Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:
Доклад*
Код |
354189 |
Дата создания |
06 июля 2013 |
Страниц |
16
|
Мы сможем обработать ваш заказ (!) 18 ноября в 12:00 [мск] Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.
|
Содержание
Введение
Население Приневских земель
Занятия местного населения
Последствия Столбовского мира 1617 г.
Северная война и основание Санкт-Петербурга
Заключение
Список источников
Введение
История приневских земель 1617-1703
Фрагмент работы для ознакомления
В нашем крае была развита и внутренняя торговля. Население было втянуто в рыночные отношения. Крестьяне Ижорской земли вели торговлю продуктами своего хозяйства и промыслов. Причем, такая торговля не имела случайного характера, а охватывала определенный ассортимент товаров, обслуживая давно сложившиеся хозяйственные связи. Даже отторжение Ижорской земли по Столбовскому договору не могло их порвать. Крестьяне «из-за немецкого рубежа Копорского уезда» везли в Новгород «свежие поледные рыбы». Жители «наших» рыбацких деревень также могли вывозить продукцию своего рыбного и других промыслов на продажу в соседние погосты, и даже другие уезды, так как им необходимо было иметь деньги для уплаты денежного оброка.
В средние века край представлял собой довольно-таки развитый металлургический центр.Здесь добывалась болотная руда, из которой получали железо, шедшее на изготовление сельскохозяйственных орудий и оружия. Район распространения железоделательного промысла протягивался полосой шириной до 40 км вдоль южного побережья Финского залива, начиная от Лужской губы и восточным краем заходил в южное Приладожье. Такой ореол в целом предопределялся распространением залежей болотной руды. В Писцовой книге Водской пятины конца XV – начала XVI веков в трех уездах - Ямском, Копорском, Ореховецком - зарегистрировано по 215 домниц, где было 234 печи. Первые 2 уезда, судя по археологическим данным, составляют один из древнейших центров железоделательного промысла, который возник здесь не позже XI века.
Выплавка железа производилась с декабря по апрель. На одной домнице за сезон выплавлялось от 500 до 1000 криц, каждая весом 3 кг, т.е. около 1,5 - 3 тонн металла. Процесс получения сыродутного железа был достаточно прост: добытую болотную руду засыпали в горн-котел вперемешку с углем - слой руды, слой угля. На дне горна-котла получался «слоеный пирог», который выпекали в течение двух суток - прокаливали. Это были особые печи, где «пекли» железо - котлы или калища.
Именно с добычей железа связаны названия деревни Калище, которое входит в черту нашего города. Некоторые исследователи связывают название реки Коваш и населенного пункта Коваши с железоделательным производством (от слова «ковать»). Когда-то по берегам реки Систа располагалось несколько деревень с одинаковым названием - Копаница, возможно связанным именно с добычей железной руды, которая в большом количестве здесь залегала. Да и название озера «Копанское» тоже наводят на мысль, что здесь «что-то копали» с незапамятных времен. А почему бы и не руду, которая, как говорилось выше, здесь тоже залегала? В лесах, примыкающих к нашему городу, до сих пор сохранились крупные угольные ямы - в районе Кандикюльского болота, НИТИ, Калищенского озера. В этих ямах-калищах жгли березовые поленья для получения высококачественного древесного угля. Этот уголь шел на изготовление кричного железа. И даже впоследствии, когда железоделательное производство на территории нашего края прекратилось, в этих ямах жгли березовые дрова, чтобы полученный высококачественный уголь выгодно продать питерским хозяйкам для самоваров и утюгов.
В годы шведской интервенции были нарушены добыча руды и железоделательное производство в нашем крае. А в XVIII веке Уральские горы открыли для горнопромышленников свои богатые недра, навсегда похоронив идею возрождения добычи железа из ижорской земли [6].
Последствия Столбовского мира 1617 г.
27 февраля 1617 г. в деревне Столбово на реке Сяси (ныне – Хваловского сельсовета Волховского района) граф Якоб де ла Гарди, Индрик Горн, выборгский и карельский наместник Арвид Тениссон и королевский секретарь Монс Мортенссон подписали с князем Данилой Инановичем Мезецким, окольничим, наместником Алексеем Ивановичем Зюзиным, дьяками Николаем Никитичем Новокшововым и Добрыней-Филиппом Никитичем Семеновым мирный договор между Швецией и Россией [5].
По Столбовскому миру 1617 г. бывшие русские владения в Ижорской земле, а также все Поневье и Орешек с уездом перешли в шведское владение. Шведско-русская граница прошла у Ладоги. Швеции переходило северо-западное Приладожье с городом Корела с уездом.
Именно со Столбовским миром связано появление топонима Ингерманландия. Он не является шведской калькой с Ижорской земли (Ингрии). Более точным нам представляется его перевод как земля ижорских людей – ижор, ингров (от man – человек, land - земля). Тем самым шведами подчеркивалась нерусская принадлежность этой земли.
В течение 17 века шведы активно осваивали Ингерманландию, закрепляя эту территорию в составе королевства. Были укреплены крепости Корела (Кексгольм), Орешек (Нотебург), Ям (Ямбург), Копорье и Нарва. В устье Невы при впадении в нее реки Охты еще в 1611 г. была сооружена крепость Ниеншанц (в переводе со шведского - невское укрепление). Под ее прикрытием на противоположном, правом, берегу Охты вырос город-порт Ниен.
Согласно Столбовскому миру, служивые люди, городское население и монахи отторгнутых земель, пожелавшие выехать с этой территории в Россию, имели право на это в течение двух недель. Сельское духовенство и пашенные люди такого права не получили. Отход из городов Ингерманландии был довольно значительным. Сельское население осталось, значительная часть дворянства перешла на службу шведской короне. Сохранилось русское административно-территориальное деление на уезды и погосты, русская система управления – деревенские старосты, русская система налогообложения.
