Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:
Эссе*
Код |
349442 |
Дата создания |
06 июля 2013 |
Страниц |
19
|
Мы сможем обработать ваш заказ (!) 13 января в 12:00 [мск] Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.
|
Содержание
Содержание
Введение
1Общее о состоянии аффекта
2Физиологический аффект: норма или патология?
Заключение
Введение
Состояние аффекта
Фрагмент работы для ознакомления
3-ья фаза (заключительная) характеризуется полным отсутствием каких-то реакций на содеянное, а также невозможностью контакта и терминальным сном либо болезненной прострацией, которая представляет собой одну из характерных форм оглушения.
К общим как для физиологического, так и патологического аффектов чертам относят: кратковременность и острота, яркость выражения, а также связь с внешним каким-либо психотравмирующим поводом, 3-хфазность течения; особые экспрессивные, фазо-вегетативные проявления, которые свидетельствуют о ярко выраженном аффективном возбуждении, характерном взрывном характере реакции в период второй фазе, истощение как физических, так и психических сил, неполная амнезия – в последней фазе.
Главным критерием разграничения патологического, а также физиологического аффектовслужит, в основном, установление симптомов для психогенно обусловленного особого сумеречного состояния сознания в случае патологического аффекта либо аффективно-суженного, однако, не психотического особого состояния сознания в случае физиологического аффекта.
Диагностика физиологического аффекта, наличие коего в момент совершения правонарушения не исключает вменяемости, имеет важное значение. При оценке уровня выраженности эмоциональной реакции часто требуется диагностика иных типов неболезненных эмоциональных состояний. Необходимость в констатации аффективного состояния при совершении правонарушений предусматривается в Уголовном Кодексе Российской Федерации. Причем «понятие аффекта» распространяется также на лиц, которые совершили правонарушение в состоянии особого физиологического аффекта, а также аффективной реакции, значительно повлиявшей на поведение виновного в исследуемой ситуации.
2 Физиологический аффект: норма или патология?
Значение физиологического аффекта для судебно-психиатрической практики определяется содержащимся в УК РФ понятием «сильное душевное волнение». Его констатация сокращает санкцию за одно и то же преступление более чем вдвое. Отсюда естественное внимание и интерес к физиологическому аффекту у всех участников процесса.
Между тем, диагностика этого феномена является одной из наиболее сложных в экспертной практике. Ретроспективность диагностики не позволяет обеспечить одно из главных условий экспертного исследования — его непосредственность. Ни один из экспертов, когда-либо диагностировавших физиологический аффект, непосредственно его не наблюдал. Поэтому диагноз устанавливается опосредованно через исследование описаний места преступления, характера травм и повреждений, показаний свидетелей, если таковые были, а чаще всего через воспроизведение произошедшего самим обвиняемым. Эти обстоятельства являются благоприятным условием, способствующим симуляции физиологического аффекта.
Дефицит научных исследований в области экспертной оценки аффективных состояний, отсутствие системных представлений об этих расстройствах размывает границы физиологического аффекта, которым традиционно занимаются психологи. Предпринимаются попытки сформировать в рамках «сильного душевного волнения» группу аффективных состояний, смягчающих ответственность субъекта, за счёт присоединения к физиологическому аффекту состояний фрустрации и стресса. Акцент в его диагностике нередко ставится на психологические критерии (чуждость для личности совершённого поступка, непрерывность переживания, бессмысленность преступления, нарушение предвидения его вероятности и др.), специфичность которых весьма относительна. Это влечёт в значительной части случаев повторные экспертизы, особенно когда вопрос о физиологическом аффекте решается вне комплексной психолого-психиатрической экспертизы.
Представляется, что ключевым в этой проблеме обстоятельством является то, что физиологический аффект априори относится к категории неболезненных состояний. Между тем, отсутствие каких-либо доказательств в пользу такой квалификации физиологического аффекта вызывает большие сомнения в её обоснованности. Не обсуждая различия между понятиями «патология» и «болезнь», поскольку эта тема требует отдельного рассмотрения, обратимся к определениям понятия.
Так, аффектом именуется «стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который может дать и не подчинённую сознательному волевому контролю разрядку в действии». Согласно другой формулировке аффектами называют «сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождающиеся резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями. Отличие приведённых определений лишь в степени выраженности аффекта. В первом характерные признаки более очерчены и включают указание на нарушение сознательного волевого контроля действий, во втором — таких указаний нет. В совокупности же эти два определения охватывают все виды аффективных реакций, включая оба вида собственно аффекта: патологический и физиологический.
Патологический аффект, наиболее выраженный из них, возникает внезапно в ответ на неожиданный психогенный раздражитель и характеризуется неадекватностью аффективной реакции вызвавшему её поводу, резким психомоторным возбуждением, расстройством сознания сумеречного типа, нарушением мотивировки, автоматизмом действий и стадийностью течения. В литературе нет существенных расхождений относительно клиники патологического аффекта. Её тщательное изучение позволило отграничить от патологического аффекта различные аффективные реакции, в том числе и физиологический аффект, повторяющий в своём развитии фазы патологического аффекта.Отсюда следует, что вычленение физиологического аффекта шло через его отграничение от аффекта патологического и в известной мере как противопоставление ему.
