Вход

Исламский мир глазами современного европейца

Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:
Реферат*
Код 354894
Дата создания 06 июля 2013
Страниц 17
Мы сможем обработать ваш заказ (!) 1 апреля в 12:00 [мск]
Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.
910руб.
КУПИТЬ

Содержание


1. Исламизация восточной власти
2. Исламский мир глазами европейцев
3. Исламизация Европы отменяется
4. Исламское искусство в мире
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Введение

Исламский мир глазами современного европейца

Фрагмент работы для ознакомления

Огромное число мусульман, живущих в Европе, были возмущены тем, какую форму приняли протесты как в мусульманских странах, так и в Европе. Поджог посольств в Дамаске и Бейруте ни в коем случае не является адекватным ответом на появление карикатур – это пример чрезмерной и насильственной реакции, которая лишь ведет к ухудшению отношений между мусульманами и Европой. Точно так же мы были возмущены теми лозунгами, которые звучали на демонстрациях в Лондоне. Да, мусульманам могут не нравиться сатирические изображения пророка – это совершенно понятно. Но публикация таких карикатур является законной в Дании, и этот закон следует уважать. Мусульмане не должны выходить на улицы городов и требовать убийства людей, которые нарисовали карикатуры. Потому что призывы к насилию – это нарушение закона. Полиция должна пресекать подобные выходки радикалов5.
Проблема в том, что именно радикальные группировки наиболее заметны в подобных кризисах. Голос умеренных исламских групп уже не слышен, что и вело к эскалации карикатурного конфликта. Нужно понимать, что радикалы представляют мнение лишь очень небольшого числа мусульман. Среди британских и европейских мусульман большинство придерживается умеренного ислама и разделяет европейские ценности и свободы. Когда, власти примут соответствующие меры и начнут расследование против радикалов, чьи лозунги вбивают клин в отношения между европейцами и мусульманами, как в самой Европе, так и на Ближнем Востоке.
Вселяет оптимизм и реакция европейцев на «карикатурные погромы». Например, целый ряд европейских изданий провел кампанию по перепечатыванию злополучных карикатур. Важно понимать, что европейские журналисты действовали так не только из солидарности с коллегами и в защиту свободы слова. Таким образом, многие из них выразили то раздражение, что накопилось у них за годы ползучей исламизации Европы. Кстати, скрытый электорат Ле Пена, о котором социологи говорят уже не один год, – феномен из того же ряда. Политкорректные европейцы не могут, открыто голосовать за ультрарадикальные националистические движения, выступающие, в том числе против исламизации общества, однако количество тайно сочувствующих с каждым годом росло. Инцидент с карикатурами дал проявиться скрываемым до сих пор чувствам.
Европейское общественное мнение тоже на стороне журналистов, а не на стороне «обиженных мусульман». По опросам, проведенным в европейских странах, большинство – за свободу слова. Так, в Дании, 58% опрошенных ответили, что публикация карикатур была «правильным решением». Там, где СМИ опасаются перепечатывать карикатуры, этим занимаются обычные граждане в своих интернет-дневниках – в онлайн-блогах жителей стран ЕС злосчастные карикатуры были воспроизведены десятки тысяч раз.
Европа выбирает деисламизацию. Этот путь не обещает быть легким. «Европе придется изменить политику. Оказалось, что со стороны Европу видят куда более однородной, чем это кажется нам самим изнутри. Наша мягкая внешняя политика, в которой мы предпочитали использовать не кнут, а пряник, больше не работает. Европейским странам придется задуматься над тем, что делать дальше, когда европейский пряник больше никому не нужен», – сказал «Эксперту» директор европейских программ британского Королевского института международных отношений Ричард Уитмен. Европейцы, в отличие от американцев, плохо справляются с кризисами, особенно внешними. Европейцы хорошо умеют основательно реализовывать долгосрочные проекты. Так что быстрых ответов не будет.
Главная причина исламофобии - страх перед исламом, объяснение которому кроются как в реальных событиях в России и в мире, так и в нашем их восприятии. Реальность - это конфликт на Северном Кавказе, рост национализма в «мусульманских республиках», миграция, международный и внутренний терроризм. Причем главные источники страха в известной степени персонифицированы в «злом чеченце» и «злом арабе». (Я пытался отыскать что-нибудь про «злого татарина», но кроме вечной поговорки про татарина, который хуже незваного гостя ничего толком не обнаружил).
Но «исламская угроза» не столько реальность, сколько способ восприятия реальности». Тиражируемая СМИ, отраженная в искусстве, политиками и церковными деятелями она прочно вписалась в сознание российского общества. Причем речь идет именно об исламской, а не исламистской угрозе, которая действительно существует. Различие между этими двумя понятиями стало осознаваться совсем недавно усилиями части политиков, экспертов и журналистов. Что касается мусульманских мигрантов, то их раздражение против их присутствия сравнительно мало связанно с религией. На этом фоне книги, подобные «Мечети Парижской Богоматери», выглядят особенно провокационно.
