Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:
Эссе*
Код |
348715 |
Дата создания |
06 июля 2013 |
Страниц |
17
|
Мы сможем обработать ваш заказ (!) 25 ноября в 12:00 [мск] Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.
|
Содержание
Вступление…………………………………………………………...……………2
Основная часть…………………………………………………………………….3
Заключение……………………………………………………………………….15
Список использованной литературы и источники…………………………….17
Введение
Природа и сущность человека
Фрагмент работы для ознакомления
Нарастающая критика не только социальной роли науки, но и самого естественнонаучного подхода, осознание его ограниченности привели к очередному переориентированию философии, на этот раз с науки на культуру в целом. Это определило снижение интереса к гносеологической, методологической и онтологической проблематике в самом корпусе философии, и соответственно, повышение значения проблематики антропологической. Отсюда и перестановка акцентов в понимании специфики философского знания.
Теперь подчеркивается, что наука формирует так называемую «картину мира», философия же есть теоретически выраженное мировоззрение, в которой «картина мира» является лишь моментом. Для «картины мира» характерен объектный подход. Он является холодной сводкой данных о мире, взятом самим по себе, без человекакак человека. В нем нет места свободе, спонтанности, творчеству Они — в слепом пятне современной науки. Философия же выражает отношение человека к миру, являет собой не просто знание, но знание, облаченное в ценностные формы. Она исследует не мир, как таковой, а смысл бытия человека в мире, следовательно, и его самого как уникальное смысложизненное существо. Человек для нее не просто вещь среди вещей, но субъект, способный к изменению мира и самого себя. Рассматривая научное знание как момент отношения человека к миру, она позволяет взять его в более широком контексте субъектногознания и тем самым без искажений рассмотреть эксклюзивные человеческие качества, продвинуться по пути раскрытия тайны человека, получения ответа на завещанный нам Кантом вопрос: «Что есть человек?»
В своей работе я попытаюсь далее раскрыть вопрос: Что такое антропосоциогенез?
Итак, Антропосоциогенез — процесс становления человека как общественного существа. В XIX в., особенно после создания Ч. Дарвином эволюционной теории, получила распространение трудовая теория происхождения человека. Нам она известна в ее марксистском варианте, однако не сводится к ней. Все сторонники этой теории считают, что именно труд, начинающийся с изготовления орудий труда, создал человека. В ходе трудовой деятельности рука становится все более гибкой и свободной. Одновременно развивается мозг, достигается все более тесное сплочение людей и возникает потребность что-то сказать друг другу. Таким образом, орудийная деятельность, сплочение в общность, речь и мышление есть решающие факторы превращения обезьяны в человека. Затем добавляется регулирование брачных отношений, нравственность и другие моменты становления и существования человека.
Но почему наши животные предки начали трудиться и почему наша трудовая деятельность превратила, в конечном счете, обезьяну в человека? В популярной литературе часто можно найти такой ответ: для того чтобы поддерживать своесуществование, люди должны есть, пить, защищаться от голода и т. п., а это вынудило их к производству материальных благ. Однако в природе животные, включая наших животных предков, не производят, не испытывают никакой потребности в производстве и вполне способны поддерживать свое существование. Но даже и тогда, когда животные в ряде случаев осуществляют орудийную деятельность, это не способствует преодолению ими границ животного мира.
По-видимому, если мы выводим мышление из труда, а не труд из мышления, у нас нет достаточных данных для того, чтобы дать объяснение переходу (тем более в течение короткого периода тысячи лет) от инстинктообразных к целеполагающим формам труда. Но коль скоро труд в его ставших формах возник, мы действительно получаем возможность объяснить ход антропосоциогенеза. Причем дело не столько в том, что труд, по-видимому, сыграл действительно решающую роль в возникновении принципиально новой формы наследования, открывшей безграничные возможности становления человека. Речь идет о сдвиге с генетических форм наследования на социальные.
Животные тоже в ряде случаев осуществляют орудийную деятельность, содержащую в себе элементы целеполагания, известного под именем «ручного интеллекта» или «практического мышления»1. Однако это не влечет последствий, которые обнаруживаются у человека. Опыт не аккумулируется, передача его от поколения к поколению не осуществляется, развитие животных не происходит. Существенной чертой антропосоциогенеза является именно то, что изготовляемые человеком орудия труда аккумулируют в себе способы деятельности с ним. Это достигается тем, что в процессе изготовления предмету придается целесообразная форма. Распредмечивание этих форм осуществляется как развитие человеческих способностей.
