Вход

Поединок между тираном и творцом в произведении "Мастера и Маргарита'.

Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:
Реферат*
Код 336000
Дата создания 07 июля 2013
Страниц 14
Мы сможем обработать ваш заказ (!) 29 марта в 12:00 [мск]
Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.
910руб.
КУПИТЬ

Содержание

Содержание

Введение
1. Поединок между тираном и творцом как между Иешуа и Понтий Пилатом
2. Поединок между тираном и творцом как между Мастером и Воландом
3. Поединок между тираном и творцом как между Дьяволом и Богом
Заключение
Список использованных источников

Введение

Поединок между тираном и творцом в произведении "Мастера и Маргарита''.

Фрагмент работы для ознакомления

2. Поединок между тираном и творцом как между Мастером и Воландом
Слово “мастер” не случайно вынесено Булгаковым в заглавие его знаменитого романа “Мастер и Маргарита”. Он действительно является одной из центральных фигур булгаковского произведения. В бесконечно сложной структуре “Мастера и Маргариты” автору романа о Понтии Пилате принадлежит особая роль, как человеку, перевернувшему жизнь Ивана Бездомного, Маргариты. Мастер как бы является собирательным образом русских писателей, которые практически никогда не получали признание при жизни, испытывали гонения, ощущали не понимание и критику. Не зря Булгаков называет писателя Мастером – это очень почетно и ответственно носить такое имя. Литераторы булгаковской Москвы изображены бездарными обывателями, для них литература не искусство, а средство зарабатывания денег. Среди завсегдатаев ресторана «Грибоедов» нет писателей. Писатель в романе только один. Это Мастер.
Мастер несет в себе искру Божий, и поэтому он не принимает дары Воланда, и за встречу с сатаной Мастер и Маргарита платят своей земной жизнью. Момент их ухода в иную жизнь полон печали: “Боги, Боги мои! Как грустна вечерняя земля! Как таинственны туманы над болотами. И он без сожаления покидает туманы земли, зная, что одна смерть его успокоит...”.[2]
Настоящее искусство, по Булгакову, рождается в точке пересечении двух векторов: диахронного – "угадать", и синхронного – сотворить новую реальность. Подлинный художник не только обладает знанием реальным, но наделен и сверхъестественным всеведением Творца, которое и позволяет ему угадывать, сочиняя "то, чего никогда не видал, но наверно знал, что оно было". Но мастер не просто "угадал" то, что было, – он сотворил новую реальность. Оттого и сожжение рукописи романа подобно убийству живого существа. И знаменитая сентен­ция Воланда: "Рукописи не горят", – на самом деле дву­смысленна. Ведь, магически восстановленная Воландом, рукопись все равно потом погибла в огне (вместе с домиком мастера). Ибо уничтоженное автором не может быть восстановлено никем. Но вот в инобытии реальность, сотворенная настоящим пи­са­телем, уже запечатлена навеки.
В судьбе художника ХХ в. Булгаков видит соединение свободной воли человека и Промысла высших сил. Писатель-творец ХХ в. свой дар осознает как нечто изначально ему присущее, а отнюдь не данное свыше. Но в то же время, не признавая над собой власти ни Бога, ни дьявола, он вполне явственно ощущает свою мистическую связь с космическими силами добра и зла, их загадочное "покровительство" и внимание. Мастер, начав писать роман вместе с Воландом (он "угадал" то, чему Воланд был очевидцем), "дописал" его, уже в инобытии, вместе с Иешуа (прощение Пилата – по деликатной подсказке высшего Цензора). И посмертная судьба мастера решена в процессе таинственного, до конца не проясненного диалога между Воландом и Иешуа.[4]
Но Мастер оставляет свой след на земле: и не только романом, неподвластном огню, но и в душе Ивана Бездомного, который изменился, стал достойным преемником своего мудрого, бесконечно счастливого и бесконечно страдающего учителя.
На примере судьбы Мастера Булгаков в своем произведении рассуждает о судьбе художника, творческой личности в обществе, в мире, о его взаимоотношениях с властью и своей совестью. В связи с этим фигура Мастера в романе неоднозначна: он остается внутренне верен себе, но в то же время у него нет ни сил не желания соглашаться или настойчиво сопротивляться существующей общественной морали, его творчество лишено компромиссов, поэтому он “не заслужил света, но заслужил покой”. [2]
