Вход

Разграничение законодательной компетенции между федерацией и ее субъектами в США и ФРГ: сравнительный анализ

Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:
Контрольная работа*
Код 357228
Дата создания 07 июня 2013
Страниц 20
Мы сможем обработать ваш заказ (!) 2 мая в 12:00 [мск]
Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.
950руб.
КУПИТЬ

Описание

План

Введение
1. Конфедеративные истоки федерализма
2. Конституционные основы федерализма в США
3. Зарубежный опыт как исток совместного ведения РФ и ее субъектов
Заключение
Список использованных источников и литературы
...

Содержание

План

Введение
1. Конфедеративные истоки федерализма
2. Конституционные основы федерализма в США
3. Зарубежный опыт как исток совместного ведения РФ и ее субъектов
Заключение
Список использованных источников и литературы

Введение

План

Введение
1. Конфедеративные истоки федерализма
2. Конституционные основы федерализма в США
3. Зарубежный опыт как исток совместного ведения РФ и ее субъектов
Заключение
Список использованных источников и литературы

Фрагмент работы для ознакомления

Примечательна характеристика доктрины "конкурирующего федерализма", данная австралийским профессором К. Уолшем, одним из ее основоположников: "Одной из наиболее важных черт конституций федеративных государств является сдерживание возможностей федеральных правительств по использованию принуждения в собственных интересах... полномочия к принуждению по тексту и по замыслу конституций должны сдерживаться как конституционно очерченными рамками их статуса и полномочий, так и самим фактом действительной конкуренции с правительствами субъектов федераций, которым даны в целом равные права в пределах их ведения и предоставлен такой же доступ к основным источникам бюджетных доходов"13.
Судя по всему, идеи "конкурирующего федерализма" займут в скором времени заметное место в развитии американского федерализма, что ставит перед нами задачу более полного их изложения.
В обобщенном виде требования сторонников "конкурирующего федерализма" сводятся к следующему:
1) предотвращение монополизации власти со стороны какой-либо одной партии или группировки на федеральном уровне и на уровне отдельных штатов;
2) предотвращение монополизации власти со стороны какой-либо ветви власти на федеральном уровне и на уровне отдельных штатов;
3) создание механизма "сдержек и противовесов", позволяющего различным уровням власти контролировать действия друг друга;
4) предоставление гражданам права выбора средств защиты своих интересов путем обращения к федеральному праву или к праву отдельных штатов;
5) обеспечение единства федерации при сохранении ее многообразия;
6) усиление органов государственной власти федерации и отдельных штатов.
Возможность реализации этой программы подтверждается заметным усилением влияния правительств штатов, которые к началу XXI в. обрели большую организованность и стали вести более активную политику в различных сферах общественной жизни. Многие штаты опережают федеральное правительство в вопросах защиты прав человека и окружающей среды, применения современных методов социально-экономического регулирования.
В связи с этим нельзя не обратить внимание и на экономические неудачи федерального правительства. Американская экономика утрачивает прежнее лидирующее положение. Все менее реальной становится перспектива выплаты колоссального внутреннего долга, подтачивающего основы экономического устройства США.
Наконец, в пользу доктрины "конкурирующего федерализма" свидетельствует и неуправляемый рост федеральной бюрократии, нередко выходящей из-под контроля и отстраненной от общественных интересов и нужд. Как отмечал профессор Т. Дай, "все правительства, включая демократические, опасны для общества" и могут превратиться в Левиафана в отсутствие не только конституционных гарантий, но и реальной конкуренции между уровнями власти14.
Только будущее покажет, насколько успешно завершатся попытки обеспечить сбалансированное развитие федеративных отношений, сдержать рост монополизации власти, повысить конкурирующую роль штатов. Нам же остается только констатировать появление новой, весьма мощной тенденции, которая, безусловно, будет оказывать влияние на общественную жизнь США.
3. Зарубежный опыт как исток совместного ведения РФ и ее субъектов
Совместное ведение Российской Федерации и субъектов РФ (ст. 72 Конституции РФ15) в юридической науке анализируется как многоплановая, системообразующая правовая категория. В первую очередь как государственно-правовая категория, идентифицирующая федеративное устройство России как систему отношений и демократический способ децентрализации и реализации государственной власти посредством конституционного установления предметов ведения и полномочий, являющихся сферами совместной заботы Федерации и ее субъектов, определения механизмов и форм согласования законотворческой и иной деятельности, сотрудничества и несения солидарной ответственности за состояние их правового регулирования, управление ими16.
