Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:
Доклад*
Код |
354245 |
Дата создания |
06 июля 2013 |
Страниц |
19
|
Мы сможем обработать ваш заказ (!) 25 ноября в 12:00 [мск] Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.
|
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Глава 1. Внешняя атрибутика византийских рукописных книг
Глава 2. Содержание византийских книг
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Введение
Рукописная книга Византии 10-12 в.
Фрагмент работы для ознакомления
На протяжении IX и части Xв. формируются новые принципы книжной декорации. Помимо миниатюр в рукописях постепенно появляются орнаментальные инициалы и заставки, со временем приобретающие традиц., легко узнаваемый облик. Число иллюстраций сокращается; складываются иллюстративные циклы наиболее часто копируемых текстов (четвероевангелия, лекционария, псалтири и др.).
Ведущим центром в создании новых типов минускульного письма с IX по XV вв. был Константинополь: здесь зародились и получили распространение такие типы минускула, как «минускул типа Николая», «минускул группы философских рукописей», «жемчужное письмо», литургический минускул, «стиль выпученных глаз». Наиболее известными и исследованными являются скрипторий Студийского монастыря в Константинополе в IX—XI вв., скрипторий византийских императоров 2-й пол. X — нач. XII вв., книжные мастерские Лавры Св. Афанасия на Афоне в 10 в. и монастыря Одигитрии в византийской столице в XIV в., а также «частные» скрипторий Арефы Кессарийского (кон. IX — нач. X вв.) и Виссариона Никейского (XV в.).
Греческие рукописи, несмотря на сравнительную немногочисленность колофонов и относительную скудость содержащихся в них сведений, содержат сотни имён создателей рукописных книг. В их числе — Николай Исповедник (IX в.), константинопольский писец Ефрем и первый афонский каллиграф Иоанн из Лавры Св. Афанасия (оба — X в.), переписчик греческих книг в Иверском монастыре на Афоне Феофан (нач. XI в.), выдающиеся византийские учёные Евстафий Солунский (XII в.), Максим Плануд и Димитрий Триклиний (рубеж XIII—XIV вв.), монах Иоасаф – из константинопольского монастыря Одигитрии (2-я пол. XIV в.), греческие каллиграфы на службе у европейских гуманистов Иоанн Росос (XV в.) и Ангелос Вергикиос (XVI в.)[2,185].
Художественное оформление греческих средневековых рукописных книг тесно связано с новой формой книги — кодексом. Однако оформление древнейших кодексов следовало ещё античным традициям иллюстрирования свитков, напр., рисунки, изображающие в кодексе книги Бытия (VI в., Вена) сцены сна Иосифа, вытянуты лентой вдоль строк, как бы вторя узкой длинной форме свитка.
Все специфические элементы художественного оформления листа византийской книги (заставки, концовки, инициалы, миниатюры) обрели законченную форму ко 2-й пол. IX в.
Заставки в византийских рукописях имели прямоугольную, квадратную или П-образную форму. Они заполнены орнаментом геометрического или растительного типа. Часто углы отмечены стилизованными деревьями или цветами. В заставках прямоугольной формы иногда помещались (в оставленной свободной центр, части) миниатюра или название текста. Инициалы составлены из вьющихся стеблей, фигурок людей или животных. Они пропорционально связаны со столбцом текста. Точно определить время появления таких инициалов в византийских рукописях невозможно, но в Евангелии 9 в. (№ 23, собрание Лавры Св. Афанасия на Афоне) они уже имеют сложившуюся форму. В рукописях XI в. мастерство композиции листа достигает особого совершенства. Примером этого может быть лист 100 из Нового Завета 1072г.[3,209]
Миниатюры в византийских рукописях размещали либо на отдельных листах, либо среди строк текста и на полях рукописи. Родиной листовой миниатюры принято считать скрипторий Александрии. Принципы построения листовой миниатюры были почти те же, что и в иконописи. Так, в Евангелии нач. XII в. (ГИМ) изображение Иоанна Богослова полностью соответствует традиции иконографии. Сцена написана на гладком фоне по законам обратной перспективы. Античная основа средневековой греческой живописи здесь ясно выражена в правильных пропорциях и в пластике фигур. Древняя традиция украшения страницы миниатюрами на полях родилась в скрипториях Сирии. Декор Псалтыри IX в. из собр. А. И. расположен свободно, без ограничивающих рамок, на полях рукописи. Фигуры написаны среди деревьев и горок в непосредственной близости от иллюстрируемых строк текста.
