Вход

Виды и функции речи

Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:
Реферат*
Код 355991
Дата создания 06 июля 2013
Страниц 22
Мы сможем обработать ваш заказ (!) 27 апреля в 12:00 [мск]
Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.
910руб.
КУПИТЬ

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ




Введение
1. Понятие речи
2. Виды речи
3. Основные функции речи
4. Речь, мышление и общение
Заключение
Список литературы

Введение

Виды и функции речи

Фрагмент работы для ознакомления

В письменной речи, обращенной к отсутствующему или вообще безличному, неизвестному читателю, не приходится рассчитывать на то, что содержание речи будет дополнено почерпнутыми из непосредственного контакта общими пережи­ваниями, порожденными той ситуацией, в которой находился пишущий. Поэтому в письменной речи требуется иное, чем в устной, – более развернутое построе­ние речи, иное раскрытие содержания мысли. В письменной речи все существен­ные связи мысли должны быть раскрыты и отражены. Письменная речь требует более систематического, логически связного изложения. В письменной речи все должно быть понятно исключительно из ее собственного смыслового содержа­ния, из ее контекста; письменная речь – это контекстная речь.
Контекстное построение приобретает в письменной речи реальное значениееще и потому, что выразительные средства (модуляции голоса, интонация, голосовые подчеркивания и т. д.), которыми так богата устная речь, особенно некоторых людей, в письменной речи очень ограничены. Реакция слушателя непроизвольно для говорящего направляет его речь в нужное русло, заставляет подробнее остановиться на одном, пояснить другое и т. д. В письменной речи это непосредственное регулирование речи говорящего со стороны собеседника или слушателя отсутствует. Пишущий должен самостоятельно опреде­лить построение своей речи так, чтобы она была понятна для читателя.
Специфические формы связной речи, т. е. речи, передающей логически связанное содержание в форме, понятной из самого контекста, несомненно, выработа­лись в процессе исторического развития письменной речи; в древних памятниках письменности еще явно выступают формы устной ситуативной речи. Развитие мышления, являющегося продуктом исторического развития, связано с развитием письменной речи также и потому, что письменная речь обеспечила историческую преемственность, необходимую для развития теоретического мышления
Существуют различные виды как устной, так и письменной речи.
Устная речь может быть:
разговорной речью, речью-беседой,
речью – ораторским вы­ступлением, докладом, лекцией.
Существуют также различные разновидности письменной речи:
письмо будет по своему характеру, по стилю существенно от­личаться от
речи научного трактата.
Эпистолярный стиль – особый стиль, он значительно приближается к стилю и общему характеру устной речи. С другой стороны, речь, публичное выступление, лекция, доклад по своему характеру в некоторых отношениях значительно приближаются к письменной речи. Лекция, доклад и т. д. располагают всеми выразительными средствами устной речи. Искусство этой формы устной речи включает в себя использование и этих выразительных средств. Речь-лекция должна соединять в себе особенности как устной, так и письменной речи.
Устная разговорная речь служит для общения с собе­седником в условиях непосредственного контакта и по преимуществу для сооб­щения, касающегося непосредственно переживаемого. Письменная речь служит обычно для нужд более отвлеченной мысли.
в) внешняя и внутренняя речь
Различны между собой, и притом также по своему отношению к мышлению, внешняя, громкая устная речь и речь внутренняя, которой мы по преимуществу пользуемся, когда, мысля про себя, мы отливаем наши мысли в словесные формулировки.
Внутренняя речь отличается от внешней речи не только тем внешним признаком, что она не сопровождается громкими звуками, что она – «речь минус звук» [5, с. 393]. Внутренняя речь отлична от внешней и по своей функции. Выполняя иную функцию, чем внешняя речь, она в некоторых отношениях отличается от нее также по своей структуре. Протекая в иных условиях, она в целом подвергается некоторому преобразованию. Не предназначенная для другого, внутренняя речь часто эллиптична. В ней пропускается то, что для пользующегося ею представляется само собой разумеющимся. Иногда она предикативна: намечает, что утверждается, при этом опускается как само собой разумеющееся, как известное то, о чем идет речь. Часто она строится по типу конспекта или даже оглавления, когда намечается как бы тематика мысли, то, о чем идет речь, и опускается как известное то, что должно быть сказано [2, с. 254].
