Вход

Анализ книги И. Гофмана "Представление себя другими в повседневной жизни"

Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:
Реферат*
Код 354552
Дата создания 06 июля 2013
Страниц 20
Покупка готовых работ временно недоступна.
910руб.

Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ
1. СОБСТВЕННАЯ ИГРА И ОБРАЗ РЕАЛЬНОСТИ
2. СТРУКТУРА ИСПОЛНЕНИЯ
3. КОМАНДНАЯ СПЕЦИФИКА ИСПОЛНЕНИЯ
4. ХАРАКТЕРИСТИКА ЗОНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
5. КОММУНИКАЦИОННАЯ СИСТЕМА В КОМАНДЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА:

Введение

Анализ книги И. Гофмана "Представление себя другими в повседневной жизни"

Фрагмент работы для ознакомления

Другим важным элементом исполнения становится театрализация. Это необходимые знаки, сопровождающие действия исполнителя «живо изображающие и высвечивающие подкрепляющие его образ факты»1 – благодаря им он передает наиболее точным образом ту информацию, которую хочет донести до своей аудитории, на протяжении всего процесса взаимодействия. Театрализация собственной работы может проходить оптимально (когда инструментально важные действия для выполнения цен­тральной задачи статуса исполнителя, с точки зрения коммуникации одновременно хорошо передают информацию о личных качествах исполнителя – т. е. дают возможность самовыражения), а может сопровождаться определенными затруднениями (когда нет возможности представить определенные подробности работы – т. н. «невидимые» издержки, которые остаютсянезамеченными для основной аудитории).
Также определенную проблему представляет возможная дилемма, с которой часто сталкивается исполнитель: внешнее выражение действия – содержание самого дей­ствия. «Тому, у кого есть время и талант хорошо выпол­нить свою задачу, именно поэтому может не хватить вре­мени или таланта на демонстрацию другим, насколько хорошо он это делает»1. Для решения данной проблемы некоторые органи­зации официально передоверяют театрально-представительскую функцию специалистам, непосредственно занимающихся демонстрацией смысла задачи исполнения для аудитории и не связанных самим процессом исполнения. Подобное разделение труда позволяет качественно выполнить как саму работу, составляющую содержание исполнения, так и ее представление перед другими.
Процесс исполнения, по Гофману, так или иначе, сопровождается тенден­цией исполнителей к внушению своей аудитории идеализиро­ванного впечатле­ния с позиции различных параметров. Гофман определяет данную тенденцию как идеализацию. Исполнение индивида имеет «тен­денцию к воплощению и подтверждению собственным при­мером общепринятых ценностей данного общества в го­раздо большей мере, чем это делает его поведение в целом»2. Так, например, значимым моментом в процессе исполнения являются статусные символы, демонстрирующие материальное благосостояния исполнителя – здесь также индивид может осознанно и неосознанно прибегать к различным уловкам для придания своему исполнению характера, соответствующего высокому материальному положению. Также индивид может стремиться изображать своим исполнением сановитость и профессионализм.
Использование исполнителем определенных реплик-намеков для более глубокого восприятия аудиторией его исполнения, может иметь противоположный: аудитория может ложно их истолковать или увидеть в них определенный нескромный характер. В связи с этим необходимым элементом исполнения становится экспрессивный контроль, благодаря которому исполнитель пытается добиться того, чтобы второстепенные события в испол­нении были представлены таким обра­зом, чтобы не создавать впечатления, несовместимого и несогласующегося с принятым общим определением ситу­ации. Если аудитория втайне скептически относится к формируемому исполнителем у нее представлению о реально­сти, то склонность ее членов придираться к пустякам расценивается как знак того, что исполнение является для них фальшивым. Однако сложно представить, что даже сим­патизирующие исполнителю аудитории могут мгновенно ослабнуть в их вере только вследствие незначительного диссонанса во впечатлениях от исполнения.
В некоторых случаях невольные жесты исполнителя, не предназна­ченные для аудитории, создают впечатление, про­тивоположное тому, которое он стремится представить, и это, в свою очередь, отпугивает аудиторию от искреннего включения во взаимодействие с исполнителем, «даже если аудитория догадывается, что в конечном счете диссонансное событие в действительности ничего не значит и на него не надо бы обращать внима­ния»1. При этом, когда аудитория оценивает тех, кто представляет для нее фальшивый пе­редний план то данная оценка строится на расхождении между насаждаемой видимостью и ре­альностью.
