Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:
Реферат*
Код |
338034 |
Дата создания |
07 июля 2013 |
Страниц |
22
|
Мы сможем обработать ваш заказ (!) 23 декабря в 12:00 [мск] Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.
|
Содержание
Оглавление
Введение
Личность в системе отношений. Нарушение семейной коммуникации как источник неврозов
Особенности лечения заикающихся подростков и взрослых. Методика логопсихотерапии Ю.Б. Некрасовой
Основные положения логопсихотерапии
Социально-психологический анализ пациентов логопсихотерапевтических групп и их семей
Социально-психологические особенности семей заикающихся подростков и взрослых
Заключение
Список литературы
Введение
Профессионально важные качества логопсихотерапевта, семейного логопсихотерапевта.
Фрагмент работы для ознакомления
Подчеркивая особо факт динамичности логоневроза, И.И. Тартаковский делает справедливый, на наш взгляд, вывод о том, что «каждой новой стадии развивающегося психоневротического процесса должен соответствовать и особый этап единой психотерапии, если последняя хочет быть целесообразной, эффективной. Неудача психотерапии часто свидетельствует о НЕСООТВЕТСТВИИ (выделено И. Т.) между данным состоянием психоневроза с применяемым к нему видом психотерапии». И приводя для образного сравнения машину со сложными механизмами, один из которых работает плавно, четко, а другой напряженно, туго, автор задается вопросом: как поступает человек, работающий на неприлаженной машине? и отвечает: он делает некоторые усилия и сглаживает шероховатости. Но в живом организме в этом отношении все обстоит как раз наоборот, и «все искусство психотерапии состоит в том, чтобы больной этого усилия не делал, чтобы он отвлекался от своей несколько неслаженной функции, не приковывал своего внимания к ней».
Сравнивая возможности психотерапии неврозов с хирургическим вмешательством, которое способно дать организму быстрое облегчение, Тартаковский говорит такие слова: «Неврозы со временем будут лечить не врачи в узком смысле, а врачи-мыслители, общественники, люди сильные и авторитетные, философы, ораторы, писатели, и, пожалуй, только они – мастера мысли и слова, знакомые к тому же с сущностью психоневрозов. Психотерапевту необходимо быть философом, причем бодрым, оптимистом, с огромной показательной силой воли, выражающейся в ряде героических личных поступков и действий, – примером своим пациентам! Совпадение идеалов, мировоззрения мыслителя-психотерапевта и больного невротика весьма благотворно». Как здесь не вспомнить аналогичное утверждение А.И. Яроцкого о роли «героического идеализма» в лечении неврозов и сказанные в 1966 году К.И. Платоновым слова о психотерапии, подобной хирургическому скальпелю. [5, с. 478]
Еще в начале XX века выдающийся психотерапевт, создатель психологического способа лечения Г.Д. Неткачев выделил заикание как особый психоневроз и вел работу в двух направлениях: речь и личность. Но в настоящее время комплексная система заикания в абсолютном большинстве случаев предполагает «рядоположенную», но раздельную работу логопеда и психотерапевта с пациентом, порой с привлечением и психолога. Например, некоторые специалисты речевых центров настаивают на том, что с пациентами «во время основного курса заниматься должен только логопед, которому следует хорошо знать приемы психотерапии заикания: справляться со страхом речи, навязчивыми мыслями, уловками и т.д.». И не отрицая необходимости консультативной помощи психотерапевта, ставят под сомнение «целесообразность лечения заикающихся в психотерапевтической группе параллельно с логопедическими занятиями».
