Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:
Реферат*
Код |
345704 |
Дата создания |
06 июля 2013 |
Страниц |
18
|
Мы сможем обработать ваш заказ (!) 19 ноября в 16:00 [мск] Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.
|
Содержание
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
1. ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВОПРОСА
2. СТРУКТУРА СМИ
3. РЕГУЛИРУЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИИ, КОДЕКСЫ, УСТАВЫ
4. ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ РАЗЛИЧНЫХ СМИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Введение
1)Этические современные характеристики российской журналистики и СМИ
Фрагмент работы для ознакомления
- последовательной активизации процессов дебюрократизации экономики и поддержки формирования в стране гражданско-правовых институтов, нацеленных на закрепление добросовестной практики ведения хозяйственной деятельности.
Основой и главным инструментом саморегулирования в мире являются мощные отраслевые ассоциации и союзы, объединяющие большинство участников рынка и исполняющие роль генератора внутриотраслевых правил, а так же выступающие в роли буфера в отношениях с государством. В случае необходимости они также могут выступать в роли третейского суда. Помимо этого, они осуществляют ряд важных функций, таких как техническая, правовая и образовательная поддержка СМИ, лоббирование интересов отрасли и, в случае необходимости, защита отдельных участников рынка6.
На российском рынке СМИ действует достаточно большое количество различных ассоциаций. Большинство ассоциаций декларируют очень похожие цели. В частности7:
содействовать обеспечению условий для развития издательского и телерадиорынка России;
заниматься действующим законодательством, в том числе с целью содействия утверждению и реализации свободы средств массовой информации, дальнейшему укреплению правовой базы деятельности всех сторон информационного процесса;
принимать участие в создании необходимых условий функционирования средств массовой информации в России, укрепления и развития материально- финансовой базы, обеспечения их профессиональной и творческой независимости;
содействовать выработке общенационального тарифного соглашения;
содействовать формированию профессиональной этики журналистов и осуществлять общественный контроль за ее соблюдением;
проводить семинары для специалистов на федеральном и региональном уровне в целях повышения их профессионального и творческого уровня;
организовывать информационно-консультационные мероприятии для медиа- компаний;
защищать права и свободы журналистов, их экономические и профессионально- творческие интересы, авторские права, честь и достоинство;
сотрудничать с российскими, иностранными и международными средствами массовой информации и профессиональными организациями журналистов.
Некоторые ассоциации декларируют как цель также лоббирование интересов профессионального сообщества в органах законодательной и исполнительной власти регионального и федерального уровня и осуществление мониторинга действующего налогового законодательства. При этом они действуют самостоятельно, не координируя свои усилия друг с другом. Индустриальное сообщество не смогло пока выработать общие правила игры для всех участников рынка.
Именно эти единые правила поведения и явились бы основой для возникновения саморегулирующихся отношений на рынке российских СМИ.
В июне 2003 года в Нижнем Новгороде прошел III Фестиваль Приволжской Прессы, на котором было принято решение о создании института саморегулирования СМИ в Приволжском федеральном округе и была разработана Концепция организации и деятельности Общественного Совета по информационным спорам. Более 100 журналистов из всех субъектов Российской Федерации, входящих в состав Приволжского федерального округа, также из Москвы и Екатеринбурга, среди которых представители 29 печатных изданий, 9 информационных агентств и internet-изданий, 15 телекомпаний и 13 радиостанций определили так компетенцию Совета8:
a) рассмотрение дел о защите чести, достоинства и деловой репутации;
b) рассмотрение иных дел, возникающих в сфере деятельности СМИ;
c) рассмотрение дел о вмешательстве в частную жизнь, нарушении законодательства о допуске к информации, нарушении законодательства о выборах
Основой и главным инструментом саморегулирования в мире также являются все возможные этические кодексы.
По замечанию проф. В. Бакштановского, этический кодекс, с одной стороны, служит ориентиром в мире нравственных ценностей, мотивирует самоопределение журналиста, побуждает к нравственной рефлексии, а с другой, представляет собой набор критериев для оценки журналистской деятельности «со стороны». Если кодекс не выполняет указанных функций, он в лучшем случае закрепляет позитивный имидж редакции (оборонительная позиция), в худшем - становится способом манипулирования общественным мнением (наступательная позиция)9.
