Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:
Реферат*
Код |
356016 |
Дата создания |
06 июля 2013 |
Страниц |
31
|
Покупка готовых работ временно недоступна.
|
Содержание
Оглавление
Введение
Слово «ветер» как символ
Образ ветров в ранней лирике Александра Блока
1.1Образные ряды, антонимические связи
1.2 Стихотворные ритм и размер
Образ ветров в поздней лирике Александра Блока
2.1 Образные ряды, антонимические связи
2.2 Стихотворные ритм и размер
Образ ветров в поэме Блока «Двенадцать»
Заключение
Список литературы:
Введение
Образ ветров, поэзия Блока
Фрагмент работы для ознакомления
В цикле «Стихи о прекрасной даме» Александр Блок раскрывает еще одну грань образа ветров. Тут происходит мифологическое сближение образа ветра и образа песни. Кроме того, образ ветра выступает здесь уже не в роли заоконной бури, а, наоборот, в роли некоей силы, несущей весеннее перерождение, начало жизни. Не случайно в стихотворениях этого цикла слово «ветер» стоит в одном ряду со словом «весна».
Минувших дней младые были //пели с ветром о весне...
(25 января 1901. С.-Петербург «Я вышел. Медленно сходили»)
и следующее же стихотворение начинается: «Ветер принес издалёка //
Песни весенней намек» и окончание этого стихотворения «Ветер принес издалёка //Звучные песни твои» (29 января 1901).
Как мы можем видеть, здесь устанавливается тесная связь между тремя понятиями «ветер», «весна»,«песня». И как основной, все связывающий образ выступает для всего цикла, а, значит и для этих стихотворений, образ Прекрасной дамы, который местами сближается с образом Девы Марии, местами отстоит от нее, приобретая вполне земные черты.
Мир без весны ассоциируется у Александра Блока со смертью, соответственно, продолжая параллели, можно сказать, что мир без песни и без идеального женского образа, включающего в себя и святость и земное, тоже семантически попадает в поле смерти. В более позднем творчестве образы мертвецов, как мы увидим, будут продиктованы именно этим миром – миром без песен, красоты и весны. А в данном случае, ветер в своей семантике оказывается крепко связанным с таким понятием как любовь: высшая или земная.
Но в блоковском мире смерть связана непосредственно с жизнью. Через отрицание смерти и праха, лирический герой понимает всю ценность земного существования. Это нашло свое отражение в стихотворении 1901 года «На смерть деда»:
Мы вместе ждали смерти или сна.
Томительные проходили миги.
Вдруг ветерком пахнуло от окна,
Зашевелился лист Священной Книги.
Смерть или сон, как тяжкое состояние, уходит при появлении ветерка. А сам образ ветра оказывается связан не только с очищением, но и с мудростью Священного писания – Книги жизни. Именно ветерок в тексте стихотворения шевелит листы данной книги. В итоге, лирический герой осмысливает в тексте свою жизнь, как время любить и петь. И вместо гнетущего настроения, задаваемого уже самим названием стихотворения, Блок создает мир надежды и веры, мир торжества жизни над смертью. Образ ветра оказывается наполнен дополнительным смыслом – ветер тут становиться проводником идей жизни.
1.2 Стихотворные ритм и размер
Интересно проследить, как водит Александр Блок образы ветра на уровне фонетическом и ритмическом.
Для ранней лирики Александра Блока характерны правильные ритмы и рифмы. Они, как правило, не ломаются, не изменяются на протяжении одного стихотворения. Метрическая организация стихотворений тоже, как правило, от норм не отступает, а если отступы и имеются, то они, опять таки, не ломают поэтический ряд и расположены вокруг смыслообразующих центром текста. Примером такого текста может служить уже приводимое выше стихотворение 1898 года:
Ты много жил, я больше пел...
Ты испытал и жизнь и горе,
Ко мне незримый дух слетел,
Открывший полных звуков море..
Твоя душа уже в цепях;
Ее коснулись вихрь и бури,
Моя - вольна: так тонкий прах
По ветру носится в лазури.
Мой друг, я чувствую давно,
Что скоро жизнь меня коснется...
Но сердце в землю снесено
И никогда не встрепенется!
Когда устанем на пути,
И нас покроет смрад туманный,
Ты отдохнуть ко мне приди,
А я - к тебе, мой друг желанный!
С точки зрения ритмической организации перед нами ямб. Смысловые ударения расположены следующим образом
__ / __ / __ / __ /
/ __ __ / __ / __ / __
__ / __ / __ / __ /
__ / __ / __ / __ /
Как видно из графической схемы, для первого абзаца имеется смещение ударений во второй строке. Что, вероятно, обусловлено авторским акцентированием позиций «ты» и «я».
Второй абзац стихотворения абсолютно правильный, без дополнительных ритмических акцентов.