Поскольку же человек в одном из своих определений есть совокупность способностей и влечений, их приобретение и совершенствование есть развитие человека, составляющее содержание антропосоциогенеза. Однако следует иметь в виду, что опредмечивание и, соответственно, распредмечйва-ние не может быть сведено только к изменению формы предмета. Собственно целесообразность опредмечивается только тогда, когда применяемые человеком предметы опосредованы системой общественных отношений. Без включения в систему общественных отношений социальное наследование невозможно. Сама же система общественных отношений, в свою очередь, невозможна без общественных предметов. Последние есть форма, в которой реализуются социальные связи, знаки социальных значений. Адсорбция же социальных значений осуществляется не столько в веществе природы и даже измененной форме его, сколько в сгущенных вокруг них общественных отношениях. Антропосоциогенез и есть, в конечном счете, становление живой, постоянно пульсирующей системы, конденсирующей в себе способы деятельности с ними, способы отношения людей к миру, друг к другу и самим себе.
Теперь я обращу свое внимание на то, что названная выше идея призрачной предметности, образующей новый пласт бытия, содержит в себе интенции, далеко выводящие за пределы трудовой концепции антропосоциогенеза, например, к концепции Э. Кассирера, определяющего человека не столько как рациональное, сколько как животное символическое. От этой концепции отталкивается крупнейщий американский философ и культуролог Л. Мэмфорд, критически проанализировавший трудовую теорию становления человека и предложивший существенно иную концепцию антропосоциогенеза.
По мнению Мэмфорда, прошлый XIX век — век постоянной переоценки роли орудий и машин. В течение этого периода господствовало определение человека как животного, использующего орудия труда. В результате простая находка фрагмента черепа рядом с грубо обработанными булыжниками признается вполне достаточной для идентификации существа как проточеловека. Несмотря на заметные анатомические отличия и от более ранних человекообразных обезьян и от людей, и несмотря на отсутствие в течение последнего миллиона лет заметного усовершенствования технологии обтесывания камней, Мэмфорд обращает внимание на важный факт: вовлечение в производство моторно-сенсорных координации не требовало и не вызывало какой-либо значительной остроты мысли. Иными словами, способность к изготовлению орудий труда не требовала и не создавала развитого черепно-мозгового аппарата у древних людей. У многих насекомых, птиц, млекопитающих, говорит он, появились более радикальные новшества, чем у предков человека: сложные гнезда, домики, бобровые плотины, геометрические ульи, урбаноидные муравейники и термитники. Это свидетельствует о том, что, если бы технического умения было достаточно для определения активности человеческого интеллекта, то человек долгое время рассматривался бы как безнадежный неудачник по сравнению с многими другими видами.
По мнению американского мыслителя, преимущество человека состояло не в том, что на каком-то этапе он стал использовать орудия, а в том, что он изначально обладал одним всецелевым орудием — собственным, движимым умом телом, являлся использующим главным образом свой ум самосовершенствующимся животным. В этом процессе самотрансформации техника в узком смысле служила лишь вспомогательным средством, но не главным агентом, ибо техника никогда не была отделена от большой культурной целостности и еще менее господствовала над всеми остальными институтами. Даже стандартизация образцов и алгоритмичность процессов по большей части проистекали из ритуальной точности церемоний, специализации в обрядовых службах, религиозного механического запоминания и других форм культурной деятельности вплоть до игры, мифа и фантазии.
Понятно, что проблематика антропосоциогенеза на этих подходах не кончается.
В своей работе, далее, я обращусь к истории философской мысли, а именно рассмотрю образы человека в мировоззрении космоцентризма, теоцентризма и антропоцентризма.
В XX в. сформировалось устойчивое понимание того образа человека, который сложился у античных мыслителей. Этот образ космоцентричен. Согласно анализу X. Ортеги-и-Гассета, это человек, который все еще сохраняет интенции первобытного человека в том смысле, что живет вещами и существует лишь для космоса физических тел.
Список литературы
Агацци А. Человек как предмет философского познания // О человеческом в человеке. М., 1991. С. 59—79.
2. Григорьян Б. Т. Понятие о человеке в современной философии // О челове-ческом в человеке. М., 1991. С. 358-383.
3. Мамардашвили М. К. Проблема человека в философии // О че¬ловеческом в человеке. М., 1991. С. 8—21.
4. Мир человека. Хрестоматия. // Под ред. Малышевского А. Ф. – М.: Интер-пракс, 1993. – 304 с.
5. Кохановский В. П. Философия. – Ростов н/Д.: «Феникс», 1995. – 576 с.
6. Основы философии в вопросах и ответах. / Под ред. Несмеянова Е. Е., 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2002. – 608 с.
7. Рожанский И. Д. Античный человек // О человеческом в чело¬веке. М., 1991. С. 282-297.
8. Шелер М. Положение человека в космосе // Мир философии. Ч. 2. М., 1991. С. 81-86.
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
bmt: 0.00419