Вход

Учение Гегеля о философии и истории

Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:
Реферат*
Код 366945
Дата создания 08 апреля 2013
Страниц 20
Мы сможем обработать ваш заказ (!) 18 апреля в 12:00 [мск]
Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.
910руб.
КУПИТЬ

Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
1. Логика и диалектика Гегеля
2. Диалектический метод Гегеля
3. Философия истории
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Введение

Учение Гегеля о философии и истории

Фрагмент работы для ознакомления

В «Философии права» Гегель развивает свое учение о го­сударстве: по отношению к индивиду государство есть объективный дух; истинной целью государства является единство;, война не является абсолютным ЗЛОМ, ибо она может иметь положительное нравственное значение, мир окостенение; нация не Имеет права избегать ВОЙНЫ. Идеальным государ­ством для Гегеля была) разумеется, Германия, а формой правления — Прусская сословная монархия.
Еще один важный момент философии истории Гегеля — отношение к нации. По справедливому замечанию Б. Рассела нации у Гегеля играют ту же роль, что и классы у Маркса. Особое значение придается национальному духу, он становится двигателем исторического развития. Таковым, по Геге­лю, является, в первую очередь — немецкий дух. Важны и личности— «завоеватели», в которых воплощены цели исторических переходов (Гегель называет в качестве примеров та­ких личностей — Александра, Цезаря и Наполеона).
Таким образом, мы можем дополнить нашу схему тем разъяснением, что, согласно логике Гегеля, дух как воплоще­ние абсолютной идеи есть: государство — Прусская сословная монархия; нация — носитель национального (немецкого) ду­ха; герой — завоеватель, претворяющий в жизнь цели исторического развития. Во всем этом главное заключается в пред­почтении целого перед какой-либо его частью: государства, нации — перед индивидом. В этом плане вполне понятно ис­пользование фашизмом гегелевской философии истории (в особенности его идей государства, войны, нации, миссии на­ционального «героя») как важнейшего теоретического источ­ника.
2. Диалектический метод Гегеля
Такова философская система Гегеля. Теперь обратимся к анализу его метода.
Гегель называет свой метод диалектическим: это «столь; же синтетический, сколь и аналитический момент суждения, в силу которого первоначальное всеобщее определяет себя из самого себя как иное по отношению к себе». И тогда как, подчеркивает Гегель, древние «диалектику часто рассматри­вали как некоторое искусство, как будто она основывается на каком-то субъективном таланте» (а мы можем вспомнить, что именно так обстояло дело с Сократом), то на самом деле диалектика «принадлежит к объективности понятия».
«Когда говорят, что время философии Г.Гегеля прошло, не видят главного в его учении – диалектического метода, позволяющего понять столкновение и единение противоположностей в мышлении, а также в природе, культуре, истории»4.
Всякое развитие протекает, согласно Гегелю, по опреде­ленной форме. Эта форма — триада. Она включает в себя утверждение (тезис), отрицание этого утверждения (антите­зис) и отрицание отрицания (синтез), или снятие противопо­ложностей:
На первом этапе мышления мы имеем, пишет Гегель, «предмет, каков он без мышления и без понятия, есть некото­рое представление или даже только название». Это как бы «понятие в себе». Далее - «противоречивые суждения, они и сами по себе суть некоторый переход. Наконец, «синтез ... есть продукт собственной рефлексии их понятия5.
Таким образом, каждое понятие (каждое явление) проходит, по Гегелю, цикл развития, циклы могут повторяться вновь и вновь, на более высоком уровне, пока не будет полу­чен высший синтез. Гегель приводил такой пример диалекти­ческого цикла: «Почка исчезает, когда распускается цветок, и можно было бы сказать, что она опровергается цветком; точно так же при появлении плода цветок признается лож­ным наличным бытием растения, а в качестве его истины вме­сто цветка выступает плод. Эти формы не только различают­ся между собой, но и вытесняют друг друга как несовмести­мые. Однако их текучая природа делает их в то же время мо­ментами органического единства, в котором они не только не противоречат друг другу, но один так же необходим, как и другой; и только эта одинаковая необходимость и составляет жизнь целого».
Итак, этот диалектический метод позволяет Гегелю пока­зать реальность целого — и только его, а не отдельных частей. Диалектический метод позволяет изучить природу развития. Она заключается в саморазвитии понятия. Диалектика поня­тия определяет диалектику вещей (т. е. природных и социаль­ных процессов). Диалектика вещей, есть по Гегелю, лишь от­ражение («отчуждение») подлинной диалектики, присущей абсолютной идее, Логосу, который существует сам по себе. Абсолютная идея, Логос, мировой разум, или бог (что одно и то же) мыслится Гегелем с точки зрения пантеизма. Это не личный бог христианской религии, а — безличный процесс са­модвижения абсолютной идеи, развивающейся в диалектиче­ском процессе и «самоотчуждающейся». Цель этого разви­тия — абсолютный дух, в котором «сняты» противоречия и достигнута гармония6.