4. Этические нормы различных СМИ
В России утвердился подход к созданию этических кодексов, в основе которого лежит подлог, контрафакция, имитация процессов нравственного регулирования. Кодексы не задевают за живое, не порождают «несвоевременных мыслей» о времени и о себе, не вызывают дискуссий в среде журналистов. Их положения по большей части носят декларативный характер и изначально не учитывают развитие процессов саморегулирования.
Причины сложившегося положения многообразны. Их истоки кроются в социально-политической и экономической нестабильности общества; существенных различиях между формальными, заявленными, и латентными, реальными, функциями социальных институтов; факторе денационализации политической элиты (терминология проф. А.С. Панарина); отсутствии продуманной и ответственной внутренней и внешней политики государства.
В условиях отрицания ценностей формируется особый социо-культурный механизм постулирования жизнестроительных фикций, связанный с инстинктом самосохранения общества. К этим суррогатам жизнестроения подсознательно стремится и журналистское сообщество, провозглашая этические постулаты, которые оно заведомо не собирается выполнять10.
Это косвенным образом свидетельствует о духовном и нравственном нездоровье российской прессы. В каком-то смысле обращение к кодексу - эвфемистическое обозначение социальных катаклизмов. Советские идеологи создали Моральный кодекс строителя коммунизма, который воспринимался как пустая декларация и стал символическим обозначением морального разложения, прикрывающегося высоким пафосом. Критика Евангелия бумерангом обернулась против этого кодекса, «списанного» с Нагорной проповеди.
Московская хартия журналистов и Кодекс профессиональной этики российского журналиста 1994 года появились на волне преодоления политического раскола в обществе, как ответ на обвинения СМИ в ангажированности и разжигании политических страстей, на фоне резкого падения тиражей. По своей стилистике они являлись помпезной декларацией и немногим дальше ушли от Морального кодекса строителя коммунизма. Приходится признать, что их появление - обусловленная социально-политической ситуацией широкомасштабная PR-акция российских СМИ, желающих предотвратить возможное давление со стороны исполнительной власти путем создания видимости внутрицехового регулирования11.
То же самое можно сказать о Хартии телерадиовещателей (1998), которая возникла как демонстрация воли к саморегулированию в ответ на проект создания Высшего Совета по нравственности. Совершенно не исключено, что нынешняя PR-кампания вокруг Хартии о поведении журналистов в экстремальных ситуациях стихнет, как только станет ясно, что власть отказалась от блицкрига в «войне» со СМИ. Суть этой кампании - заменить журналистскую ответственность перед обществом ответственностью перед государством12.
Вместе с тем, существуют позитивные примеры функционирования органов журналистского саморегулирования без обращения к декларациям. Судебная палата по информационным спорам при Президенте РФ (1994-2000 гг.) не ставила целью создание этического кодекса. При вынесении решений она руководствовалась законодательством о СМИ и зафиксированными в уставах целями и задачами самого средства массовой информации13.
Под эгидой Центра социально-правовых исследований Оксфордского университета и Института проблем информационного права при МГУ в Ростовской и Нижегородской областях ведется конструктивный диалог между исполнительной, законодательной, судебной властью и журналистскими организациями, направленный на создание «работающего» кодекса журналистской чести, повышение журналистской ответственности и правовой культуры СМИ14
Журналистская этика включает такие правила, как обязательная предварительная проверка публикуемых материалов; нежелательность обнародования ранее опубликованных материалов, за исключением случаев, предусмотренных законом, и т.д. В. Теплюк справедливо выделяет нормы, которые преимущественно обеспечивают правомочность профессиональной деятельности журналиста, и нормы, которые в большей мере являются обязывающими или устанавливают запрет на определенные действия15.