Принципы декора листа не изменились за всё время существования византийской рукописной книги, но высшие образцы этого искусства были созданы в XI—XII вв.
Византийская империя создала художественные своеобразные формы строго церковного характера. Рукописная книга в Византии, содержавшая главным образом церковную или религиозную литературу, во внешнем оформлении выдерживает единообразный стиль, вышедший из пышного, роскошного стиля церковных украшений и иконописи. Этому ярко выраженному религиозному характеру подчинено было все искусство Византии.
Византийские монастыри являлись не только религиозными, но и образовательными центрами. Сам факт основания монастыря означал обычно и устроение монастырской библиотеки с рукописными книгами (манускриптами), необходимыми, в первую очередь, для богослужений. Известные монастыри имели собственные наиболее обширные по содержанию библиотеки, а также скриптории для копирования манускриптов.
На искусство оформления византийской книги огромное влияние оказала процветавшая живопись. Первоначально иллюстрации и орнаменты византийских книг вслепую копировали образцы эллинистической эпохи. В византийских кодексах иллюстрации размещались так, как некогда в античных свитках. Мелкие цветные иллюстрации вторгались в текст, не будучи отделены от него рамкой; фон их был такой же, как у текста: белый или пурпурный. По духу и технике это чисто античная живопись. Однако уже достаточно рано появляются и восточные мотивы, главным образом заимствованные из Сирии, Каппадокии, Египта, Армении, у арабов.
В византийских рукописях преимущественно применялся геометрический и растительный орнамент. Над текстом обычно помещали прямоугольное украшение — заставку. Миниатюры византийских рукописей отличаются высоким мастерством исполнения и принадлежат к выдающимся памятникам живописи. Это были красочные композиции, выдержанные в иконописном стиле со всеми условностями, принятыми в иконописании. Оформление византийских рукописей отличается большой роскошью: орнаменты и миниатюры разрисовывали золотом, серебром, яркими красками. Наиболее распространенный в Византии вид изобразительного искусства — мозаика — также имела влияние на книжный орнамент[1,48].
В Византии монастырские скриптории не внесли большого вклада в удовлетворение общественной потребности в книгах и в совершенствование искусства оформления книги. Иногда они работали по заказам императоров и знати - изготовляли художественно украшенные миниатюрами кодексы в драгоценных переплетах, но в основном пополняли монастырские библиотеки и выпускали убого, безвкусно оформленные Псалтыри и Жития святых; церковь хотела превратить их в единственное чтение мирян.
Производство рукописной византийской книги отличалось от того, что имело место в Западной Европе, только в деталях. И здесь с первых столетий нашей эры папирусный свиток был вытеснен кодексом на пергамене. Византийцы вынуждены были отказаться от папируса, поскольку арабы запретили вывозить его за пределы халифата. В VI-VII вв. папирусная книга-свиток фактически вышла из употребления. Впрочем, уже в IV в. три четверти книг, найденных во входившем тогда в Византийскую империю Египте, составляли книги-кодексы. Как в Западной Европе, так и в Византии производство пергамена отставало от спроса, кроме того, он был дорог, и это заставило перейти к палимпсестам, т.е. к соскабливанию старых текстов и заполнению пергамена новыми, и только с появлением в Византии в VIII-IX вв., несколько раньше, чем в Западной Европе, бумаги, палимпсесты мало-помалу теряют свое значение. До XIII в. византийцы импортируют бумагу из арабских стран, а с XIV в. предпочитают ввозить высококачественную бумагу с итальянских бумажных мельниц.
Если свитки, как правило, делали из папируса, то основным материалом для рукописных книг стал пергамен — особым образом обработанная телячья кожа. В отличие от западноевропейского пергамена, белого и бархатистого по фактуре, византийский имеет более гладкую поверхность и часто желтоватый оттенок. Текст писали темными чернилами, в самых роскошных рукописях — золотом, изредка серебром, иногда по окрашенному пурпуром пергамену; инициалы и заголовки — часто киноварью. Для создания миниатюр использовали минеральные краски и золото, твореное или листовое. Сначала делали подготовительный рисунок, затем в несколько слоев наносили краски, прописывали изображение белилами и прорисовывали мелкие детали.
Главным орудием византийского писца был калам - заостренное с двух сторон камышовое перо. Птичье перо, которое на миниатюрах в западноевропейских книгах изображается уже в VIII-IX вв., в Византии, по-видимому, не пользовалось успехом. Даже на миниатюрах XIV в. евангелисты за письмом изображаются с каламом в руке.
