Вход

Особенности трактовки исторического жанра в живописи барочного классицизма XVII века и неоклассицизма конца XVIII - начала XIX века во Франции (на примере творчества Н. Пуссена и Ж.Л.Давида)

Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:
Курсовая работа*
Код 342931
Дата создания 07 июля 2013
Страниц 6
Мы сможем обработать ваш заказ (!) 19 апреля в 16:00 [мск]
Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.
1 310руб.
КУПИТЬ

Содержание

Особенности трактовки исторического жанра в живописи барочного классицизма XVII века и неоклассицизма конца XVIII - начала XIX века во Франции (на примере творчества Н. Пуссена и Ж.Л.Давида)

Введение

Особенности трактовки исторического жанра в живописи барочного классицизма XVII века и неоклассицизма конца XVIII - начала XIX века во Франции (на примере творчества Н. Пуссена и Ж.Л.Давида)

Фрагмент работы для ознакомления

Совсем другими побуждениями руководствовался Пуссен при создании картины «Пейзаж с Пирамом и Тисбой», написанной им для своего друга, ученого и антиквара Кассиано дель Поццо. В те годы художника занимали проблемы ландшафтной живописи. Это одна из его немногих крупноформатных работ. Пуссен помещает сюжет о Пираме и Тисбе в атмосферу величественного, освещенного грозовыми вспышками холмистого пейзажа, простирающегося главным образом на заднем плане картины, с озером в центре и городком с правой стороны.
История о двух несчастных влюбленных из Вавилона заимствована из «Метаморфоз» Овидия. Пирам условился с Тисбой, что они встретятся у источника, чтобы покинуть город, так как их отцы запретили им встречаться. Пирам опоздал, и Тисба, ждавшая его, уже скрылась, спасаясь от свирепой львицы. В спешке девушка обронила шаль, и животное, только что убившее быка, своей окровавленной пастью растерзало тонкую ткань. Когда Пирам пришел к источнику и увидел львиные следы и разорванную шаль, он решил, что его возлюбленная мертва, и, мучимый виной и отчаянием, бросился на меч. Тисба, обнаружив умирающего возлюбленного, также расстается с жизнью. Пуссен изобразил момент предельного отчаяния любовников - Тисба с выразительным жестом бросается к умирающему Пираму.
Природа не остается равнодушной к развернувшейся драме: бушует яростный ураган, сверкают молнии, а слева над холмом видна полоска ясного неба. Над сценой трагедии, разворачивающейся почти у самого нижнего края полотна, довлеет пейзаж, охваченный стихией. Пуссена, по его собственному признанию, прежде всего интересовало решение художественных проблем, а не отражение сюжетной линии, что является характерным для исторической живописи. Центральная идея картины - бессилие человека перед своенравной Фортуной.
Личность и творчество Давида вызывали неизменный интерес как у его современников, так и в последующие эпохи. После ученической поездки в Рим Давид становится первым среди тех, кто утверждает в искусстве ясность и благородную простоту древних. Чтобы довести искусство до такого же совершенства, надо подражать их нравам, проникнуться идеями свободных эллинов и римлян.
Отражение античного влияния и отклик творчества Пуссена можно найти в картине «Клятва Горациев». Войска последнего римского царя Тарквиния Гордого осадили Рим; он пытается вернуть себе власть и уничтожить республику. По обычаю того времени сражению войск предшествовало единоборство между самыми храбрыми и знаменитыми воинами, которых выставляли противники. Рим оказал честь братьям Горациям, и вот старик отец, благословляя сыновей, протягивает им мечи и требует клятвы победить или умереть за свободу, за республику.
Картина поражает простотой и лаконизмом решения. В ее основе лежит классицистический принцип, так сформулированный Давидом: единое чувство может быть выражено лишь одним жестом. Ритмически повторяющееся движение рук Горациев, решительный шаг по направлению к мечам подчеркивают их единый порыв, волю к победе. Пространство картины распределено неравномерно: группа воинов с отцом дана на переднем плане и занимает значительно больше места, чем группа плачущих женщин. В центре картины отец. Он выделяется еще и своим красным плащом. Фигура отца является как бы стержнем, который разделяет и объединяет две основные части картины. Так в композиции художником с предельной наглядностью и лаконизмом выражено кредо классицизма: победа гражданского долга над личным чувством.
Сюжет из далекого прошлого был понят как призыв к борьбе. За четыре года до революции парижанам и не надо было объяснять, что в «Клятве Горациев» прославляются не герои Древнего Рима, а дается пример гражданского подвига.
В картине «Ликторы приносят Бруту тела казненных сыновей» Давид опять обращается к древнеримской истории. Художник решает писать Брута, первого консула Римской республики. Юний Луций Брут, патриций, активно участвовавший в установлении республиканского строя в Риме в 510— 509 годах до н.э., осудил на смерть своих сыновей за измену республике.
Картина пишется в напряженной обстановке. Депутаты третьего сословия не допущены королем на заседание Генеральных штатов. В зале для игры в мяч они объявили себя Национальным собранием и дали клятву не расходиться, пока не будет принята конституция. Могли остаться Давид равнодушным? К этому сословию принадлежало все, что было ему дорого, что составляло его жизнь. Искусство Давида было плоть от плоти третьего сословия. По горячим следам этого символического события он пишет «Клятву в зале для игры в мяч».
Тревожная атмосфера не мешала работать Давиду над «Брутом». Напротив, картина будто впитывала в себя царящее вокруг напряжение. Никогда прежде он не чувствовал такой живой связи своего искусства с сегодняшним днем. «Брут» и история творились одновременно.
На картине атрий — закрытый внутренний двор. Слева на переднем плане, у подножия статуи, словно окаменев, сидит Брут. Его фигура погружена в полумрак. Брут исполнил свой долг, сурово покарал изменников, но ведь это его сыновья... В глубине двора мы видим, как ликторы несут их тела. Брут отворачивается. Справа — ярко освещенная группа: жена и дочери Брута.
Композиция картины распадается на две части; так же как и в «Клятве Горациев», Давид противопоставляет взволнованную группу женщин Бруту. Мы видим, как художник использует светотень, ее тревожные контрасты передают напряженность, трагичность происходящего. Освещены тела казненных и фигуры женщин. Но Брут в тени, это подчеркивает его мрачность.

Список литературы

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Даниэль С.М. Европейский классицизм. - М., 2004
2.Золотов Ю.К. Пуссен. - М., 1988
3.Раздольская В. Европейское искусство ХIХ века. Классицизм, романтизм. - М., 2005
Очень похожие работы
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
bmt: 0.00491
© Рефератбанк, 2002 - 2024