Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:
Реферат*
Код |
355765 |
Дата создания |
06 июля 2013 |
Страниц |
23
|
Мы сможем обработать ваш заказ (!) 23 декабря в 12:00 [мск] Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.
|
Содержание
Оглавление
Введение
Уклад жизни
Украшения
Влияние на соседей
Заключение
Литература
Введение
Особенности первобытно-общинного общества в Краснозерском районе
Фрагмент работы для ознакомления
Рис. 2. Костяной гарпун, украшения, наконечник стрел.
Возросла подвижность населения, широкий обмен культурными достижениями. Поэтому основные черты карасукской культуры в целом должны были сложиться не в одном небольшом районе, а на весьма значительной территории, где уже существовала до этого какая-то исходная культура, достигшая высокого уровня в своем развитии.
В литературе давно уже сложилось мнение, что карасукская культура является пришлой в Минусинской котловине. Еще С. А. Теплоухов обратил внимание на сходство карасукских металлических изделий из Ордоса с минусинскими. С. В. Киселев, опираясь в основном на сходство некоторых карасукских вещей с найденными в районе Суйюани и Жехэ, предполагал миграцию населения и культуры с востока на запад, на Енисей.[6, 81]
Однако дальневосточная бронза этого рода четко делится на две группы. Первая группа имеет признаки местного происхождения, резко отличные от сибирских. Это ножи, характерные для иньского времени в Аньяне, — массивные, с широким лезвием, прямой спинкой и слегка отогнутым концом.
Место перехода рукояти в клинок оформлено отличными от карасукских приемами. У них нет шипа, а лезвие отделено резким уступом от рукояти, иногда они дополняются характерными орнаментальными деталями, совершенно несвойственными красноозерским изделиям. Такова, например, целая процессия стилизованных хищников на спинке одного из ножей. Вторую группу составляют собственно красноозерские вещи (ножи), почти совсем не отличимые от сибирских.
Есть и третья группа ножей, в которой сочетаются признаки первой и второй групп. Замечательно при этом, что ножи второй группы встречены в наиболее ранних погребениях иньского времени и они не имеют своих предшественников на Дальнем Востоке.
Особенности, характерные для ножей первой группы (дальневосточной), по мере удаления от Аньяна встречаются реже. Даже в Монголии они известны только в южных: районах. За Байкалом, на территории Бурятии, их нет совсем. Для Забайкалья характерны ножи с навершием в виде пары колечек.
Отсюда следует ряд важных выводов. Во-первых, учитывая, что ранне-иньские памятники датируются XIII в. до н. э., мы можем примерна этим же временем датировать первое появление карасукских ножей, а следовательно, и начало сложения карасукской культуры. [7, 26]
В связи с этим встает вопрос о той исходной культуре, на основе которой и выросла карасукская. Этот исходный культурно-этнический субстрат, очевидно, распространен столь же широко, как и карасукская культура, или во всяком случае на значительной части этой обширной территории. Исходная культура должна была иметь соответственно высокий уровень развития. Всем: этим требованиям удовлетворяет андроновская культура.
Рис. 3. Изделия древних скотоводов: серьга, костяной наконечник, стрелы, сосуды.
Форма сосудов и орнаментация красноозерской посуды генетически связаны с предшествующей андроновской. На Оби, Енисее и в других районах в могилах карасукской культуры встречаются сосуды баночной формы, имеющие аналогии с андроновской посудой этих районов.
В погребальных сооружениях также повсеместно сохраняются прежние приемы строительства и формы могильных оград, они лишь развиваются и несколько видоизменяются. В отличие от андроновских могильные ограды теперь стали чаще сооружать прямоугольными и реже круглыми, стены оград начали воздвигать преимущественно из вертикально поставленных плит и в относительно редких случаях складывать из мелкого плитняка. Из трех видов внутримогильных сооружений сохраняется только один — каменный ящик. Цисты со стенами из плитняка встречаются редко, срубов почти совсем нет.[6, 31]
Украшения
Довольно разнообразны украшения. В могилах женщин и девочек часто находятся проволочные височные кольца, трубочки-пронизки, скобкообразные обоймы, которыми украшались богатые нагрудники; двойные или тройные выпуклые литые бляшки с петелькой или без нее на обороте, нашивавшиеся на одежду; гвоздевидные заклепки — украшения обуви.