__ / __ / __ / __ /
__ / __ / __ / __ /
__ / __ / __ / __ /
__ / __ / __ / __ /
Для третьего и четвертого абзаца стихотворения становятся характерными смысловые пропуски ударений, что автоматически выделяет некоторые слова на уровне ритма: «чувствую» и «встрепенется», «снесено», лексически связанные со словом «сердце», как смыслообразующим центром третьего абзаца стихотворения.
Интересующие нас слова «ветер», «буря» и «вихрь» никак не выделены ритмически в тексте. За ними закреплено исключительно лексическое противопоставление двух образов в стихотворении: «ты» и «я».
Образ ветров в поздней лирике Александра Блока
2.1 Образные ряды, антонимические связи
Хотелось бы начать свой обзор поздней лирики Александра Блока со сборника его стихов «Страшный мир» (1909 - 1916).
Образ ветра постепенно претерпевает весьма значительные изменения в лирике поэта. Это связано, конечно же, с переменами в мировоззрении самого поэта: постепенно романтические грезы и символизм, призванный раскрыть перед читателем «горние выси», уступают место проблемам жизненным. Блок, как человек, переживает историю начала 20-го века, как поэт, отзывается на все события ярко и образно.
В этот период творчества сильно заметно, как поменялся образный ряд его стихотворений. Образ Прекрасной дамы сменился своеобразной пародией на нее – в стихотворениях все чаще описываются проститутки, а не нимфы, не божественное начало в женщине, а ее падение, опустошение. Доминировать начинают образы кабака, вина. А вместо эоловой песни, символизирующей максимальную гармонию и творческое горение, на передний план выступает ресторанный оркестрик.
И главным образом в этот период творчества Александр Блок делает образ зеркала. Двоемирие, отраженное в ранних стихах миром за окном и миром в доме, переходит в план зыбких полупьяных отражений. И уже становится непонятно, где реальность, а где ее копия, что есть гармония, а что кошмар бытия.
На этом фоне продолжают развиваться образы ветров в поэзии Александра Блока. Так в 1909 году появляются строки:
Под шум и звон однообразный,
Под городскую суету
Я ухожу, душою праздный,
В метель, во мрак и в пустоту.
Образ ветра выступает здесь в образе метели, приобретая дополнительные значения сумятицы и холода. Дополнительно однородный ряд «мрак» и «пустота» усиливают значение слова «метель». Оно становиться всеобъемлющим для лирического героя, единственным выходом, дорогой к чему-то отличного от однообразности городской ресторанной суеты. Возможно, для героя это путь к себе, к своему «я»?
Но Александр Блок в этот период своего творчества как раз таки и не дает ответа на этот главный вопрос для любого поэта. Вместо «я» на читателя смотри все та же пустота. Знаки жизни и смерти в результате такого состояния лирического героя становятся актуальны буквально в каждом новом тексте.
Так в марте 1909 года рождаются строки:
Дохнула жизнь в лицо могилой -
Мне страстной бурей не вздохнуть.
Тут буря, как образ страсти, противопоставлена могиле, как образу смерти. И этот образ смерти, что самое ужасное, навеян лирическому герою самой жизнью. Эта тема старости и смерти раскрывается в сборнике 1913 года «О чем поет ветер».
Блок снова вводит связь ветра и песни уже даже в заглавии сборника. В самих стихотворения, включенных в сборник, эта связь еще сильнее раскрывается.
Это - я помню неясно,
Это - отрывок случайный,
Это - из жизни другой мне
Жалобный ветер напел...
И вместе с ветром петь;
Так легче жить,
Так легче жизнь терпеть…
Ветер уже не является образом жизни, он даже наоборот противопоставлен ей, как явление отдельное, несущее в себе больше чем жизнь. Это «больше» заключено для Блока в понятии «песня», как символе творчества. А творчество – это всегда над жизнью, всегда чуть выше банальности бытия. И осознание этого возможно, по мнению Александра Блока только перед ликом смерти, когда жизнь со всеми ее бурями и метелями уже позади.
Но стоит вернуться к сборнику «Страшный мир».
Александр Блок именно в этом сборнике расширяет антонимическое поле для образа ветров. Красота мира, его гармония, как не странно, для Блока связаны со статикой, с отсутствием ветра в любом его проявлении. Основной глагол для обозначения гармонии у Блока оказывается «стоять».
Ветер стих, и слава заревая
Облекла вон те пруды.
(стихотворение посвящено матери, 1914)
И не случайно, в одном из стихотворений сборника появляется своеобразное обращение к поэту: «Забудь, поэт! //Вернись в красивые уюты!».
Своеобразный отказ от жизни, сознательное ограничение себя уютами, ради красоты, ради гармонии, ради чего-то большего истинного, чем окружающая действительность – это характерная черта поэтов-символистов. Но Блок уже переосмысливает свое отношение к символической поэзии. И фактически это стихотворение является полемикой Блока с самим собой: собой прошлым, писавшим романтические и символические тексты и собой настоящим, ярко отзывающимся на окружающую реальность. И, безусловно, глубоко переживающего потерю гармонии и идеала в жизни и творчестве.