В «Кодексе профессиональной этики российского журналиста» оговариваются следующие профессиональные нормы деятельности: «Статья 3. Журналист распространяет и комментирует только ту информацию, в достоверности которой он убежден и источник которой ему хорошо известен. Он прилагает все силы к тому, чтобы избежать нанесения ущерба кому бы то ни было ее неполнотой или неточностью, намеренным сокрытием общественно значимой информации или распространением заведомо ложных сведений. Журналист обязан четко проводить в своих сообщениях различие между фактами, о которых рассказывает, и тем, что составляет мнения, версии или предположения, в то же время в своей профессиональной деятельности он не обязан быть нейтральным. При выполнении своих профессиональных обязанностей журналист не прибегает к незаконным и недостойным способам получения информации. Журналист признает и уважает право физических и юридических лиц не предоставлять информацию и не отвечать на задаваемые им вопросы – за исключением случаев, когда обязанность предоставлять информацию оговорена законом и т.п.»16
В «Положении о принципах и системе общественного контроля за соблюдением журналистами положений кодекса профессиональной этики российского журналиста» есть специальные статьи, в которых дается кодификация нарушений норм профессиональной этики. К ним относятся проступки, ущемляющие право граждан на получение информации (ст. 1); проступки, ущемляющие право граждан на свободу (ст. 2); проступки против чести и достоинства личности (ст. 3); нарушения профессиональной чести журналиста (ст. 4); нарушение служебной этики и профессиональной солидарности (ст. 5)17.
Конечно, за нарушение этических норм журналист должен нести ответственность как перед своими читателями, так и перед журналистской организацией. Но было бы наивно полагать, что только посредством запретительных мер журналиста можно заставить уважать и признавать этические «законы» деятельности: сами по себе эти нормы ничего не значат, если они не усвоены и не осмыслены журналистом. Ведь, предписывая (запрещая) определенные действия, подобного рода нормы не являются их действительным основанием. Определяя то, как человек должен поступать, они, к сожалению, не говорят: почему, во имя чего он должен так поступать, не дают его действиям морального обоснования.
В процессе усвоения различных этических норм у журналиста, как правило, поначалу возникают эмоционально-ценностные представления, содержание которых больше им чувствуется, переживается, нежели осознается. И лишь потом, благодаря рассудочному «прояснению», эти представления превращаются в рационально осознанные нравственные позиции. Следовательно, одних внешних нравственных регуляторов для продуктивной журналистской деятельности недостаточно. Сегодня, как утверждают специалисты-практики, среди побуждений к творчеству все больший вес приобретают моральные соображения. Значит, этические нормы журналистской деятельности могут быть наиболее действенными только тогда, когда они усвоены личностью через систему внутренних факторов регуляции – самосознание и самооценку
По оценкам разных ассоциаций, как минимум 40% действующих российских СМИ существуют лишь благодаря прямым или косвенным субсидиям. Это означает, что значительная часть игроков на российском рынке СМИ просто не заинтересована в существовании эффективно действующих органов саморегулирования рынка.
1. Отсутствует координация между существующими ассоциациями и союзами;
2. Неверно сформулированные задачи. Вместо создания условий для дальнейшего общего развития индустрии, отраслевые ассоциации и союзы сосредоточились на выполнении либо отдельных лоббистских задач, либо на функциях защиты.
3. Некоторые из них фактически превратились в несильные профсоюзы;
4. Низкий уровень доверия рядовых членов к органам управления ассоциаций и отсутствие веры в их реальные возможности;
5. За редким исключением, низкое качество управления;
6. Большинство ассоциаций испытывают недофинансирование. Лишь немногие ассоциации собирают достаточное количество членских взносов для выполнения поставленных задач;
7. Отсутствие статистической информации, необходимой для предоставления обоснований и аргументации, чтобы доказать, что предложения ассоциаций по решению проблем отражают именно интересы индустрии, а не отдельных групп.
Отсутствует инвентаризация уже имеющихся баз данных. Медиа-рынок
непрозрачный.
