Вход

Динамика социальной структуры России конца XX - начала XXI столетий.

Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:
Реферат*
Код 354952
Дата создания 06 июля 2013
Страниц 23
Мы сможем обработать ваш заказ (!) 25 апреля в 16:00 [мск]
Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.
910руб.
КУПИТЬ

Содержание

Оглавление
Введение
1. Развитие социальной структуры российского общества
2. Модель социальной стратификации российского общества
3. Социальная структура современного российского общества
4. Возможные направления развития российского общества
Заключение
Список литературы

Введение

Динамика социальной структуры России конца XX - начала XXI столетий.

Фрагмент работы для ознакомления

2. обеспечивает требуемое соответствие между сложностью и значимостью социальных ролей, с одной стороны, и социальными статусами выполняющих эти роли акторов;
3. регулирует интенсивность, направления и эффективность социальной мобильности граждан 3.
Главная функция социальной структуры состоит в таком распределении статусов и ролей между гражданами и их группами, которая позволяет максимизировать общий результат жизнедеятельности, а также создает предпосылки для расширенного воспроизводства человеческого потенциала общества 4.
Оптимальной с этой точки зрения является такая социальная структура, которая обеспечивает: относительное равенство жизненных шансов граждан на реализацию своих способностей и занятие достойного статуса; меритократическое распределение материальных и социальных благ, поощряющее более сложные для общества формы деятельности; свободу выбора индивидуальных стратегий продвижения в социальном пространстве; интенсивную трудовую и социальную мобильность граждан с преобладанием восходящего направления над нисходящим.
Удовлетворение этих требований к социальной структуре предполагает несколько важных условий 5:
1. целостность стратификационного пространства общества, которая служит необходимым условием реальной конкурентности восходящей мобильности;
2. многомерность этого пространства, обеспечивающая широкий выбор стратегий социального продвижения;
3. умеренная депривация низших слоев общества по сравнению с верхними и средними, относительный характер бедности, допускающий ее перехода в нищету;
4. оптимальная дифференциация социальных статусов, обеспечивающая стимулы к восходящей мобильности, но не создающая острой социальной напряженности;
5. возможно меньшая зависимость социальных статусов от изначального неравенства жизненных шансов, связанного с прескриптивным качествами граждан (гендером, национальностью, социальным происхождением, возрастом и др.).
Следует заметить, что трансформация социальной структуры России, начавшаяся в результате институциональных реформ, пока еще не закончена. Хотя советская структура окончательно разрушена, новая структура общества еще не сложилась и находится в процессе формирования.
2. Модель социальной стратификации российского общества
Основные сдвиги, произошедшие в социальной структуре российского общества в последнем десятилетии, можно охарактеризовать следующим образом.
Советская модель социальной стратификации к настоящему времени разрушена, новая же ее модель находится в стадии становления. Административные и сословные методы регулирования социально-иерархических отношений постепенно вытесняются рыночными. В связи с этим кланово-сословный принцип структуризации общества сменяется классовым, основанном на противопоставлении наемных работников собственникам, мелких и средних собственников – крупным и крупнейшим, работников низкой и средней квалификации – высоким профессионалам 6.
Единый общероссийский рынок труда пока только формируется. Поэтому в разных сегментах общества и в разных регионах страны действуют более-менее независимые системы социальной стратификации. Кроме того, в государственном секторе экономики сохраняются обширные сферы традиционных классово-сословных структур (таких, как армия, милиция, ФСБ, государственная служба, корпоративный менеджмент, предприятия ВПК и др). Социальное продвижение работников в этих сферах зависит не столько от профессиональных качеств, сколько от социальных связей и лояльности к прямым и вышестоящим начальникам 7.
Существенно изменилась сравнительная значимость различных ресурсов в формировании социальных статусов. Если в советском обществе главную роль играли административно-должностные ресурсы, связанные с местом работников в управлении экономикой и обществом, то теперь их заметно потеснили экономические ресурсы. Главным фактором стратификации социальных групп и слоев стала дифференциация материального благосостояния – уровня доходов и масштабов ответственности. В современной стратификации российского общества решающую роль играют богатство и власть, которые настолько тесно срослись, что практически образуют единую ось «власть – богатство», положение на которой служит универсальным критерием статуса и успеха 8.
Таким образом, хотя стратификационное пространство изменилось, оно не стало более «объемным» и многомерным. Если в западных обществах фиксируется тенденция к повышению роли высших, постматериальных ценностей, связанных с профессионализмом и духовным развитием личности, то в России они пока вытесняются первичными и более примитивными ценностями. Социальные и особенно культурные ресурсы граждан (уровень образования и квалификации, творческое отношение к труду) играют намного меньшую роль в формировании социального статуса, чем собственность. Доходы и должность. Однако в динамике роль культурных ресурсов имеет тенденцию к росту.
Изменилась общая стратификационная модель российского общества, определяемая распределением населения между верхними, средними и нижними слоями. В СССР она имела форму, близкую к современным западным обществам: относительно небольшая верхушка (номенклатура и ее окружение), массивный средний слой (интеллигенция, квалифицированные работники умственного и физического труда) и значительно меньший слой (работники без квалификации). Но в результате реформ и дефолта 1998 г. социальный статус большинства представителей среднего слоя существенно снизился, и стратификационная модель сильно «осела» вниз.
Следовательно, мы можем говорить о том, что модель стратификации российского общества претерпела существенные изменения, главными факторами дифференциации выступают материальный достаток и власть.
3. Социальная структура современного российского общества
В современном российском обществе просматриваются шесть иерархических слоев или страт 9. Высший слой представлен господствующей и правящей элитами, доля которых в населении составляет доли процента, в то время как находящиеся в их расположении ресурсы сравнимы с ресурсами остальной части общества.
