Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:
Реферат*
Код |
356364 |
Дата создания |
06 июля 2013 |
Страниц |
18
|
Мы сможем обработать ваш заказ (!) 25 ноября в 12:00 [мск] Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.
|
Содержание
Введение.
Философия как мета-наука
Мета-философия.
Заключение.
Список литературы.
Введение
Философия как наука и исскуство
Фрагмент работы для ознакомления
Однако как обосновывает себя разум, на чем держится доверие к нему? Декарт так решает эту проблему. В нашем мышлении есть идея о совершеннейшем существе — Боге. Но сами мы существа ограниченные и несовершенные. Значит, помыслить Бога мы можем только если он существует и сам "вложил" в наш ум идею о себе самом. Как совершеннейшее существо, Бог не может нас обманывать. Таким образом, гарантом постижимости мира и объективности человеческого познания являются врожденные идеи и существование Бога.
Философию как мета-науку рассматривают и представители эмпирического направления в философии. Так, английский философ (именно в Англии были сильны традиции эмпиризма) XVII века Томас Гоббс, прежде всего, исключает из философии все, что относится к области духовных сущностей и бессодержательных "начал", все бестелесное, и провозглашает философию "наукой о телах". При этом истина — свойство наших суждений о вещах, а не то, что принадлежит самим вещам.
В философском учении другого известного английского мыслителя этого же периода Джона Локка наблюдается смещение всей проблематики прежде всего в сторону гносеологии. Нарастание интереса к гносеологической проблематике — одна из закономерностей историко-философского процесса. В эпоху интенсивного развития научного знания резко возросла роль методологических идей, оттеснявших традиционные логические приемы (дедукцию прежде всего) и ориентированных на различные методики. Локк детально обосновывает происхождение знаний и идей из мира чувств.2
Признавая, как и многие философы-новаторы, прежде всего практическую полезность философии, Локк выступает против схоластического "всезнания" и считает важнейшей предпосылкой эффективности знания его сужение и специализацию (работа "О пользовании разумением"). Именно разумение делает он своим главным объектом исследования: "Исследование происхождения, достоверности и объема человеческого познания вместе с основаниями и степенями веры, мнений и убежденности".
Локк выступает против теории врожденных идей: наша душа должна быть уподоблена чистому листу бумаги (tabula rasa), письмена на котором может оставить только опыт ("Опыт о человеческом разумении"), а это значит, что в разуме нет ничего, чего бы ранее не было в чувствах. Такую позицию стали называть сенсуализмом (от лат. sensus —чувство).
Эпоха Просвещения с ее культом Разума выступила с развернутой защитой научного и технического познания как орудия преобразования мира и постепенного улучшения условий материальной и духовной жизни человечества. Тем не менее, разум в понимании просветителей близок понятию, сформулированному Локком, то есть он связан с опытом, руководствуется и контролируется им. Человека нельзя свести только к разуму, но все, что имеет к нему отношение, можно исследовать с помощью разума. Философия поэтому связана со всем знанием. Но как связаны опытное и рациональное познание? Ответить на этот вопрос попытался И. Кант. Он хочет определить, при каких условиях возможно действительное познание. Вопрос, как возможна наука, по Канту, разрешим лишь в связи с вопросом, как возможен опыт. Познание, по его мнению, имеет два источника — эмпирический и априорный (доопытный, предшествующий опыту). Априорные аналитические суждения должны не расширять наши знания за пределы опыта, а прояснять содержание имеющихся у нас понятий, выясняя условия и границы их применимости.
Попытку определить философию как мета-науку дал позитивист О. Конт, а за ним — Д. Милль. Чтобы исключить разобщенность ученых, возрастающий хаос в понятийном аппарате науки, достаточно, по Конту, "сделать изучение общих научных положений отдельной самостоятельной наукой. Пусть новый класс ученых... посвятит себя исключительно точному определению духа каждой из наук, исследованию их взаимных отношений и связи друг с другом, приведению, если это возможно, всех присущих им принципов к наименьшему числу общих основоположений" (О. Конт. "Курс положительной философии").
Милль же считает средством построения методологии логику. Таким образом, позитивная философия есть логика науки. Основная задача философии по отношению к естествознанию заключается в логическом анализе научных процедур исследования.
Единственно возможным и правильным отношением между философией и другими областями научного знания может быть их союз. Философия больше не навязывает никакой мировой схематики, не диктует естественным или общественным наукам, как надо решать какую-либо конкретную проблему, а разрабатывает метод и теорию знания, способы движения к новым результатам. Возникает специальный раздел философского знания — наукоучение, науковедение.
