Вход

Детективные рассказы Конон Дойля как явление неофанатической литературы

Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:
Дипломная работа*
Код 347801
Дата создания 06 июля 2013
Страниц 97
Покупка готовых работ временно недоступна.
4 610руб.

Содержание

Содержание
Введение
1. Детективный жанр
1.1. История детективного жанра
1.2. Наиболее известные писатели – авторы детективных произведений
2. Произведения Конан Дойла как явление неоромантической литературы
2.1. Общие принципы поэтики неоромантизма
2.2. Детективные рассказы Конан Дойла в контексте неоромантизма
Заключение
Библиография

Введение

Детективные рассказы Конон Дойля как явление неофанатической литературы

Фрагмент работы для ознакомления

В работе неоднократно поднимался вопрос о том, что классический детектив можно представить в виде современной волшебной сказки. Т. Кестхейи в «Анатомии детектива» приводит схему В. Проппа для сказочной структуры и пытается привести ее в соответствие со схемой детективного произведения: герой – разумеется, сыщик; волшебный (сверхъестественный) помощник – основной свидетель; волшебные предметы\даритель – улики; лжегерой – полицейский, и т. д. Все выглядело вполне убедительно – но лишь на первый взгляд.
Взгляд же второй и более внимательный обнаруживает серьезное несоответствие сказочной структуры и структуры детективного романа. Герой в сказке – персонаж, призванный к некоему служению, действующий на протяжении всего сюжета и в конце концов побеждающий противника (по мнению того же Д. Кэмпбелла и его последователей, это отражает обряды инициации, существовавшие у всех народов на определенной стадии общественного развития). Все сказанное сближает сказочного «принца» – «дурачка» – «Емелю» с сыщиком.
Кроме одного, очень важного качества.
Сказочный герой сам по себе не является сверхъестественным существом, не обладает сверхъестественной природой и особыми качествами. Он выступает против супостата (который, в отличие от героя, связан с Иным миром) – злого колдуна, дракона, Кащея Бессмертного и иже с ними, но сам-то он – человек, причем человек, нуждающийся в сверхъестественном помощнике-дарителе.
В детективе же сыщик – в рамках литературной условности – как раз и обладает особой природой, особыми качествами. Иными словами, волшебная сказка выглядела бы непосредственной матрицей детективного романа, если бы в ней против злого чародея выступил непосредственно добрый волшебник, а против Кащея Бессмертного – сама Баба-Яга...
Функции, аналогичные функциям сказочного героя, иногда исполняет один из персонажей – Альтер Эго читателя-автора – друг или помощник сыщика: доктор Уотсон.
Но события в детективе развиваются не совсем так, и доверенное лицо сыщика (которому, согласно сказочной структуре, следовало бы стать центральным персонажем и жениться на принцессе), выполняет скромную роль вестника, свидетеля, посланника и хроникера (хотя, в виде рецидива, на спасенной принцессе и женится иной раз – «Знак четырех» Конан Дойла). Ибо с профессором Мориарти сражается все-таки Шерлок Холмс, а не доктор Уотсон. И потому, видимо, следует признать, что классический детектив, при всем его сходстве с волшебной сказкой, таковой не является. Он родственен ей – безусловно, – он ведет свое происхождение от тех же мифов и обращается к тем же архетипам, что и сказка. Но, как это зачастую бывает даже между близкими родственниками, они обладают не только чертами сходства, но и чертами различия. По сути, детектив содержит те же образы и рассматривает те же сюжетные коллизии, что и сказка, но как бы смещает центр тяжести повествования. И здесь становится главным героем тот персонаж, который в сказке выглядит несколько архаично. А тот, кто в сказке является центральным действующим лицом, сдвигается на периферию повествования, становясь лишь скромным свидетелем-резонером. В результате детектив оказывается ближе к исходным мифам, нежели сказка.
Следы тех же архаических черт можно усмотреть и в извечном антагонисте преступника – сыщике. Через сказочных, легендарных персонажей – оборотней и особенно вампиров – мы приходим к хтоническому же по своей природе персонажу древнего цикла земледельческих мифов. Но он – Дионис – Дракула – Ганнибал – не только и не столько даже двойник-близнец своего противника, сколько его потомок, ведь его функция – укротить последнего. Если образ маньяка-убийцы явно обнаруживает тесную связь с образом Великой Матери-Природы, то образ сыщика несет черты культурного героя, покоряющего природу, упорядочивающего ее, хотя тоже не чуждого черт оргиастического буйства, характерных для земледельческого культа.
