Вход

Сопоставительный анализ портретов А.С. Пушкина кисти Тропинина и Кипренского.

Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:
Курсовая работа*
Код 345248
Дата создания 06 июля 2013
Страниц 15
Мы сможем обработать ваш заказ (!) 29 марта в 12:00 [мск]
Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.
1 310руб.
КУПИТЬ

Содержание

Вступление
Цели, задачи, обзор литературы
Некоторые черты художественной жизни 20-х годов XIX века
О. А. Кипренский
В. А. Тропинин
Заключение
Список использованной литературы

Введение

Сопоставительный анализ портретов А.С. Пушкина кисти Тропинина и Кипренского.

Фрагмент работы для ознакомления

Зритель не может не заметить, что в целом облик Пушкина невесел, в нём проглядывает внутренняя горечь, чувствуется некоторая усталость. Невольно вспоминаются слова, которые поэт скажет несколько позднее: «Как мало прожито, как много пережито».
«Современники писали о портрете: «Гений поэта как будто бы воодушевил художника; огонь его вдохновения сам изобразился на холсте в чертах его, и художник вполне выразил в его взоре светлый луч высоких творческих дум»3
Фигура музы, которую художник внёс уже после окончания работы над портретом, довольно серьёзно изменила композицию картины. Она лишила взгляд Пушкина того иллюзорного разбега, который создавало пустое пространство в правой верхней части холста. Она как бы останавливает взгляд поэта, его устремлённость за пределы портрета.
Некоторымкритикам фигура музы, струны лиры кажутся излишними в этом реалистическом портрете.
В стихотворении, обращенном к Кипренскому, Пушкин напишет:
«Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит».
Эти строки скорее не свидетельство того, что художник приукрасил внешность поэта, а того, что в своей работе Кипренский прежде всего раскрыл богатый духовный мир Пушкина, силу его чувства и интеллекта. Глядя на портрет, ощущаешь большую духовную связь между портретируемым и художником.
Кипренский создал образ гения поэзии, наиболее полно в Пушкине воплотившегося.
Пушкин очень дорожил этим портретом, и после смерти А. А. Дельвига предпринимал попытки приобрести его.
До сих пор нет другого изображения Пушкина, которому так подходили бы величественные строки «Памятника» о предназначении поэта на земле.
В. А. Тропинин
Другой замечательный портрет Пушкина (хранится во Всесоюзном музее А. С. Пушкина в Санкт-Петербурге), написанный несколькими месяцами раньше, но всё в том же 1827 году, передает нам совсем иной образ поэта. Есть немало свидетельств того, что он был заказан Тропинину самим Пушкиным по просьбе друга С. А. Соболевского, намеривавшегося взять портрет с собой в заграничное путешествие. Заказ Соболевского был вполне определённым: устав от «приглаженных и припомаженных» портретов Пушкина, какие стали в то время появляться – он хотел видеть поэта «в домашнем платье, растрёпанного, с заветным мистическим перстнем на большом пальце»4.
Тропинин был художником совсем иного дарования, чем Кипренский. Старше и Пушкина и Кипренского, (ко времени написания портрета ему было уже 50 лет) он четыре года всего как перестал быть крепостным графа Моркова, давшего, наконец, вольную живописцу, получившему уже всероссийскую известность. В его портретах также есть черты романтизма, но это, если можно так сказать, спокойный, мягкий романтизм, в нем нет мятежности, свойственной многим работам Кипренского. Гражданский пафос и возвышенность живописи Кипренского были чужды для Тропинина. Его работы можно даже назвать прозаичными. И в тоже время в них всегда много поэтического, чувственного.
Особое внимание в своих произведениях художник уделял бытовому облику человека. Поэтому заказ Соболевского был адресован очень точно.
Тропинин с большим воодушевлением взялся за работу, испытывая большое обаяние от произведений поэта и от его личности.
Конечно же, Тропинин читал сочинения Пушкина и как все – и современники и потомки – находил в них много для себя дорогого и в мыслях поэта, и в его образах, и в самом его слове. И как всякий, глубоко, умом и сердцем почувствовавший Пушкина читатель, он чувствовал и особоё, своё душевное родство с поэтом.