Греческое книжное письмо с середины IX в. претерпевало значительные изменения: унциальное майюскульное письмо[1,48] начало уступать минускулу, который, в свою очередь, не остается неизменным. В XIII-XV вв. он становится еще более беглым, в нем возрастает число лигатур и сокращений. Этот новый тип письма принято называть книжным курсивом. Византийская скоропись, вызванная все растущей потребностью в книге, в ускорении ее переписки, стала впоследствии образцом для итальянских гуманистов, особенно же для знаменитого печатника и издателя Альда Мануция. Именно он создал для своих первых печатных образцов курсивный шрифт.
Ряд историков считает периодом расцвета византийского искусства XI в. Это касается и искусства оформления книги. Как раз в тот период окончательно сложились все элементы орнаментики византийской книги: роскошные фронтисписы и виньетки, нередко заполняющие чуть ли не всю страницу, заставки, растительный орнамент на полях, замысловатые, орнаментированные заглавные буквы (инициалы) - словом, все то, что делает византийскую книгу истинным произведением искусства. Необходимый элемент ее оформления - великолепный переплет. С особой роскошью переплетали литургические книги. Одно время для этого употреблялась слоновая кость, но она представляла собой большую редкость и потому с IX - начала Х в. все чаще используют золото и эмаль. Умелые византийские ювелиры достигли изумительных успехов. По заказу богачей они украшали золотой рельеф инкрустациями из драгоценных камней.
Работы византийских переплетчиков ценились настолько высоко, что их отдавали в приданое, когда принцессы выходили замуж в другие европейские страны. Нередко роскошные книги становились дорогим императорским даром, и это тоже был способ познакомиться с искусством византийских мастеров. Им пытались подражать. Целые транспорты с византийскими кодексами - трофеи крестоносцев, захвативших в 1204 г. Константинополь, направлялись в Западную Европу.
В создании рукописной книги участвовали не менее восьми ремесленников, в том числе доброписец чернописный - писец, воспроизводивший основной текст; статейный писец, воспроизводивший киноварью вязь, подстрочные и надстрочные записи, точки и другой текст, впоследствии прописывавшийся золотом; заставочный писец - художник, рисовавший заставки и буквицы; живописец иконный - художник, рисовавший миниатюры; златописец - мастер, покрывавший золотом заставки и отдельные участки миниатюр; златокузнец, среброкузнец и сканный мастер - ювелиры, изготовлявшие драгоценный оклад книги.
Глава 2. Содержание византийских книг
В VII и VIII вв. Византия пережила тяжелые неудачи военного характера (авары, славяне, арабы), социально-политические и религиозные движения (иконоборчество); расцветает агиографическая литератуpa [жития святых были собраны в огромные двенадцатимесячные сборники — Минеи (четьи)]. Из писателей VII—VIII вв. отметим: Анастасия Синаита, диспутанта с иудеями и монофиситами в Сирии и Египте; Косму, епископа Майюмского, гимнографа; Андрея, епископа Критского, проповедника и поэта, написавшего «великий канон»; Иоанна Дамаскина, полемиста с иконоборчеством и исламом, проповедника и автора 55 канонов, богослова, построившего свою «Диалектику» по Аристотелю[2,189].
С прекращением иконоборчества, т. е. с IX в., появляются краткие руководства по всемирной истории, «хроники» с клерикальной тенденцией, основанные частью и на александрийцах и на церковных историках, на предшествующей византийской историографии вообще (Георгий Синкеля, Феофан Исповедник, патриарх Никифор, Георгий Амартол). Для русской древности всего интереснее хроника автора второй половины IX века Георгия Амартола, обнимающая историю «мира» от Адама до 842г (а если считать и ее продолжение, то до половины X века). Эта монашеская хроника отличается фанатической нетерпимостью к иконоборцам и пристрастием к богословию. Здесь помещены: обзор интересных для монаха фактов светской истории до Александра Македонского, библейская история до римской эпохи, римская история от Цезаря до Константина Великого, и история византийская. Главными источниками Амартола были хроники Феофана Исповедника и Иоанна Малалы. У Амартола есть также извлечения из Платона, Плутарха, Иосифа Флавия [I в.], Афанасия Александрийского, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Федора Студита, из житий, патериков и т. д. Язык монашеских хроник IX в. близок к языку греческой Библии и не чужд элементов живой речи[2,186]. В этом столетии было написано около 500 канонов в честь святых (Феофан и Иосиф песнописцы), т. е. почти половина всех византийских канонов. Вместе с восстановлением иконопочитания монашество энергично принялось за составление житий защитников православия. В Константинополе создается даже особая школа, где преподавались агиографические приемы и шаблоны, основанные на образцах классических биографов. Исторический элемент в этих житиях весьма скуден, искажен и скрыт введением обязательных тем смиренномудрия и растроганности. Все жития составлены по одной программе прославления. Вторую половину IX века Византийскую литературу называют веком ученых энциклопедий; в его сборниках и переработках сохранился драгоценный материал древности, заимствованный из утраченных ныне писателей. В первом ряду деятелей IX—X вв. следует назвать Константинопольского патриарха Фотия и императора Константина VII Багрянородного. Происходя из патрицианской семьи, Фотий отличался исключительной образованностью в типичной для Византии форме.
