Вход

Чань-буддизм

Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:
Реферат*
Код 335555
Дата создания 07 июля 2013
Страниц 25
Мы сможем обработать ваш заказ (!) 27 апреля в 12:00 [мск]
Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.
910руб.
КУПИТЬ

Содержание

Содержание
Содержание
Введение
Возникновение буддизма
Особенности буддийского вероучения
Основные направления в буддизме и появление Чань-буддизма
Заключение
Список литературы

Введение

Чань-буддизм

Фрагмент работы для ознакомления

Наивысшего расцвета буддизм в Индии достиг в III в. до н.э. при царе Ашоке, который утвердил его в своем государстве, сформировал институт миссионеров, заложивший основы буддизма как мировой религии. Однако уже в первые столетия своего существования буддизм разделился на 18 сект.
Разногласия между сектамии вызвали созыв соборов в Рад-жагрихе в 447 г. до н.э., в Вайшави в 367 г. до н.э., в Паталирутре в III веке до н.э. и привели в начале нашей эры к разделению буддизма на две ветви: Хинаяну (“узкая колесница”) и Махаяну (“широкая колес­ница”).
Хинаяна утвердилась в основном в юго-восточных странах и получила название южного буддизма, а Махаяна - в северных стра­нах, получив название северного буддизма. Это разделение было вы­звано, прежде всего, различиями в социально-политических условиях жизни в отдельных частях Индии.
Тхеравада (“школа старой мудрости”) - наиболее ортодок­сальное течение в буддизме, получило название Хинаяны (“малой или узкой колесницы”).
Этот термин употребляется в текстах махаянской традиции и считается уничижительным. Сами «хинаянисты» предпочитают име­новать себя по названиям школ, а общее направление - Тхеравадой.
Положения Тхеравады в значительной степени связаны с дог­матикой раннего буддизма, хотя тоже изменялись и углублялись. Са­ми названия указывают на главное различие этих двух направлений буддизма: Махаяна открывала широкий путь спасения для монахов и мирян, ее доктрины, ритуал, мифология вовлекали в сферу влияния самые широкие слои населения.
В частности, Хинаяна признает Будду человеком, нашедшим путь к спасению, которое считается достижимым только через уход от мира - монашество. В то же время Махаяна исходит из возможно­сти спасения не только для отшельников-монахов, но и для мирян, причем упор сделан на активную проповедническую деятельность, на вмешательство в общественную и государственную жизнь.
Махаяна, в отличие от Хинаяны, легче приспосабливалась к распространению за пределами Индии, породив множество толков и течений, Будда постепенно становится высшим божеством, в честь него сооружаются храмы, совершаются культовые действия.
В Махаяна важную роль играет культ бодхисаттв - индиви­дов, уже способных войти в нирвану, но откладывающих достижение конечной цели из-за того, чтобы помочь в ее достижении и другим, необязательно монахам, заменив тем самым требование ухода от ми­ра призывом к воздействию на него. В то же время, как уже отмеча­лось, Хинаяна полностью отвергает путь к спасению для немонахов, которые добровольно отвергли мирскую жизнь.
Ранний буддизм отличается простотой обрядности. Её глав­ными элементами являются: культ Будды, проповедь, почитание святых мест, связанных с рождением, просветлением и смертью Гаутамы, поклонение ступам - культовым сооружениям, где хра­нятся реликвии буддизма.
Махаяна к культу Будды добавила почитание бодхисаттв, тем самым усложнилась обрядность: были введены молитвы и разного рода заклинания, стали практиковаться жертвоприношения, возник пышный ритуал.
Махаяна. Прежде всего, как уже отмечалось, в учении Ма-хаяны появилась разработанная концепция о бодхисаттве (“существе, стремящемся к пробуждению”).
Махаянисты выступили с критикой существовавшего ранее идеала монашества - архата, святого, который стремится к достиже­нию личной нирваны. Индивидуальное спасение в Махаяне считается недостаточным. Бодхисаттвы, будучи совершенными, сознательно остаются в мире сансары, чтобы помочь всем остальным достичь ос­вобождения.
Махаяна выдвигала тезис о всеобщем освобождении, учила, что каждый может стать Буддой, потому что в каждом живом суще­стве заложена “природа” Будды, надо только ее проявить и высвобо­дить.