Как отмечает известный отечественный исследователь логики и методологии научного познания П.В. Копнин в своей работе "Гносеологические и логические основы науки", философия непосредственно имеет дело не с вещами и процессами, а со знанием о них, с понятиями и теориями наук. Прежде всего, эта особенность служит основой для неверных концепций, согласно которым современная философия является знанием о знании, а не знанием об объективной реальности и ее законах. Да, философия начинает с анализа знания, но не для того, чтобы замкнуться в нем, а для того, чтобы с помощью анализа понятий и теорий наук вскрыть формы и законы объективного мира. Анализ результатов других наук—это не конечная цель, а средство постижения своего истинного объекта — всеобщих законов движения (развития в том числе). Так обосновывается единство диалектики (как учения о движении, развитии), логики и теории познания.
Философия выносит суждения о научной рациональности, а также представляет собой не учение о всеобщем, как это было принято в традиционной метафизике, а всеобщий метод исследования окружающей действительности, включая саморефлексию философского знания.
Познавательный компонент именно в науке проявляет свои особенности во всей полноте, и потому исследование его помогает представить наиболее полную картину познавательной деятельности человека в целом.
Так, исследование источников познания в области специально-научной позволило преодолеть старую философскую дилемму рационализма и эмпиризма, то есть познания посредством только разума или же чувственного опыта. Современный английский философ науки К. Поппер пишет: "Я использую слово "рационализм" для того, чтобы обозначить, грубо говоря, позицию, которая стремится решать как можно больше проблем посредством апелляции к разуму, т.е. ясному мышлению и опыту, а не посредством апелляции к эмоциям и страстям" (работа "Открытое общество и его враги").
Различные подходы к пониманию философии как мета-науки связаны и с тем, что философское знание и расширяет свои границы, и в то же время выстраивает различные свои разделы как специальные философские дисциплины. Более того, объектом философского познания становится и сама философия, хотя так или иначе этот процесс не прекращался никогда и был связан с формированием и уточнением предмета философии в зависимости от потребностей времени и логики тех или иных философских построений.3
Мета-философия.
"После физики" возможна философия природы и метафизика; "после" науки, т. е. при попытках осмыслить формы теоретического, объектного, вне- и межсубъектного познания, возникает с необходимостью и некоторая метатеория — философия как наукоучение. Что же возникает "после философии"? С позиций общего развития философии этот вопрос неправомерен. С одной стороны, конечно, наблюдается переход от метафизики вещей (поиска последних оснований бытия) к метафизике знания (изучение мышления и познавательных способностей человека). Но, с другой стороны, такое теоретизирование затрагивает существо философии как науки, и вопрос этот остается по сей день темой философских рассуждений, да иначе и быть не может, так как без решения онтолого-гносеологических проблем невозможно формирование целостной картины мира, а она изменяется в связи с развитием прежде всего естествознания, а также социальных, гуманитарных наук и т.п.
В XVIII веке религия как мировоззренческая основа духовной культуры подверглась критике и была отвергнута как гипотеза, в которой более не нуждался философствующий разум (Вольтер). Тем не менее идея Бога в том или ином виде продолжала присутствовать в различных философских концепциях, хотя при этом все большее значение придавалось уже второй стороне философской рефлексии — мировоззренческой. Мир предстает не развертыванием сущности Бога, а полем действий, страданий и радостей человека. Взгляд на мир — это все же взгляд кого-то, и смотрит он с определенных позиций, преследуя какие-то цели. Вспомним четыре вопроса И. Канта, определяющие проблемное поле философии: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я смею надеяться? Что такое человек? Далее, сам философ замечает, что первые три вопроса в сущности можно было бы свести к четвертому. Но смысл этого замечания в том, что он предполагает не просто исследование человека как объекта, а исследование окружающего мира с позиций субъекта, живущего и творящего в этом мире. Потому и правомерна приставка "мета", ибо первостепенное значение приобретает понимание того, что после себя оставляет философия человеку. Кроме того, это и подведение итогов философского развития, с неизбежностью включающее в себя саморефлексию философского знания.4
Итак, как определенный итог развития философия к XIX веку выступила как учение о всеобщем в мироздании (объектное отношение к миру), завершившись формированием классических философских систем в Германии (Кант, Гегель, Фихте, Шеллинг, Фейербах). И, как всегда, получив значительные результаты именно в духовной сфере, ненасытные ум и душа человека тут же задаются вопросом: что же дальше? Та самая особенность философии — ее критичность — восстает против самоуспокоенности и абсолютизации полученного знания. Да и поистине великие философские системы внутри себя содержат не только ответы, а прежде всего способы постановки вопросов. И. Кант писал: "Всякий философский мыслитель строит свое собственное здание, так сказать, на развалинах предыдущего, но оно никогда не достигает такого состояния, чтобы стать прочным во всех своих частях. ...Кто хочет научиться философствовать, тот все системы философии должен рассматривать лишь как историю применения разума" ("Логика").
