Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:
Реферат*
Код |
354039 |
Дата создания |
06 июля 2013 |
Страниц |
22
|
Мы сможем обработать ваш заказ (!) 23 декабря в 12:00 [мск] Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.
|
Содержание
Современные психолингвистические представления о процессе продуцирования речевого высказывания. Этапы порождения речи
Развитие синтаксической структуры высказывания в онтогенезе
Заключение
Библиографический список
Введение
Лингвистические и психолингвистические аспекты исследования системы языка у дошкольников
Фрагмент работы для ознакомления
Речевой онтогенез чаще рассматривается со стороны выразительных проявлений младенца. Действительно, целостная способность ребенка пользоваться языком и говорить часто идентифицируется в обыденном сознании с его способностью производить слова, предложения, последовательности предложений. Нельзя, однако, упускать из виду, что сложнейшая по своей организации речевая способность человека включает по крайней мере две более специальных функции (также крайне сложно организованных) — продуцирования речи (так называемая экспрессивная речь) и ее восприятия и понимания (так называемая импрессивная речь). Эти функции тесно взаимосвязаны в своем действии, однако существенно различны по своей природе, а их функционирование включает различные операции и различные органы человеческого тела [8]. Так, в случае продуцирования устной речи — это деятельность двигательных артикуляторных органов, в случае восприятия устной речи — деятельность перцептивного органа слуха.
Различны также способы и подходы, с помощью которых исследователи получают научные данные об экспрессивной и импрессивной речи младенцев. Изучение онтогенеза экспрессивной функции у младенца, особенно в предречевой период, опирается в основном на внешне выражаемые двигательные и вокальные проявления, общий поведенческий абрис. Тем самым ценные объективные данные получают в этом случае на основе наблюдений. По-другому обстоит дело с восприятием и пониманием речи на раннем этапе онтогенеза. Перцептивные процессы младенца протекают скрыто, трудно доступно для исследовательского глаза. Поэтому наблюдение вряд ли может способствовать накоплению полезных фактов, и исследователи обращаются к другим экспериментальным процедурам.
От 0 до 12—14 мес - это отрезок обычно квалифицируется как предречевой, или дословесный. По его завершении у нормально развивающегося ребенка, как правило, появляются первые слова. Ранее уже отмечалось, что в данном периоде (сенсомоторного интеллекта) Ж. Пиаже выделял несколько стадий; появление каждой из них связано с возникновением новых психологических возможностей младенца. В последующем изложении будет показано взаимосоответствие трех основных линий младенческого развития на каждой стадии: а) двигательных проявлений; б) форм общения; в) вокализаций [11].
На первой стадии (первые 6 недель жизни ребенка) в поведении новорожденного преобладают прирожденные рефлексы, и развитие идет за счет медленных пошаговых приспособлений простых рефлексов к условиям внешней среды. Однако очень рано новорожденный обнаруживает зачаточные формы общения с близкими. Так, присутствие матери уже в первую неделю жизни малыша оказывает успокоительное действие. На 2-й неделе ласковое голосовое обращение к ребенку, тактильный контакт с ним начинают вызывать реакцию сосредоточения и замирания. Первые голосовые реакции ребенка совершенно отчетливы. Появление на свет нормального ребенка сопровождается криком, и первые месяцы жизни здоровые дети плачут достаточно много. Крик и плач новорожденного является биологически полезной функцией, помогающей окружающим понимать неблагоприятные для него ситуации и устранять их. Важно обратить внимание на то, что у начальных голосовых проявлений новорожденных существует сугубо психологическая функция, которая состоит в том, что с помощью вокализаций выражаются субъективные состояния малыша [12]. На первом месяце жизни с помощью крика и плача ребенок недифференцированно выражает свои негативные состояния. В результате постепенного развития общих психофизиологических механизмов эти голосовые явления позднее оказываются способными выражать состояния позитивного знака, а затем при нормальном развитии ребенка превратятся в дальнейшем в его речь.
На второй стадии (обычно с середины второго по четвертый месяцы жизни) прирожденные рефлексы под влиянием опыта и повторений преобразуются, возникают первые простые двигательные навыки. Механизмом возникновения новых возможностей Пиаже и Гвоздев считали так называемые циркулярные реакции. Они состоят в том, что, совершив некоторую реакцию (порой случайно), младенец затем многократно повторяет ее. Вследствие повторения реакция закрепляется, образуя прочную схему, и таким образом создается новая поведенческая форма. Первые случаи циркулярной реакции обычно сосредоточены на теле ребенка — это так называемые «первичные циркулярные реакции». Типичным примером могут служить акты, предваряющие схватывание: ребенок поскребывает предмет, привлекший его внимание, пытается его схватить, отпускает и снова повторяет последовательность — скребет, схватывает, отпускает. Такие последовательные действия повторяются многократно, в результате чего малыш научается более или менее ловко удерживать предметы в руках.
