Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:
Контрольная работа*
Код |
375076 |
Дата создания |
09 января 2018 |
Страниц |
15
|
Мы сможем обработать ваш заказ (!) 19 декабря в 12:00 [мск] Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.
|
Описание
Работа по психологии, работа была сдана весной 2017 года на отлично
...
Содержание
Введение
1. Клиническая психология в конце XIX – начале XX века
2. Клиническая психология в середине и второй половине ХХ века
3. История клинической психологии в России
Заключение
Список использованных источников
Введение
Цель работы: исследовать историю клинической психологии.
Для достижения поставленной в работе цели необходимо выполнить ряд задач:
рассмотреть клиническую психологию в конце XIX – начале XX века;
изучить клиническую психологию в середине и второй половине ХХ века;
исследовать историю клинической психологии в России.
Фрагмент работы для ознакомления
В 1920-1930-е гг. клинические психологи продолжали заниматься главным образом оценкой интеллектуального развития детей, хотя все большее их число вовлекалось в работу в рамках психиатрии, в том числе со взрослыми. Это было время формирования бригадного подхода в американской психиатрии. Руководил бригадой врач-психиатр, который принимал основные решения по лечению и занимался психотерапией. Клинический психолог занимался, прежде всего, психологической диагностикой и просветительской психологической работой с больными. Однако на основании психологической диагностики он мог уже формулировать рекомендации относительно стратегии лечения. Третьей фигурой был социальный работник, который изучал историю больного с точки зрения социального окружения, помогал оптимизировать это окружение и обеспечить социальные права больного.
Одним из отцов клинической психологии по праву считается немецкий психиатр Эмиль Крепелин (Emil Kraepelin, 1885-1926). Э. Крепелин, ученик В. Вундта, практиковавший в Гейдельберге, Мюнхене и Дерпте (ныне Тарту), основал такие области клинической психологии как «Психология в клинике», «Фармакопсихология» и «Экспериментальная психопатология». Однако одно из наиболее существенных его достижений – это создание учения о психических расстройствах и их систематике, которое до сего времени оказывает влияние на нозологические классификационные системы.
Психодинамическая традиция. Вклад З. Фрейда. Помимо институциональной и психометрической традиций на развитие клинической психологии оказала значительное влияние и «динамическая традиция в психологии», основывающаяся на концепции «психодинамизма». Хотя «психодинамизм» трудно определить как последовательную точку зрения, одно в этой концепции признается всеми ее сторонниками – центральная роль понятия «мотивация». Большое число мотивационных факторов – осознаваемых и неосознаваемых желаний, стремлений, тенденций, комплексов, чувств разочарования, отчаяния, тревоги и т. д. – рассматривается как главная причина тех или иных особенностей поведения в норме и патологии [2].
Динамическая традиция в психологии связана прежде всего с именами членов так называемой «Бостонской группы» (США), которая провозгласила «новую психологию» – William James, G. Stanley Hall, в Европе – с именами Wilhelm Wundt (Германия), Sigmund Freud (Австрия), G. Yung (Швейцария), Pierre Janet (Франция), Н. Н. Ланге, В. М. Бехтерев (Россия).
Влияние Вильяма Джемса оказывалось через его «Принципы психологии» («Principles of Psychology», 1890). Термин «динамическая» Джемс употребил, чтобы показать отличие его точки зрения на предмет психологии от структуралистского подхода Титченера.
Решающее влияние на развитие клинической психологии оказали идеи Зигмунда Фрейда (Sigmund Freud, 1856-1939), благодаря которым она вышла далеко зарамки первых клиник. Хотя работа Фрейда в области психоанализа изумила и возмутила «истеблишмент» психологии и американскую публику (после его лекций в 1909 г.), его идеи дали клиническим психологам первые приемы психоаналитической терапии.
Психоинтервенционная традиция. Психоинтервенционная традиция была заметна уже в недрах французской клинической психологии, например, в клинике Шарко и Жане. В то же время Хьюго Мюнстерберг начал работать над своей книгой «Психотерапия», которая вышла в 1909 г. Мюнстерберг лечил пациентов в лаборатории, а не в клинике, и не назначал плату за лечение. Он полагался на свою репутацию и никогда не скрывал от своих пациентов, какие методы лечения будут применяться. Психические болезни, считал Мюнстерберг, возникают из-за неспособности человека адаптировать свое поведение к окружающей обстановке и в результате скрытых конфликтов в подсознании. Терапевтический метод Мюнстерберга заключался в том, чтобы убрать беспокоящие пациента мысли, избавить его от нежелательных привычек, заставить пациента забыть о негативных эмоциях, успешно справляться с рядом проблем, включая алкоголизм, наркозависимость, галлюцинации, навязчивые мысли, фобии и сексуальные расстройства. Первое время он прибегал к гипнозу как методу, но после того как одна женщина пригрозила застрелить его, Мюнстерберг отказался от гипноза. Эта история попала в газеты, и мэр Гарварда потребовал от Мюнстерберга, чтобы тот прекратил гипнотизировать женщин.