Второе место принадлежит субэлите, или верхнему слою, состоящему из высших чиновников, генералитета, собственников и менеджеров крупных предприятий, банков и фирм, преуспевающей части культурной элиты. На его долю приходятся 5 % населения и такая же доля россиян, занятых в экономике.
Между верхними и нижними слоями располагается не очень массивный и социальногетерогенный средний слой, на долю которого приходится 11% всех россиян и 14% населения занятых в экономике (против 30 – 35 %интеллигенции, которую принято было считать средним классом советского общества). К современному среднему слою России относятся: среднее звено государственных служащих, высшие и средние офицеры, мелкие и средние предприниматели, директора небольших государственных предприятий. Менеджеры частного сектора, высококвалифицированная и востребованная часть профессионалов (интеллектуалов). С качественной точки зрения эти социальные группы отличаются значительно большей инициативой, самостоятельностью и дееспособностью по сравнению как с советской интеллигенцией, так и с нижестоящими слоями российского общества. Сравнительно высокий ресурсный потенциал позволяет их представителям успешно адаптироваться к социально-экономической ситуации. Но до того, как средний слой российского общества сможет выполнять социальные функции, свойственные средним классам запада, предстоит еще долгий путь.
Слой, расположенный ниже среднего, является самым массовым: к нему относится 50% всех граждан и 68% занятых в экономике. В структуре западных обществ подобное место занимают средние классы, однако российский самый массовый слой начисто лишен свойственным этим классам признаков, поэтому называть его средним – значит запутывать дело. Этот слой представляет интересы большинства россиян и составляет социальную базу общества и поэтому его можно называть базовым. Здесь сосредоточено подавляющее большинство рядовых специалистов массовых профессий (инженеров, учителей, врачей) клерков, индустриальных рабочих, фермеров, работников торговли и сферы обслуживания.
К более узкому и маловлиятельному нижнему слою относится менее квалифицированная часть рабочих и служащих, значительная часть крестьян, лица без профессии, хронически безработные, а также большинство пенсионеров и инвалидов, располагающих минимальными средствами к жизни. Здесь сосредоточено примерно 30% населения, но только 12% занятых в экономике.
Замыкает стратификационную шкалу России обширное социальное дно, представители которого составляют примерно 5% населения. Это люди фактически исключенные из общества, - алкоголики, наркоманы, нищие, бомжи, бродяги, проститутки, беспризорные дети и подростки, воры-карманники. Они живут по собственным нормам и правилам, во многим противоречащим общепринятым морали и праву.
Количественное соотношение слоев российского общества является довольно устойчивым. Если в 19993 г. соотношение верхнего, среднего, базового и нижнего слоев занятого населения России можно было условно выразить пропорцией – 6:13:73:8, то 2000 г. та же пропорция выглядела так: 5:15:68:12 10.
Важным результатом институциональных реформ стала многократное увеличение социальных дистанций разделяющих иерархические слои общества, углубление экономической и социально поляризации общества. В начале 1991 г. денежные доходы 20% самых обеспеченных советских семей России превышали доходы 20% наименее обеспеченных в 2,8 раза, а в 2001 г. этот разрыв составил 8-9 раз. Согласно же специальным расчетом, направленным на полный учет теневой составляющей экономики данный показатель равен 13,6. А разрыв в доходах массовых слоев и верхушки российского общества приблизился к 30 разам. За годы реформ в стране успела сформироваться специфическая культура бедности циклически замкнутая на собственное воспроизводство и не формирующая у молодых поколений достижительных установок и ценностей.
Рост социальной дифференциации происходил на фоне падения реальных доходов населения. В 1992 – 1995 гг. средняя реальная заработная плата россиянина снизилась в 3 раза, а средний денежный доход – в 2 раза. Причем эти процессы сопровождались беспрецедентным ростом неплатежей по заработной плате, пенсиям и социальным пособиям. В 1996 – 1997 гг. наметилась некоторая тенденция к росту доходов, но финансово-экономический кризис 1998 г. прервал ее.
Последующие годы ознаменовались улучшением ситуации, но в декабре 2001 г. средний уровень реальной заработной платы россиян все еще составлял 41%, а реального душевого дохода 52% от уровня декабря 1991 г. По данным Института социально экономических проблем народонаселения (ИСЭПН РАН), в настоящее время в России насчитывается 36 млн. граждан, живущих ниже черты бедности, причем сама эта среда проходит в 1,5 раза ниже уровня, принятого в 19991 г. В среднем по России бедные составляют четверть населения. Новая представительная группа бедных – семьи из двух работников 1-2 детьми, в бедных семьях живет половина общего количества детей. Есть в России и «регионы сплошной бедности», где к бедным относятся более 70% семей. Ключевыми факторами, стимулировавшими распространения бедности, были снижения уровня занятости трудоспособного населения, рост доли низкооплачиваемых работников, а также ограничение доступа бедных (с зарплатой ниже прожиточного минимума) к социальным трансфертам и бесплатным социальным услугам.
Резкое углубление социальной дифференциации российского общества связано с происходящим в последние десять лет полустихийным переходам от планово-административного регулирования личных доходов к их формированию через механизм конкурентных рынков труда капитала, товаров, услуг, инвестиций. Период такого перехода распределение личных доходов граждан испытывает влияние многих независимо действующих факторов. Это и механизмы становящихся рынков, и социальная политика государства, и личные стратегии разных групп россиян в сферах труда и занятости. Крупный вклад в усиление дифференциации вносят резко усилившиеся различия между доходами работодателей и наемных работников, работников частных фирм и государственных предприятий, сырьевых и перерабатывающих отраслей экономики. Неоправданно велики различия в уровни благосостояния населения города и села, мегаполисов и малых городских поселений, а также разных регионов страны. Следствием этого являются мощные потоки миграции, направленные из северо-восточных в юго-западные районы страны.
В связи со слабостью социальной политики государства намного усилилась зависимость доходов от прескриптивных качеств граждан – пола, возраста, состояния здоровья, социального происхождения, национальности. Сильнее других от реформ постарадали неполные семьи, дети-сироты, инвалиды, жители моноотраслевых городов и сельской «глубинки». Особенно важным факторам социальной дифференциации стал возраст: шансы молодежи на социальное продвижение существенно выросли, положение же пожилых и престарелых граждан резко ухудшилось.