Людям просто «неуютно» от присутствия по соседству чего-то необычного. А ислам действительно необычен. Возражение, что в России уживались разные народы не совсем корректно, ибо при советской власти конфессиональная идентичность не замечалась официально, и постепенно истаивала в общественном сознании. И это одна из причин, по которой ислам для обывателей сегодня выглядит как нечто непонятное и даже опасное.
В этой главе упор сделан на негативное восприятие ислама. Но я бы обратил внимание читателя на то, что некоторые приведенные цифры могут иметь и иную интепретацию: так, на вопрос «какая религия кажется вам наиболее чуждой?»6 ислам назвали лишь 26 %. Примерно половина опрошенных все-таки не считает ислам агрессивной религией...
Будем откровенно: я не считаю, что негативную тенденцию в восприятии ислама в России удастся в ближайшем будущем переломить. Тем более, что далеко не все зависит хода событий в самой России. В том, чтобы остановить рост исламобии заинтересованы все. В том числе мусульмане, которым тоже следует быть осторожнее и не высказывать суждения, например, неизбежности исламизации России или замене ее герба.
4. Исламское искусство в мире
Общественный интерес к тому, что ислам - принимающий, побудил многих задать вопрос: “Что такое ислам?” Не так давно, в глазах немумульманина имело место указать на один из утонченных памятников исламской архитектуры для ответа на этот вопрос. Несколько месяцев назад в мечети я встретил японку немусульманку, которая пришла послушать лекцию, чтобы узнать об исламе. Я спросил, что вызвало ее интерес к исламу, и она рассказала мне, что была в Стамбуле и посетила там несколько мечетей. Пораженная увиденным, она спросила себя, что за люди построили такие монументы. Именно благодаря этому вопросу она решила изучить ислам.
Недавно произошедшие события означают, что вместо того, чтобы ассоциировать нашу религию с прекрасными сооружениями мира, ее больше связывают с “разрушением”, как например уничтожение Бамьянских статуй Будды Талибами и разрушение Зданий Близнецов в Нью Йорке. Но пока другим не удается понять реальное содержание ислама, наше наследие предоставляет нам “послания”, содержащие истину. Священное исламское искусство представляет природу как проявление единства на фоне многообразия, где создание воспринимается как озарение свыше.
Самые замечательные аспекты, лежащие в основе исламского искусства и архитектуры, со всеми его разнообразными проявлениями сквозь пространство и время - это его объединяющие принципы. Берем ли мы в качестве примера мечеть Кордоба в Испани или Голубую мечеть в Стамбуле, спокойствие и мир, характеризующие всю священную исламскую архитектуру, отображается особым поразительным образом. Будь то Тадж Махал в Индии или Альхамбра в Гранаде, чувствуется художественное и духовное единство.
Для мусульманского мастера геометрические формы - это прямое отображение идеи Божественого Единства, лежащие в основе многообразия мира. Геометрия - это объективное проявление принципов создания и форм, лежащих в основе рамок для арабеск или биоморфного дизайна. Вечное в преходящем - это язык исламских узоров, путем использования как бы вечных симметрий и текущих путей. Символизируя природу и гармонию, как геометрические так и биоморфные дизайны, обычно окружают обстановкой слова Господня и показывают каллиграфию Священного Корана. Абстрактное разъяснение форм в исламском искусстве вызывают созерцательное состояние ума и восприятия, с помощью языка символов, “единства и множественности” и “множественности в единстве”.
Эти абстрактные формы - это положительный вклад в восприятие высшей реалии, а не материальной формы, чего лишена современная европейская концепция искусства.
Коран постоянно призывает верующего размышлять над проявлением знаков в создании. Исламское искусство не повторяет внешние формы природы, а отражает их принципы. Само собой разумеется: если посмотреть на Марокко или исламскую Индию, биоморфные формы очень похожи. Будь это 16-й век Турецкого правления, представительство дерева Могульской Индии или пример каменного вкрапления из Дамаска - все стилизовано, вызывая бесконечные сплетающиеся ветви, исходящие из центра и в конечном итоге возвращающиеся к нему: путь, который подобен пути человека назад к Первоисходности. Исламское искусство первозданно в прямом смысле этого слова, т.к. побуждает к размышлению над Единым, Первоздателем всего создания. Искусство ислама в его декоративном смысле - КОСМетическое, соответствуя исходному смыслу этого слова - “сделать космически подобным”. Оно ищет проявления священности девственной природы, законы и структуры которой относятся к миру математики. Мусульманский ремесленник сознательно отражает формы, узоры и ритмы, которые он видит вокруг, в природе, таким образом, подтверждая, что его работа не стоит отдельно, а является частью создания Божьего на земле.