Преступник всегда «старше» сыщика, ведь преступление всегда предшествует расследованию – и «кровнородственен» ему. Из этой странной связи, таящейся в архетипических структурах детектива, вырастает бросающаяся в глаза необъяснимая симпатия двух антагонистов, их любовь-вражда, оценка преступником своего поражения как «предательства» со стороны сыщика – ведь «сын» побеждает «отца» (вернее, «мать»)! Тут можно усмотреть отзвук древнейших мифических циклов, символизировавших покорение Природы. Например, греческую «Титаномахию», в центре которой оказывается столкновение старшего и младшего поколений богов. Еще интереснее тот факт, что в тех древних мифах Дионис относится одновременно и к древнему и к новому поколениям богов – двойственность его природы выражается в следующем эпизоде: младенца Диониса-Загрея титаны растерзали, и затем из его сохраненного сердца рождается новый Дионис – но с периодами оргиастического буйства, словно перешедшими к нему от более древней ипостаси.
Таким образом, в родстве сыщика-преступника, родстве кровном, родстве матери-сына (реже отца-сына, как, например, в романе Ж.-К. Гранже «Полет аистов»), опять-таки проступают мифологические корни жанра, схема уже неоднократно упоминавшегося нами мифа об Эдипе.
Что касается третьего важного персонажа детектива – жертвы – то сей малоподвижный атрибут следует соотнести скорее не с мифологическим образом, а с процессом, ритуальным действием, каковым является, например, жертвоприношение. Потому он безлик и по сути лишен индивидуальных черт и индивидуальной биографии. Убийство имеет сакральный характер, а потому важен сам факт его совершения, но никакого значения не имеет личность жертвы. Жертва – это всего лишь жертва.
Все, что присутствует в текстах детективных произведений, присутствует там лишь постольку, поскольку эти тексты, будучи частью культуры, несут в себе «культурный код», являющийся, по утверждению Ролана Барта, «перспективой множества цитаций, миражом, сотканным из множества структур... Единицы, образуемые этим кодом, суть не что иное как отголоски чего-то, что уже было читано, видено, сделано, пережито: код является следом этого «уже». Отсылая к уже написанному, иными словами, к Книге (к книге культуры, жизни, жизни как культуры), он превращает текст в каталог этой Книги». «В явление, которое принято называть интертекстуальностью, следует включить тексты, возникающие позже произведения: источники текста существуют не только до текста, но и после него». Такова точка зрения Леви-Стросса, который весьма убедительно показал, что «фрейдовская версия мифа об Эдипе сама является составной частью этого мифа: читая Софокла, мы должны читать его как цитацию из Фрейда, а Фрейда – как цитацию из Софокла». Приведенная мысль не покажется парадоксальной не только психоаналитику, но и, скажем, социологу, без труда прочитывающему того же Софокла в терминах социально-экономической науки, о которой, разумеется, ни Софокл, ни его современники не имели ни малейшего представления»10.
Все это можно с полным основанием отнести и к произведениям массовой культуры, массовой литературы. Мы продемонстрировали, насколько близок один из ее жанров – классический детектив – к фольклору, героическому эпосу, к низовой мифологии. И при желании легко можно будет вычленить мифологический пласт, который непременно присутствует в любом произведении подобного рода. Детектив – самый характерный жанр массовой литературы, он обращается к мифологическим архетипам, сформировавшим европейскую культуру, ее «память», – и адекватно воспринимаемым большинством читателей, живущих в контексте этой культуры. Все те образы, которые возникают в текстах детективных произведений, зачастую функционируют словно сами собой, без всякого сознательного умысла со стороны авторов. Таковы внутренние законы жанра, диктующие определенный набор образов и систему взаимоотношений между персонажами.
Внешний рационализм классического детектива оставался именно внешним. Сколько бы ни уверял Шерлок Холмс своего друга Уотсона (и читателя заодно) в том, что он всего лишь подвергает бесстрастному «математическому» анализу действия преступника, ему никогда не избавиться от родимых пятен, от передавшихся ему по наследству архаических черт его прародителя – мифологического существа, связанного с миром абсолютно иррациональным, миром смерти и посмертного воздаяния. Ничего удивительного в этом нет. Математика – или логика – присутствующая в детективном произведении – это своего рода математическое безумие, «арифмомания», не рационализм, а игра в него, доведение его до абсурда. Такое наполнение рационализма иррациональным содержанием, при котором обретение образы, долженствующие стать воплощением всесильного разума, «Разума познающего», обретают причудливый потусторонний характер, случается не только с детективом.

