Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:
Реферат*
Код |
354068 |
Дата создания |
06 июля 2013 |
Страниц |
17
|
Покупка готовых работ временно недоступна.
|
Содержание
Введение
1. Агрессия и межличностные отношения: терминологический анализ
2. Проявления агрессии в межличностных отношениях
3. Преодоление агрессии в межличностных отношениях
Заключение
Список литературы
Введение
Агрессия межличностных отношений
Фрагмент работы для ознакомления
Народная мудрость гласит: "Язва желудка – не от того, что едим мы, а от того, что ест нас".
Итак, накопившаяся отрицательная энергия требует выхода и подобная разрядка просто жизненно необходима человеку. Но... разрядиться на окружающих в ходе межличностных отношений - это не выход, а выходка.
Социальные психологи проводят границу между поведением самоуверенного, энергичного и деятельного человека и действиями, результатом которых становится причинение вреда окружающим или разрушение. В первом случае речь идет о напористости, во втором - об агрессии.
Социальные психологи склонны рассматривать определение агрессии как физического или вербального поведения, цель которого — причинение вреда кому-либо (в том числе, в ходе межличностных отношений). Под это определение, понятно, не подпадаютдорожно-транспортные происшествия, действия, совершаемые стоматологом в процессе лечения и причиняющие пациенту боль, а также случайные столкновения прохожих друг с другом на тротуарах и пешеходных дорожках. Под него подпадают давление и рукоприкладство в межличностных отношениях, прямые оскорбления и даже распространение сплетен.
Под приведенное выше определение агрессии можно подвести два ее вида. Животным присуща социальная агрессия, для которой характерны приступы ярости, и молчаливая агрессия; именно ее демонстрирует хищник, подкрадывающийся к своей жертве. За эти виды агрессии «ответственны» разные участки мозга. Что же касается человека, то психологи выделяют следующие виды агрессии — «враждебную» и «инструментальную». Источником враждебной агрессии является гнев, и ее конечная цель — причинить вред. Если же причинение вреда не самоцель, а лишь средство достижения какой-либо другой цели, то речь заходит об инструментальной агрессии.
Можно сказать, что враждебная агрессия «горячая», а инструментальная — «холодная». Немало убийств — результат враждебности и явной неприязни в межличностных отношениях. Примерно половина из них — следствия ссор, остальные — следствия любовных треугольников или драк, затеянных людьми, одурманенными алкоголем либо наркотиками. Подобные убийства импульсивны и происходят в результате эмоциональных взрывов, именно этим и объясняется, почему введение смертной казни не привело к уменьшению числа подобных преступлений, как свидетельствуют данные исследований. Однако некоторые убийства на межличностном уровне — проявление: инструментальной агрессии.
Изучая причины враждебной и инструментальной агрессии, социальные психологи основное внимание уделили следующим трем принципиальным идеям: 1) существует врожденная и апологическая потребность в агрессии; 2) агрессия является естественной реакцией на фрустрацию; 3) агрессивное поведение - результат научения.
В целом, агрессию в межличностных отношениях можно рассматривать под разными углами: например, учитывая, семейную специфику, особенности субкультуры, гендер.
В семьях, где практикуется рукоприкладство как норма межличностных отношений (несмотря на то, что в семье они считаются самыми позитивными) вырастают дети, склонные к агрессивным действиям в отношении окружающих. Чтобы призвать их к порядку, родители нередко прибегают к окрикам, шлепкам подзатыльникам, демонстрируя тем самым, что агрессия может быть способом решения проблем, в том числе и межличностного характера. Чаще всего такие родители — выходцы из семей, в которых не брезговали физическими наказаниями. Хотя большинство людей, с которыми жестоко обращались вдались в детстве, и не преступники, и хорошие родители, многие из них все-таки переносят известные им по собственному опыту «методы воспитания и межличностного общения» на своих детей и наказывают их часто. В семьях насилие нередко порождает насилие.
