Вход

Бердяев О назначении человека, Лосский Н.О. Мир,как органическое целое.

Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:
Реферат*
Код 367314
Дата создания 08 апреля 2013
Страниц 11
Мы сможем обработать ваш заказ (!) 22 ноября в 12:00 [мск]
Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.
910руб.
КУПИТЬ

Содержание

Содержание


Введение
Основная часть
Заключение
Список литературы

Введение

Бердяев О назначении человека, Лосский Н.О. Мир,как органическое целое.

Фрагмент работы для ознакомления

Что касается вопроса познания истины, Н.А. Бердяев отмечает, что человек утратил силу, которая помогает ему в процессе познания бытия, соответственно, ему не осталось ничего, кроме как переключиться на изучение самого процесса познания, так как доступа к подлинным истинам бытия у человека более нет. Согласно концепции Н.А. Бердяева, невозможно прийти к бытию, от бытия возможно изойти. Познание же является актом, посредством которого бытие просветляется, также философ говорит о самопознании бытия. Человек же – это тот сосуд, в котором сокрыта загадка как бытия, так и познания.
В философской концепции Бердяева человек предстает как истинная загадка этого мира, причем, через эту загадку лежит путь в бытию, возможно осуществление прорыва к самому бытию. Философ говорит о двойственности и неоднозначности человека как феномена: он же является носителем смысла бытия, и он же совершает грехопадение, а значит и обрекает смысл бытия на поругание.
Н.А. Бердяев подробно останавливается на проблеме объективирования в познании. По его мнению, объективирование в познании – это не что иное, как отчуждение между познающим и познаваемым, оно приводит к тому, что познающий и познание перестают быть «чем-то» и стают «о чем-то»1.
В нравственной жизни Бердяев отмечает её неуловимость и свободу, аргументируя это тем, что нравственная оценка в любом случае находится перед свободой. Свобода не может быть только в познаваемом, она обязательно присутствует в познающем в качестве основы бытия. Как полагает философ, тайна познания заключается в возвышении познающего в процессе акта познания над самим предметом познания. Познание всегда носит творческий характер и есть овладение предметом и последующее возвышение над этим предметом.
Большое место в рассматриваемом нами труде Н. Бердяева занимают проблемы добра и зла. При разработке этих проблем мыслитель обращается к проблеме взаимоотношений между Богом, человеком и дьяволом: «Из Божественного Ничто рождается Святая Троица, рождается Бог-Творец. Творение Богом-Творцом мира есть уже вторичный акт. С этой точки зрения свобода не сотворена Богом-Творцом, она вкоренена в Ничто, а значит первична и безначальна. Бог-Творец всесилен над бытием, над сотворенным миром, но он не властен над небытием, над несотворенной свободой. Миф о грехопадении рассказывает об этом бессилии Творца предотвратить зло, возникающее из несотворенной им свободы. И вот Бог является не как Творец, а как Спаситель, принимающий на себя все грехи мира. Бог в аспекте Бога-Сына нисходит в глубину свободы из которой рождается зло, но из которой нисходит всякое добро»2.
Бердяев отмечает, что Иисус Христос приносит жертву по имя победы как злой свободой, однако при этом твари не лишаются самой свободы, они обретают новую, просветленную свободу. Бердяев полагает, что «самое слово тварь есть что-то в сознании ничтожное, жалкое, беспомощное. Тварь считают ничтожной и низкой не потому, что она связана с падшестью, а потому что она сотворена, то, что она пала и обнаруживает ее силу свободы, ее самостоятельность, силу ее греховной воли быть больше, чем тварь. Но и сотворенная природа, и не сотворенная свобода одинаково тварь не уничтожают. Уничтожает ее не свобода, а зло, из свободы происходящее, но и зло не есть тварность, ибо оно не Богом сотворено»3.
Мыслитель проводит связь между рабством твари и монархическим понятием Бога, отмечая, что христианство не является монотеистической религией, а есть тринитарная религия, и именно тринитарное понимание Бога способствует преодолению всякого рабства и дает обоснование свободе и достоинству человека. Согласно мысли Н. Бердяева, трагедия в Боге связана с трагедией со свободой. Бог-Творец всесилен в том, что касается бытия, однако над небытием не имеет такой же власти. В мир, который был сотворен Богом, ворвалась бездонная свобода, а Бог только смог достичь просветления этой свободы, однако не в его власти оказалось уничтожить в этой свободе злое начало. В таком случае Богу бы пришлось полностью уничтожить эту бездонную свободу. Именно такое объяснение феномену трагичности и мирового зла дает Н.А. Бердяев. То есть, свобода и трагедия идут рука об руку, они практически неразделимы. Человек же может принять эту трагедию хотя бы потому, что «есть страдание самого Бога. Добро и зло возникли одновременно, добро существует лишь на различии и отделении от него зла»4.
Что касается спасения человека, то Бердяев конечно же задается этим вопросом: является ли целью жизни человека спасение? Однако философ далек от чисто утилитарного понимания спасения как попадания после завершения земного пути в рай, более того, эта концепция была им радикально отвергнута. Он говорил о том, что человек должен стремиться не к эгоцентрическому и эгоистическому спасению, к раю, а исключительно к творчеству, поскольку Богом был заложен в человека огромный творческой потенциал. Иными словами, человек создан для того, чтобы творить, в этом заключается высокое понимание предназначения человека и благородства человеческого духа.