Одним из способов придания информации в своем исполнении того смысла, который необходим самому исполнителю, является мистификация. Процесс восприятия с точки зрения контакта между людьми определяет контроль над воспринимаемым как контроль над завязанным контактом – соответственно ограничение и регулирование содержания исполнения являет собой также ограничение и регулирование контакта. «Между информационными и ритуальными моментами существует некоторая связь. Неспособность регулировать информацию, потребляемую аудиторией, влечет возможный распад проецируемого определения ситуации; неспособность регулировать контакты означает возможное разложение ритуальной дисциплины исполнителя». Таким образом Гофман вводит еще один значимый элемент структуры исполнения – мистификацию.
3. КОМАНДНАЯ СПЕЦИФИКА ИСПОЛНЕНИЯ
Гофман подчеркивает, что содержание представления себя другим никак не является экспрессивным расширением личных характеристик исполнителя. Распространенным вариантом является ситуация, при которой исполнение служит выражению характеристик исполняемой задачи, а не характеристик личности исполнителя. Но главное в данном аспекте, это то, что манера представления исполнителя, как правило, представляет собой неотъемлемую часть определения, поддерживаемого совместными усилиями нескольких участников – то есть имеет командный характер.
В таких случаях каждый из участников команды для создания удовлетворительного общекомандного впечатления, как правило, имеет свой специально ему отведенный образ. Однако вне зависимости от того, выступают с похожими индивидуальными представлениями или с непохожими члены команды, если эти исполнения составляют вместе единое целое, то образуется качественно новое командное впечатление, как факт, имеющий место между уровнем индивидуального исполнения и уровнем общего, суммарного взаимодействия всех участников. Понятие команды в данной теории определяет любые исполнения, производимые более чем одним исполнителем. Опираясь в своем исполнении на коллективные моральные нормы, отдельный индивид может ассоциировать эти нормы с определенной референтной группой, создавая тем самым для своей деятельности определенную отсутствующую в момент ее осуществления аудиторию. С другой стороны, индивид может ориентироваться на те нормы общественного поведения, в которые сам лично не верит «сохраняя эти нормы лишь из-за живого чувства соприсутствия невидимой аудитории, которая накажет за отклонения от этих норм»1. Таким образом, исполнитель может выступать как в качестве собственной аудитории, так и создавая некую соответствующую аудиторию в воображении.
Участников команды представления имеют между собой определенные связи и отношения – однако Гофман предостерегает от смешивания понятий команды и неформальных групп, кликов. Участником команды представления является субъект, от драматического участия в коллективном определении ситуации которого зависят определенные люди. Даже если подобный участник находится вне рамок неформальных санкций, отказываясь от представления либо предлагая изменить его, он все равно остается частью своей команды (как, например, рабочие на заводе, перевыполнявшие норму). Их могут избегать в плане межличностного общения, но при этом все равно рассматривают как представителей своей команды.
В свою очередь участники, неформальной группы, клики (малое число лиц, объединившихся приумножения в общем кругу неофициальных удовольствий), хотя и могут составлять команду для сотрудничества, однако данная команда будет отличаться от статусной команды представления. Если в социальных объединениях участники команды собираются для поддержания определенного отношения, действий применительно к субъектам других социальных уровней, то в случае с кликами распространен вариант, когда они направлены на защиту индивида не от лиц других социальных рангов, а от лиц его собственного ранга. Несмотря на то, что все члены одной клики могут относиться к одному статусному уровню, не все представители одного статуса допускаются в клик.