Мифологическое наполнение ветра, как образа музыки, как божественного посланца для искусства в этот период творчества Александра Блока практически уходит. Это связано, на наш взгляд, с изменением самого понятия музыка, которое оказалось подменено игрой ресторанного оркестра. Однако в 1910 году Блок пишет стихи «На смерть Коммисаржевской», где в образ ветра снова включается тема музыки:
Как будто ветер тронул струны
Там, в незнакомой вышине
И снова образ ветра и музыки оказывается спаян с образом весны:
Смотри сквозь тучи: там она -
Развернутое ветром знамя,
Обетова'нная весна.
Но если в цикле «Стихи о прекрасной даме» такая спайка трех понятий является правилом, то в поздней лирике Александра Блока это скорее исключение, возникшее благодаря наплыву воспоминаний, особых сентиментальных чувств, вызванных смертью близкого человека.
2.2 Стихотворные ритм и размер
В стихотворения Александра Блока, относящихся к позднему периоду ритм и рифма тоже выдерживаются очень строго. Этим, вероятно, Блок отличается от многих поэтов Серебряного века. Для того, чтоб посмотреть смысловые изменения в ритмике этого периода творчества было взято стихотворение 1909 года «Под шум и звон однообразный».
Под шум и звон однообразный,
Под городскую суету
Я ухожу, душою праздный,
В метель, во мрак и в пустоту.
Я обрываю нить сознанья
И забываю, что' и как...
Кругом - снега, трамваи, зданья,
А впереди - огни и мрак.
Что', если я, завороженный,
Сознанья оборвавший нить,
Вернусь домой уничиженный, -
Ты можешь ли меня простить?
Ты, знающая дальней цели
Путеводительный маяк,
Простишь ли мне мои метели,
Мой бред, поэзию и мрак?
Иль можешь лучше: не прощая,
Будить мои колокола,
Чтобы распутица ночная
От родины не увела?
На уровне рифмы отступлений нет, а вот ритмическая организация текста сильно зависит у позднего Блока от смысловых акцентов. Так для первой строфы стихотворения характерно тождество ритмической организации первой и четвертой строк:
__ / __ / __ __ __ / __
Таким образом, происходит акцентное ритмическое выделение слов «однообразный» и «пустота», характеризующих внутреннее состояние лирического героя стихотворения, и тем самым, задается вектор восприятия текста.
В четвертой строфе таким же ритмическим образом происходит сближение третьей и четвертой строк стихотворения:
__ / __ / __ __ __ / __
Тем самым усиливается значение слов «метели», как частного проявления образа ветров поэзии Блока, а также слов «поэзия», «мрак» и «бред».
Как мы видим, Александр Блок использует ритмическую организацию текста как одно из средств усилить восприятие читателем определенных слов, наиболее значимых в данном тексте. Выделяя ритмикой, он ведет читателя от слова к слову, расширяя значения каждого из них, дополняя и уточняя смысловые центры стихотворений.
Образ ветров в поэме Блока «Двенадцать»
В отдельный раздел работы мы выделили поэму Александра Блока «Двенадцать». Образ ветра в тексте данной поэмы занимает основное место. Александр Блок начинает свою поэму строчками:
Черный вечер.
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер -
На всем божьем свете!
Рисуется картина метели, когда ничего не ясно и непонятно, но холодно и неуютно. В данном тексте ветер и все смежные с ним понятия выступают не столько в роли природного явления, сколько синонимом исторических событий, символом, аллегорией происходящего в стране. Вероятно, мироощущение, основанное на том, что ничего не понятно в это мире, все меняется и от этого неуютно, было свойственно автору в после революционный период. И оно отразилось в выборе художественных образов и рифт для поэмы.
Список литературы
Список литературы:
1.Блок А.А. Двенадцать. Азбука-классика, 2006.
2.Блок А.А. Стихотворения. Советский писатель, Ленинград, 1955.
3.Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. Анализ поэтического текста. Статьи. Исследования. Заметки. Искусство-СПБ, 1996.
4.Жирмунский В. М. Поэзия Александра Блока. Пб., 1922.
5.Максимов Д. Е. Поэзия и проза Александра Блока. Л., 1981.
6.Минц З. Г. Лирика Александра Блока. Тарту, 1965-75.
7.Соловьев Б. Александр Блок. 1971.
8.Тресиддер Джек Словарь символов. ФАИР-ПРЕСС, 2001.
9.Чулков Г.И. Александр Блок. Мемуары. 1930
10. Введение в литературоведение. Хрестоматия. Высшая школа, 2006.
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
bmt: 0.00497