Формы общения младенца со старшими на данной стадии становятся более явными, расширяется сфера их проявлений. На втором—третьем месяцах жизни появляется так называемый комплекс оживления. Ребенок реагирует на приближение взрослого радостным возбуждением — на лице у него появляется улыбка, моторика тела усиливается, возникают неоформленные вокализации.
Характерным феноменом в области общения становятся циркулярные формы — повторяющиеся проявления одних и тех же реакций. Замечено, что матери интуитивно улавливают циркулярность действий малышей. Изменения наблюдаются и в голосовых проявлениях младенца. В 2—4 мес появляются так называемые первичные вокализации, известные как гуление, переходящее позднее в лепет. Первичные вокализации имеют спонтанный характер, проявляются у ребенка в состоянии спокойного бодрствования. На слух они воспринимаются как гласноподобные звуки, близкие к нейтральным гласным взрослых. Эти проявления, очевидно, имеют чисто биологические основания, поскольку по всему миру дети гулят практически одинаково, независимо от языкового окружения. Гулят и лепечут дети как нормально слышащие, так и глухие от рождения. Гуление — это первичная циркулярная форма голосовой активности малыша. Она свидетельствует о «пробуждении» и постепенном нарастании через повторение латентных двигательных программ [4].
На третьей стадии развития (приблизительно 5—8мес) циркулярные реакции переходят во вторичную форму. Это понятие относится к более развитым поведенческим формам. Возникают первые формы преднамеренности, проявляющейся в нацеленности ребенка на объект, наличии промежуточных действий, служащих средством достижения цели, произвольном приспособлении к новой ситуации. Общение малыша с окружающими обнаруживает тенденцию к расширению своей сферы и появлению реакций, которые могут быть сближены с преднамеренными. В голосовых проявлениях младенца рассматриваемого возраста сохраняются крик и плач, гуление переходит в форму, которую можно квалифицировать как лепетную. Особенность лепета в его зрелой форме составляет наличие в вокализациях слоговых элементов и неоднократное повторение малышом одного и того же или сходных слогов [9]. Лепет также можно рассматривать как форму развитой (вторичной) циркулярной реакции, включающей элементы произвольного управления со стороны ребенка.
Для четвертой стадии (около 9—12мес) становится характерным отчетливое проявление преднамеренных форм двигательного поведения. Достаточно обычным становится теперь для ребенка достигать поставленной цели путем преодоления препятствия на своем пути. В общении младенцев рассматриваемого возраста с окружающими возникают и развиваются так называемые конвенциональные, или условленные, формы общения. Младенец обращается ко взрослому в поисках помощи, подает побудительные сигналы — хнычет, выражает беспокойство и т.п. Такого рода коммуникативные сигналы становятся затем постоянными и понимаемыми общающимися сторонами, т.е. конвенциализируются. Их внешнее выражение приобретает черты лаконичности, они как бы только намекают на желательное действие. Голосовые проявления ребенка на данной стадии развития включают плач и крик в ответ на неприятные воздействия, а в эмоционально нейтральной и позитивной ситуации — гуление и лепет. Дополнительно к этим феноменам обнаруживается значимое для речевого развития явление произвольной, хотя и неоформленной вокализации — «младенческого пения». Оно состоит в том, что малыш производит вокализации различной аффективной окраски. «Младенческое пение» завершает формирование дословесного «коммуникативного каркаса» у маленьких детей: оказывается сформированной способность выразить в конвенциональной форме свои желания в ситуации общения, побудить окружающих к их исполнению, использовать для этого произвольно управляемые голосовые сигналы. Однако сами голосовые сигналы остаются еще неоформленными, «дословесными». И вот на исходе этого этапа психического развития обычно возникают первые детские слова. Эти слова чрезвычайно специфичны, часто мало похожи на соответствующие слова окружающих как по звучанию, так особенно и по значению. И все же взрослые отмечают их появление и значимость для успешного психического развития ребенка. Способностью голосового выражения своих субъективных состояний ребенок снабжен от рождения, что проявляется, как уже отмечалось, с момента его появления на свет. Крик и плач — инструмент выразительности. В момент рождения ребенка этот инструмент примитивен и имеет ограниченную сферу действия, отражая только его негативные эмоциональные состояния. Однако этот механизм необычайно важен по заложенному в нем центральному принципу: осуществлению связи «психическое состояние— голос» (т.е. связи психического и физиологического) [7].