Люди могут соединяться в группы действия, имеющие как формальный, так и неформальный характер с целью продвижения общих целей различными средствами. С одной стороны, отмечает Гофман, они соответствуют определению команды. С другой стороны, существует множество других средств, помимо средств драматургического сотрудничества, используемых участниками группы для достижения своих целей. Данные средства (власть принуждения и власть переговоров) могут быть усилены или ослаблены стратегией манипуляции впечатлениями, в свою очередь применение силы принуждения обеспечивает определенному кругу людей источник формирования группы, не связанный с фактом, что в определенных случаях таким образом сформированная группа может действовать как команда в драматургическом смысле.
В рамках процесса взаимодействия как диалога между двумя командами иногда одну из команд определяют как исполнителей, а другую - как наблюдателей, временно не учитывая тот факт, что данная аудитория также находится в этот момент в процессе представления своего командного исполнения. Когда две одночленные команды взаимодействуют в определенном общественном учреждении, можно произвольно выбирать, какую из команд определить в качестве исполнителя, а какую рассматривать в качестве аудитории. Тем не менее, в большинстве ситуаций социальная обстановка, в которой проходит взаимодействие «устроена и управляема только одной из команд, и более интимно используется в спектакле этой команды, чем в спектакле, разыгранном в ответ другой командой»1.
4. ХАРАКТЕРИСТИКА ЗОНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Место, ограничивающие восприятие процесса исполнения, Гофман определяет как зону исполнения. Зоны отличаются по средствам коммуникации, по силе имеющихся ограничений. Иногда для обозначения места исполнения используется понятие «зона переднего плана» («фронтовая зона действия»). Исполнение индивида в зоне переднего плана расценивается как усилие создания впечатления того, что его деятельность в этой зоне воплощает определенные социальные нормы и стандарты. Данные нормы можно разделить на две группы:
- форма вербального обращения исполнителя к аудитории (а также жесты, заменяющие устную речь), правила вежливости в беседе;
- определенные ограничения поведения (когда исполнитель находится в зоне видимости или слышимости для аудитории, но при этом необязательно говорит с ней) – Гофман определяет их как приличия – также подразделяются на 2 группы:
1. моральные – правила, относительно запретов на вмешательство в чужие дела и назойливое приставание к другим; правила сексуального достоинства, уважения к священным местам и др.
2. инструментальные – схожи с обязанностями, которые работодатель предъявляет своим работникам (забота о сохранности имущества, поддержание качественного уровня исполняемых работ и др.).
Одной из внешних форм приличия в общественных учреждениях является умение «изображать работу»: все понимают, что работникам необходимо не только выполнять определенный объем работы за определенное время, но и быть готовым при необходимости создавать впечатление усердной работы в данный момент.
Отдельное место в зональном поведении занимает характеристика т. н. закулисных зон. При этом одна и та же зона может выступать как в качестве зоны переднего плана, так и в качестве закулисной – в случае смены условий исполнения. Кабинет руководителя может представлять собой переднюю зону, подчеркивающую его деловой статус, однако этот же самый кабинет в неформальной обстановке может превратиться в место «где он [руководитель] может снять свой пиджак, распустить галстук, держать под рукой бутылочку спиртного и по-дружески интимно или даже шумно принимать коллег-руководителей своего ранга»1. Приняв закулисный стиль поведения, индивиды зачастую превращают в закулисье любую зону. Например, во многих общественных учреждениях исполнители могут присваивать себе определенную часть передней зоны привнеся в нее некую фамильярную манеру общения, символически отсекая ее тем самым от этой зоны.
5. КОММУНИКАЦИОННАЯ СИСТЕМА В КОМАНДЕ
В процессе взаимодействия двух команд друг с другом участники каждой из них поддерживают линию поведения, соответствующую их первоначальной заявке – выдерживают характер. Подавляются различные проявления закулисной фамильярности, чтобы не навредить взаимной игре, чтобы все участники чувствовали себя единой командой, где никто не играет в одиночку. Каждый участник взаимодействия обычно имеет свое место и придерживаться его, соблюдая принятый для данного взаимодействия баланс формальных и неформальных компонентов поведения, распространяя это обращение на участников по команде. Каждая команда старается подавить беспристрастный взгляд на себя и на другую команду, вырабатывая относительно приемлемы для соответствующего другого понятия себя и другого. Чтобы межкомандная коммуникация протекала по определенным каналам, каждая команда тактично, без лишних слов содействует другой команде в подтверждении впечатления, которое та пытается создавать.
