Вход

Карибский кризис 1962г

Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:
Эссе*
Код 345525
Дата создания 06 июля 2013
Страниц 8
Мы сможем обработать ваш заказ (!) 22 апреля в 12:00 [мск]
Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.
910руб.
КУПИТЬ

Содержание

Карибский кризис 1962г

Введение

Карибский кризис 1962г

Фрагмент работы для ознакомления

И наконец, у акта размещения советских ракет на территории Кубы был дальновидный стратегический смысл. Если бы США захватили Кубу, то появились бы антиамериканские настроения в мире, что позволило бы СССР в качестве ответного шага занять Западный Берлин.
Весной 1962 г. Генеральный штаб приступил к разработке мероприятий под кодовым названием «Анадырь». Как вспоминал позднее один из составителей плана операции генерал А.И. Грибков, работа по его подготовке была проведена в мае 1962 г. при участии всего трех человек и всего за два дня. Замысел операции предполагал создание на Кубе Группы советских войск (ГСВК), с целью «не допустить высадки противника на территорию острова ни с моря, ни с воздуха…»3. В целом советский Генштаб планировал создать на Кубе разнородную группировку войск численностью в 44 тыс., имевшую все необходимое – от ядерных ракет до хлебозавода – и способную защитить «Остров Свободы» от вторжения любого противника. На основании этого плана были подготовлены директивы министра обороны, и 13 июля 1962 г. направлены командующим соответствующих видов вооруженных сил для выделения необходимых сил и их отправки на Кубу4.
Главную ударную силу ГСВК должна была составить ракетная дивизия в составе пяти полкой ракет средней дальности Р-12 и Р-14, радиус действия которых (2500-4500 км) позволял поражать все важнейшие цели на территории США. Четыре отдельных мотострелковых полка должны были прикрывать ракетную дивизию и бороться с воздушными и морскими десантами. С воздуха их защищали две дивизии ПВО и истребительная авиация. Задачи входивших в состав ГСВК сил флота сводились к «уничтожению боевых кораблей и десантно-высадочных средств противника, недопущению высадки морских десантов. Кроме того, флот был обязан охранять наши транспортные суда на близлежащих к острову коммуникациях, блокировать минами военно-морскую базу Гуантанамо, а также вести разведку в западных и восточных районах Кубы с целью выявления боевых кораблей и десантно-высадочных средств противника»5.
В ночь на 8 июля 1962 г. от советских причалов отошли первые транспортные суда с грузом техники и вооружения для Кубы. Первоначальные расчеты Генштаба оказались верными, и грузовые корабли, не привлекая внимания американской разведки, прошли на Кубу без препятствий. Через полтора месяца на острове уже находились основные силы сухопутной группировки и ядерные боезаряды. Группой советских войск на Кубе командовал генерал армии И.А. Плиев (псевдоним – Павлов).
Необычайно высокая интенсивность движения советских грузовых кораблей в июле – августе, наконец, привлекла внимания американской разведки. Начались регулярные облеты советских кораблей самолетами, а 19 сентября сухогруз «Ангарск» был схвачен американским крейсером, который сопровождал его более суток, направив стволы башен главного калибра на корабль. На следующий день судно «Ангарск» было перехвачено американским эсминцем. Эта практика продолжалась во все последующие дни. И все это время надводные корабли и подводные лодки советского ВМФ продолжали стоять в базах в ожидании приказа.
Только 25 сентября 1962 г. на заседании Совета обороны был рассмотрен вопрос об участии флота в операции «Анадырь». Совет решил отказаться от использования надводной эскадры, ограничившись отправкой на Кубу лишь четырех дизельных торпедных лодок проект 641 («Foxtrot» по классификации НАТО).
Отказ от использования надводных кораблей лишил подводные лодки какого-либо прикрытия, и им оставалось рассчитывать только на свои силы. Решить весь комплекс задач, поставленных перед силами флота в операции «Анадырь», лодки, конечно, не могли, как не в состоянии они были осуществить демонстрацию силы. По мнению одного из участников Карибского кризиса, офицера П. Хухтхаузена, ставка была сделана на ядерные торпеды как сдерживающий фактор6.
В целом действия советского флота в ходе Карибского кризиса получили весьма невысокую оценку зарубежных исследователей. Например, Дж. Теберг отмечал, что «полудюжина субмарин, отправленных в кубинские воды, были настолько несовершенны, что корабли флота США легко обнаружили их и были в состоянии уничтожить их без всякого труда»7.
Рассекреченные архивные материалы сегодня позволяют опровергнуть утвердившуюся в отечественной историографии точку зрения о том, что колоссальный объем работ по переброске более чем 40-тысячной армии с большим количеством техники и вооружения был проделан скрыто и лишь 14 октября, т.е. почти через месяц после прибытия на остров трех ракетных полков, частей ПВО, ВВС, ВМФ и сухопутных войск, воздушной разведки США удалось обнаружить признаки нахождения на Кубе советских войск.
На острове американцы имели разветвленную разведывательную сеть, и уже в июле 1962 г. руководство США знало о развертывании советских войск на Кубе.
Важно подчеркнуть, что США открыто создавали военные базы вокруг Советского Союза, в том числе и ракетные. Министр обороны Р.Я. Малиновский в апреле 1962 г. докладывал Н.С. Хрущеву о развертывании американских ракет средней дальности в Турции. Америка упорно и настойчиво решала свои задачи. Разумеется, советскому руководству не нравилось, что СССР оказывался во все более тесном ракетно-ядерном кольце. Но до политической истерии, тем более до мер военного характера дело не доходило.
Что же вынудило американскую администрацию так резко отреагировать на присутствие советских ракет и войск на Кубе? Очевидно, американцев напугало скрытое появление советских ракет на острове и то, что дезинформация шла по вертикали вниз с самого верха.
Н.С. Хрущев вплоть до 25 октября уверял американского президента в отсутствии на Кубе ракетного оружия. К тому же на все вопросы о наличии ракет на Кубе наши дипломаты в силу своей неосведомленности давали отрицательный ответ, что тревожило американцев и позволяло делать вывод о готовящемся против них внезапном ракетном ударе.
22 октября 1962 г. правительство США установило военно-морскую блокаду Кубы. Американский флот получил приказ перехватывать все суда, идущие в кубинские порты, подвергать их досмотру, а в случае неподчинения – уничтожать. Это было нарушением норм международного права. США осуществили призыв резервистов, начали концентрацию своих вооруженных сил в Карибском регионе. Привели к боевую готовность свои войска.
В военном плане к 19 сентября завершилась подготовка к маневрам НАТО «Фолекс-62». Их главной целью была отработка военных действий в условиях обмена массированными ядерными ударами. Таким образом, США готовились к возможной ядерной войне.
Советское правительство в заявлении 23 октября 1962 г. расценило акции США как «беспрецедентные агрессивные действия, шаг на пути к развязыванию мировой термоядерной войны».
Была ли вообще необходимость завозить на Кубу ракеты? Этот вопрос активно ныне обсуждается западными и отечественными политиками и историками. Исходной базой дискуссии служит соотношение сил США и СССР по ракетам, взаимно достигающим территорий двух государств.
Как отмечают специалисты, соотношение ракетно-ядерных потенциалов было далеко не в пользу Советского Союза. Но даже с завозом наших 36-и ракет средней дальности на Кубу оно практически не изменялось, а угроза возникновения ядерной катастрофы возросла многократно. В принятом советским руководством решении проявился стереотип мышления времен «холодной войны», желание запугать противника, действовать с позиции силы. Руководству США, СССР и Кубы с участием генерального секретаря ООН необходимо было сесть за стол переговоров и оставить Кубу в покое.
25 октября, благодаря усилиям и.о. Генерального Секретаря ООН У. Тана, предложившего США отказаться от блокады острова, а СССР – воздержаться от поставок наступательного оружия, появились первые признаки ослабления напряжения. Официально обе стороны объявили У. Тану о согласии принять меры по предотвращению столкновения на море. А в американской печати появились статьи, где был поставлен вопрос об «обмене» американских ракет в Турции на советские ракеты на Кубе. В связи с этим отметим, что использование средств массовой информации и радио в частности в информационной политике США постоянно возрастало. В работе современного американского исследователя Гэри Ронслея на примере венгерских событий 1956 г. и Карибского кризиса 1962 г. показано, что радиопропаганда США в период 1954 – 1964 гг. играла колоссальную роль в дипломатии и геополитике8. Хью Грин, директор вещания BBC на Советский Союз и Восточную Европу, в качестве основной задачи радиопропаганды видел необходимость «заставить аудиторию принять наше понимание событий»9.
Переговоры в Нью-Йорке по вопросам, связанным с урегулированием кризиса в районе Карибского моря, продолжались с 29 октября 1962 г. по 7 января 1963 г. Советская сторона действовала в постоянном контакте с представителями Кубы. Тогда же правительства СССР и США направили краткое совместное письмо генеральному секретарю ООН. В нем подтверждался факт договоренности о мирном урегулировании кризиса в районе Карибского бассейна. В результате была достигнута договоренность о снятии блокады Кубы, о демонтаже советских ракет и вывода их с территории Острова Свободы. Через несколько месяцев после вывода советских ракет с Кубы, были выведены американские ракеты из Турции.