Не служа целям сообщения, внутренняя речь, как и всякая речь, социальна. Она социальна, генетически, по своему про­исхождению: «внутренняя» речь производная форма от «внеш­ней» речи. Протекая в иных условиях, она имеет видоизмененную структуру. Но и ее видоизмененная структура носит на себе явные следы социального происхож­дения. Внутренняя речь и протекающие в форме внутренней речи словесное, дискурсивное мышление отображают структуру речи, сложившуюся в процессе общения.
Внутренняя речь социальна и по своему содержанию. Иногда, особенно при напряженном чувстве, что человек ведет про себя внутреннюю беседу с другим человеком, высказывая в этой воображаемой беседе все то, что по тем или иным причинам он ему не мог сказать в реальной беседе. Но и в тех случаях, когда внутренняя речь не принимает характера воображаемой беседы с определен­ным собеседником, когда она посвящена размышлению, рассуждению, аргумен­тации, и тогда она обращена к какой-то аудитории. Внутренняя речь обычно внутренне направлена на других людей, если не на реального, то на возможного слушателя.
Неправильно было бы целиком интеллектуализировать внутреннюю речь. Внутренняя речь-беседа (с воображаемым собеседником) часто бывает эмоционально насыщена. Но не подлежит сомнению, что с внутренней речью мышление связано особенно тесно. Поэтому мышление и внутренняя речь неоднократно отожествлялись. Именно в связи с внутренней речью в силу этого с особой остротой встает вопрос о взаимоотношениях речи и мышления в его общей, принципиальной форме.
3. Основные функции речи
Экспрессивная функция
Функции всех видов речи весьма разнообразны и по своему характеру, и по времени появления и дли­тельности. Первая, самая стойкая функция речи – экспрессивная, отра­жающая отношение человека к событиям действительности, оценку этих событий, собственные эмоциональные состояния.
Эта функция появляется уже у новорожденного ребенка в его первом крике, в кото­ром с помощью аппаратурного анализа была зафиксирована интонация недовольства и протеста. Экспрессивная функция – и самая поздняя. Она только уходит вместе с клинической смертью человека, даже когда другие функции уже разрушены. Большую роль в регулирования экспрессивной функции играют самоконтроль, наблюдение за самим собой своим голосом, речью.
Эксперименты показали, что в случае тихого и медленного разговора на тему, неприятную для говорящего, вызываю­щую у него злость, кровяное давление падает, а сердечная реактивность уменьшается. Если на ту же тему говорить быстро и громко, то у испытуемых, особенно мужчин, отмечаются значительное повышение давления и усиление сердечной реактивности. Иначе говоря, происходит как бы самогенерирование эмоционального явления за счет его внешних пусковых механизмов.
Экспрессивная функция речи зависит от возраста, пола, националь­ных, этнических особенностей говорящего. Крайности в проявлении экспрессивной функции обычно не соответствуют социальным нормам, для людей некоторых профессий саморегулирование экспрессивной функции (умение управлять своими эмоциями) является профессио­нально важным качеством, например, для работников сферы обслужи­вания, дипломатов, руководителей.
Сигнификативная функция
Другой важной функцией речи является сигнификативная (от англ. significant – обозначаю). Общение между людьми становится возмож­ным, когда все общающиеся пользуются одними и теми же словесными знаками с одним и тем же значением. Общественная одинаковость зна­ков делает возможным адекватное общение с эффектом взаимного по­нимания. В плане психодиагностики при оценке степени владения язы­ком (своим или иностранным) проверяют именно эту сигнификативную функцию. Это разнообразные прямые и косвенные методы изучения значений слов, среди которых довольно большое место занимают и объективные психофизиологические методы, когда выводы о степени вла­дения словесными знаками делаются на основе психофизиологических показателей. Это давление крови, кожно-гальваническая реакция, плетизмографические и слюнные рефлексы и т.п. Прямые методы требуют от информанта сознательных усилий при выделении ведущих признаков тех или иных слов. Например, если экспериментатор просят вас объяс­нить слово «периметр», то правильным ответом будет считаться такой: «Сумма длин всех сторон геометрической фигуры». Косвенные методы, к которым, кстати, относятся и психофизиологические, не требуют от испытуемого сознательной работы над признаками. Экспериментатор судит о способности испытуемого выделять признаки значений по кос­венным его действиям. Например, в направленном ассоциативном экс­перименте испытуемых просят в ответ на предъявленное слово-стимул отвечать словами противоположного значения. Если испытуемый будет четко выполнять эту инструкцию, например, в ответ на стимул «холодный» он будет отвечать «горячий», «дружба» – «вражда» и т.д., то итоговые оценки его будут свидетельствовать о знания структуры зна­чений слов в данном языке. Если же он будет допускать разнообразные ошибки типа «холодный» – «снег» или «дружба» – «мир», то, очевидно, структура значений носит очень расплывчатый характер, и вряд ли дан­ный испытуемый будет успешно взаимодействовать с другими людьми.