Блестящий филолог не без педантизма, знаток греческого языка и литературы всех периодов, почитатель Аристотеля, философ с богословским оттенком, обычным для Византии, и страстный педагог, Фотий собрал вокруг себя массу учеников, обратив своей дом в своеобразную академию, в ученый салон, где читались и обсуждались книги, начиная от классической древности до последних новинок. Он заставил своих учеников составить огромный Лексикон на основании как предшествующих словарей, так и выдающихся произведений античности и византийской литературы. Самое выдающееся произведение Фотия — это его «Библиотека» или «Многокнижие» (Мириобиблон), состоящая из 280 глав. Она заключает в себе сведения о греческих грамматиках, ораторах (особенно аттических), историках, философах, естествоиспытателях и врачах, о романах, агиографических произведениях и т. д. Из «Библиотеки» Фотия явствует, как много не дошло до нас выдающихся произведений; только отсюда они и становятся известными.
Внук Василия I, Константин VII Багрянородный, император номинально с 912г, в действительности с 945 по 959гг, распорядился составлять за свой счет обширные сборники, энциклопедии из произведений старой литературы, ставших редкостью; пользуясь простой византийской речью, писал сам и в соучастии.
Из произведений Константина известны: история царствования его деда Василия; сочинение об управлении государством, написанное для сына, Романа (главным образом о сношениях с соседями Византии, быт которых изображается); о военном и административном делении империи (обстоятельная география, как и в предыдущем сочинении, с фантастическими рассказами о происхождении городов и колкими эпиграммами на их жителей); о церемониях византийского двора (среди описаний придворного этикета, поражавшего варваров, в литературном отношении интересны стихотворные клики, оды и тропари в честь императора, — в особенности весенняя песня в народном стиле и гимн готской рождественской игры). По приказанию Константина составлена историческая энциклопедия. Сюда вошла в извлечениях почти вся историческая литература греков всех периодов; есть извлечения и из литературных произведений (например, романов). Из числа ученых, окружавших Константина, следует назвать историка Византии IX в. Генесия, любителя народных преданий и почитателя классической литературы, которую он однако безвкусно использовал. Позднее византийскую историю третьей четверти X века описал Лев Азиец, прозванный еще Дьяконом, плохой стилист, пользовавшийся и высокопарной риторикой и словарем церковных произведений. Всемирную хронику составил в это время Симеон Магистр, или Метафраст, прозванный так, потому что он риторически переработал массу прежних житий святых, ослабив в них фантастический элемент. Также к Xв. или несколько позднее относятся объемистые сборники изречений (напр. «Мелисса», т. е. «Пчела», «Антония»)[4,90].
В половине XI в. расширилась высшая школа в Константинополе, распавшись на две — философскую (т. е. общеобразовательную) и юридическую. Сюда стали ездить учиться и из Западной Европы и из Багдадского и Египетского халифатов. Талантливейшим и влиятельнейшим руководителем школы был Михаил Пселл, философ (платоник) и ритор, учитель нескольких императоров, которые сами стали литераторами, впоследствии первый министр. Литературная деятельность его была весьма обширна. Он оставил много сочинений по философии, богословию и естественным наукам, филологии, истории, был поэтом и оратором. Находясь под сильным влиянием эллинизма, он писал стихами и медицинские трактаты и христианские гимны; исследовал также стилистику Гомера, пересказал «Илиаду», дал комментарии к комедиям Менандра и т. д.
Список литературы
1.Захарова А. В., Орецкая И. А Православная энциклопедия. Т. VIII. М. /Эра/2004
2.Меньшиков А.В. Из истории архивов Византийской церкви X-XV вв. // ОА. 2005. №. 4.
3.Мокрецова И.П. Материалы и техника византийской рукописной книги. М./НИИР/ 2003.
4.Покровская Византийская историческая литература. М/Высшая школа/ 1999
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
bmt: 0.0053