Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:
Доклад*
Код |
354663 |
Дата создания |
06 июля 2013 |
Страниц |
9
|
Мы сможем обработать ваш заказ (!) 23 декабря в 16:00 [мск] Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.
|
Введение
Уголовный кодекс 1961 года
Фрагмент работы для ознакомления
Сравнительный анализ ст. 142 УК РСФСР 1926 г. и ст. 108 УК РСФСР 1960 г., предусматривающих ответственность за умышленное причинение тяжкого телесного повреждения, а также соответствующих разделов Правил 1928 и 1961 гг. позволяет сделать вывод о том, что законодатель не внес каких-либо существенных изменений или дополнений в определение тяжкого телесного повреждения. Единственным дополнением к признакам данного вида преступления было указание на прерывание беременности.
Удары, побои и иные насильственные действия по Уголовному кодексу 1960 г. в отличие от Кодексов 1922 и 1926 гг. не были выделены в отдельный состав и охватывались признаками ст. 112 УК РСФСР 1960 г., которая в своем названии и в диспозиции части первой включала и побои.
Уголовный кодекс 1960 г. выделил новый специальный состав преступления - истязание (ст. 113), т.е. систематическое нанесение побоев или иные действия, носящие характер истязаний, если они не повлекли за собой последствий (ст. ст. 108 и 109 УК РСФСР 1960 г.). Сравнительный анализ показал, что в Кодексе 1926 г. истязание рассматривалось как квалифицированный вид нанесения ударов, побоев и иных насильственных действий, причиняющих физическую боль (ч. 2 ст. 146 УК РСФСР 1926 г.).
УК РСФСР установил общий возраст уголовной ответственности с 16 лет, однако перечень преступлений, уголовная ответственность за совершение которых наступала с 14-летнего возраста, по сравнению с перечнем, предусмотренным ст. 10 Основ 1958 г., был расширен. В дальнейшем этот перечень законодателем постоянно расширялся и уточнялся. Отдельная статья (63) УК РСФСР 1960 г. регулировала применение в отношении несовершеннолетних принудительных мер воспитательного характера. Если суд найдет, что исправление несовершеннолетнего, совершившего преступление, не представляющее большой общественной опасности, возможно без применения наказания, он мог применить к такому лицу принудительные меры воспитательного характера. В соответствии с ч. 4 ст. 10 УК РСФСР суд освобождал несовершеннолетнего от уголовной ответственности с направлением его в комиссию по делам несовершеннолетних для рассмотрения вопроса о применении к нему принудительных мер воспитательного характера. К указанным мерам закон (ст. 63 УК РСФСР) относил: 1) возложение обязанностей публично или в иной форме, определяемой судом, принести извинение потерпевшему; 2) объявление выговора или строгого выговора; 3) предостережение; 4) возложение на несовершеннолетнего, достигшего 15-летнего возраста, обязанности возместить причиненный ущерб, если несовершеннолетний имеет самостоятельный заработок и сумма ущерба не превышает 50 рублей, или возложение обязанности своим трудом устранить причиненный материальный ущерб, не превышающий 50 рублей; при причинении ущерба на сумму свыше 50 рублей возмещение ущерба должно было производиться в порядке гражданского судопроизводства; 5) передачу несовершеннолетнего под строгий надзор родителям или лицам, их заменяющим; 6) передачу несовершеннолетнего под наблюдение трудовому коллективу, общественной организации с их согласия, а также отдельным гражданам по их просьбе. Суд также мог назначить общественного воспитателя в соответствии с Положением об общественных воспитателях несовершеннолетних; 7) помещение несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение.
К началу периода застоя (1964 г.) в СССР уже функционировал принятый на базе союзных Основ уголовного законодательства 1958 г. новый уголовный закон - УК РСФСР 1960 г., который будет функционировать не только в годы застоя, но и в период перестройки, и дальше, вплоть до принятия нового УК РФ 1996 г. Разумеется, уголовный закон все эти годы не находился в статическом положении, он много раз изменялся, в том числе изменения касались и составов государственных преступлений, о чем ниже речь пойдет более подробно.
Следует заметить, что УК РСФСР 1960 г. отказался от термина "контрреволюционные преступления", который несколько десятилетий использовался в предыдущем УК РСФСР 1926 г., и заменил его термином "особо опасные государственные преступления".
Если отбросить политическую составляющую в этом объяснении, то останется только то, что в связи с изменениями в общественно-политической жизни советского общества отпала необходимость акцентировать внимание на контрреволюционных преступлениях, тем более что со времени революции прошло уже более сорока лет, и употребление этого термина, а также введение некоторых составов преступлений, что было когда-то сделано "по следам" революционных завоеваний, не вызывались никакой необходимостью. Новый уголовный закон в разделе "Особо опасные государственные преступления" ограничил круг уголовно наказуемых деяний: декриминализировал контрреволюционный саботаж (ст. 5814 УК РСФСР 1926 г.), сузил понятие шпионажа (ст. 586), снизил тяжесть санкций во многих составах преступлений и т.д. Общее количество статей сократилось с 18 до 10.