Однако, когда члены какой-либо команды находятся за кулисами, где аудитория не может их видеть и слышать их, они нередко высмеивают ее таким образом, который несовместим с трактовкой аудитории при открытых встречах с нею. Так, например, в сфере обслуживания клиентов, с которыми уважительно обращаются во время исполнения, часто осмеивают, когда исполнители оказываются за кулисами. Там же иногда строятся планы «надувательства» клиентов, «подходов» к ним, способов их умиротворения.
Когда участники команды находятся за пределами поля зрения аудитории, темой их разговоров часто становятся проблемы инсценирования: «Поднимаются вопросы о состоянии знакового снаряжения; предварительно вынашиваются и проясняются собравшимися членами команды установки, линии поведения и позиции; анализируются достоинства и недостатки доступных команде передних зон действия; рассматриваются размер и характер возможных аудиторий, годных для данного представления; обсуждаются прошлые провалы в исполнении и вероятность провалов в будущем; передаются новости о командах коллег; прием, оказанный чьему-то последнему исполнению…зализываются раны и укрепляется моральный дух для следующего исполнения1. Люди с различными социальными ролями живут в одинаковой атмосфере драматургического опыта. По мнению Гофмана, могут быть различными разговоры комедиантов и ученых, но их беседы об антураже своих разговоров очень похожи.
Одним из условий успешной коммуникации в процессе исполнения и разновидностью закулисной борьбы является командный сговор, представляющий собой «любую обусловленную тайным соглашением коммуникацию, которая осторожно осуществляется таким образом, чтобы не угрожать иллюзии, созидаемой для данной аудитории1». При командном сборе участниками используется специальные средства – секретные сигналы (сценические намеки), посредством которых исполнители тайно получают и передают друг другу определенную информацию о разных вещах, имеющих отношение к успешному представлению исполнения на публике. Сценические намеки исходят от распорядителя исполнения или обращены к нему, владение ими сильно упрощает задачу управления производством впечатлений. Тайные реплики часто связывают непосредственных исполнителей с их закулисными помощниками, режиссерами.
Помимо официальной линии коммуникации между участниками исполнения, во время которой устанавливается определенный рабочий консенсус, имеет место также и неофициальная линия, которая «может осуществляться не пря­мо, обиняком, при помощи мимических акцентов, хоро­шо рассчитанных шуток, многозначительных пауз, заву­алированных намеков, целенаправленного дурачества, вы­разительных обертонов в голосе и других практически при­меняемых знаковых средств»2.
Существуют определенные правила обоюдного воспри­ятия таких вольностей в процессе коммуникации. Коммуникатор (передатчик неофициального сообщения) может отрицать, что он «подразумевал что-либо» сво­им действием, если его реципиенты (получатели информа­ции) обвинят его в лицо в передаче чего-то неприемлемо­го, а реципиенты, в свою очередь, имеют право вести себя так, как если бы не было передано ничего (или проскочи­ло всего лишь нечто безобидное). Наиболее распространенной тайной целью скрытой коммуникации в команде является тонкое выставление своей команды в благоприятном свете, а другой, соответственно, в неблагоприятном (иногда под прикрытием словесных любезностей и комплиментов, отвлекающих внимание). В связи с этим не редким является возможное стремление команд разорвать сдер­живающие их ограничения в принятых рамках рабочего согласия.
В конечном итоге Гофман выделяет три основных качества, необходимых членам команды исполнителей для поддержания своей уверенности и стабильности:

Список литературы

ЛИТЕРАТУРА:

Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни / Пер. с англ. и вступ. статья А. Д. Ковалева — М.: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2000.
Очень похожие работы
Найти ещё больше
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
bmt: 0.00571
© Рефератбанк, 2002 - 2025