Список литературы

Список литературы

1.Демография и социально-экономические проблемы народонаселения: Информационно-библиографический бюллетень литературы, изданной в 2000-2002 гг./Центр по изучению проблем народонаселения МГУ им. М.В.Ломоносова. – М.: МАКС Пресс, 2003. – Вып. 5. – 92 с.
2.Заславская Т.И. Проблемы развития социальной структуры российского общества. // Безопасность Евразии. – 2004. – С. 191 - 201.
3.Заславская Т.И. Современное российское общество: проблемы и перспективы. // Общественные науки и современность. – 2004. - № 6. – С.6 - 18.
4.Збарская И.А. Социальная структура российского общества в условиях перехода к рыночным экономическим отношениям.// Вопросы статистики. – 2006. - № 5. – С. 72-77.
5.Керимов А. Д. Современное государство: вопросы теории. — М. : Норма, 2007. — 144 с
6.Медков В.М. Социальные проблемы демографического прогнозирования: Российская семья на рубеже столетий// Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. – 2002. - №1. – С. 57-74
7.Население России. Седьмой ежегодный демографический доклад. // М., 2000.
8.Руткевич М.Н. Возрастание социальной напряженности к концу советского периода. // Социологические исследования. – 2004. - № 7. – С. 62 – 70.
9.Селзмен М. Стили жизни следующего тысячелетия//Россия и современный мир. – 2000. - №1. – С. 88-93.
10.Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. -2-е изд., перераб. и дополн. - М.: Издательство Института социологии РАН, 1998. - 696 с.
11.Тихонова Н.Е., Давыдова Н.М., Попова И.П. Индекс уровня жизни и модель стратификации российского общества.// Социологические исследования. – 2004. - № 6. – С. 120 – 130.
12.Турчин П.В. Историческая динамика: на пути к теоретической истории. – М.: УРСС, 2007. – 368с.
13.Цвылев Р.И., Столповский Б.Г. Социальные трансформации в России. 1992-2004 г. – М.: УРСС, 2005. – 176с.

Очень похожие работы
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
bmt: 0.00504
© Рефератбанк, 2002 - 2024