Подобное «расчленение» работы логопеда и психотерапевта мы встречаем и в вопросе семейной психотерапии, когда речь идет о заикающихся. Авторы цитируемого выше пособия пишут: «Крайне важен, на наш взгляд, вопрос семейной психотерапии. Если существует невроз-реакция у заикающихся, то, безусловно может существовать невроз-реакция на заикание и у членов семьи. Именно этим должен заниматься психотерапевт во время работы логопеда с группой». Нам известны методики работы с родителями детей-дошкольников и младших школьников; активное включение родителей в работу подростковой группы заикающихся мы встретили у народного целителя А.А. Иванкина, у которого 10-дневный курс занятий требует присутствия и участия в них родственников пациентов, но методики включения во все формы работы членов ближайшего окружения взрослых заикающихся нам неизвестны. [8, с. 178]
Основные положения логопсихотерапии
В конце 60-х годов для лечения подростков и взрослых, страдающих тяжелой формой логоневроза (заиканием), Ю.Б. Некрасовой на основе метода эмоционально-стрессовой терапии К.М. Дубровского (19, 20) была создана методика ЛОГОПСИХОТЕРАПИИ (от греч. logos – слово, psyche – душа, therapia – лечение, уход за больным) – разновидность психотерапии, направленной на восстановление нарушенной речевой коммуникации. Суть данной методики лечения состоит в вызывании, усилении и закреплении состояния готовности к речи, а также обучении пациентов свободе смены психических состояний, что способствует полноценной коммуникации. Эффективность восстановления нарушенного общения достигается здесь на основе личностного подхода, позволяющего выявить творческий потенциал личности пациента и создать у него глубокую мотивационную включенность в логопсихотерапевтический процесс.
Авторская методика лечения состоит из трех основных этапов:
I этап – пропедевтический – длится не менее полугода и строится на динамической психотерапевтической диагностике, в основе которой метод библиотерапии – лечение книгой (А.М. Миллер, И.З. Вельвовский). Данная диагностика позволяет выявить неповторимые личностные черты пациента и на основе этого «портрета неповторимости» выстроить стратегию и тактику последующей логопсихотерапевтической работы.
II этап лечения, в основе которого метод эмоционально-стрессовой психотерапии К.М. Дубровского, – представляет собой подготовленное пропедевтическим этапом публичное индивидуально-групповое воздействие психотерапевтического и педагогического содержания. На сеансе за 1,5 часа происходит «снятие» симтомокомплекса заикания через «реконструкцию личности» (К.М. Дубровский) во фрустрирующей ситуации.
III этап лечения – активная групповая логопсихотерапия: в течение 2–3 месяцев проводятся ежедневные 8–9-часовые занятия, основная цель которых – формирование саногенных (оздоравливающих) психических состояний, приводящих через последовательное вызывание, пролонгирование и закрепление их к стойким новообразованиям личности. Этому служат нетрадиционные методы: библиотерапия – лечение книгой; символотерапия – разновидность психотерапии, использующей в качестве лечебного воздействия символическую функцию слова и речи; кинезитерапия – разновидность психотерапии, направленной на коррекцию психического состояния человека через работу с телом (парадоксальная дыхательная гимнастика А.С. и А.Н. Стрельниковых, методика двигательной асимметрии Е.М. Харитонова, гуманно-структурированный танец Г. Аммона), а также психотерапевтические беседы и специальная система речевых упражнений в форме коммуникативного тренинга. Каждая из названных форм и методов работы выполняет, помимо логопсихотерапевтической, прогностическую, коммуникативную, мотивационно-стимулирующую функции, а также диагностическую. [7, с. 94]
Методика групповой логопсихотерапии Ю.Б. Некрасовой выстроена на следующих принципах: выявление «внутренней картины здоровья» пациента в отличие от традиционной «внутренней картины болезни» (Р.А. Лурия); парадоксальность методов и приемов воздействия; коллективное сотворчество пациента и психотерапевта в организации лечебно-педагогического процесса; принцип диалогического взаимодействия в процессе общения; преемственность как этапов, так и используемых разнообразных приемов и методов воздействия.
Основанная на методе эмоционально-стрессовой терапии К.М. Дубровского, данная методика опирается на следующие научные теории: теорию отношений В.Н. Мясищева, теорию общения А.А. Бодалева, теорию коммуникативной функции речи Н.И. Жинкина, теорию психических состояний Ф.Д. Горбова, а также на достижения творческой педагогики перевоспитания человека А.С. Макаренко и К.М. Дубровского. Она предполагает максимальную активизацию личности пациента и его сотворчество с психотерапевтом, что делает возможным демонстрацию и анализ механизмов формирования новых черт личности и тем самым вносит существенный вклад в теорию и практику воспитания.
