Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:
Доклад*
Код |
364494 |
Дата создания |
08 апреля 2013 |
Страниц |
7
|
Мы сможем обработать ваш заказ (!) 18 ноября в 12:00 [мск] Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.
|
Содержание
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА
"Модернизация в Норвегии (по Хантингтону С.)"
Введение
"Модернизация в Норвегии (по Хантингтону С.)"
Аналитическая справка
Фрагмент работы для ознакомления
Норвегия - индустриально-аграрная страна с высоким удельным весом в экономике энергоемких отраслей промышленности, а также судоходства, рыболовного промысла и в последние десятилетия - нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности.
XIX век это период мощных модернизационных процессов не только в Норвегии, но и во всей Европе. С модернизацией связан глобальный процесс урбанизации стран, рост городов, появление промышленных «мегаполисов», в которых жители сельских регионов ассимилировались в городской культуре, а смешение в рабочем классе культурных элементов города и села сформировало новые ценностные ориентиры, оказывавшие влияние на духовное развитие общества.
В каждой стране существует своя специфика модернизационных процессов, зависящая как от вида и характера модернизации,способа взаимодействия традиционной культуры с «современной», так и от самой традиционной культуры страны, в которой началась социокультурная трансформация общества. Именно при суммировании всех выше названных показателей можно выявить основные специфические признаки модернизации каждой отдельной страны.
Под модернизацией понимается, по словам одного из ее видных теоретиков Ш. Айзенштадта, процесс, ведущий к созданию социальных, экономических и политических систем, сложившихся в Западной Европе и Северной Америке в период между ХVII и XIX веками и распространившихся затем на другие страны и континенты. Иными словами, модернизация - это переход от традиционного аграрного общества к современному, индустриальному, а в последние десятилетия и постиндустриальному обществу.
Политологи серьезную опасность периода модернизации видят в том, что рост политического участия может обогнать реальный уровень подготовленности масс к такому участию. Поэтому они считают необходимым обращать внимание прежде всего на создание прочных политических институтов, гарантирующих стабильность общества. Вместе с тем ученые консервативной ориентации вовсе не отрицают демократические ценности и придерживаются схожих с либералами взглядов на конечные цели процесса политической модернизации. Об этом свидетельствует, например, теоретическая концепция наиболее видного представителя консервативного крыла американской политологии Самюэля Хантингтона. По его мнению, стимулом для начала модернизации традиционного общества может послужить некоторая совокупность внутренних и внешних факторов, побуждающих политическую элиту решиться начать реформы. Преобразования могут затрагивать экономические и социальные институты, но не касаться традиционной политической системы. Следовательно, допускается принципиальная возможность осуществления социально-экономической модернизации "сверху", в рамках старых политических институтов и под руководством традиционной элиты. Однако для того, чтобы начавшийся процесс перехода от традиционного общества к современному завершился успешно, необходимо соблюдать целый ряд условий и прежде всего, обеспечить равновесие между изменениями в различных сферах общества. Кроме этого, очень важна готовность правящей элиты на осуществление не только технико-экономической, но и политической модернизации, включающей как процесс приспособления традиционных институтов к изменившимся условиям, так и процесс создания новых, связанных с происходящими переменами.
В Норвегии модернизация была догоняющей, ориентированной на более развитые и благополучные западные страны, такие как Англия, США, Германия, Франция. Другой особенностью норвежской модернизации можно назвать успешную модернизацию «снизу». Модернизация началась с сельскохозяйственной отрасли, постепенно охватив все слои общества, а не только отдельные социальные институты, что присуще модернизации «сверху». Важным является и синтез традиционности и «современности», что позволило Норвегии сохранить свою самобытность, не копируя слепо политические, экономические и технологические инновации. Также, благодаря экспортно-ориентированному характеру процесса модернизации, Норвегия смогла достаточно быстро адаптироваться в новых общемировых экономических и политических условиях. Ведь благодаря экономической заинтересованности Западных стран в развитии норвежской промышленности, в Норвегию в середине XIX века пришли крупные иностранные инвестиции.
Политическая модернизация, которую С. Хантингтон понимает как демократизацию политических институтов общества и его политического сознания, обусловлена целым рядом факторов социального характера. Какими бы мотивами ни руководствовалась правящая элита начиная реформы, они неминуемо ведут к определенным и вполне детерминированным переменам. Любые шаги, направленные на индустриализацию, социально-экономический прогресс неизбежно способствуют развитию системы образования, заимствованию передовых технических и естественнонаучных идей. Но если страна поворачивается лицом к внешнему миру, то вместе с научно-технической информацией она впитывает и новые политические и философские идеи, способствующие возникновению сомнений в целесообразности и незыблемости существующего политического режима. А поскольку составной частью модернизационного процесса является эволюция социальной структуры общества, то эти идеи падают на вполне подготовленную почву.
Индустриализация и урбанизация влекут за собой формирование и быстрый рост новых социальных групп. С. Хантингтон особо отмечает значение формирования среднего класса, состоящего из предпринимателей, управляющих, инженерно-технических специалистов, офицеров, гражданских служащих, юристов, учителей. Как видно, наиболее заметное место в структуре среднего класса занимает интеллигенция, которую политолог характеризует как потенциально наиболее оппозиционную силу. Именно интеллигенция первой усваивает новые политические идеи и способствует их распространению в обществе. В результате все большее количество людей и социальных групп, ранее стоявших вне общественной жизни, меняют свои установки. Они начинают осознавать, что политика напрямую касается их частных интересов, что от решений, принимаемых политической властью, зависит их личная судьба. Появляется все более осознанное стремление к участию в политической жизни, поиску механизмов и способов воздействия на принятие государственных решений.