На запястьях нередко находят бронзовые браслеты из медной проволоки в полтора или два с половиной оборота. На пальцах рук иногда оказываются проволочные перстни, близкие андроновским.
Рис. 4. Ожерелье из зубов животных эпохи неолита.
Красноозерские женщины носили длинные волосы, заплетенные в косы, к которым подвешивались бронзовые украшения — лапчатые привески. Для расчесывания волос вырезались из кости гребни с длинными зубцами, украшенные незатейливым орнаментом, а зеркалом служили подобные андроновским бронзовые литые, хорошо заполированные диски. Наряду с бронзовыми у красноозерцев были украшения из других материалов. Встречаются каменные имитации раковин и аргиллитовые цилиндрические бусы.
Набор женских украшений в основном остается прежним. Появляются треугольные нашивные бляшки с точечным орнаментом. Наряду со старыми появляются литые перстни с двумя характерными коническими выступами. Возникает новая форма браслетов: на смену тонким пластинчатым приходят массивные литые, богато украшенные орнаментом. Отсутствуют каменные украшения, характерные для собственно карасукского этапа.
Некоторые виды украшений также ведут свое происхождение от андроновских: лапчатые привески, перстни, скобки, трубочки-пронизки. Зеркала полностью сохраняют форму андроновских. [7, 35]
Влияние на соседей
Сложившаяся на основе предшествовавшей ей андроновской культуры карасукская культура оказала существенное влияние на соседние с ней лесные культуры Западной Сибири. Но вместе с тем ее связи распространяются далеко на восток — в Забайкалье, Монголию, Ордос, Аньян.
Рис. 5. Жилище.
Учитывая, что у ножей карасукского типа нет предшественников на Дальнем Востоке в доиньское время, мы можем предположить, что эти формы ножей зародились там же в Сибири, где распространены памятники карасукской культуры. Там же, на севере, и находился, следовательно, основной очаг формирования карасукской культуры, откуда к шли на восток некоторые карасукские культурные приобретения.
Существенно, что к востоку от Енисея не распространяется керамика карасукского типа, нет там и характерных карасукских могильных сооружений. Отсюда можно сделать вывод — карасукская культура не могла быть принесена в Минусинскую котловину с востока, как предполагают некоторые исследователи. Этот вывод подтверждается и отсутствием на Енисее в карасукское время дальневосточных антропологических типов. В это время здесь встречаются черепа людей с андроновскими и окуневскими («южноафанасьевскими») расовыми признаками. Но еще чаще в карасукских могилах находят черепа людей памиро-ферганского типа, издревле населявших среднеазиатское междуречье от Сыр-Дарьи до Аму-Дарьи. [1,57]
Южная Сибирь и соседние с ней районы Казахстана и Средней Азии были той территорией, где происходило формирование карасукской культуры и тех племен, которыми она была создана. За время своего существования она оказала сильное влияние и на культуры соседних с краснозерцами племен, в первую очередь племен лесостепи и леса.
Первый такой район расположен на Среднем Енисее у Красноярска. Об этом свидетельствует замечательное погребение у с. Ладейки. В нем были найдены кельт своеобразной формы, коленчатые ножи, оригинальные большие шилья, бронзовый игольник с иглами. Кроме того, из этих же районов известно большое количество случайно найденных бронзовых изделий карасукского типа, представленных кинжалами, ножами, кельтами, массивными литыми браслетами, проволочными кольцами и другими вещами.
Отдельные вещи карасукских форм (мечи и кельты) проникают на север вплоть до Якутска. Широкое распространение изделий краснозерского типа на север происходит на позднем этапе карасукской культуры, представленном в Минусинской котловине памятниками каменноложского типа.
Несколько особая группа племен с культурой карасукского типа расселилась по луговым долинам крупных рек — Оби, Томи и Чулыма. Она заняла частью те места, где раньше обитали пастушеские племена андроновцев (район Новосибирска), частью — земли, где раньше жили охотничьи племена (район Томска и севернее). Пришла ли она сюда из степей, сложившись в среде андроновских племен, что вероятнее всего, или лесные племена восприняли культуру степных пастушеских племен, нам пока неизвестно. Известен лишь тот факт, что ареал пастушеско-земледельческих племен в карасукское время раздвинулся далеко на север вдоль рек. Наиболее полно исследованы карасукские поселения к северу от Новосибирска — Ирмень, Красный Яр и Еловка.