В общем ходе раннего предречевого развития младенца Гвоздев отмечает то обстоятельство, что изначально новорожденный способен различать практически любые фонетические элементы, существующие во всех мировых языках, и демонстрирует высокую чувствительность к акустическим изменениям, происходящим у границ фонетических категорий. Однако к возрасту около 12 мес младенец утрачивает такую способность и перестает слышать ранее им различаемые контрастные позиции других языков. Таким образом оказывается, что вербальное развитие идет в направлении от «общеязыкового» к «специфически языковому». Куль объясняет это явление действием самоорганизующихся процессов, приводящих к адаптивности, но сопровождающихся потерей гибкости.
Обычно к концу первого — началу второго года жизни ребенка на фоне его продолжающегося лепета и младенческого пения у него появляются звукокомплексы, которые квалифицируются окружающими как первые детские слова. По своему звуковому оформлению они могут быть близкими лепетным звукокомплексам (типа ма-ма, па-па) и получили название «нянечных слов». Их звучание оказывается сходным у детей всего мира. Принципиальное отличие первых слов от лепета — в их «осмысленности», отмечаемой окружающими. Эта «осмысленность» довольно трудно поддается объективному определению. Первые детские слова обычно не имеют прямых референтов, т.е. не называют конкретные предметы или явления мира. Их семантика весьма своеобразна, вследствие чего их квалифицируют порой как однословные предложения. Это своеобразие состоит в том, что одним словом малыш обозначает целую ситуацию, причем одно и то же слово может относиться ко многим ситуациям. К двухлетнему возрасту словарь малышей порой насчитывает до 25 слов. В дальнейшем происходит его быстрый рост. Словарь шестилетних детей доходит в среднем уже до 15 000, а к возрасту в 10—12 лет практически сравнивается по объему с житейским словарем окружающих [6].
В возрасте от полутора до двух с половиной лет при нормальном темпе развития происходит важный сдвиг в речевых проявлениях малышей — они начинают использовать соединение слов, появляются двухсловные предложения. Эти предложения часто имеют телеграфный стиль, т.е. грамматически не оформлены. Их семантическая направленность — на указание местоположения объекта, описание событий, действий и др. Дальнейшее развитие двухсловных предложений связано с употреблением грамматических форм. В русском языке, представляющем собой по лингвистическому определению язык синтетического типа, это связано с появлением так называемых флексий, т.е. с изменением грамматической формы слов при их сочетании. Это достаточно знаменательный момент речевого развития, обнаруживающий формирование грамматики в языке ребенка.
С этим моментом связано появление так называемого детского словотворчества, которое наблюдается обычно с 2,5—3-х лет вплоть до школьного возраста. Термином «детское словотворчество» обозначается широко распространенное (а, возможно, и всегда существующее в скрытом виде) явление детской речи [8]. Оно состоит в том, что в ходе повседневного общения или игры малыши спонтанно включают в свою речь слова такой структуры, какая не используется в языке окружающих и тем самым не может быть имитационно усвоена ребенком. Это — особые, «изобретенные» слова (неологизмы).
Существует еще один феномен детской речи периода 3—7 лет, получивший довольно широкое освещение в научной литературе и впервые описанный Ж.Пиаже под названием эгоцентрическая речь [13]. В этом феномене проявляются особенности коммуникативной стороны детской речи, состоящие в том, что дети указанного возраста в некоторых ситуациях (играя, рисуя и т.п.) не обнаруживают нужды иметь собеседника, когда они говорят. Ребенок говорит, ни к кому не обращаясь, сам для себя, как бы думает вслух. По Пиаже, у детей в возрасте 3—4 лет доля эгоцентрической речи (коэффициент эгоцентричности) составляет более 40%; затем эта речь постепенно угасает, практически исчезая к школьному возрасту.