Влияние семьи также проявляется в более высоком уровне агрессивных межличностных отношений в тех культурах и семьях, где дети растут практически без отцов. По данным Бюро судебной статистики США, 70% задержанных полицией подростков, принадлежащих к национальным меньшинствам, воспитывались в неполных семьях. Вероятность того, что дети из неполных семей в будущем станут жертвами жестокого обращения, не закончат школу, начнут убегать из дома, обзаведутся в очень юном возрасте внебрачными детьми и совершат тяжкие преступления, в 7 раз выше — к такому выводу пришел Дэвид Ликкен, обработав соответствующую статистическую информацию. Полные семьи отличаются от неполных не только тем, что межличностные отношения в них позитивнее, а отцы оказывают адекватное влияние на их дисциплину, но и более высоким уровнем благосостояния и образования и более оседлым образом жизни. Отсутствие одного родителя (как правило, отца) положительно коррелирует с таким параметром, как уровень насилия, и эта зависимость прослеживается во всех неполных семьях, независимо от их финансового положения, образовательного уровня, местожительства и расовой принадлежности. По данным одного исследования проведенного в Великобритании, вероятность агрессивного поведения детей в значимых для них межличностных отношениях возрастала, если родители разводились1.
Далее, социальная среда вне дома тоже является источником примеров для подражания. Там, где идеалом мужчины является мачо (по-испански — настоящий мужчина, самец), агрессивный стиль поведения в межличностных отношениях практически на всех уровнях переходит от отцов к сыновьям. Это и неудивительно, ведь всегда, как пишет Р.С.Немов, «для мальчиков-подростков объектом подражания часто становится тот человек, который ведет себя «как настоящий мужчина»2. Так, основанная на насилии субкультура подростковых банд дает их младшим членам немало примеров агрессивного поведения.
Влияние субкультуры изучали Ричард Нисбетт и Дов Коэн. Они считают, что в США представлены разные субкультуры: рассудительные и склонные к сотрудничеству (в том числе и в межличностных отношениях) белые люди, поселившиеся в Новой Англии и в центральных регионах североамериканского континента, создали собственную субкультуру, отличную от той, которая возникла на Юге, заселенном преимущественно хвастливыми и кичливыми потомками шотландцев и ирландцев. Первые были ремесленниками и фермерами, вторые — агрессивными охотниками и пастухами. До сих пор уровень «белой» преступности больше в тех американских городах и регионах, где живут потомки южан. Так, в Техасе, населенном выходцами с верхнего Юга, белыми совершается в 4 раза больше убийств, чем в штате Небраска, где живут потомки выходцев с Востока, Среднего Запада и из Европы. Даже в более бедных, чем техасские, городах Небраски уровень «белой» преступности ниже, чем в Техасе3.
Люди приобретают навыки агрессивных реакций в межличностных отношениях как на собственном опыте, так и наблюдая за поведением окружающих. Но в каких случаях эти навыки будут использованы? Бандура утверждает, что агрессивные действия могут быть спровоцированы различными аверсивными обстоятельствами: фрустрацией, болью, оскорблениями. Аверсивный опыт вызывает у людей эмоциональное возбуждение. Однако будут ли они проявлять агрессию, зависит от того, каких возможных последствий они ожидаем. Агрессивные действия в межличностных отношениях наиболее вероятны тогда, когда люди возбуждены и им кажется, что они в безопасности и могут получить от них определенную выгоду.
Можно говорить и об агрессии в межличностных отношениях на уровне гендера.
Есть, например, все основания считать, что порнография может подталкивать мужчину к агрессивным действиям в отношении женщин. О том, что такую возможность исключать нельзя, свидетельствуют результаты многих корреляционных исследований. Д.Майерс отмечает также, что сегодня большинство людей толерантно относятся к образу женщины, создаваемому масс-медиа, способствуя тем самым, тому, что многие называют набирающим силу «геноцидом женщин»1.
3. Преодоление агрессии в межличностных отношениях
Существуют неагрессивные способы выражения чувств и информирования окружающих о том, как влияет партнера по отношениям их поведение. Представители разных культур имеют возможность так выражать свое неудовольствие, что акцент приходится не на порицание окружающих за их действие, а на отношение к ним самого говорящего: «Я сержусь» или «Меня раздражает, что ты оставляешь грязную посуду». Такой способ информирования о собственных чувствах лучше, потому что он позволяет тому, кому адресовано сообщение, позитивно отреагировать на него. Настаивать на своем можно и не прибегая к агрессии.
Если агрессивное поведение в межличностных отношениях — результат научения, значит, есть надежда на то, что его можно контролировать.