Во-вторых, как совместная деятельность и ответственность Российской Федерации и ее субъектов за состояние дел в ряде сфер государственной деятельности, которая в полной мере не может осуществляться отдельно ни Федерацией, ни ее субъектами. При этом предмет совместного ведения Российской Федерации и субъекта Федерации определяется как сфера общественной жизни, совокупность определенных общественных отношений, регулирование которой отнесено Конституцией Российской Федерации и к компетенции Федерации, и к компетенции субъектов Федерации.
И в-третьих, в широком понимании, как самостоятельный уровень правового регулирования17.
Совместное ведение как юридическая категория впервые за всю историю российского конституционализма было закреплено в ст. 72 Конституции РФ 1993 г. Известно, что процесс оформления новой российской государственности (полная международная правосубъектность, президентская форма правления, новое государственное устройство с новыми субъектами, движение к новому общественному строю18) в начале 90-х годов прошлого столетия напрямую связан с принудительным демонтажем другого федеративного государственного образования, каким был СССР, и по своему содержанию и последствиям был достаточно болезненным и сложным. Формирование Российской Федерации отмечалось острыми дискуссиями по вопросу принципов организации обновленной Федерации России. В итоге современное федеративное устройство Российского государства опирается на своеобразную конституционно-договорную основу, где договорный элемент представлен не только соглашением подавляющего большинства участников Федерации от 31 марта 1992 г., но и двусторонними актами "центра" и республик (в частности, России и Татарстана)19.
По словам депутата Госдумы О.В. Морозова, в процессе подготовки новой Конституции РФ приходилось постоянно заключать компромиссы, в которых федеральный центр уступал больше, правда ради обеспечения поддержки. В то же время все то, о чем не договорились субъекты Федерации и федеративный центр, было отнесено к системе совместного ведения, что отражено в ст. 72 Конституции. Де-факто появилась единственная возможность разделить полномочия между федеральным центром и субъектами Федерации: подписать двусторонние договоры20.
Таким образом, процесс формирования современной трехуровневой (федеральный, региональный и муниципальный уровни21) российской системы правового регулирования берет свое начало последовательно с федеративного договора 1992 г. и принятия Конституции 1993 г. Именно эти юридические документы предопределяют основные формально-правовые и организационные параметры современной правовой системы России.
В связи с этим возникает естественный вопрос: есть ли необходимость исследования понятия "совместное ведение" с других позиций? Возможно, понятие и содержание совместного ведения уже определено, круг общественных отношений, который охватывается им, очерчен и никаких проблем здесь не существует. Представляется, что это далеко не так. Приведенные выше точки зрения представляют собой юридическую оценку исследуемой категории с наиболее общих позиций конституционно-правового регулирования данной сферы федеративных отношений. В определенной мере приведенные выше оценки характеризуют лишь одну из юридических сторон этого многостороннего правового явления, в некоторой степени нормативную константу - закрепление положений о совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов и фиксацию основных направлений развития этого важного в условиях современного российского федерализма института управления делами общества и государства.
Современная практика государственного строительства в федеративных государственных образованиях по вопросу организации взаимоотношений между федерацией и ее субъектами достаточно разнообразна. В США компетенция штатов закреплена как исключительная. США запрещается в нее вмешиваться. Штаты имеют собственную систему управления, организацию здравоохранения, образования, охрану общественного порядка, уголовное законодательство и др22.
Германский федерализм разделяет компетенцию Федерации и земель. В соответствии с Основным Законом 1949 г. различается компетенция Федерации, включающая вопросы обороны, внешние отношения, железные дороги, почту, телесвязь и др., конкурирующая (совместная) компетенция и компетенция земель.
Обращает на себя внимание тот факт, что федеративные государства в своем подавляющем большинстве уделяют значительное внимание как компетенции, так и исключительной компетенции субъектов федерации. Перечни полномочий по этим вопросам субъектов федераций, как правило, подлежат детальному конституционному закреплению.
Таким образом, особенностью совместного ведения РФ и субъектов РФ является то, что норма ст. 72 Конституции выполняет двоякую роль. С одной стороны, она очерчивает границы совместного ведения РФ и ее субъектов. А также является источником формирования по остаточному принципу исключительных полномочий субъектов Федерации.