Интеллектуальная функция
Интеллектуальная функция дает возможность осуществлять главнейшее назначение речи при взаимодействии с другими людьми – быть орудием мышления, подчинять и пронизывать собой все виды и формы мышления, переходить от подсознательных невербализованных процессов к осознанным. Именно в этом плане С.Л. Рубинштейн говорит о том, что речь коррелирует не только с мышлением, но и с сознанием в це­лом.
Важными показателями действенности этой функции в речи являют­ся умение точно, быстро и немногословно описать сложившуюся ситуа­цию, передать в достаточно компактной форме свои соображения парт­нерам по коммуникации, способность быстро уловить мысль собеседника, предвосхитить дальнейшее развитие темы, ориентацию в сложных ситуациях, возможность подвести итоги и обобщающие выводы.
Проявления интеллектуальной функции в речи особенно важны для работников умственного творческого труда, при коллективном решении сложных вопросов. Вообще для людей, взявших на себя функция кон­троля и управления.
Коммуникативная функция
Коммуникативная функция речи является интегральной, обобщающей, поскольку речь вообще имеет смысл только в общения. Здесь дос­таточно большой круг вопросов:
соотношение вербальных и невербаль­ных средств общения,
использование паралингвистических способов для повышения эффективности общения, прежде всего показателей про­странства и времени,
разработка и оценка разных стилей общения – от дружеского по горизонтали с людьми вашего же положения и возраста до официального по вертикали с людьми выше вас по статусу, возрасту, социальной значимости,
общение в эмоционально нейтральных или по­ложительных ситуациях и общение в экстремальных и конфликтных условиях.
Самостоятельный интерес представляют и масштабы обще­ния – от двух участников диалога до дискуссии со многими участника­ми, а также его формы – прямые, лицом к лицу (face to face communication), и опосредованные различными средствами связи. Сейчас психологами разработаны разнообразные программы тренингов по общению, позволяющие проводить личное самоусовершенствование и налаживать систему конструктивных диалогов.
Возникновение речи вне общества невозможно, речь - социальный продукт. Предназначенная для общения, она и возникает в общении. Притом социальная предназначенность речи определяет не только ее генезис, она отражается и на внутреннем, смысловом содержании.
У речи «одна основная функция, ее назначение – служить средством общения… Функция общения включает в себя функции коммуникаций – сообщения, обмена мыслями в целях взаимопонима­ния – экспрессивную (выразительную) и воздейственную (побудительную) функции. Речь в подлинном смысле слова является средством сознательного воздействия и сообщения, осуществляемых на основе семантического содержания речи, в этом – специфика речи в подлинном смысле слова, речи человека» [4, с. 110-111].
4. Речь, мышление и общение
Связанная с сознанием в целом, речь человека включается в определенные взаимоотношения со всеми психическими процессами. Но основным и опреде­ляющим для речи является ее отношение к мышлению.
Поведенческая психология попыталась установить между ними тождество, по существу сведя мышление к речи.
К. С. Лешли в своих опытах попытался обнаружить посредством специальной аппаратуры движения гортани, производящие речевые реакции. Эти речевые реакции совершаются по методу проб и ошибок, они не интеллектуальные операции.
В действительности речь есть речь, поскольку она имеет осознанное значение. Слова, как наглядные образы, звуковые или зрительные, сами по себе еще не составляют речи. Тем более не составляют речи сами по себе реакции, которые посредством проб и ошибок приводили бы к их продуци­рованию. Подбор самих дви­жений, продуцирующих звуки или знаки письменной речи, весь процесс речи определяется и регулируется смысловыми отношениями между значениями слов. Иногда человек ищет и не находит слова или выражения для уже имеющейся и еще словесно не оформленной мысли. Речь – не совокупность реакций, соверша­ющихся по методу проб и ошибок или условных рефлексов: она – интеллек­туальная операция. Нельзя свести мышление к речи и установить между ни­ми тождество, потому что речь существует как речь лишь благодаря своему отношению к мышлению.
Но нельзя и отрывать мышление и речь друг от друга. Речь, слово служат не только для того, чтобы выразить, выне­сти наружу, передать другому человеку уже готовую мысль. В речи мы формули­руем мысль, но, формулируя ее, мы ее формируем. Речь включается в самый процесс мышления как форма, связанная с его содержанием. Создавая речевую форму, мышление само формируется. Мышление и речь, не отождествляясь, включают­ся в единство одного процесса. Мышление в речи не только выражается, но по большей части оно в речи и совершается.