В Махаяне “восьмеричный путь” дополняется учением о шес­ти “парамитах” (“переправах”) - совершенствах, с помощью кото­рых человек может достичь состояния бодхисаттвы.
В этом учении с течением времени также появилась новая кон­цепция Будды: вместо одного Будды-учителя появляется бесконечное количество будд. Это концепции о “трех телах Будд” (высшее из которых “хармакая”) – “Будда в теле Закона”, представляет собой изначальную и неизменную реальность, абсолют, космическое тело Будды. Это повлекло за собой создание огромного пантеона будд и бодхисаттв, придание им особых свойств, функций и атрибутов.
Иную трактовку у махаянистов получила концепция дхарм, которые уже не признаются истинно реальными (как в раннем буд­дизме), так как характеризуют мир сансары и подвержены действию закона взаимозависимого возникновения.
Философы Махаяны учили, что нирвана тождественна са-нcape, потому что на уровне абсолюта не должно существовать ника­ких оппозиций.
Таким образом, Махаяна существенно изменила содержанке основных положений раннего буддизма - произошло увеличение роли сверхъестественного в ее учении, была декларирована возможность спасения для всех и каждого, предложены богатство и многообразие буддийского пантеона, разработанный и красочный ритуал. Все это превращало буддизм в массовую религию, привлекало его последова­телей за пределами Индии5.
Ваджраяна (Ламаизм). В период с VI по IX вв. в Индии ут­вердилось новое направление, имевшее несколько названий: вад­жраяна (“алмазная колесница”), буддийский тантризм, эзотериче­ский буддизм, тибетский буддизм и др. Это направление ещё больше связывало буддизм с возможностями конкретной личности. Посте­пенному обучению и накоплению заслуг, характерному для Махаяны, противопоставлялась мгновенная, подобная молнии, реализация при­роды Будды в течение этой жизни. Ваджраяна связывала образование буддиста с ритуалом посвящения, который проходил под строгим контролем опытного наставника. Поскольку имеет место передача знаний «от посвященного к посвящаемому», Ваджраяну называют также эзотерическим буддизмом, а европейцы, ещё в XIX в. обратив­шие внимание на огромную роль наставников (лам) в практике тибет­ских буддистов, стали именовать эту религию Ламаизмом. Считается, что именно в ламах сущность Будды выражена с наибольшей полно­той, поэтому их почитают как божество.
Если в других направлениях буддизма тело считалось симво­лом страстей, удерживающих человека в сансаре, то ламаизм ставит тело в центр своей религиозной практики, считая, что в нём заключе­на высшая духовность. Осуществление ваджры в человеческом теле есть реальное соединение абсолютного (нирваны) и относительного (сансары). В ходе специального ритуала раскрывается присутствие природы Будды в теле.
Для ламаизма характерен культ хубилганов (перерожденцев) - воплощений Будды, живых богов, к которым причисляются, глав­ным образом, высшие ламы. Ламаизму присуще массовое распро­странение монашества, при этом существенно упростился процесс общения с Богом: верующему достаточно было прикрепить к шесту листок с молитвой, чтобы его колебал ветер, или вложить его в спе­циальный барабан. Если в классическом Буддизме не было образа верховного Бога - творца, то здесь он появляется в лице Адибудды, представляющегося первичным звеном всех дальнейших воплощений Будды.
Ламаизм не отказался от учения о нирване, но место нирваны в ламаизме занял рай. Если верующий будет выполнять все требова­ния ламаистской морали, то после страданий и лишений сансары его ждут успокоение и блаженная жизнь в раю. Особенно большое значение придается созерцанию и магическим заклинаниям, знание кото­рых облегчает и ускоряет перерождение и достижение нирваны. Вме­сто длинной цепи перерождений, человек может достигнуть нирваны через одно короткое тайное заклинание - дарани.
Таким образом, в ламаизме центр тяжести переносится с са­мостоятельных усилий человека (как это было в раннем буддизме) на магические действия мудрецов. Так вырождался буддизм из фило­софской системы в простое колдовство.
К IX в. Ваджраяна заполняет почти весь буддийский мир, но приживается, главным образом, в Тибете, откуда проникает в Монго­лию, а оттуда в XVI-XVII вв. приходит в Россию.
Основателем чань-буддизма, а также знаменитого мо­настыря Шаолинь, считается приехавший в VI в. из Индии Бодхидхарма, разработавший новые приемы сосредоточе­ния посредством продолжительных медитаций6.