Такие аверсивные переживания, как фрустрация вследствие неоправдавшихся ожиданий и личные оскорбления словом или действием, создают предрасположенность к враждебной агрессии. Следовательно, мудро поступает тот, кто воздерживается от внушения людям таких ожиданий, которые, скорее всего, никогда не реализуются. На инструментальную агрессию влияют ожидания определенных вознаграждений и выгод. А это значит, что следует вознаграждать неагрессивное поведение и сотрудничество. В лабораторных условиях дети тогда начинают вести себя менее агрессивно, когда наблюдавшие за ними взрослые игнорировали агрессивные и подкрепляли неагрессивные поступки (см. также далее). Наказание агрессоров в большинстве случаев менее эффективно. Угроза наказания предотвращает агрессию только в идеальных условиях, когда наказание является сильным, незамедлительным и соразмерным проступку, когда оно сочетается с вознаграждением за желательное поведение и когда тот, кого наказывают, не злится. Если эти условия не соблюдены, агрессия может проявиться.
Однако эффективность наказания небеспредельна. В большинстве случаев агрессивные действия, которые могут дорого обойтись тому, против кого направлены (как и тому, кем совершаются), импульсивны, это так называемая «горячая агрессия» — результат ссоры, оскорбления или нападения. Следовательно, нужно предупредить агрессивные действия, предотвратить их. Необходимо учить людей неагрессивным способам разрешения конфликтных ситуаций межличностного общения. Если бы «смертельная агрессия» была исключительно спланированной и инструментальной, можно было бы надеяться на то, имеет место избавление от повторения подобных проявлений, посредством сурового наказания совершившего ее преступника. Если бы это было так, то в тех регионах, где существует смертная казнь, уровень преступности был бы ниже, чем там, где ее нет. Но в мире «горячих» убийств это не так.
Родительские наказания тоже могут иметь негативные побочные эффекты. Наказание — это аверсивная стимуляция, оно моделирует именно то поведение, которое пытается предотвратить. Оно также и принудительно по своей сути (люди редко соглашаются с навязанными действиями, даже если объективно они вполне оправданны). Именно поэтому агрессивные подростки и родители, склонные к жестокому обращению с собственными детьми так часто оказываются выходцами из семей, в которых межличностные отношения поддерживали с помощью суровых физических наказаний.
Чтобы мир стал добрее, с ранних лет нужно демонстрировать людям образцы гуманного поведения и сотрудничества в межличностных отношениях, вознаграждать за подобные проявления, а начать, возможно, следует с того, чтобы научить родителей воспитывать дисциплинированность, не прибегая к насилию. Специальные обучающие программы учат родителей подкреплять желательные поступки детей и формулировать свои обращения к ним не в отрицательной, а в утвердительной форме (Чем говорить: «Пока не уберешь свою комнату, ни о каких играх не может быть и речи», лучше сказать: «Когда уберешь свою комнату, сможешь пойти играть»)1. Реализация одной такой «программы замещения агрессии», согласно Д.Майерсу, снизила количество повторных арестов малолетних правонарушителей и членов молодежных банд. Участников этой программы — подростков и их родителей — обучали навыкам межличностного общения, методам контролирования гнева и одновременно стремились повысить уровень их моральной аргументации.
Вообще, существуют разные подходы к проблеме детской агрессивности. На Западе её склонны считать совершенно естественным свойством любого ребенка; иногда, согласно этой теории, для нормализации межличностных отношении в системе «родитель - ребенок» рекомендуется просто «потерпеть», давая ребенку возможность выплеснуть, изжить эту тенденцию, заложенную в нем самой природой.
В советской психологии и педагогике была принята принципиально иная установка: никакой естественной и врожденной агрессивности не бывает, и если правильно воспитывать ребенка, то она никогда и не возникнет. По принципу: никогда не покупаете своему чаду игрушечных пистолетов, не позволяйте ему смотреть «злобные» мультики, решительно пресекайте любые проявления агрессии в его поведении — и будет вам счастье.
Правда, как всегда, где-то посередине. Тот факт, что какие-то агрессивные тенденции действительно естественны, заложены в психике любого ребенка, сегодня принимается как данность большинством специалистов. Идея же о «свободном излиянии» агрессии в межличностных отношениях вызывает серьезные сомнения. Человек, как-никак, существо социальное. И родители просто не могут позволить своему чаду «свободно изливать» свое стремление драться, кусаться, отнимать чужие игрушки — ведь у других детей (и взрослых) ничуть не меньше прав и потребностей, и никто из них не обязан становиться мишенью для чужой агрессии.