Как исследование всеобщего и в плане онтологии, и в плане гносеологии, философия в классических системах сформулировала принцип тождества объекта и субъекта. Мир предстал как развертывание содержания и самопознание абсолютной идеи (панлогизм, особенно свойственный гегелевской философской системе).
Что касается "единичного", то их изучение было предоставлено частным наукам.
Однако все это не устранило реальных противоречий между всеобщим и единичным, хотя гегелевское учение о противоречиях дало мыслительный инструмент для их исследования. Гегель не ограничивается противопоставлением двух крайностей, он находит опосредствующее звено, в котором эти противоположности и становятся внутренним содержательным противоречием, обеспечивающим самоопределение конкретной вещи, служащим источником ее развития, устанавливающим связи с другими вещами и явлениями. Одна из триад гегелевской системы — "общее — единичное — особенное (отдельное)". Так вот, мета-философия и делает своим объектом исследования особенное. Если научная объективность, чтобы добиться своих целей — получения истинного знания, должна избегать субъективности и рассматривать бытие вне человека, то философская рациональность постигает это же бытие через человека.
Таким образом, мета-философия не может сводиться только к антропологии (учению о человеке), но антропологический принцип в философии как раз и означает прежде всего служение философии конечным целям человеческой жизни. В таком аспекте философия рассматривает все достижения человеческой деятельности с ценностных позиций, то есть реализует свою аксиологическую функцию.5
Предметом философии в этом случае становятся жизнь человека, история и культура, как поле жизни человека, отдельных народов и цивилизаций. Именно на этом направлении философской рефлексии определяются особенности социального познания и возникают социальные науки: социология, антропология, психология, философия истории, культурология (правда, это наименование она получила позднее, во второй половине XX века) и т.д. Да и сама философия рассматривается как феномен духовной жизни общества, что ведет к возникновению аналитического направления в ее исследовании, в том числе продолжающего линию восприятия философии как науки.
Итак, формирование мета-философии — это процесс уточнения предмета философии и превращение самой философии в предмет анализа.
Если гуманизм предлагает философии смотреть на мир через призму понимаемой в обобщенном виде (как набор характеристик) человеческой натуры, то антропологический принцип в философии делает такой призмой уже отношение человека к человеку, тем самым включая в предмет рассмотрения действия человека и вырабатывая их правила (по выражению Канта, "давая законодательство" человеческому поведению). Именно появление в философии человека деятельного, причем не только как субъекта теоретической деятельности, но и как субъекта деятельности практической ознаменовало развитие неклассической философии (то есть философского знания после создания систем классической немецкой философии).
Меняется и характер философского знания: оно становится все более практическим, то есть наряду с "любовью к мудрости" ставится задача овладения этой мудростью. Еще в XVIII веке философия французского Просвещения утвердила культ разума, веру в возможность переустройства жизни на разумных началах. В XIX веке это отразилось в гегелевской формуле "все действительное —разумно, все разумное — действительно". Здесь разум толкуется как синоним закономерности, целесообразности природы и восходящего движения истории к некоей "разумной цели, как высший судья над существующим, как носитель "подлинной" истины и гарант "высшей" нравственности, "Хитрость разума" (выражение Гегеля) должна победить, в конечном счете, "косность" природы и случайности истории. Наиболее яркой формой такого разума считалось научное познание, но немалые надежды возлагались и на воспитание, просвещение каждого отдельного индивида. Начиная с XVII века (педагогические сочинения Локка) воспитательная функция философии приобретает все большее значение.
Интересно отметить некоторую цикличность (связанную только со сменой, так сказать, родов философского знания) в процессе формообразования философского знания: систематизированное знание о "всеобщем" и практическое руководство поведением людей. Так возникает философия Сократа после натурфилософских учений "досок-ратиков"; затем этические системы эпикуреизма и стоицизма после систем Платона и Аристотеля; гуманистические концепции эпохи Возрождения; воспитательные системы Буасселя, Роберта Оуэна, Руссо и т.п.
Список литературы
"1.Ильин В.В. Философия: учебник. Т. 1 : Метафилософия. Онтология. Гносеология. Эпистемология / В. В. Ильин. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 832 с.
2.Ермакова Е.Е. Философия: Учеб. для техн. вузов. – М.: Высш. шк.; 2000. – 272 с.
3.Путь в философию. Антология. – М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2001. – 445 с.
"
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
bmt: 0.00379