Физиологический аффект рассматривается, «как не выходящее за пределы нормы эмоциональное состояние", представляет собой кратковременную, стремительно и бурно протекающую эмоциональную реакцию взрывного характера, сопровождающуюся резкими, но не психотическими, изменениями психической деятельности, в том числе и сознания, выраженными вегетативными и двигательными проявлениями… Физиологический аффект — чрезвычайная для личности реакция, возникающая в ответ на исключительные обстоятельства». Подчёркивается трёхфазное течение физиологического аффекта, взрывной характер аффективной реакции с неожиданным для самого субъекта возникновением на фоне аффективного напряжения бурной эмоциональной вспышки.
При физиологическом аффекте происходит характерное изменение психической деятельности в виде фрагментарности восприятия, сужения и концентрации сознания на психотравмирующем объекте, признаки импульсивности и стереотипий в действиях, дереализации окружающего, резкое снижение интеллектуального и волевого контроля поведения с нарушением способности к прогнозу, характерные вазовегетативные проявления и моторные нарушения, особая жестокость агрессии, несоответствие её по содержанию и силе поводу возникновения. Основным критерием, разграничивающим патологический и физиологический аффект, считаются признаки психогенно обусловленного сумеречного состояния сознания при первом и аффективно суженного, но не психотического состояния сознания, при втором.
Существующие определения физиологического аффекта позволяют выделить характерные для него признаки:
а) чрезвычайность реакции для личности;
б) фазность протекания, близкая к патологическому аффекту;
в) объективная и субъективно ощущаемая внезапность возникновения (неожиданность для субъекта);
г) дезорганизация сознания (сужение) с нарушением целостности восприятия, способности регулировать свои действия, их известной автоматизацией;
д) несоответствие характера и результата этих действий вызвавшей причине, т. е. их неадекватность;
е) связь действий и аффективных переживаний с психотравмирующим фактором;
ж) внезапность выхода через психическое истощение;
з) частичная амнезия произошедшего.
Понятие физиологический аффект было введено для отграничения этого вида аффекта от патологического. Но утверждение, что аффект с перечисленными выше признаками является «нормальным» и «его физиологическую основу составляют естественные нейродинамические процессы», вызывает сомнение. В приведённом перечне признаков достаточно изменить два из них (сужение сознания на помрачение и частичную амнезию на полную), чтобы получить клинику патологического аффекта, исключающего вменяемость субъекта. В таком случае выходит, что все остальные признаки входят в объём понятия нормы и не могут иметь диагностического значения. Ошибочность такого допущения очевидна.
Чрезвычайность реакции для личности в том и состоит, что она ненормальна, необычна для неё, исключительна и более в жизни данного субъекта практически не повторяется. Таковой она воспринимается и самим субъектом, что несомненно указывает на её патологический характер. При физиологическом аффекте происходит дезорганизация сознания реактивного генеза с резким ограничением способности контроля над действиями и их неадекватностью ситуации. Это свидетельствует о том, что предел возможности адаптации организма превышен. Поведение приобретает черты непроизвольности и приближается к одному из типов эволюционно сложившихся адаптивно-защитных реакций — реакции борьбы. Такая унитарная реакция, безусловно-рефлекторным компонентом которой является главным образом двигательное возбуждение, считается нормальной для животного. Но у человека такая реакция — свидетельство патологии. По мнению М. С. Роговина, «при наличии патологии в психике больного начинают доминировать внутренние, собственно патологические законы, заслоняющие нормальную функцию регуляции действий человека по отношению к внешнему миру». Именно это и наблюдается при физиологическом аффекте в характерном стереотипе развития и прочих признаках.
Если обратиться к разделу психиатрии об острых реактивных состояниях, то физиологический аффект вполне вписывается в континуум таких состояний, расположенных по интенсивности и глубине следующим образом: аффективные реакции психически здоровых лиц — физиологический аффект — патологический аффект — острое реактивное психомоторное возбуждение, вплоть до «двигательной бури». Здесь следует отметить, что известен и второй тип реакций — реакция бегства, к которой следует относить, помимо собственно бегства, и внезапно возникающую психомоторную заторможенность, характеризующуюся различной глубиной и продолжительностью вплоть до развития ступорозного состояния. Судебно-психиатрическое значение этих реакций иное. Они чаще возникают уже после содеянного и не имеют отношения к определению вменяемости–невменяемости субъекта.