И хотя Мастер отказался от благ предлагаемых ему Воландом: славы, известности,
счастья, богатства.
Но именно это привело к тому, что Воланд побежден силой духа Мастера и именно он восстанавливает справедливость по отношению к Мастеру, делая его рукописи “негорящими”, что означает, по мысли самого Булгакова, что только истинное творчество бессмертно! И в нашем контексте – это означает, что творец победил тирана.
3. Поединок между тираном и творцом как между Дьяволом и Богом
"Мастер и Маргарита" до сих пор продолжает оставаться "вещью в себе", ибо заключает в себе некую тайну. Нерешенным остается главный вопрос: что есть роман Булгакова – хвала Христу или дьяволу? Задавшись этим вопросом, мы сразу ощутим "раздвоение". И здесь следует обратить внимание на запись, сделанную Булгаковым на полях рукописи первоначального замысла романа о Сатане, "Инженер с копытом": "Помоги, Господи, кончить роман". Призывать помощь Бога на создание романа о дьяволе! Стоит задуматься над сакральным смыслом этого обращения.
Ключ к разгадке религиозно-эстетического феномена романа "Мастер и Маргарита" – в осознании того факта, что перед нами оригинальная версия русского метаромана ХХ в. Уже в "Прологе" на Патриарших сформулирован главный экзистенциальный вопрос романа – о бытии Бога, а также о соотношении функций Бога и дьявола в космическом миропорядке. И оба вопроса находят свое решение в художественной практике сотворения романа о Христе.
Булгаковская концепция мироздания, уникальная по своей многозначности даже для литературы ХХ в., не может быть понята иначе, как через ее воплощение в многослойной художественной ткани "Мастера и Маргариты". Многоуровневую и многоплоскостную сюжетно-композиционную модель романа организует алгоритм трех: повествование развивается на трех уровнях реальности – земной, мистиче­ской и художественной, в трех временных (настоящее – прошлое – вечное) и трех сюжетных потоках – приключения Воланда и Ко в Москве 20-х – 30-х гг., евангельский сюжет, история любви протагонистов романа. Причем каждое явление или событие земной реальности реализуют себя в двух измерениях и имеет свой аналог в инобытии. Например, в то время как в земном измерении в "нехорошей квартире" всю ночь раздавались крики и играл патефон, "в пятом измерении" происходит "великий у бал Сатаны". В инобытии разоблачаются обманы и все явления земной реальности обнаруживают свою духовную сущность, представая "в своем настоящем обличье": преображаются Воланд и его свита, а больной и затравленный советской критикой писатель преображается в средневекового мастера, обладающего тайным знанием. Отсюда и внезапные "наплывы" из инобытия в будничное течение земной жизни: видение ада – на картину мирного ужина в ресторане "У Грибоедова" или страшная мысль о "бессмертии" и погибели – в сознании Пилата, когда он выносит приговор Иешуа.
Дьявол, он же Воланд одна из ключевых фигур романа. Никогда до этого в литературных произведениях не существовало такого реалистичного описания Дьявола и его свиты, причем и в Библии нет такого описание, дьявол и демоны описываются общими фразами «гнус», «нечистая сила». Причем при невнимательном прочтении романа, образ Воланда вызывает восхищение. Но если вчитываться в каждую строчку романа, то можно обнаружить истинное отношение автора к этому персонажу, и главное то, что в Воланде абсолютно отсутствует личность. Это подтверждается, тем, что он не говорит ничего от себя, а только продолжает фразы своих собеседников, договаривая за них то, что они боятся озвучить. А в конце романа в сцене прощания с Москвой, когда все из свиты, превращаются в каких-то конкретных личностей, Воланд превращается в нечто безликое.
Чего же хочет добиться Воланд, своими действиями, что он хочет показать в перелицованном Евангелии, которое пишет Мастер, то, что Христос не Спаситель мира, а не более чем пацифист, странствующий философ и просто хороший человек, и единственная сила, которая способна помочь человеку – это дьявол. Стало быть, к нему и надо обращаться. Вот он поединок между Христом и Дьяволом и кажется Дьявол одерживает победу? Но Булгаков не для этого писал свой роман так долго и так пронзительно, исповедываясь в нем перед всем миром, весь роман пронизан глубокой верой автора в Бога и роман это крик его души : «Опомнитесь люди, что вы творите.»