Список литературы

"Библиография
1.Дойл А. К. Собр. соч. В 8 т. Киев, 1994.
2.Адамов А. Мой любимый жанр – детектив. // Открытия и загадки Эдгара По. М., 1983.
3.Анджапаридзе Г. Детектив: жесткость канона и вечная новизна. // Как сделать детектив. М., 1990.
4.Андреев К. К. Противник Шерлока Холмса // Андреев К. К. На пороге новой эры. М., 1974. С. 355–382.
5.Барри Дж. Приключения двух соавторов // Дойл А. К. Жизнь, полная приключений. М., 2001.
6.Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1989.
7.Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.
8.Белоусов Р. С. Шерлок Холмс // Белоусов Р. С. Герои до встречи с писателем. М., 1984. С. 117–125.
9.Ван Дайн С. С. Двадцать правил для писания детективных рассказов // Кaк сделать детектив. М., 1990.
10.Ванслов В. Эстетика романтизма. М., 1966.
11.Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы. М., 1989.
12.Вулис А. Поэтика детектива // Новый мир, 1978. № 1.
13.Гаспаров М. Л. Избранные труды. М., 1997. Т. 2.
14.Гражданская З. Т. От Шекспира до Шоу: Англ. писатели XVI–XX в.в. М., 1982.
15.Достоевский Ф. М. Предисловие к публикации «Три рассказа Эдгара Поэ» // Полн. собр. соч.: В 30 т. Л., 1979. Т. 19.
16.Дьяконова Н. Я. Лондонские романтики и проблемы английского романтизма. Л., 1970.
17.Европейский романтизм. М., 1973.
18.Елистратова А. Наследие английского романтизма и современность. М., 1960.
19.Жирмунский В. М. Религиозное отречение в истории романтизма. М., 1919.
20.Замотин И. И. Романтизм 20-х гг. 19 столетия в русской литературе. Т. 1–2. 2 изд. М., 1911–1913.
21.Зуев С. Э. Проблемы взаимодействия массовой литературы и кинематографа: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Л., 1984.
22.Интервью с Аленом Роб-Грийе // Как сделать детектив. М. 1990.
23.Карр Дж. Д. Жизнь сэра Артура Конан Дойла; Пирсон Х. Конан Дойл. Его жизнь и творчество: (Гл. из романа): Пер. с англ. М., 1989.
24.Карр Дж. Д. Лекция о запертой комнате // Как сделать детектив. М. 1990.
25.Кестхейи Т. Анатомия детектива. Будапешт, 1989.
26.Ковалев Ю. В. Эдгар Аллан По: Новеллист и поэт. Л., 1984.
27.Кожина Е. Романтическая битва. Л., 1969.
28.Ливанов В. Наш друг Шерлок Холмс // Дойл А. К. Записки о Шерлоке Холмсе. М., 1989. С. 472–478.
29.Лики массовой литературы. / Под ред. А. М. Зверева. М., 1991.
30.Маркулан Я. Зарубежный кинодетектив. Л., 1975.
31.Мелетинский Е. М. Историческая поэтика новеллы. М., 1990.
32.Моэм У. С. Упадок и разрушение детектива // Моэм У. С. Искусство слова. М., 1989.
33.Нокс Р. Десять заповедей детективного романа // Как сделать детектив. М. 1990.
34.По Э. А. Полное собрание рассказов. М., 1970.
35.Поддубная Е. Я. Творчество И. Н. Потапенко и основные закономерности «массовой» литературы: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Л., 1979.
36.Пророков М. В. Критерии художественности литературных произведений: (Литература и паралитература): Автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 1987.