Сегодня, на рубеже нового тысячелетия, средства массовой информации (СМИ) являются не только одним из средств передачи и получения, извините за тавтологию, информации, но и единственным, наверное, эффективным средством влияния на отдельного человека и общество в целом. Данное обстоятельство позволяет говорить о том, что СМИ могут в какой-то степени либо привить человеку морально-нравственные качества, либо наоборот, — «направить его по ложному следу». Именно поэтому органы саморегулирования СМИ играют существенную роль в регулировании информационного пространства. Отметим, что «саморегулирование» является субъективным понятием, являющимся свободным для толкования.
Некоторые специалисты в области права СМИ утверждают, что под саморегулированием следует понимать только добровольные (т.е. являющиеся продуктом свободного волеизъявления журналистов) средства воздействия на СМИ. Любая попытка законодательно обязать СМИ, либо поощрить их за учреждение органов саморегулирования, сторонниками данной теории категорически отвергается18.
В свою очередь, оппоненты вышеприведенной концепции не отрицают возможность существования так называемого «законодательного саморегулирования», когда сам закон обязывает СМИ учреждать органы саморегулирования. Критики данного подхода обычно ссылаются на то, что не законы (позитивное право) создают морально-этические нормы, а, наоборот, — духовные и нравственные нормы (естественное право) являются первоисточником Закона. Обратная ситуация создает, по их мнению, препятствия развитию демократических институтов государства.
Существует еще один подход, базирующийся на понятии «законодательного каркаса» («Proceedings of the information seminar on self-regulation by the media (Strasbourg, 7-8 October 1998)». — Strasbourg: Directorate of Human Rights, p. 7.), когда в закон включены общие (основные) принципы концепции саморегулирования с целью их детализации в практических руководствах, кодексах профессиональной этики и других институтах саморегулирования СМИ (конкретные институты саморегулирования СМИ будут рассматриваться нами ниже). Закон в данном случае не обязывает, а наделяет правом общество, общественные объединения, СМИ создавать добровольные органы саморегулирования.
Ниже (см. таблицу) приводятся характеристики зарубежных органов саморегулирования СМИ. Примеры выбраны не случайно: шведский, норвежский и голландский органы саморегулирования (в данном случае — Советы по делам печати) считаются образцовыми; деятельность австрийского Совета по делам печати не заслужила доверия общественности в силу своей неэффективности; другие модели зарубежных органов саморегулирования СМИ представлены для наглядного отражения преимуществ образцовых моделей органов саморегулирования СМИ и недостатков других19.
Заключение
Список литературы
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации / Научный комментарий доктора юридических наук М.А. Федотова. Серия “Журналистика и право”, выпуск 2. — М: Фирма Гардарика, 1996.— 296 с.
2.Али М. Практический маркетинг и паблик рилейшнз для малого бизнеса / Пер. с англ. под ред. А.Н. Андреевой. - СПб.: Издательский Дом "Нева", 2004. - 416 с.
3.Антипов К.В. Баженов Ю.К. Паблик рилейшнз: Учебное пособие. - 3-е изд., перераб. И доп. - М.: Изд-ий Дом "Дашков и К'", 2002. - 148 с.
4.Власть и общественность: социальные аспекты взаимодейтствия/ С.С. Балабанв, 1997-.-148с.
5.Гундарь О.Н. Феномен политического лидерства в социальном контексте современности. Дис. докт. филос. наук. Ставрополь, 2001. 11-26с.
6.Ингам. Б. Английскому опыту обуздания власти — 800 лет! Перев. с англ. В.Ф. Полякова. // Четвертая власть, 2000, №3, С. 36-39
7.Личность и власть. Межвуз сб. научн. Работ/Рост высш шк. МВД, 1995-192 с.
8.Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста. М., 1999.-С.188
9.Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М.,1997. С.320-353
10.Федотов М.А. Право массовой информации в Российской Федерации. М., 2002. С. 103.
11.http://www.medialaw.ru/publications/books/self1/03.html
12.Шуров В. Актуальные проблемы саморегулирования СМИ[электронный ресурс] http://www.medialaw.ru/publications/books/5_years-2/2_part.html
13.http://usinfo.state.gov/journals/itgic/0401/ijgr/ijgr0401.htm
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
bmt: 0.00503