Сразу же после неудачной попытки России в 1656 г. вернуть утраченные земли шведское правительство форсирует процесс переселения на опустевшие земли финнов.
Хотя по условиям Столбовского мира жителям отошедших к Швеции территорий было предоставлено право свободного выбора вероисповедания, шведы стали проводить насильственное обращение в евангелистскую веру. Православное население массово бежало во внутренние области России. Пик насаждения лютеранства в Ингерманландии приходился на восьмидесятые годы XVII века.
Начинается и промышленное освоение присоединенных территорий. На Ижоре, в районе современного поселка Войскорово, шведы построили пильную мельницу [2].
После заключения Столбовского мира Новгород стал своего рода связующим звеном между русским государством и русскими территориями, перешедшими под власть русской короны. В соответствии с договоренностью православное духовенство этих территорий подчинялось новгородскому митрополиту, который назначал священников в православные приходов Корельского уезда и Ижорской земли, руководил церковным строительством и вершил суд по духовным делам. В Новгород из-за шведского рубежа приезжали монахи, священники, торговцы и перебежчики, спасавшиеся от национального угнетения и феодальной зависимости.
По условиям Столбовского договора единственным торговым партнером России, с которым русские купцы могли вести прямую торговлю, была Швеция. Особенность этой торговли состояла в том, что кроме прямых торговых операций, проводимых на русском гостином дворе в Стокгольме, русское купечество осуществляло также транзитную торговлю с западноевропейскими купцами через города Прибалтики: Ригу, Ревель (Таллин), Нарву (Ругодив), Канцы (Ниеншанц) и Выборг. Монопольное право торговли шведов с русскими купцами повторялось позднее в Валиесарском (1658 г.) и Кардисском (1661 г.) договорах [5].
Северная война и основание Санкт-Петербурга
К исходу XVII века достигло апогея «шведское великодержавие» на Балтике, которая практически превратилась во внутренне море феодально-абсолютистского Шведского королевства; это противоречило интересам не только России, но и других государств. Снова, как за тысячу лет до этого, складывается русско-датский военно-политический союз, направленный на ограничение шведской экспансии. В 1700г. коалиция государств, объединявшая Россию. Польшу, Саксонию, вступает в войну со Швецией.
Начало войны ознаменовалось для русских войск большой неудачей: русская армия, еще неопытная в военном деле, была разбита под Нарвой. К счастью, этот успех внушил молодому шведскому королю Карлу XII слишком презрительное отношение к силам России: он обратил свои войска против Августа II короля польского, оставив в Ингерамнландии лишь незначительные отряды.
Петр отлично воспользовался оплошностью противника и сосредоточил военные действия в местности, прилегавшей к Неве. Сюда была напрвлена сохранившаяся после нарвского погрома армия, и сюда же стекались вновь создаваемые полки, преимущественно драгунские.
Осенью 1702 года, у юго-западного берега Ладожского озера собралось до 10 тысяч русского войска с артиллерией. Была и конница, которой уже умели пользоваться для разведок. Задуманный Петром главный удар был направлен против небольшой шведской крепости Нотебурга, при истоке Невы, защищаемой гарнизоном не более 450 человек под начальством Шлиппенбаха, но снабженной сильной артиллерией, насчитывавшей до 140 орудий. В старину тут было русское укрепление Орешек, за 90 лет перед тем перешедшее к шведам и ими перестроенное.
Большое значение Нотебурга понятно: он служил опорой шведским силам на Ладожском озере, и вместе с тем прикрывал вход в Неву, на которую Петр уже смотрел, как на ближайший путь к морю. Поэтому военные действия должны были открыться взятием Нотебурга. Взятие древнего русского Орешка прошло с большими потерями для нашего войска, но Петр торжествовал и назвал его Шлиссельбургом, то есть Ключом-городом.
Взятием Нотебурга закончились военные действия 1702 года. Следующему году выпала не менее важная задача – овладеть невским устьем, т.е. местностью нынешнего Петербурга.
Там при впадении реки Охты в Неву, стоял шведский городок Ниеншанц или Канцы. Городок этот был значительнее Нотебурга: в нем находилась лютеранская церковь и военный госпиталь с большим садом. Крепость с шестью бастионами защищали 800 человек гарнизона; на взморье плавали шведские военные суда [1].
1 мая 1703 г. русские войска заняли Ниеншанц, и он был переименован в Шлотбург (Замок-город). Нева от истока до устья вновь была в руках русских; «ключ» и «замок» к Балтийскому морю возвращены России.
Но чтобы «ногою твердой стать при море», занятых крепостей было недостаточно. В поисках нового, более надежного рубежа царь с матросами на лодках обследовал невские острова. Место было найдено в начале дельты Невы, на небольшом Заячьем острове (по-фински - Енисаари) [3].
Список литературы
1.Авсеенко В.Г. История города С.-Петербурга в лицах и картинках 1703-1903. Исторический очерк. – СПб.: SOTIS, 1993. С. 240
2.Ефимова Г.А., Иволга Р.С., Сизенов Е.П. История нашего города. СПб.: 2005. «Колпино-сити» – сайт родного города
3.Конькова О. Ижора //Электронный журнал «Пчела» 2001 - № 34.
4.Семенцов С. Мифы истории. – Журнал «Конкуренция и рынок». Январь 2003, №16. С. 213
5.Семенцов С., Воеводский И. От шведского города к российской столице. Статья на сайте шведского консульства в Санкт-Петербурге.
6.Шарымов А. Предыстория Санкт-Петербурга. 1703 год. Книга исследований. – СПб.: Асток, 2005. С. 316
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
bmt: 0.00483