Как видим, гегелевский диалектический метод, предполагающий бесконечность развития циклов, вступает в противоречие с философской системой, которая предполагает завершение, достижение абсолютной истины, более того, Гегели видел такое завершение и в современной ему Германии, которую считал высшей точкой исторического движения человечества; и в собственной (гегелевской) философии; и в немецкой нации.
3. Философия истории
Философско-исторические воззрения и идеи, завершающие в «Философии духа» раздел объективного духа, наиболее полно Гегель представил в «Лекциях по философии всемирной истории», «Введение» к которым он написал сам (1830), а обзор конкретной истории в духе этих идей — от древневосточной до новейшей, по понятиям того времени — был издан (1837— 1840) одним из его участников и сыном Карлом по записям слушателей и оставленным Гегелем материалам.
«Свое осмысление истории Гегель противопоставляет тем авторам, которые из прагматических соображений излагают факты той или иной страны и эпохи, стремясь почерпнуть в ее истории различные уроки для своей современности»7. Между тем, говорит автор Введения к названным «Лекциям», «опыт и история учат, что народы и правительства никогда ничему не научились из истории и не действовали согласно поучениям, которые можно было бы извлечь из нее, ибо «каждая эпоха является настолько индивидуальным состоянием, что в эту эпоху необходимо и возможно принимать лишь такие решения, которые вытекают из самого этого состояния». Эти реалистические мысли идеалиста отвергают позиции субъективной партийности авторов, произвольно выбирающих и также трактующих факты, почерпнутые «в сутолоке мировых событий». Таким авторам (есть имена), которые только описывают события, Гегель и противопоставляет свою объективную, как он уверен, партийность, вытекающую из его общефилософской позиции.
Процесс мировой истории трактуется автором «Философии духа» и рассматриваемых «Лекций» опять телеологически. В ней реализуется «некоторая конечная цель», даже осуществляется «план провидения»8 (Vorsehung), отождествляемого с «божественной премудростью».
Гегель, конечно, рационализирует здесь одно из основоположных представлений-понятий монотеизма, ибо мировой дух проявляется в истории как разум, в его авторской трактовке. Тем самым, история — не хаос бесчисленных случайностей, а закономерный процесс, осмысляемый прежде всего в категориях свободы и необходимости. При всем телеологизме Гегеля, превосходстве духа над природой, необходимость в истории складывается из конкретных причин, взаимодействия множества факторов.
Абсолютная, чисто детерминистическая необходимость, по отношению к которой невозможна никакая свобода, присуща лишь материи, мертвой природе, подчиняющейся количественным закономерностям.
В живой природе нарастает фактор качественности, а в мире человека он вырастает в феномен свободной деятельности. Без нее нет жизни «конечных» индивидов, в которой они руководствуются эгоистическими интересами. В их составе потребности, «страсти, своекорыстные цели, удовлетворение эгоизма имеют наибольшую силу».
Трудовая деятельность «конечных» индивидов представляет собой «средний термин» между всеобщей идеей, пребывающей «в глубине духа», и «внешним», материальным миром. Всеобщая идея оборачивается и трактуется в рассматриваемом произведении как уже знакомая нам великая идея отчуждения результатов человеческой деятельности от самих деятелей. «Во всемирной истории благодаря действиям людей вообще получаются и несколько иные результаты, чем те, к которым они стремятся и которых они достигают, чем те результаты, о которых они непосредственно знают и которых они желают... осуществляется еще и нечто дальнейшее, нечто такое, что скрытно содержится в них, но не осознавалось ими и не входило в их намерения»9.
Такая неизбежная в обществе тотальная ситуация выявляет другую, социальную функцию разума, названную Гегелем хитростью разума (List der Vernunft), который «столь же хитер, сколь могуществен». Позволяя людям, этим конечным существам, «действовать как им угодно», не стесняя «игру их страстей и интересов»10, непосредственно не вмешиваясь в этот процесс, разум, снова отождествленный с Богом, осуществляет собственную цель, неведомую его «объектам».
Здесь так называемая ирония истории, когда разум, теперь отбросивший рассудок, как бы издевается над людьми, неспособными в своих действиях подняться над рассудком.
Ирония истории выявляет трагизм ее массовых, «воспроизводящих», как иногда Гегель осмысливает деятельность рядовых «индивидов», без которых не состоялась бы никакая история. Трагизм появляется всегда, когда люди обманываются в своих ожиданиях. Тотализируя эту ситуацию, автор «Философии истории» убежден, что всемирная история не есть арена счастья. Периоды счастья являются в ней пустыми листами, потому что они являются периодами гармонии, отсутствия противоположностей.
Однако мировой дух не всех объектно-субъектов делает одинаково несчастными. Воспроизводящие индивиды преследуют только частные цели и страсти их достаточно мелкие. Много выше поднимаются над ними те практические, политические деятели, личностные цели коих стремятся к всеобщему и содержат в себе тот субстанциальный элемент, который составляет волю мирового духа. Гегель называет их всемирно историческими личностями, духовными руководителями», «доверенными лицами всемирного духа.

Список литературы

8
Очень похожие работы
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
bmt: 0.00398
© Рефератбанк, 2002 - 2024