Вход

проблемы ума в пьесе Грибоедова "Горе от ума"

Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:
Реферат*
Код 356410
Дата создания 06 июля 2013
Страниц 25
Мы сможем обработать ваш заказ (!) 24 апреля в 12:00 [мск]
Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.
910руб.
КУПИТЬ

Содержание

Введение
Часть I. История создания комедии
Часть II. Герои в комедии
Заключение
Список использованной литературы

Введение

проблемы ума в пьесе Грибоедова "Горе от ума"

Фрагмент работы для ознакомления

В одной из ранних редакций разговора с Репетиловым Скалозуб прямо заявляет:
Я школы Фридриха: в команде гренадеры
Фельдфебели – мои Вольтеры.
Свою карьеру Скалозуб начал делать с того момента, когда герои 1812 года стали заменяться тупыми и рабски преданными самодержавию солдафонами во главе с Аракчеевым.
Тогда «на каждом шагу встречались Скалозубы не только в армии, но и в гвардии», – отмечает декабрист Якушкин». (Петров С. М. А. С. Грибоедов. – М.: Худож. лит., 1970. – С. 41–42.)
Именно люди типа Скалозуба менее чем через год после окончания «Горя от ума» расстреляли из пушек декабристов на Сенатской площади в Петербурге.
Софья – девица, воспитанная в сентиментальных книгах, – влюблена в тихого бедного чиновника и по ночам тайно встречается с ним. Впрочем, их свидания весьма целомудренны:
«Возьмет он руку, к сердцу жмет,
Из глубины души вздохнет,
Ни слова вольного, и так вся ночь проходит…
В соответствии с законами комедийного жанра тут бы и начаться интриге: влюбленные с помощью горничной Лизы должны как-нибудь обмануть отца и устроить свое счастье. Но интрига не начинается. О планах Софьи читатель ничего не знает». [Там же. С. 42.]
Молчалин же, как выясняется в конце пьесы, вовсе и не хотел жениться. А тут вдруг из трехлетнего путешествия возвращается Чацкий – друг детства Софьи.
Появление Чацкого все сразу меняет. Но дело не в том, что поворачивается вход интриги, а в том, что в обрисованную автором жизнь врывается совершенно несовместимый с нею человек. Это – типичный прием не комедии, а повести или романа.
««Между фамусовским лагерем и Чацким стоит одна из основных фигур комедии – Софья, также пережившая свое «горе от ума».
«Софья начертана неясно…» – заметил Пушкин.
«Действительно, в ее поведении и настроениях ощущается противоречие между трезвым реалистическим умом и сентиментальными переживаниями»». (Петров С. М. А. С. Грибоедов. – М.: Худож. лит., 1970. – С. 43.)
Ясное понимание характеров отца и Скалозуба сочетается у нее с полной слепотой в отношении Молчалина.
Софья гораздо выше своих сверстниц, столь ядовито изобличенных Грибоедовым в лице шестерых княжен Тугоуховских. Для последних важна не любовь, а богатый «муж-мальчик», «муж-слуга». Софья живет только любовью.
«Невысокое и зависимое положение Молчалина как будто даже усиливает ее смелость не бояться мнения «света». «Что мне молва, кто хочет, так и судит», – говорит она. Софья не чужда духовных интересов, не увлекается светской суетой. Чтение ею книг Фамусов называет «прихотью». Действительно, тогда это было новостью в быту дворянской девушки.
Софья в ужасе от того, что отец прочит ей в женихи Скалозуба, который «слова умного не выговорит сроду». Не любит она и то пустое умничанье, острословие и злоязычие, которыми отличались светские люди XVIII века. Однако ей чужда и неприятна беспощадно-логичная острая мысль Чацкого. Софья не доросла до нее, она слишком полна «чувствительности»». [Там же. С. 44.]
Софья воспиталась в век Карамзина и Жуковского. Ее идеал – робкий мечтательный юноша, образ которого рисовала сентиментально-романтическая литература конца XVIII – начала XIX веков. Именно таким представляется Софье Молчалин. Не поняв Молчалина, она не сумела оценить Чацкого, который, по словам Лизы, был не только «весел и остер», но и «чувствителен».
«Софья, – справедливо указывает Гончаров, – «это смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убежденья, – путаница понятий, умственная и нравственная слепота – все это не имеет в ней характера личных пороков, а является как общие черты ее круга.
В собственной, личной ее физиономии прячется в тени что-то свое, горячее, нежное, даже мечтательное. Остальное принадлежит воспитанию». [Там же. С. 44.]
Софья испытывает горе от ложного «ума», то есть от чисто книжных идеалов и представлений, навеянных чтением сентиментальных романов, весьма далеких от реальной действительности, от жизни.
Образом Софьи Грибоедов в какой-то мере продолжал свою полемику с сентиментально-романтическим направлением в русской литературе.
В то же время Грибоедов показал и реальную правду отношений: незаурядная девушка, обманутая фамусовщиной, глушившей все живое, терпит сердечную драму. В этом смысле Софья прямая педшественница пушкинской Татьяны.
«Создавая характер Молчалина, Грибоедов изобразил растлевающее влияние крепостническо-чиновничьей морали на развитие и поведение человека, зависимого от фамусовского общества.
С детства Молчалина учили рабскому угодничеству перед сильными мира сего.
Выполнение отцовского завета – всем угождать – помогло Молчалину и «награжденья брать и весело пожить». Что еще нужно было безродному чиновнику, коптевшему в захолустной Твери, откуда вытащил его сам Фамусов?
Д. Писарев справедливо писал:
«Молчалин сказал себе: «Я хочу составить карьеру» – и пошел по той дороге, которая ведет к «степеням изветным», пошел и уже не своротит ни вправо, ни влево: умирай его мать в стороне от дороги, зови его любимая женщина в соседнюю рощу, плюй ему весь свет в глаза, чтобы остановить его движение, он все будет идти и дойдет…»» [Там же. С. 50.]
Молчалин стал нарицательным обозначением пошлости и лакейства. Совершая подлый поступок, Молчалин даже не понимает, что это подлость. Он искренно недоумевает, как в маленьких чинах «можно сметь свое суждение иметь».
«Тем страшнее было значение этого образа.
Молчалин вырос в колоссальный символ того рабского молчания, к которому стремились приучить Россию сначала Аракчеев («Ведь нынче любят бессловесных», – говорит Чацкий), а затем Николай I, неукоснительно проводивший в своей политике принцип: «повиноваться, а не рассуждать и мнения свои держать при себе»». [Там же. С. 51.]
Образ Чацкого – это что-то новое, свежее, противостоящее обществу. Это реалистический образ, выразитель передовых идей своего времени. Чацкого можно было бы назвать героем своего времени.
Антикрепостническая идеология Чацкого проявляется в высокой оценке характера, нравственных качеств закрепощенного народа.