Творчество по мнению Бердяева, также является актом излечения: «Все плохие качества человека такие как половые страсти, гнев, честолюбие, ревность, страсть к игре можно с помощью творчества направить в другое русло, то есть произойдет переход отрицательной энергии в положительную. Человек должен стремиться к свободе, а похоть порабощает дух человека, она жадна, вампирична, поэтому составляет полную противоположность творчеству»5.
Проблема познания человеком добра и зла разрабатывается Бердяевым очень тщательно. В частности, он отмечает, что в процессе познания добра и зла человек дает им оценку, а значит и утрачивает невинность, целостность, оказывается изгнанным из Рая. Вместе с тем, познание является положительным благом и обнаружением смысла, а точнее, ответом на призыв Бога к творчеству. Сознание причиняет человеку боль, оно способствует мучительному раздвоению. Философ полагает, что даже через несчастье и боль, через опыт зла может лежать путь человека к Раю. Вместе с тем, Бердяев приводит иную точку зрения на эту проблему: зло и добро находится в руках Божьих, но тогда зло нужно для достижения добра, что не не признается в теологии. Как полагает Бердяев, понимание человека возможно только в соотношении «к Богу, а не из природы».
Кроме того, Бердяев подвергает анализу различные антропологические учения. Как известно, в христианской антропологии человек представлен как существо от Бога, обладающее свободой, однако совершившее грехопадение, но несмотря на падение получающее от Бога благодать и спасение. В протестантской антропологии представлен человек, извращенный грехопадением, с помраченным разумом, зависимый от благодати.
В рассматриваемом нами труде говорится и о типах антропологических учений, которые были установлены М. Шеллером: 1. Еврейско-христианское (творение человека Богом и грехопадение) 2. Антично-греческое (человек как носитель разума) 3. Естественнонаучное (человек как результат эволюции) 4. Декаданское (возникновение сознания, разума, духа как биологический упадок, ослабление жизни) 4. Антропологическая теория Маркса: человек – существо социальное, есть продукт социума, изобретатель орудий труда. 5. Антропологическая теория Киркгардта: страх выражает духовную сущность человека, его отношение к Богу и его грехопадение6.
Как полагает Бердяев, именно библейско-христианская антропология наиболее точно раскрывает человека и его сущность, его предназначение, поскольку здесь человек предстает в качестве образа и подобия Бога, как существо греховное, обладающее разумом, раздираемое противоречиями, связанными с конфликтом сознания и бессознательного, но при этом, как существо творческое.
При описании чувств человека и его творческого начала Бердяев неоднократно ссылается на божественное просветление человека через творчество, рассматривая способность творить как особый дар от Бога, однако Бердяев и не отнимает у человека права именовать себя творцом: «Первичный акт творчества – зарождение идеи в глубине сознания, вторичный акт – искусство, то есть, социализация гения, это охлаждение того первозданного творческого огня внутри творца»7.
Большое значение концепции Бердяева заключается в том, что философ снимает с человека полную вину за появление и существование зла в этом мире, соглашаясь лишь частично с тем, что человек ответственен на появление зла. В этом аспекте он в некоторой степени отходит от представлений церковных философов, в частности, Боэция (480-524 г.), блаженного Августина Аврелия (354 – 430).
Интересен взгляд Бердяева на качества и человеческие чувства. Философ связывает их с Божественным провидением, духом, просветлением, утверждая, что сами чувства человека нельзя назвать идеальными, так как идеальными являются только чувства человека к Богу: «Любовь есть всегда любовь к индивидуальному и конкретному, любить общее и отвлеченное нельзя, любовь – двучленна, а не одночленна, она предполагает встречу двух, их общение и единение, образование третьего – дружества и братства. В конфликте находятся две любви: любовь к личности и любовь к идее, Богу, ценностям, истине, добру, свободе, и в этом трагизм любви»8.
Н.А. Бердяев отвергает концепцию «сверхчеловека» Ницше, согласно которой нужно предпочесть любовь к «дальнему», а не к ближнему, такой же критике философ подвергает коммунистическую концепцию К. Маркса, да и прочие идеи отвлеченной справедливости и социальные утопии. Н.А. Бердяев считает, что основополагающим для человека является принцип богочеловеческой любви, которая носит конкретно-личный характер, лишена отвлеченности и безликости. Также философ говорит о том, что отвлеченно-безликий принцип любви приводит к утверждению зла.
Также Н.А. Бердяев рассматривает проблемы государств и общества. Он является сторонником того, что государство совершает насилие над обществом, над человеческой личностью, а по сравнению с Царством Божием несовершенство земных государств становится ещё более очевидным: «Государство – это организатор природного хаоса, оно движется пафосом порядка, силы, мощи, экспансии и т.п»9.
Бердяев говорит о чуждости государству доброты, о торжестве в земном государстве силы и прочности, об отсутствии высшей справедливости. Природа государства греховна, поскольку государство строится на принудительном властвовании одного человека над другим, а это есть величайший порок. Однако государство – это неотъемлемый атрибут нашего грешного мира, так как сдерживает анархию.

Список литературы

Список литературы

1.Лосский Н.О. Мир как органическое целое // Лосский Н.О. Избранное. - М.: Издательство «Правда», 1991.

Очень похожие работы
Найти ещё больше
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
bmt: 0.00473
© Рефератбанк, 2002 - 2024