Однако, именно свету исламское искусство уделяет особое внимание, так как нет большего проявления Божественного Единства, чем свет. Священный Коран говорит о Свете небес и земли. (24:35). По этой причине мусульманский ремесленник ищет трансформации материала, над которым работает, в тонкую легкость света. Именно в этом конце он преобразовывает поверхности в перфорированные рельефы для фильтрации света. Стремление, без сомнения, относится к пониманию аята: “И то, что рассеял Он для вас по земле разным цветом; поистине, в этом - знамение для людей вспоминающих!” (16:13). Один из первых примеров - сталактиты или Мукарны, которые ловят свет и рассеивают его тончайшими градациями, найдены в Алхамбре в Гранаде. То, каким образом камень преобразовывается в вибрацию света, можно сравнить с алхимией, трансмутацией меди в золото.
Недавно я был на рынке на Портбелло Роуд в Лондоне, и наткнулся на продававшуюся стойку с металлическими печатями. Сделанные продавцом, некоторые из них были Кельтского дизайна.
Похожие на исламские узоры, они приковали мое внимание; и до того, как я об этом узнал, мы с продавцом завели разговор об исламском искусстве. Один из тех вопросов, которые он мне задал, был следующий: почему мусульмане, с таким богатым и прекрасным наследием, строят такие некрасивые мечети в этой стране. Это важный вопрос. Хадис: “Поистине, Всевышний прекрасен, Он любит прекрасное” является центральным при любом обсуждении исламского искусства. Он указывает на то, что красота - это качество Свыше, и является источником всего прекрасного на земле.
Великие исламские памятники прошлого свидетельствуют не только об изобретательности и таланте людей, но и о самолюбии, гордости и уверенности, которыми они обладают благодаря своей религии. Превосходность здания, вазы или ковра отражает людей, которые изготовляли их. Тот факт, что мы больше не делаем подобных вещей превосходного качества, заставляет нас подумать о нынешнем состоянии.
Ибн Кальдун указал на то, что искусства цивилизации процветали, когда они были в своем апогее и увядали на своем спаде. Не случайно то, что где бы и когда бы исламское искусство ни практиковалось, оно было всегда на пике своего творчества и совершенства, мощный интеллектуальный и духовный поток исламской традиции. И наоборот, когда был спад или затмение духовного измерения ислама, качество исламского искусства было хуже. В распоряжении у Уммы есть исторический источник, который, хотя и постепенно высыхает, может быть снова возобновлен. Если мы посмотрим на Индийскую религиозную общину в этой стране, то увидим, что они строят храмы такой пышности и великолепия, которые приковывают внимание туристов. Храм в Нисдене, северо-запад Лондона, - это пример, посредством которого ремесленники и материалы прибыли из Индии. Мусульмане, с другой стороны, склонны нанимать строителей-немусульман для постройки наших мест поклонения! Мы страдаем от недостаточных ресурсов умений в нашем обществе.
Вероятно, мы слишком обеспокоены тем, что у нас было больше “мозгов, чем мускулов”, но в идеале хорошо бы достичь равновесия ума, сердца и рук.
Мы должны поддерживать то малое количество мусульманских умельцев, которые борются за выживание в этой стране. Нам нужно больше практиковаться, организовать фонды стипендий, посвященные молодым талантливым мусульманам для того, чтобы отправить их в места, где все еще обучают традиционному ремеслу, например, Стамбул и Фез. Они, в свою очередь, могли бы “привозить” оттуда многовековую мудрость или Хикму, на которой базируется искусство там, и передавать ее следующим поколениям. Тогда, возможно, мы и увидим законное продолжение исламского искусства в землях, где исламское искусство не взяло начало.
Для нас недостаточно иметь длительные отношения с нашим наследием, сдвинув его однажды с точки центрального положения на реалам “фольклора” и “культуры” и предоставив его во владение музеев. Более того, исламское искусство никогда не создавалось лишь для показа, оно выполняло определенную функцию. Мастерство понималось как процесс, а не продукт. Процесс, который охватывал социальное, культурное и техническое измерения, которые неотъемлемо связали общество в целое.

Список литературы

1.Александра Самарина. Страну трясет от страха // Независимая газета. 2006. 18 сент. С. 3.
2.Алексей Малашенко. Исламская энергия талибов // Независимая газета. 1996. 11 нояб.
3.Андрей Архипов. Россия - это монациональное государство русских // Атака. 1995. № 33.
4.Андрей Рискин. Дружба народов дала трещину в Кондопоге // НГ-регионы. 2006. 18 сент.
5.Вадим Речкалов. Мой бледнолицый брат. Московский комсомолец, 31 авг. 2006. С.8.
6.Журнал «Родина» № 6/2006
7.Николай Силаев. Что такое «исламская угроза»? // Эксперт. 2006. № 6 (500).
8.Опрос проведен исследовательской компанией «Башкирова и партнеры» // Новые известия. 2006. 19 мая. С. 5.
9.Рамазан Абдулатипов. Нация и национализм: добро и зло в национальном вопросе. (Б.Г., б.м.). С. 6-7.
10.http://www.evangelie.ru
11.http://www.interfax-religion.ru
Очень похожие работы
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
bmt: 0.00513
© Рефератбанк, 2002 - 2024