Книга Мюнстерберга «Психотерапия» привлекла широкое внимание общественности к проблемам клинической психологии, но не была принята Уитмером, который незадолго до этого открыл свою клинику в Пенсильванском университете.
2. Клиническая психология в середине и второй половине ХХ века
Американские психологи раньше других стали развивать прикладную психологию, т.е. психологию, направленную на решение практических задач, и способствовали сближению академической науки с практикой. Понятия клинической и прикладной психологии во многом сомкнулись в американской традиции. По крайней мере, многие клинические психологи объединились в Ассоциацию прикладной психологии. Американские психологи также гораздо быстрее, чем их европейские коллеги, перестали удовлетворяться ролью диагностов и активно повернулись в сторону психотерапии. Этот поворот во многом был подкреплен трудами Карла Роджерса, который пошел еще дальше З. Фрейда в плане акцентирования важности психологических аспектов в лечении. После окончания Второй мировой войны резко вырос спрос на профессиональных консультантов по проблемам психического здоровья. Благодаря трудам 3. Фрейда, К. Роджерса и других был накоплен уже достаточный опыт по оказанию психологической помощи, в которой после войны остро нуждались более 300 000 американских ветеранов. Управление по делам ветеранов сделало большой заказ клиническим психологам. Как отмечают авторы одного из американских учебников по психологии, «сегодня клиническая психология – самое популярное из прикладных направлений, более трети всех аспирантов-психологов специализируются именно на клинической психологии». Клинические психологи работают в центрах психического здоровья, школах, коммерческих организациях, занимаются частной практикой [3].
В Европе клинические психологи вплоть до конца 1960-х гг. занимались почти исключительно психодиагностикой и, как отмечает немецкий клинический психолог, автор одного из наиболее солидных современных учебников по клинической психологии Р. Бастине, «психологическая диагностика превращается почти в самоцель». Это нашло отражение в учебниках того времени, где диагностика и лечение строго отделены друг от друга, и последним имеют право заниматься только медики, а медицинская психология трактовалась немецкими учебниками того времени как психология для врача, или врачебная психология.
В целом нужно подчеркнуть, что американская психология оказала наибольшее влияние на развитие клинической психологии после 1930-х гг. – это были годы фашизма и стагнации науки в Европе.
Важнейшим поворотным пунктом в развитии клинической психологии стала так называемая Боулдерская конференция (Boulder-Conference) Американской психологической ассоциации, состоявшаяся в США в г. Боулдер в 1949 г. Эта конференция имела такое большое значение для развития клинической психологии, что некоторые авторы делят историю клинической психологии на добоулдерскую и послебоулдерскую. Конференция проходила при участии представителей университетов, Ассоциации прикладной психологии и Американской службы психического здоровья. В результате были выработаны основные принципы подготовки клинических психологов. На конференции клиническая психология была признана частью научной психологии, что определило многое для образования, практики и исследований в данной области знания.
В 1973 г. была предложена другая модель подготовки клинических психологов, ориентированная в основном на практические задачи и более краткосрочная. Эта модель получила название Вейльской (по имени города, где проходила конференция Американской психологической ассоциации и было принято решение о введении новой формы подготовки), или профессиональной модели. Подготовка этих специалистов происходит в институтах или профессиональных школах, отделенных от университетов, и акцент делается на клинической, а не исследовательской подготовке. Эти школы присваивают звание доктора психологии (Psy. D) и их постдипломная подготовка рассчитана на срок 4-5 лет после получения звания бакалавра. Сейчас обе модели существуют параллельно, основное различие – в звании, которое присваивается.
С именами французских психиатров Т. Рибо и П. Жане связаны первые прикладные исследования в области психологии. Работы Т. Рибо посвящены исследованию психических процессов – памяти, эмоций и др. П. Жане основным методом психологии считал клиническое наблюдение за поведением больных. Его учениками были А. Пьерон, А. Валлон, Ж. Пиаже – основатели французской психологии развития. Как уже упоминалось, именно во Франции была разработана первая батарея диагностических тестов интеллектуального развития ребенка Бине-Симона.
В Германии клиническая психология долгое время не была выделена в отдельную дисциплину. Еще в 1930-е гг. Л. С. Выготский отмечал более прогрессивный характер американской психологии и педагогики при рассмотрении вопросов обучения детей с дефектами развития. «Мне кажется, что здесь столкнулись два направления в специальной педагогике: одно – ориентирующееся на болезнь, другое – на здоровье... Здесь столкнулись немецкая и американская системы. Одна система ориентируется в воспитании на недостатки слепого ребенка, другая – на оставшееся у него здоровье. Хотя встреча двух систем и происходила в Германии, она оказалась сокрушительной для немецкой». Немецкая психология была ориентирована академически, а психиатрия – биологически. Многие представители медицины противодействовали интеграции психологов в сферу службы психического здоровья. В годы фашизма расистскими теориями поддерживалась биологическая ориентация немецкой психиатрии, в целях «улучшения» арийской расы было стерилизовано около полумиллиона психически больных и около ста тысяч физически уничтожено, многие прогрессивные деятели медицины и психоаналитики покинули страну.