Развитие речи, конечно, продолжается в школе (а в каком-то смысле и всю жизнь человека). В связи с обучением чтению и письму собственная речь становится объектом анализа ребенка, что придает ей новый рефлексируемый характер. Вместе с расширением сферы общения ребенок развивает свою способность использовать речь для установления и поддержания социальных отношений, т.е. развивается прагматический аспект его языка [10]. Чрезвычайно важно то, что дети научаются читать, понимать, а позднее и создавать речевые описания, воссоздающие события. Это становится основой для их приобщения к широкому кругу знаний, представленных в книгах, т.е. по сути — ко всей человеческой культуре. Таким образом, развитие речи и языка в школьном возрасте представляет собой важнейшую реальность.
Заключение
В традиции отечественной психолингвистики процессы порождение речи связываются с деятельностным характером речи. Это означает, что
1) последовательные этапы порождения речи соотнесены с фазами (этапами) любой деятельности, т.е. предполагают ориентировку, планирование, реализацию плана и сопоставление результата с целью (контроль);
2) порождение речи осуществляется как иерархическая система процессов, включающая уровень акта деятельности, уровень действий и уровень операций;
3) процесс предполагает обязательную мотивированность и целенаправленность;
4) носит эвристический характер, т.е. при поставленной сознательной цели говорящий может произвольно (сознательно или чаще бессознательно) выбирать оптимальный способ достижения этой цели (в плане стратегий и тактик порождений речи).
Знание этапов и уровней порождения высказывания, а также знание операции, программы единиц отбора является теоретической основой разработки методики развития речи (разработка типов упражнений, подбор языкового материала).
В анализе дословесного развития младенца естественно встает вопрос: в чем состоит побудительная сила того механизма, который осуществляет голосовую активность? Ответ на этот вопрос дает гипотеза, согласно которой мозг человека, подобно всякому другому органу человеческого организма (сердцу, легким, почкам и др.), работает по принципу «взять—отдать». Это значит, что поступающие в мозг впечатления, сенсорные сигналы, вызывают тенденцию адекватной ответной реакции, реагирования движением. Голосовое реагирование, богатое разнообразными возможностями и активное от рождения, является удобной формой такого рода реагирования. В своей начальной форме это и есть по сути общий принцип рефлекса. В речевой области он становится основой как бы внутренней активности речи, ее интенциональной направленности, постоянно проявляющейся в более зрелом возрасте.
Необходимо также отметить, что в определенной временной точке дословесного развития становится специфически значимым фактор речевого общения окружающих с младенцем. Это тот момент, когда малыш оказывается способным воспринимать звуко-речевые образцы для имитации, а тем самым и для перенятия используемого окружающими языка.
Библиографический список
1. Ахутина Т.В. Порождение речи: Нейролингвистический анализ синтаксиса, изд. 3, 2008.
Список литературы
1.Ахутина Т.В. Порождение речи: Нейролингвистический анализ синтаксиса, изд. 3, 2008.
2.Базжина Т.В. Психолингвистический анализ некоторых этапов доречевого развития//Становление речи и усвоение языка ребенком: Сб. научн. тр. - Изд-во Моск. Ун-та, 1986.
3.Брунер Дж. Онтогенез речевых актов // Психолингвистика. М.,1984.
4.Бутон Ш. Развитие речи // Психолингвистика. М.: Прогресс, 1984.
5.Выготский Л. С. Мышление и речь. Собр. соч. М., 1982.
6.Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.
7.Гвоздев А.Н. Наблюдения над языком маленьких детей // Русский язык в советской школе. М., Учпедгиз, 1929. №5.
8.Гвоздев А.Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка. - М. - Л.: 1948.
9.Гвоздев А.Н. Усвоение ребенком родного языка//Детская речь/ Под ред. НА. Рыбникова. М.,Книж. ф-ка Центриздата народов СССР, 1927.
10.Кузьмин Ю.И., Галунов В.И., Ильина Л.И. Процессы становления речи у детей.// Сенсорные системы. 1997. №3.
11.Лепская Н.И. О некоторых этапах онтогенетического развития речи // Становление речи и усвоение языка ребенком: Сб. научн. тр. - Изд-во Моск. Ун-та, 1986.
12.Носиков С.М. Опыт фонетического описания лепета (организация слога и ритмической структуры) // Становление речи и усвоение языка ребенком: Сб. научн. тр. - Изд-во Моск. Ун-та, 1986.
13.Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.—Л., 1932.
14.Сикорский М.А. О развитии речи у детей // Сб. науч.-лит. Статей.
15.Хомский Н. Картезианская лингвистика. Глава из истории рационалистической мысли, 2005.
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
bmt: 0.00498