Социально-психологический анализ пациентов логопсихотерапевтических групп и их семей
Основной контингент пациентов обследованных логопсихотерапевтических групп – это заикающиеся подростки и взрослые со «звучащей психотравмой» (70% – невротическое заикание), многократно лечившиеся. Они характеризуются рядом личностных особенностей: пассивно-оборонительным поведением, изменениями в когнитивной сфере (искаженное представление о себе как субъекте общения, объяснение своих коммуникативных проблем из факта наличия заикания, а не личностных особенностей), неверием в возможность излечения.
Как отмечалось выше, специалисты отделяют невротическое заикание от неврозоподобного (когда пациенты в этиологии и патогенезе речи имеют органические нарушения). Но личностная составляющая синдрома заикания у взрослых и подростков представлена как надстройка над ядром основного заболевания и определяется как вторичный невроз заикания. И если в ходе развития организма пациента органические нарушения могут быть сглажены, то невротическая составляющая может быть усилена. Поэтому, как показывает практика, повышение психического тонуса, снятие фрустрирующих факторов при лечении больных с органическими поражениями, хотя сами по себе и не излечивают дефекты полностью, но дают существенные позитивные сдвиги и результаты. Поэтому в логопсихотерапевтическую группу принимаются все пациенты после консультативного приема и общего знакомства с методикой лечебного перевоспитания, изъявившие желание включиться в длительное диагностическое обследование и успешно прошедшие пропедевтический этап, то есть выполнившие все предложенные диагностические задания.
Необходимо особо подчеркнуть, что, говоря о процессе социореабилитации в совокупности всех его составляющих, следует решать вопрос не только о реабилитации самого пациента, но и о включении в этот процесс членов его ближайшего окружения – родителей и родственников, о чем говорят И.Ю. Абелева, Е.Т. Соколова, А.С. Спиваковская, Э.Г. Эйдемиллер, С. Г. Юстицкий и др. Многолетняя практика психотерапии логоневроза показывает, что:
1) неучитываемая дисгармония семейных отношений (между родителями и детьми, между супругами и т.д.) значительно усугубляет дефект речи и его субъективное переживание пациентами;
2) оставаясь без изменений, патологический характер семейных взаимоотношений оказывается фактором, тормозящим процесс коррекции при непосредственных занятиях в лечебной группе;
3) по окончании лечения может быстро вызвать рецидив заикания.
Поэтому привлечение и активное включение в процесс коррекции заикания в качестве третьей стороны (по отношению к пациенту и психотерапевту) членов ближайшего окружения пациента (или хотя бы некоторых его представителей) увеличивает эффективность процесса социореабилитации. [11, с. 168]
Социально-психологические особенности семей заикающихся подростков и взрослых
На основе комплексного анализа всех полученных материалов был выявлен ряд тенденций в детско-родительских отношениях, способствующих закреплению речевого дефекта. Хотя родители часто указывают в качестве причины заикания у ребенка испуг, он является лишь дополнительным поводом для развития этого сложного нервно-психического и психомоторного расстройства. Определенную роль в возникновении заикания играет конституциональный фактор, или общая с родителями речевая, моторная и коммуникативная недостаточность (сбивчивая, скороговоркой, или, напротив, медленная с растягиванием слов, речь). Но особую роль в возникновении неврозов у детей играют личностные особенности родителей. В большинстве своем они недостаточно общительны, интровертированны, у матери повышенная тревожность, отец более импульсивен, но семье уделяет недостаточно внимания. Оба, как правило, предъявляют к ребенку повышенные требования и часто поторапливают во всех действиях, а он не успевает за их темпом жизни и речи. Это сковывает ребенка, создает напряженность в общении, которое особенно усиливается при трудносовместимом сочетании полярных темпераментов родителей и, зачастую, их «полярной» тактикой воспитания. На основании анализа имеющейся документации и методом включенного наблюдения за пациентами четырех логопсихотерапевтических групп был выявлен ряд особенностей в детско-родительских отношениях в семьях наших пациентов:
1) прослеживается линия преобладающего «материнского» воспитания как в полных семьях пациентов, так и в неполных;
2) семьи, где преобладают отношения повышенной ответственности и тревоги друг за друга;
3) семьи, где к ребенку относятся по типу гипоопеки, причем мать порой перекладывает семейные заботы на ребенка;
4) семьи с пониженным эмоциональным фоном по отношению к детям;
5) семьи, где четко выражена ориентация на внешние оценки, на будущую профессию (это в основном семьи подростков, где родители занимают руководящие или престижные должности). [9, с. 218]
Отметив вышеперечисленные особенности семей пациентов, мы выявили также ряд тенденций в детско-родительских отношениях, способствующих, на наш взгляд, появлению, закреплению и поддержанию речевого дефекта. Это:
1. Сверхзаботливое отношение в семье к ребенку, где матери фактически «сверхопекают» во всем не только больного ребенка, но и мужа, что проявляется в стремлении даже принять на себя речевую функцию ребенка.