Заключение
Современная практика государственного строительства в федеративных государственных образованиях по вопросу организации взаимоотношений между федерацией и ее субъектами достаточно разнообразна. В США компетенция штатов закреплена как исключительная. США запрещается в нее вмешиваться. Штаты имеют собственную систему управления, организацию здравоохранения, образования, охрану общественного порядка, уголовное законодательство и др.
Германский федерализм разделяет компетенцию Федерации и земель. В соответствии с Основным Законом 1949 г. различается компетенция Федерации, включающая вопросы обороны, внешние отношения, железные дороги, почту, телесвязь и др., конкурирующая (совместная) компетенция и компетенция земель.
Обращает на себя внимание тот факт, что федеративные государства в своем подавляющем большинстве уделяют значительное внимание как компетенции, так и исключительной компетенции субъектов федерации. Перечни полномочий по этим вопросам субъектов федераций, как правило, подлежат детальному конституционному закреплению.
Таким образом, особенностью совместного ведения РФ и субъектов РФ является то, что норма ст. 72 Конституции выполняет двоякую роль. С одной стороны, она очерчивает границы совместного ведения РФ и ее субъектов. А также является источником формирования по остаточному принципу исключительных полномочий субъектов Федерации.
Резюмируя изложенное, необходимо отметить следующее:
1. Многоуровневый характер явлений глобализации не только усиливает взаимозависимость государств и необходимость расширения сфер сотрудничества, но и порождает проблемы сохранения их идентичности, учета национальных интересов, культурной, конфессиональной и языковой специфики. Глобализация не должна стирать национально-государственные различия и в ущерб исторически сложившимся в каждом сообществе ценностям принудительно унифицировать правовое, политическое, национальное и культурное пространство проживающих в государствах народов.
2. Часть принципов российского федерализма (единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправие субъектов Российской Федерации) носят инструментальный, внутригосударственный характер и касаются аспектов организации и функционирования власти в Российской Федерации.
3. Внутренняя иерархичность конституционных начал структурирования Российской Федерации обусловливает доминирование принципов государственной целостности и единства системы государственной власти, которые обеспечивают институционализацию Российского государства как геополитической реальности, самостоятельного субъекта международного права.
4. Эффективность реализации всех принципов российского федерализма находится в прямой зависимости от обеспечения общемировых ценностей демократии, равноправия, верховенства права, уважения прав человека. Федерализм должен не только основываться на началах централизации в целях мобилизации внутренних ресурсов для решения задач, стоящих перед государственной властью, но и создавать условия развития территориальных, национальных, религиозных, культурных и иных сообществ в рамках единого правового пространства.
5. Принципы российского федерализма призваны оказывать унифицирующее влияние на содержание федеративных отношений. Современный федерализм предполагает системное действие его конституционных принципов, обеспечивающих рациональное управление внутри страны и ее интеграцию в мировое сообщество.
Список использованных источников и литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Парламентская газета, N 4, 23-29.01.2009.
2. Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий (постатейный) / М.П. Авдеенкова, Н.И. Беседкина, А.Н. Головистикова и др.; под ред. Ю.А. Дмитриева. М.: Юстицинформ, 2007.
3. Федерация в Канаде и России: теория и практика / Под ред. С.А. Бастанджиевой, С.В. Кабышева, И.В. Лексина. М., 2006.

Список литературы

-
Очень похожие работы
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
bmt: 0.0307
© Рефератбанк, 2002 - 2024