В противовес клеветническим утверждениям помещиков-крепостников о якобы злобном характере и тупости крепостного крестьянина, Чацкий говорит о бодром, умном, то есть о свободном народе.
«Рабской морали Фамусовых и Молчалиных Чацкий противопоставляет высокое, декабристское понимание чести и долга, общественной роли и обязанностей человека.
Свободный и самостоятельный образ мыслей вместо безмолвного преклонения перед «мнениями чужими»; независимость и гордое достоинство вместо низкопоклонничества и лести перед высшими; служение делу, а не лицам, служение во имя чести и блага родины, сознание своей гражданской обязанности – таковы моральные принципы Чацкого.
Подобно самому Грибоедову, он видит «не в наслажденьи жизни цель», а в служении обществу, родине.
Источником прогрессивных понятий о чести и смысле существования был подлинный и искренний патриотизм, пробужденный борьбой за независимость и славу родины». [Там же. С. 50.]
Понятие подлинной чести патриотизма, истинного сна отечества неразрывно связывалось у героя с желанием вольности, с ненавистью к самовластью, к крепостникам-вельможам, которые, «грабительством богаты», выдавали себя за отцов отечества.
В монологах Чацкого прослеживается целая политическая программа. Он разоблачает крепостничество и его порождения: бесчеловечность, лицемерие, тупую военщину, невежество, лжепатриотизм. Он дает беспощадную характеристику фамусовскому обществу.
«Чацкий – просветитель. Он страстно отстаивает права разума и глубоко верит в его силу. Одну из причин вредного влияния на русскуюжизнь фамусовщины он видит в общественных «предрассудках». Понятно его страстное обличение тех, кто «сужденья черпают из забытых газет времен Очаковских и покоренья Крыма», его возмущение против «старух зловещих, стариков дряхлеющих над выдумками, вздором».
В разуме, в воспитании, в общественном мнении, в силе идейного и морального воздействия Чацкий видит главное и могучее средство переделки общества, изменения жизни.
Проблеме воспитания Чацкий, как и все декабристы, придает огромное значение. В его резкой критике «века минувшего» вопросы эти играют большую роль.
Особенно острый протест Чацкого вызывает дворянское низкопоклонство». [Там же. С. 52.]
Обличая дворянский космополитизм, Чацкий говорит в своем знаменитом монологе о «французике из Бордо» о горячей привязанности простого народа к своей родине, к своим национальным обычаям и языку.
В комедии свормулирована идея национальной самостоятельности русского народа и решительно отвергнута мысль о подчинении культурного развития России иноземному влиянию.
В монологе указывается на пропасть между дворнско-крепостническим обществом и народом и проводится мысль об огромном значении развития национальной культуры.
Идеи Чацкого и в этом отношении выражали декабристскую идеологию, революционный патриотизм декабристов, их борьбу за национальную самобытность русской культуры.
Так, резкий протест Чацкого против «нечистого духа», «слепого, рабского, пустого подражанья» прямо перекликается с рылеевским призывом к литераторам «стараться уничтожить дух рабского подражанья», царивший в дворянской среде.
Таковы основные идеи Чацкого.
То, что Чацкий в Софью влюблен, добавляет конечно, хлопот и ей (как бы отвязаться от ненужного поклонника), и Фамусову (не перейдет ли дорогу Скалозубу?).
Чацкий оживлен свиданием с Софьей. Его остроты веселы, но не желчны. Чацкий очень удивлен, когда Софья, раздраженная стрелой, пущенной в Молчалина, спрашивает, случалось ли ему, хоть ошибкою, добро о ком-нибудь сказать? Сначала он ответил было нежной шуткой.
«Но потом, почувствовав раздражение Софьи, после минутного молчания он говорит уже серьезно:
Послушайте, ужли слова мои все колки?
И клонятся к чьему-нибудь вреду?
Но если так: ум с сердцем не в ладу.
Я в чудаках иному чуду
Раз посмеюсь, потом забуду:
Велите ж мне в огонь – пойду как на обед.
Пушкин отметил пылкость и доброту Чацкого. Действительно, пылкость, страстность, доброе и доверчивое отношение Чацкого к людям составляли основу его характера. Он пылко любит Софью и также пылко, «жизнь кляня», хочет дать «громовой ответ» тем, кто попытался над ним смеяться». [Там же. С. 53.]
Мнение, что Чацкий якобы до конца комедии не разрешил загадку – разлюбила ли его Софья или нет, – неверно. Софья сказала совершенно ясно, и он понял, что ее любовь к нему угасла.
Но кого любит Софья? Молчалина, Скалозуба? Именно эта загадка мучает Чацкого. Он слишком любил Софью, чтобы думать только о себе.
И Чацкий раз в жизни притворяется. Здесь начинается еще одно горе Чацкого – горе от высокого понимания им человеческого достоинства.
Чацкого страшит, что любимая может стать жертвой корыстолюбивых расчетов отца или сама полюбить пошлое и жалкое ничтожество вроде Молчалина или Скалозуба.
Герой «пытается предостеречь ее, ссылаясь на свои права друга и брата («Но вас он стоит ли?» и пр.).
Не для себя притворяется Чацкий, как думает Гончаров, а для Софьи.
Любовь Чацкого – это не только страсть. Любовь Чацкого неотделима от его морального идеала. Он может любить только человека, соответствующего его высоким понятиям о чести, благородстве, нравственности.
Но никогда не поступился бы Чацкий ради любви и любимой женщины принципами морали и долга.
Вполне сознавая всю опасность сердечной утраты, Чацкий тем не менее, повинуясь «высоким думам», надолго покидает Софью. Он, не задумываясь, идет на резкое столкновение с Фамусовым, хотя это грозило потерей Софьи.
В этом забвении личных интересов – одна из светлых и сильных сторон личности Чацкого. И в этом он также был подлинным представителем лучшей части своего поколения». [Там же. С. 57.]
Но это не главное в комедии. Дело прежде всего в том, что Чацкий приносит с собой взгляд на привычную московскую жизнь со стороны.
Все остальные полностью довольны своим положением, Чацкий же способен московскую жизнь критиковать. Оказывается, есть ценности, которые в привычный уклад вписать нельзя.
Тем самым герой подрывает основу существования этого общества – всего в целом и каждого персонажа в отдельности.
Смысл жизни Софьи – в любви к Молчалину, а Чацкий смеется над его бессловесностью и угодливостью. Потому-то у нее и срывается с языка: «Он не в своем уме».
Сама Софья, конечно, не понимает свои слова буквально, но рада, что собеседник понял их в прямом, а не в переносном смысле.
«готов он верить!
А, Чацкий! Любите вы всех в шуты
рядить,
Угодно ль на себе примерить?
Другие персонажи доказывают безумие Чацкого всерьез:
Хлестакова
Туда же из смешливых;
Сказала что-то я, он начал хохотать.
Молчалин
Мне отсоветовал в Москве служить