37.Проценко И. Б. Эстетика новеллистической прозы Эдгара По: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Л., 1981.
38.Райнов Б. Черный роман. М., 1975.
39.Райцес В. Сэр Найджел Лоринг и сэр Артур Конан Дойл // Дойл А. К. Сэр Найджел; Белый отряд: Романы. Л., 1992. С. 3–10.
40.Раков Ю. На Бейкер-стрит, 221Б // Раков Ю. По следам литературных героев. М., 1974. С. 7–10.
41.Реизов Б. Г. Между классицизмом и романтизмом. Л., 1962.
42.Сейерс Д. Предисловие к детективной антологии. // Как сделать детектив. М. 1990.
43.Тугушева М. П. Под знаком четырех. М., 1991.
44.Тынянов Ю. Литературный факт. Вступит. ст., коммент. Вл. Новикова / Сост. О. И. Новикова. М., 1993.
45.Уиттин А. Европейская архитектура ХХ века. М., 1960.
46.Урнов Д. Былые дни спорта // Дойл А. К. Родни Стоун; Рассказы. М., 1990. С. 428–430.
47.Урнов Д. Подвиги и приключения бригадира Жерара // Дойл А. К. Подвиги бригадира Жерара; Приключения бригадира Жерара; Рассказы. М., 1987. С. 441–444.
48.Урнов М. Артур Конан Дойль: [Жизнь и творчество] // Дойль К. Собр. соч.: В 12 т. Т. 1. М., 1993. С. 3–30.
49.Урнов М. Конан Дойл, Шерлок Холмс и профессор Челленджер // Дойл А. К. Затерянный мир: Фантаст. произведения. М., 1990. С. 493–509.
50.Чернен Л. В. Литературные жанры: (Проблемы типологии и поэтики). М., 1982.
51.Чуковский К. О Шерлоке Холмсе // Дойл А. К. Записки о Шерлоке Холмсе. Л., 1991. С. 5–16.
52.Шкловский В. Новелла тайн» // О теории прозы. М., 1929.
53.Эккерман П. П. Разговоры с Гёте. М., 1981.
54.Эпштейн М. Н. Новелла // Лит. энцикл. слов. М., 1987.
55.Эстетика американского романтизма. М., 1977.
56.Brion М. Romantic art. L.–N. Y., 1960.
57.СaweItу J. G. Adventure, Mystery and Romance: Formula Stories as Art and Popular Culture. Chicago, 1976.
58.Daly N. Modernism, Romance and Fin de Siecle. Cambridge Univ.press, 1999.
59.Knight S. Form and Ideology in Crime Fiction. Bloomington: Indiana University Press, 1980.
60.Murch А. E. The Development of the Detective Novel. Port Washington; N. Y., 1968.
61.Роe E. A. Prose and Poetry. М., 1983.
62.Quincey T. De The Collected Writings: Historical Essays And Researches. L., 1986.
63.Schenk Н. G. The mind of the Europeen romantics. L., 1966.
64.Shcheglov Yu. K. Towards a Description of Detective Story Structure. Colchester: University of Essex, 1975,
65.Тhе Poetics of Murder: Detective Fiction and Literary Theory / Ed. by G. W. Most and W. W. Stowe. N. Y., 1983.
66.Vriеs Р. Н. De. Рое and after: the Detective Story Investigated. Amsterdam, 1956.
67.Wоe11еr W., Сassiday B. The Literature of Crime and Detection. L., 1986.
68.Wuletich-Brinberg S. Poe: the Rationale of the Uncanny. N. Y., 1988.

Очень похожие работы
Найти ещё больше
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
bmt: 0.0051
© Рефератбанк, 2002 - 2025