Вместе с тем ряд законодательных новелл, как показала дальнейшая практика борьбы с государственными преступлениями, оказались далеко не бесспорными и вызвали оживленные дискуссии среди ученых-юристов и практических работников. Во-первых, заговор с целью захвата власти был включен в п. "а" ст. 64 УК РСФСР как одна из форм измены Родине, хотя явно не вписывался в непосредственный объект данного преступления (при измене - это внешняя безопасность, при заговоре - внутренняя). В результате измена Родине (ст. 64) стала представлять собой сложный и тяжеловесный состав преступления, включающий семь форм изменнической деятельности вместо четырех, как это было в УК 1926 г. Во-вторых, была недооценена историческая перспектива ст. 582 УК 1926 г., в которой предусматривалась ответственность за "вооруженное восстание", "вторжение... на советскую территорию вооруженных банд", "захват власти в центре или на местах", включая "насильственное отторжение от Союза ССР и отдельной союзной республики какой-либо части ее территории". Новая волна кодификации уголовного законодательства в рамках Российской Федерации показала обоснованность многих из указанных признаков состава преступления.
По воле законодателя ст. 70 УК РСФСР (антисоветская агитация и пропаганда) была направлена на защиту политической системы нашего государства и ее основы - Советской власти. На самом же деле данная статья карала за негативные мысли и убеждения, распространяемые лицом письменно или устно, разве что за исключением такой ее формы, как агитация или пропаганда, проводимая "в целях совершения отдельных особо опасных государственных преступлений". В-третьих, вместо нормы о контрреволюционной пропаганде или агитации (ст. 5810) была введена норма об антисоветской агитации и пропаганде (ст. 70) с широкой трактовкой признаков состава преступления.
Впервые в советском уголовном законодательстве в ст. 136 УК РСФСР 1960 г. была закреплена норма об ответственности за нарушение неприкосновенности жилища, предусматривающая ответственность за незаконный обыск, незаконное выселение и иные незаконные действия, нарушающие неприкосновенность жилища граждан. Данная уголовно-правовая норма охраняла право каждого человека на обособление, уединение в занимаемом им помещении. Нарушение неприкосновенности жилища граждан в соответствии со ст. 136 УК РСФСР выражалось в незаконном обыске, незаконном выселении или в иных действиях, нарушающих неприкосновенность жилища. Таким образом, объективная сторона данного состава преступления определялась как любое незаконное действие, нарушающее неприкосновенность жилища граждан, а в качестве наиболее вероятных нарушений указывались незаконный обыск и незаконное выселение, что говорит о не совсем удачной редакции данной статьи, поскольку применение этой статьи ограничивалось только перечисленными случаями.
Несомненной заслугой законодателя является включение в Уголовный кодекс РСФСР 1960 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 21 мая 1970 г. статьи 124.1 "Разглашение тайны усыновления" в целях защиты интересов семьи и несовершеннолетних. Таким образом, под уголовно-правовую защиту ставится один из существенных компонентов личной жизни человека - тайна усыновления. Эта статья находилась в главе "Преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности" и предусматривала уголовную ответственность за разглашение тайны усыновления, которое заключалось в сообщении факта усыновления против воли усыновителя любому лицу, в том числе и самому усыновленному (если это скрывалось в его интересах)5.
Уголовный закон охраняет наиболее важные общественные отношения, создавая тем самым благоприятные условия для развития и укрепления полезных общественных отношений, и сдерживает, противодействует развитию в обществе негативных тенденций. В этой связи уголовный закон должен основываться на условиях жизни общества и государства, адекватно отражать происходящие в них изменения. Поэтому уголовный закон, хотя и должен быть во многом стабилен, в то же время должен меняться в соответствии с изменениями социально-политической и экономической жизни страны.
Именно поэтому действующий УК РФ, хотя в нем и сохранены позитивные положения ранее действовавшего уголовного закона, существенно отличается от УК РСФСР 1960 г.
Список литературы
Литература
1. Уголовный кодекс Российской Советской Федеративной Социалистической Республики 1960 года. М., 1961.
2. Гальперин И.М. Наказание: социальные функции, практика применения. М., 1983.
3. Денисов С.А., Мозговой О.В. Развитие уголовно-правовой охраны неприкосновенности личной жизни в советском государстве во второй половине XX века // История государства и права, 2007, N 7.
4. Козлов В.В. Судебно-медицинское определение тяжести телесных повреждений. Саратов, 1976.
5. Сердюков А.А., Халявин А.П. Экспертиза и освидетельствование для установления тяжести телесных повреждений. Рязань, 1976.
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
bmt: 0.00455