Вот эпизод подтверждающий, что в бездуховном мире нет оружия против нечисти и это мнение автора, выраженное в романе. Свита Воланда, издевается, смеется над работниками НКВД. Бегемот раскачивается на люстре, в него стреляют из оружия, но хотя стреляют из нескольких стволов, Бегемот невредим. Чекисты не понимают, что если в доме завелась нечисть, никак от нее не избавится кроме как освящением жилища. Дьявол и зло изгоняется только Божией благодатью. А раза бог забыт, то и бесы смеются над обезбоженным миром. Бога "москвичи"-атеисты отвергли сами – значит, остается единственно возможное решение: их жизнью будет управлять дьявол.
Автор как бы предупреждает существующий строй, что не все можно решить при помощи оружия, есть гораздо страшнее кара. Почему так страшно становится Азазелло, когда он замечает желание старушки-кухарки перекрестится, почему он “крикнул с седла”: «Отрежу руку!»[2]
Данный эпизод перечеркивает всю версию всесильности Воланда. Дьявол и его приспешники боятся крестного знамения, потому что на нем был распят Бог, а не философ, пацифист Иешуа, который изображен в так называемом «Евангелии от Воланда». Крест страшен для Дьявола, так как Бог таким способом вошел в смерть и разрушил ее и царство дьявола. Кстати, в романе подобные эпизоды встречаются не раз. Прожженный мошенник буфетчик, люди на представлении которое устраивал Воланд в «Варьете», поэт-атеист Иван Бездомный все эти люди защищают себя крестным знамением от страха, от искушения и это подтверждение поединка тирана и творца, но в них Творец всемогущ. [5]
С первых страниц романа сюжеты о пришествии в мир дьявола и Бога развиваются по принципу параллельного противостояния. Они синхронны во времени (со среды до воскресенья) и имеют "общие точки": как Воланд, так и Иешуа – полиглоты, национальность, возраст и род занятий неопределенны, дома нет, оба читают мысли своих собеседников и обладают даром предвидения, наконец, оба заводят разговор на "странную" тему – кто управляет жизнью человеческой? Это сходство, однако, призвано подчеркнуть различие. Что совершают Иешуа и Воланд, придя в этот мир? Иешуа исцеляет грешника Пилата от головной боли – Воланд отрезает голову грешнику Берлиозу. Так уже на первых страницах романа Булгаков показал принципиальное различие функций Бога и дьявола: если закон дьявола – справедливое наказание, то закон Бога – милосердие.
Каково соотношение сил в противостоянии Бога и дьявола? Ответ Булгакова мудр и парадоксален: Зло торжествует в земном измерении, Добро – в инобытии. Воля Иешуа решают посмертную судьбу и Пилата, и мастера… И Берлиоза, окончательный приговор которому вынесен Словом Христа: "каждому будет дано по его вере".[2]
А каковы пределы могущества Воланда? Булгаков показал максимум того, что может дьявол: он не только властвует в стране атеистов, но завоевывает и души избранных (земного Левия Матвея и Маргариты). В какой-то степени Сатана у Булгакова переступает за грань функций своего ведомства и начинает творить добро: устраивает встречу любящих, возвращает им дом, даже знаменитую подковку с бриллиантами оставляет – чтобы они не нищенствовали… Но тогда-то и обнаруживается (в апогее могущества!) его бессилие. Воланд может восстановить рукопись романа и успокоить мастера, но не в силах вернуть творческий дар и исцелить душу. Он может вернуть Маргарите ее любовника, но каким? Больным, опустошенным и смертельно уставшим, уже не желающим ни любви, ни жизни, ни творчества. Если представить дальнейшую жизнь этой несчаст­ной с таким любовником – это было бы проклятое существование. Дьявол может дать все…, кроме главного для человека – любви, счастья и самой жизни.
Заключение

Список литературы

Список использованных источников

1. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С.13.
2. Булгаков М.А. Собр. соч. В 5 т. М., 1989 – 1990. Т.5. С.446. Далее ссылки на это издание даны в тексте публикации.
3. Гаврюшин Н. Литостротон, или Мастер без Маргариты // Вопросы литературы. 1991. N8. С.87.
4. Два "зеркальных" романа тридцатых годов, "Дар" и "Мастер и Маргарита" // Журнал Нива,1990. P.95-105.
5. Набоков В.В. Собр. соч. американского периода. В 5 т. СПб., 1997. Т.1. С.202,323.
Очень похожие работы
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
bmt: 0.00369
© Рефератбанк, 2002 - 2024