavu-no
http://rupoem.ru/berggolc/all.aspx#ne-nayavu-no
Ольга Берггольц. Ольга. Запретный дневник. Стихи, проза, дневники, архивные материалы. СПб.: «Азбука-классика», 2010. – http://lib.rus.ec/b/416262/read
Берггольц, О. Ф. Память. Книга стихов. - Москва, 1972.- с. 67
http://rupoem.ru/berggolc/all.aspx#ne-nayavu-no
Берггольц, О. Ф. Избранные произведения. - Ленинград: Советский писатель , 1983.- с.163
20

Список литературы [ всего 10]

Список литературы
1. www.tvkultura.ru
2. http://rupoem.ru/berggolc/all.aspx#ne-nayavu-no
3. «Вспоминая Ольгу Берггольц». Сборник; Лениздат, 1979
4. Берггольц О. Ф. Верность. - Ленинград: Советский писатель, 1970.- 368 с.
5. Берггольц, О. Ф. Избранные произведения. -Ленинград: Советский писатель , 1983.- 607 с.
6. Берггольц, О. Ф. Память. Книга стихов. - Москва, 1972.- 302 с.
7. Кетлинская В.К. Собрание сочинений. - М: Художественная литература, 1980 г. - 564 с
8. Мысль, вооруженная рифмами: Поэтическая антология: Из истории русского стиха. - Ленинград : Изд-во Ленинградского университета, 1983. - 448 с
9. Ольга Берггольц. Ольга. Запретный дневник. Стихи, проза, дневники, архивные материалы. СПб.: «Азбука-классика», 2010. – 544 с. + вкл. (64 с.)
10. Хренков, Д. Т. От сердца к сердцу. О жизни и творчестве Ольги Берггольц.- Ленинград: Советский писатель, 1982.- 255 с.
Очень похожие работы
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
bmt: 0.00705
© Рефератбанк, 2002 - 2024