2. «Давящая», контрольно-регламентирующая атмосфера семьи проявляется в повышенной тревожности и ригидности в отношениях, что соотносится с авторитарным; стилем родительских позиций в воспитании, блокирующих также и речевую функцию ребенка.
3. Состояние одиночества, неудовлетворенности в семье кого-либо из родителей (чаще матерей) ведет к снижению оценки своего ребенка, «вытеснению» его из сферы личностной проблематики, что сказывается на снижении ценности общения как в целом, так и речевого, в частности.
4. Преобладающая в семье атмосфера «стремления к достижению» ведет и в речевом поведении ребенка или к постоянному повышенному напряжению для достижения «успеха» или к «уходу в заикание» как оправданию своей несостоятельности в случае неуспеха.
5. Семьи, где присутствует повышенное чувство вины, отличаются общей депрессивной обстановкой, повышенной сензитивностью, эмоциональной напряженностью; детей и родителей, что ведет к повышенной ранимости, неуверенности в себе. Это сказывается на речи и в свою очередь усиливает чувство неполноценности у ребенка и чувство вины за его дефект у родителей.
И если в первом случае мы наблюдаем прямую фиксацию на Дефекте, провокацию роли «больного» и культ болезни (за ребенка, уже взрослого, даже говорят, прерывая его самостоятельные попытки ответа), то в атмосфере «давления» на пациента в семье происходит повышение защитных характеристик «Я», что сказывается порой в избегании речевого контакта вообще. А при осознанном и неосознанном отстранении матерью ребенка заикание может стать и способом привлечения к себе внимания родителей.
Список литературы
"Список литературы
1.Андронова Л.З. Как лечить заикание, М., 1993 г.
2.Бодалев А. А. Психология общения, Москва-Воронеж, 1996г.
3.Волкова Г. А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. Книга для логопедов: 2-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Детство-1 Пресс, 2003 г.
4.Карвасарский Б.Д. Учебник по психотерапии; Питер. 2007 г. - 672 с.
5.Карпова Н.Л. Основы личностно-направленной логопсихотерапии: Учебное пособие. М.: ""Флинта"", 1997 г.
6.Мясищев В.Н. Личность и невроз; М. 2005 г.
7.Некрасова Ю.Б. Лечение творчеством; Смысл. 2006 г.
8.Психотерапевтическая энциклопедия под ред.Карвасарского Б.Д.; Питер, 2007 г.
9.Психотерапия в дефектологии. под ред. Н. П. Вайзмана, М., 1992 г.
10. Рау Е.Ю. Роль игровой психотерапии в устранении заикания у дошкольников, сб. Психотерапия в дефектологии, М. 1997 г.
11.Садовникова Е.Н., Рау Е.Ю. Логопсихотерапевтический подход при диагностике заикания у детей дошкольного возраста, материалы межвузовской конференции, сб. тезисов Проблемы детской речи, С-Петербург, 1996г.
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
bmt: 0.00446