Способность справляться с гневом и агрессией напрямую связана с умением облекать свои чувства в слова.
Речь — величайший дар человеку. До тех пор пока ребенок не умеет говорить, он может действовать в сфере межличностного общения излишне прямолинейно. То, что выглядит со стороны агрессией, может на самом деле являться лишь неумением выразить свое желание «иным» способом. Вырывая из рук другого ребенка игрушечный грузовик в ходе игры, дитя вовсе не проявляет агрессии: он просто желает немедленно получить то, что видит. На этом этапе задача взрослого понемножку учить его разным способам межличностного взаимодействия с другими детьми: поменяться игрушками, поиграть вместе. При этом ребенок с каждым днем все лучше осваивает речь, и потому вскоре будет готов к тому, чтобы действовать не руками, а словами — попросить, договориться.
Прежде всего нужно помнить правило: ребенку требуется как можно больше позитивного внимания и как можно меньше негативного.
Если он ударил другого ребенка, не надо делать ему «подарок» в виде собственной реакции. Можно подойти не к виновнику, а к жертве: обнять обиженного малыша, погладить его по голове, утешить. Сказать ему что-нибудь вроде: «Не огорчайся, пожалуйста. Он не хотел сделать тебе больно». Отвести его в сторонку, дождаться, пока он успокоится и займется чем-нибудь, и лишь после этого вернуться к виновнику.
Если его целью было привлечение внимания, он убедился — такой способ не подходит.
Нужно установить четкие правила: «Мы никого не бьем. Если чувствуешь, что злишься, хочешь кого-нибудь ударить — отойди в сторонку. Можешь подойти ко мне и рассказать, что тебе хочется драться». Разумеется; это не текст для дословного повторения ребенку, а лишь общая схема. Нужные слова каждый взрослый найдет сам. Нужно учить ребенка узнавать свои чувства, признавать их, выражать словами, а не кулаками.
Можно поиграть с ним в воздушные шарики. Взяв шарик, говорят потенциально агрессивному ребенку: «Представь себе, что ты — такой шарик. Вот ты начинаешь сердиться, все больше и больше. (Шарик надувается). Злости в тебе все больше и больше, ты уже весь ею заполнен, вот как этот шарик, такой же надутый. Что же дальше делать? Еще немножко злости — шарик — бац! — и лопнет. (Можно это и продемонстрировать — надуть шарик посильнее, чтобы он действительно лопнул). Или наткнется на что-нибудь — и тоже будет взрыв, лопнет шарик. Что же нам делать? А давай мы осторожненько, понемножку будем воздух из шарика выпускать. Так аккуратно его и сдуем. Вот, смотри, он остался целый, не лопнул. Так и злость из себя можно выпускать — тихо, осторожно»1.
Даже маленькому ребенку вполне под силу освоить некоторые простые навыки релаксации.
Нужно учить его расслаблять мышцы, глубоко дышать. Вариант - договориться с ним, что, когда он очень сильно злится и ему хочется драться, он имеет право выйти в другую комнату и там громко крикнуть или бросить что-нибудь на пол. По мере взросления ребенка надобность в таких прямых способах выражения будет отпадать — ему достаточно будет высказываться словами.
Список литературы
1.Майерс Д. Социальная психология. – С-Пб.: Питер, 2005. – 794 с.
2.Немов Р.С. Психология. В трех книгах. Книга 2. – М.: Владос, 1998. – 608 с.
3.Образцова Л.Н. Когда сдают нервы. – М.: АСТ, 2006. – 60 с.
4.Популярная психология для родителей. Под ред. А.А.Бодалева. – М.: Флинта, 1998. – 400 с.
5.Психология. Под ред. В.Н.Дружинина. – С-Пб.: Питер, 2000. (Социальная психология) – С. 325 – 386.
6.Психология труда, профессиональной, информационной и организационной деятельности. Сост. Б.А.Душков и др. – М.: Академический проект, 2005. – 848 с.
7.Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. – С.Пб.: Питер, 1999. – 752 с.
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
bmt: 0.0045