Список литературы

"Список литературы

1.Бжезинский З. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратеги-ческие императивы / Пер. с англ. О.Ю. Уральской. М.: Международные отношения, 1998. 256 с.
2.Грибков А.И. Разработка замысла и осуществление операции «Анадырь» // Страте-гическая операция «Анадырь»: Как это было / Под ред. В.И. Есина. М.: МООВИК-ГУП «Фирма «Полиграфресурсы»», 2000. С. 21-45.
3.Россия (СССР) в локальных войнах и вооруженных конфликтах второй половины ХХ века. М.: Кучково поле; Полиграфресурсы, 2000. 576 с.
4.Хухтхаузен П. Кубинский кризис: Хроника подводной войны. М.: Яуза, Эксмо, 2007. 416 с.
5.Цыганков П. А. Теория международных отношений. М.: Гардарики, 2002. 400 с.
6.Rawnsley G.D. Radio diplomacy and propaganda. The BBC and VOA in international politics, 1956 – 64. N.-Y.: St. Martin's Press, 1996. 220 р.
7.Theberge J. Soviet Seapower in the Caribbean: political and strategic implications. N.Y.: Praeger Publishers, 1972. 175 p.

Очень похожие работы
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
bmt: 0.00429
© Рефератбанк, 2002 - 2024