На поселении Ирмень раскопаны четыре большие землянки. Это прямоугольные жилища площадью в 100—200 м2, углубленные на 100—150 см в землю. Так как разных хозяйственных отбросов больше всего находилось на кровле, впоследствии обвалившейся на пол землянки, надо полагать, что основным входом в жилище служило свето-дымовое отверстие наверху в центре кровли. Спускались в землянку по лестнице.
Хозяйство было близким к андроновскому. Основным источником существования были скот и возделанное поле. Разводили преимущественно крупный рогатый скот, а овец и лошадей было в несколько раз меньше в отличие от степных районов, где число овец в стаде немногим уступало крупному рогатому скоту. [2, 64]
Охота не играла сколько-нибудь существенной роли. Кости диких животных в культурном слое составляют не более 3%, хотя поселения располагались в обильных дичью местах. Луговые земли использовались под пашню, о чем говорят находки больших ручных зернотерок.
Огромное количество остатков глиняной посуды разных форм и назначения и среди них большого числа крупных по размерам корчаг емкостью в 10—15 л указывает на развитое домашнее хозяйство, в котором в большом количестве перерабатывались молочные и растительные продукты.
Сосуды с откопанных стоянок имели разные размеры и форму: баночную, чашевидную, горшкообразную. В верхней части эти керамические изделия украшены орнаментом. Каменные изделия изготовлены на пластинах, отщепленных от камня ядрища: скребки различных типов, острия, проколки, скобели и другие. Керамику отличают искусство выделки, сложная и неповторимая система орнаментации. Все сосуды изготавливались вручную, чаще ленточным способом, керамическое тесто хорошего приготовления, в примеси прослеживается песок. Сосуды в большинстве своем чашевидных форм. Стенки их тонкие и прочные; Это свидетельствует о хорошем качестве выделки сосудов и их обжига. Высокого мастерства достигло умение наносить орнамент на глиняную посуду. Его отличают четкое композиционное построение, строгая зональность расположения элементов узора, изящество выбора орнаментальных мотивов. Нет ни одного сосуда, где бы формы и орнаментация повторялись.
В то же время существуют какие-то правила, в рамках которых действовали древние мастерицы, Анализ керамики показывает, что существовали устойчивые формы посуды, строгий набор орнаментальных признаков. Отличие керамики по поселениям определяется особым сочетанием данных признаков, Существовал костровый обжиг керамики, для этой цели могли использоваться, и очаги жилищ. Очевидно, каждая семья владела искусством изготовления глиняной посуды, приемы и навыки передавались из поколения в поколение.
Разнообразные костяные предметы и поделки, некоторые из них украшены орнаментом. Обращают на себя внимание вырезанные из кости фигурки лошади с отверстиями для подвешивания. Все они выполнены в довольно реалистической манере.
Обитатели землянок занимались изготовлением орудий, литых из бронзы и костяных, обработкой шерсти и растительного волокна, пряжей и ткачеством, на что указывают находки обломков литейных форм, костяных трепал, пряслиц, ткацких гребней и т. д. Зимой в землянках, видимо, содержали и скот.
Рис. 6. План Вахрушевского погребения и найденные в нем сосуды.
Появление в обско-томских лесах культуры карасукского степного типа надолго прервало естественный ход развития лесных охотничьих племен в этих местах. По-видимому, на протяжении всего I тыс. до н. э. здесь обитали племена с хозяйством и культурой, близкими к культуре степных и лесостепных племен Саяно-Алтая.
Рис. 7. Раннее железо
Рис. 8. Раннее железо
Список литературы
Литература
1.Вопросы истории Сибири. – Томск, Издательство Томского университета. - 1967. Вып. 3.
2.Вопросы истории социально-экономической и культурной жизни Сибири. – Н.: 1971.
3.Грязнов М.П. Памятники карасукского этапа в Центральном Казахстане «Советская археология», т. XVI, М.—Л., 1952.
4.Рыгдыло Э.Р. Заметки о карасукских памятниках из окрестностей Крас¬ноярска. «Краткие сообщения Института истории материальной культуры», вып 60 - 1955, стр. 129—134.
5.Xлобыстина М.Д. Бронзовые изделия Хакасско-Минусинской котловины и развитие карасукской культуры. - Л., 1963.
6.Экономика и обществ строй древних и средневековых племен Западной Сибири. – Новосибирск: Изд. НГПИ, 1989.
7.Экономика Сибири. Раздел 1. – Н.: 1996.
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
bmt: 0.00484