Можно сказать, что мышление вообще невозможно без речи: его смысловое содержание всегда имеет чувственного носителя, более или менее переработанного и преображенного его семантическим содержанием. Это не значит, что мысль всегда и сразу появляется в уже готовой речевой форме, доступной для других. Мысль зарождается обычно в виде тенденций, сначала имеющих лишь несколько намечающихся опорных точек, еще не впол­не оформившихся. От этой мысли, которая еще больше тенденция и процесс, чем законченное оформившееся образование, переход к мысли, оформленной в слове, совершается в результате часто очень сложной работы.
Сформулировать свою мысль, т. е. выразить ее через обобщенные безличные значения языка, по существу означает, как бы перевести ее в новый план объективного знания и, соотнеся свою индивидуаль­ную личную мысль с фиксированными в языке формами общественной мысли прийти к осознанию ее объективированного значения.
Как форма и содержание, речь и мышление связаны сложными и часто про­тиворечивыми соотношениями. Речь имеет свою структуру, не совпадающую со структурой мышления: грамматика выражает структуру речи, логика – струк­туру мышления. Они не тождественны. Поскольку в речи отлагаются и запечат­леваются формы мышления той эпохи, когда возникли соответствующие формы речи, эти формы, закрепляясь в речи, неизбежно расходятся с мышлением после­дующих эпох. Речь архаичнее мысли. Уже в силу этого нельзя непосредствен­но отожествлять мышление с речью, сохраняющей в себе архаические формы.
Воспроизведение отвлеченных мыслей отливается в словесную форму, которая показывает, как установлено в ряде исследований, в том числе, проведенных сотрудниками Санкт-Петербургского государственного университета А. Г. Комм и Э. М. Гуревич [5, с. 396], значительное, иногда положительное, иногда – при ошибочности первоначального воспроизведения – тормозящее влияние на запоминание мысли. Вместе с тем запоминание мысли, смыслового содержания в значительной мере независимо от словесной формы Эксперимент показал, что память на мысли прочнее, чем память на слова, и очень часто бывает так, что мысль сохраняется, а словесная форма, в которую она была первоначально облечена, выпадает и заменяется новой. Бывает и обратное – так, что словесная формулировка сохранилась в памяти, а ее смысловое содержание как бы выветрилось, очевидно, речевая словесная форма сама по себе еще не есть мысль, хотя она и может помочь восстановить ее. Эти факты убедительно подтверждают в чисто психологическом плане то положение, что единство мышления и речи не может быть истолковано как их тождество.
Утверждение о несводимости мышления к речи относится не только к внешней, но и к внутренней речи. Специфичность речи вовсе не сводится к наличию в ней звукового материала. Она заключается, прежде всего, в ее грамматической – синтаксической и стилистической – структуре, в ее специфической речевой технике. Такую структуру и технику, притом своеобразную, отражающую структуру внешней, громкой речи и вместе с тем отличную от нее, имеет и внутренняя речь. Поэтому и внутренняя речь не сводится к мышлению, и мышление не сводится к ней.
Главная функция речи у человека все же состоит в том, что она является инструментом мышления. Но есть виды мышления, которые не связаны с речью, например, наглядно-действенное, или практическое, мышление у животных. У маленьких детей и высших животных обнаруживаются своеобразные средства коммуникации, не связанные с мышлением. Это выразительные движения, жесты, мимика, отражающие внутренние состояния живого существа, но не являющиеся знаком или обобщением. В филогенезе мышления и речи отчетливо вырисовывается доречевая фаза в развитии интеллекта и доинтеллектуальная фаза в развитии речи.
Мнения ученых по вопросу о том, является способность к усвоению речи у челове­ка врожденной или нет, разде­лились: одни стоят на позиции неврожденности этой способ­ности, другие придерживаются точки зрения о ее генетической обусловленности.

Список литературы

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Бутон Ш. Развитие речи. Психолингвистика. М.: Психология и педагогика, 2004.
2.Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 3 Развитие мышления и речи. – М.: СОЦИС, 2004.
3.Потебня А.А. Мысль и язык// Слово и миф. - М.: Просвещение, 1989.
4.Рубинштейн С. Л Принципы и пути развития психологии. - М.: Дело, 2003.
5.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Проспект, 2003.
6.Щерба Л.В. О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании//Языковая система и речевая деятельность. – СПб.: Нева, 2004.
Очень похожие работы
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
bmt: 0.00488
© Рефератбанк, 2002 - 2024