С точки зрения темы настоящей работы, наиболее существенным является ответ на вопрос: где в указанном континууме аффективных реактивных состояний должна быть проведена граница, разделяющая норму и патологию? До настоящего времени она проводится между физиологическим и патологическим аффектом, отделяя психоз от непсихоза. Об этом свидетельствуют указания на то, что патологический аффект качественно отличается от физиологического, благодаря глубине расстройства сознания. Но при этом то, что относится к категории непсихоза, фактически отождествляется с нормой, хотя, как было показано выше, речь идёт о явно патологическом состоянии.
Такой подход, оправданный в соматической медицине, где между нормой и патологией проводится одна качественная грань, оказывается неприемлемым в психиатрии. В отличие от соматической клиники, патология в психиатрии, в свою очередь, также подразделяется на две качественно различающиеся группы расстройств. В результате понятие психическое состояние включает в себя понятия: психически здоров — пограничное, непсихотическое расстройство — психоз (общее нарушение сознания). При нынешнем понимании физиологического аффекта как проявления нормы, пусть в крайней степени выраженности, место пограничных непсихотических расстройств в группе острых аффективных реакций (состояний) оказывается вакантным. Происходит как бы скачок между нормой и психозом, адекватное объяснение чему в приведённых источниках отсутствует. В то же время болезненными в этой группе считаются менее острые аффективные расстройства (реакции) значительно меньшей степени выраженности, как, например, проявления психопатии или следствие органического поражения головного мозга.
Наконец ещё один аргумент. В настоящее время болезнь определяется как «жизнь, нарушенная в своём течении повреждением структуры и функции организма под влиянием внешних и внутренних факторов…» и характеризуется «общим или частичным снижением приспособляемости к среде и ограничением свободы жизнедеятельности больного». При физиологическом аффекте налицо и снижение приспособляемости к среде, и ограничение свободы жизнедеятельности больного. Поэтому наиболее существенно в данном случае определение функции, которая повреждается при психических расстройствах. Такой функцией является психика как «свойство живых, высокоорганизованных материальных тел, которое заключается в их способности отражать своими состояниями окружающую их, независимо от них существующую действительность…». Поскольку психика имеется и у животных, основным элементом, характеризующим психику человека, является сознание. Именно эта категория и определяет юридическое значение расстройств психики. Качественное нарушение сознания — утрата лицом способности отдавать себе отчёт в своих действиях и руководить ими во время совершения общественно опасного деяния, исключает вину субъекта и является основанием для признания его судом невменяемым. Сохранность этой способности является предпосылкой вины и основанием для признания лица вменяемым.
Но поскольку пограничные (непсихотические) психические расстройства также охватываются вышеприведённым определением болезни, то, следовательно, и в этом случае имеет место расстройство сознания, но не качественного, как при психозах, а количественного характера, проявляющееся разной степени ограничением способности лица отдавать себе отчёт в своих действиях и руководить ими при сохранении критики, хотя и не в полном объёме. Возникает естественный вопрос: почему из всей массы психических нарушений непсихотического характера законодатель выделил именно физиологический аффект, как психическое состояние, входящее в объём юридического понятия «сильное душевное волнение» и выделил особый вид внезапного умысла — аффектированный умысел? Потому ли, что это проявление нормы? Очевидно, нет. Физиологический аффект существенным образом ограничивает способность лица отдавать себе отчёт в своих действиях и руководить ими и этим показывает свою болезненную природу. Таким образом, физиологический аффект необходимо дифференцировать как с патологическим аффектом, так и с аффективными реакциями неболезненного характера, которые обоснованно не относятся законодателем к обстоятельствам, влияющим на степень вины и ответственности. Приведённые признаки физиологического аффекта отсутствуют при аффективных реакциях неболезненной природы, которые не влияют существенным образом на способность субъекта к сознательному контролю своего поведения.
Единственно возможным выводом из приведённых аргументов является то, что физиологический аффект в его нынешнем понимании есть состояние патологическое, относящееся к категории кратковременных расстройств психической деятельности непсихотического характера. Физиологический аффект есть пока единственным узаконенным признанием проблемы ограниченной вменяемости, которая гносеологически связана с болезненной природой изменений психики и сознания, отражающихся на криминогенной причинно-следственной цепочке. Отсюда следует, что диагностика физиологического аффекта должна входить в компетенцию психиатра-эксперта. Задача же психолога, исследуя обвиняемого, установить наличие или отсутствие таких особенностей характера и личности, которые могут предиспонировать возникновению физиологического аффекта, либо, напротив, препятствовать таковому.
Заключение
Уголовно-правовое значение аффект приобретает в том случае, если состояние внезапно возникшего сильного душевного волнения (аффекта) вызывается насилием, издевательством, тяжким оскорблением со стороны потерпевшего либо иными противоправными или аморальными действиями (бездействием) потерпевшего, а равно длительной психотравмирующей ситуацией, возникшей в связи с систематическим противоправным или аморальным поведением потерпевшего.
Нахождение лица в состоянии аффекта при совершении преступлений - обстоятельство, существенно снижающее ответственность за совершенное деяние.
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
bmt: 0.00475