В первых эскизах Тропинин, следуя пожеланиям Соболевского, стремится лишь точно и правдиво передать облик Пушкина. Но, работая над портретом, выполняя многочисленные подготовительные рисунки, художник отходит от первоначального замысла. Меняется само понимание образа.
Краски портрета скупы, не рассеивают внимание зрителя. Тёмный колорит портрета, коричневое и неяркое синее в одежде – всё выделяет лишь лицо, смуглость которого оттеняет белый ворот рубашки.
Динамичности, раскованности образа способствует композиция портрета. Фигура поэта дана вполоборота. Рука Пушкина твердо и властно опирается на стол, она дана в таком необычном ракурсе, что почти выходит за рамку холста. Своеобразие костюма: расстёгнутая рубашка, наполовину развязанный шарф, наполовину запахнутый халат (вспомним «байроновский» плащ на портрете Кипренского) – всё это выражает представление художника о свободной творческой личности.
На портрете Тропинина Пушкин предстаёт в спокойной, задумчивой позе. Эта поза, плавная и сильная линия плеч, живые, чуть улыбающиеся губы, передают большую силу духа и ясность мироощущения, особую гармонию пушкинской личности.
Быстрый поворот головы, выразительность и подвижность каждой черты лица, блеск светло-голубых, смотрящих куда-то вверх, мимо зрителя, глаз – вот что пленяет в этом портрете. Рядом с Пушкиным – открытая книга. Тропинин не раз использовал в своих портретах этот приём: человек только что оторвал глаза от книги и предаётся собственным мечтам. Но в Пушкинском лице не праздная мечтательность, это мечта творческая. В портрете Тропинин уловил существеннейшие черты личности поэта. В открытом, ясном взгляде Пушкина, в его живых, чуть улыбающихся губах, чувствуется какая-то особенная, свойственная Пушкину, ясность мироощущения, «ясных мыслей красота».
В. Г. Белинский писал о Пушкине, что был он «существом любящим, симпатичным, готовым от полноты сердца протянуть руки каждому, кто казался ему «человеком».5
Те же черты отличали и натуру самого Тропинина и его творчество. Всё это передаётся в портрете. Но Тропинин показывает зрителю не только этого, духовно родственного ему Пушкина. Перед нами – великий поэт, «властитель дум» не только своего, но и последующих поколений.
Современники отмечали удивительное сходство портрета с оригиналом.
Заключение
В данной работе рассмотрены два, наверное, лучших Пушкинских портрета. И с полной уверенностью можно сказать о том, что совсем не случайно это прижизненные портреты поэта. Не только потому, что они написаны ведущими художниками своего времени. Дело в самой светлой, многогранной личности Пушкина.
Несомненно, что, работая над портретами, художники испытывали сильное влияние Пушкинского гения. Кипренский и Тропинин представили нам два очень разных изображения поэта. И в то же время, эти портреты сопоставимы потому, что они раскрывают образ Пушкина, каждый художник сумел запечатлеть то, что ему наиболее близко в личности поэта. Оба эти произведения дополняют друг друга.
Если портрет Кипренского более всего ассоциируется с торжественными и гордыми строками «Памятника»:
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа,
Вознёсся выше он главою непокорной
Александрийского столпа…»,
то портрету Тропинина ближе стихи из Пушкинской «Осени»:
«И забываю мир – и в сладкой тишине
Я сладко усыплен моим воображеньем,

Список литературы

1.Василий Андреевич Тропинин: Материалы и исследования. М.: Изобразительное искусство, 1982. – 248 с.: ил.
2.Зименко В. М. Орест Адамович Кипренский, 1782 – 1836. М.: Искусство, 1988 – 351 с.: ил.
3.Коваленская Н. Н. История русского изобразительного искусства первой половины XIX века. М.: Искусство, 1951 – 248 с.
4.Кузнецова Э. В. Беседы о русском искусстве XVIII – начала XIX века. М.: Просвещение, 1972 – 182 с.: ил.
5.Очерки по истории русского портрета первой половины XIX века. М.: Искусство, 1966 – 237 с.: ил.
6.Павлова Е. В. Александр Сергеевич Пушкин в портретах. М.: Сов. художник, 1989 – 167 с.
7.Порудоминский В. И. «Половина жизни моей…» М.: Дет. лит., 1987. – 319 с.: ил.
8.Турчин В. С. Портреты русских писателей в русской живописи XIX века. М.: Просвещение, 19970 – 96 с.: ил.
Очень похожие работы
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
bmt: 0.00488
© Рефератбанк, 2002 - 2024