Список литературы

1. Гершензон М. О. Грибоедовская Москва. – М.: Иск-во, 1986. – 356 с.
2. Грибоедов А. С. Горе от ума / Ст. и коммент. Я. С. Билинкиса. – СПб.: Лениздат, 1995. – 176 с. – (Школьная библиотека).
3. Орлов В. Грибоедов. Очерк жизни и творчества. – М.: Худож. лит., 1958. – 376 с.
4. Петров С. М. А. С. Грибоедов. – М.: Худож. лит., 1970. – 90 с.
5. Пиксанов Н. К. Грибоедов. Исследования и характеристики. – Л.: Наука, 1941. – 236 с.
6. Попова О. И. Грибоедов-дипломат. – М.: Иск-во, 1962. – 148 с.
7. Тагер Е. Избранные работы о литературе. – М.: Сов. писатель, 1988. – 506 с.
8. Фомичев С. А. Грибоедов в Петербурге. – Л.: Лениздат, 1982. – 206 с.: ил. – (Выдающиеся деятели науки и культуры в Петербурге – Петрограде. – Ленинграде).
9. Шостакович С. В. Дипломатическая деятельность А. С. Грибоедова. – М.: Худож. лит., 1962. – 240 с.
10. Яковкина Н. И. История русской культуры: XIX век. – 2-е изд., стер. – СПб.: Изд-во Лань, 2002. – 576 с. – (Мир культуры, истории и философии).
Очень похожие работы
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
bmt: 0.00411
© Рефератбанк, 2002 - 2024