После войны понятие клинической психологии на некоторое время растворилось в понятии прикладной психологии, понимаемой предельно широко. При этом многие немецкие психиатры продолжали активно противостоять проникновению психологов и психологии в психиатрию [6].
Однако сам Э. Крепелин, которого относят к родоначальникам клинической психологии, активно применял психологические методы исследования в психиатрической клинике. При этом он «понимает под клинической психологией (хотя тогда и не употреблял этого термина) применение врачом-психиатром психологических методов и данных применительно к психиатрическим проблемам в клинике». В связи с такой установкой психология и психотерапия более интенсивно развивались в соматической медицине, и сейчас Германия знаменита своей сильной психосоматической традицией.
Перелом наступил в 1977 г., когда было принято решение о новых ориентирах, заимствованных из англо-американской традиции, при подготовке психологов. Этому предшествовал доклад ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) о роли психологии в европейской психосоциальной службе психического здоровья.
3. История клинической психологии в России
Вклад отечественных ученых (психологов, психиатров и др.) в развитие клинической психологии, причем по линии практически всех указанных выше традиций, значителен. В. М. Бехтерев, Ф. Лазурский, С. С. Корсаков, Н. Н. Ланге, А. А. Токарский, Н. А. Бернштейн, И. А. Сикорский и другие привнесли психологию в психиатрические клиники и в психиатрическое образование. Во многом благодаря этому на базе психологических лабораторий вначале в психиатрических больницах, а затем и за их пределами отечественная клиническая психология продолжала развиваться и по линии других традиций – с акцентом на эксперимент развивается отечественная (в рамках Московской психологической школы) патологическая психология (Б. В. Зейгарник, Б. Ф. Поляков и др.), нейропсихология (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия и др.), с акцентом на роли личности, психодиагностику и психотерапию – медицинская (клиническая) психология в рамках Ленинградской (Санкт-Петербургской) психологической школы (В. М. Бехтерев, А. Ф. Лазурский, В. Н. Мясищев, М. С. Лебединский, Б. Д. Карвасарский, Л. И. Вассерман).
Нельзя не отметить и вклад, который внесли в развитие не только отечественной, но и мировой клинической психологии представители других психологических центров бывшего Советского Союза и России: Д. Н. Узнадзе и его ученики (Тбилиси), М. Блейхер, Л. Ф. Бурлачук (Киев), М. С. Роговин и его ученики, к которым относит себя и автор (Ярославль, Томск) и др.
Развитие отечественной патопсихологии, как известно, отличалось наличием прочных естественно-научных традиций. Еще И. М. Сеченов придавал большое значение сближению психологии и психиатрии. В письме М. А. Боковой в 1876 г. он писал, что приступает к созданию медицинской психологии, которую называет своей «лебединой песней». Он писал о психологии: «Наука эта, очевидно, становится основой психиатрии, все равно как физиология лежит в основе патологии тела». Однако И. М. Сеченову не пришлось развить новой отрасли психологии. Но в русле его идей трудились основоположники патопсихологического направления в России Б. В. Зейгарник и В. М. Бехтерев, организаторы широких экспериментально-психологических исследований нарушений психической деятельности.
Действительно, в России, как и в Германии, врачи-психиатры привнесли экспериментальную психологию в психиатрическую клинику, чем сделали большой вклад в развитие как клинической психологии, так и собственно экспериментальной психологии.
За последние десятилетия прикладная направленность клинической психологии в нашей стране значительно усилилась. Современная клиническая психология находится в фазе перехода от ортодоксальной ориентации по направлениям и школам к интегративной, что ставит перед клиническими психологами множество творческих теоретических задач и, соответственно, требует от них серьезной теоретической подготовки.
Список литературы
Список использованных источников
1. Батыршина А. Р. История психологии: Уч. пособ. / А. Р. Батыршина. – М.: Флинта: Наука, 2011. – 224 с.
2. Волков Б. С. Методология и методы психологического исследования / Волков Б. С., Волков Н. В., Губанов А. В. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: Академический проект, 2010. – 381 с.
3. Гребнева В. В. Теория и технология решения психологических проблем: Учебное пособие / В. В. Гребнева. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 192 с.
4. Залевский Г. В. История клинической психологии: учеб. пособие. – Томск: Томский государственный университет, 2012. – 116 с.
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
Другие контрольные работы
bmt: 0.01084