Традиционная культура Норвегии трансформировалась под общемодернизационным влиянием европейской культуры, но несмотря на это она все же сохранила свое существенное влияние на весь, процесс модернизации. Предпосылкой этого было преобладание свободного крестьянства в стране на момент начала модернизации. Нигде больше в Европе крестьяне не обладали такими свободами как в Норвегии, и конечно в Швеции. Это позволило крестьянам достаточно быстро и успешно приспособиться к изменяющимся под воздействием модернизации условиям жизни. Многовековые традиции общинных свобод стали основой для создания огромного количества социальных организаций в процессе урбанизации Норвегии. Многие из этих организаций создавались для борьбы с социальными пороками норвежского общества, особенно среди горожан, но трудно найти другие примеры такой быстрой и эффективной самоорганизации общества для борьбы с этими пороками. Новые социальные блага, которые предлагал город, манили в него вчерашних крестьян, стремившихся к хорошему образованию и достойной работе. Но на практике большая часть выходцев из сельской местности не могла найти себе места в городской среде, причиной чему служили сложности с трудоустройством, отсутствие знакомых, недостаток в жилье, но самое главное это то, что в городе уже не действовали те традиционные нормы контроля, которые были характерны для сельской общины. Многие норвежцы из беднейших слоев городского общества для того, чтобы заработать, производили и продавали дешевый алкоголь, который в середине XIX века можно было приобрести в большинстве городских районов, а многие матери-одиночки и вдовы в поисках заработка становились проститутками. Нарастали социальные конфликты, вызванные увеличившимся разрывом между уровнем благосостояния высших слоев общества и основной массой населения. Следствием этого в первой половине XIX века, на ранних этапах развития промышленной культуры в Норвегии стали возникать межклассовые конфликты и социальные противоречия, которые были урегулированы благодаря быстрому созданию эффективных демократических институтов и структур гражданского общества.
С точки зрения прочности и необратимости результатов уже упоминавшийся С. Хантингтон выделил три модели перехода к демократии.
Во-первых, линейная или классическая модель, примером которой может быть развитие Великобритании, а также стран Северной Европы. Для этой модели характерно последовательное решение задач демократизации, обеспечивающее ее необратимость. Классическая модель перехода к демократии представляет собой процесс постепенной трансформации традиционной политической власти, расширение прав и свобод граждан, возрастание степени их политического участия.
Своеобразным индикатором, показывающим степень продвижения той или иной страны по пути демократизации, служит роль и место законодательной власти (парламента) в структуре политических институтов общества. При завершении этого процесса, то есть тогда, когда создана стабильная демократическая система, институты парламентской демократии становятся ее важнейшей и неотъемлемой частью. Неважно, какая именно форма государства и соответствующая ей модель разделения властей имеет место, главное, чтобы парламент обеспечивал представительство интересов всех социальных групп, имеющихся в обществе, оказывал реальное воздействие на принятие политических решений.
Там, где становление парламентской демократии происходило без революционных потрясений, оно отличалось, как правило, плавностью и постепенностью. Примером могут служить наиболее стабильные демократические государства современности - страны Северной Европы. В каждой из них на утверждение принципов парламентаризма и формирование демократических избирательных систем ушло около ста лет. Так, в Норвегии парламент (стортинг) был создан в 1814 г., принципы парламентаризма в политической системе утвердились в 1884 г., избирательное право для мужчин было введено в 1898 г., а для женщин - в 1913 г. В Швеции риксдаг в своем нынешнем виде появился в 1809 г., дважды - в 1866 и в 1974 гг. - существенно реорганизовывался, избирательное право стало всеобщим для мужчин в 1909 г., для женщин - в 1921 г. Несколько иначе складывалась ситуация в Дании, где парламент впервые появился в 1834 г. Там очень быстро утвердилось всеобщее избирательное право для мужской части населения - в 1849 г., а вот женщины получили его только в 1915 г. Похожие тенденции обнаруживает политическое развитие Исландии.
Для всех вышеперечисленных стран постепенность и последовательность демократических изменений обеспечила в дальнейшем их политическую стабильность.
Развитие промышленной культуры в Норвегии активизировало социальную активность в обществе, стали создаваться общественные организации, охватывающие все слои общества. Во второй половине XIX века появились профсоюзы, организации работодателей, движение суфражисток, сформировалась современная политическая система, в парламентах были представлены все социальные классы.
Список литературы
Список источников и литературы
1.Маныкин А. С. Новая и Новейшая история стран Западной Европы и Америки. — М.:Филол. о-во «СЛОВО»; Эксмо, 2004.
2.Хантингтон С. Политический порядок в меняющихся обществах. — М.: Прогресс-Традиция, 2004. — 480 с.
3.Wallerstein I. The Modern World-System II.Mercantilism and the Consolidation of the European World-Economy.NewYork – London, 1980
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
bmt: 0.00498