Бодхид­харма определил основные принципы чань-буддизма в двух своих изречениях: “Особая передача вне учения” и “Не опираться на слова и писания”. Отсюда установка на передачу информации непосредственно от учителя к уче­нику без произнесения слов. Коротко говоря, сущность чань-буддизма заключается в отождествлении объекта и субъекта, в растворении “Я” в “не-Я” и наоборот, как бы в погружении в непрерывный поток чистого и свободного сознания. Постижение истины - это и есть освобождение от понятийного словесного мира и погружение в мир, не раз­деленный на предметы и вещи, в мир, где отсутствуют ло­гика, пространство и время, конечность и бесконечность. Это становится возможным, если научиться так, управ­лять собственной психикой, чтобы по желанию погружать­ся в ее глубинные пласты, в сферу бессознательного.
Одним из основных способов чаньской психической регуляции является так называемая медитация. Медитация осуществляется при лишенном каких-либо образов или мыслей сосредоточении сознания в одной точке с макси­мальным расслаблением тела. Она обычно начинается с сознательной концентрации внимания, когда медитирую­щий сосредотачивает его в одной точке и интенсивно “всматривается” своим внутренним взором в “пустоту”, стремится опустошить свое сознание от каких-либо мыс­лей и образов. Это состояние называется “сознанием, ли­шенным мысли”. На следующей стадии медитирующий вырабатывает способность к несознательной или бессоз­нательной концентрации внимания, когда сознание сво­бодно как вода, течет от объекта к объекту без всякого контроля со стороны индивидуального “Я”. Развитая та­ким образом способность медитации дает возможность чань-буддисту переживать “пустотность”, “иллюзорность” всех вещей и явлений и достигать просветления.
По-китайски имя Бодхидхарма транскрибировалось как Путидамо или просто Дамо. Искренность как высшее выражение внутреннего ритуала, чистота сердца были для Дамо критериями заслуг и добродетели. Деяние (вэй) как активное человеческое вмешательство в естественность внутреннего посыла и внутренней природы человека противопоставлялись недеянию (увэй) – следовательно естественно-спонтанному ходу событий. Как говорилось в чань-буддизме, основателем которого и считается Дамо, "позволить вещам проявляться в их таковости".
Однако Дамо не был понят в парадоксальности и непривычности своего учения. Он удалился от двора императора Ляо, посетил соседнее государство Вэй. В городе Лояне, столице Вэй, его восхищение вызвала пагода монастыря Юннинсы (Вечного покоя). После этого Дамо удалился в монастырь Шаолиньсы - небольшую обитель, построенную недалеко от Лояна в
провинции Хэнань на горе Суншань в уезде Дэнфэн7.
Монахи истощали себя долгим чтением сутр, уходя тем самым все дальше и дальше от истинного просветления. Прозрение собственной природы в ее ис тинности омрачалось начетничеством, верой в чужие слова, а не в веления собственного сердца. Дамо объявил, что цель буддизма - прозреть сердце Будды, то есть реализовать Будду внутри себя. Таким образом, каждый в потенции является Буддой, нужно лишь разбудить его. Стать Буддой можно было "здесь и сейчас" в акте непосредственного восприятия истины, свободно и полно входящей в незамутненный разум буддиста. Истина передается вне слов
в письменных наставлениях, а как светильник, переходящий от учителя к ученику.
Монахи не поняли наставлений Бодхидхармы, и тот удалился в пещеру, расположенную недалеко от монастыря, где он, обратившись лицом к стене, провел в позе сидячего созерцания (цзочань) почти девять лет (по некоторым хроникам - десять). Патриарх погрузился в состояние глубокой медитации,
но, как гласит легенда, лишь однажды он заснул. Проснувшись, Дамо в гневе вырвал себе ресницы и бросил их на землю. Из них выросли кусты ароматно-
го чая, который пьют буддисты в период долгой медитации, взбодряя сознание.
Через девять лет созерцания стены монахи прониклись уважением к силе духа Дамо и того учения, которое он проповедовал. Но лишь двух людей согла-
сился взять суровый патриарх в ученики – монахов Даоюя и Хуэйкэ, которым он передавал истину в течение пяти лет. По легенде, Хуэйкэ, который стал
преемником первого патриарха, отрубил себе руку и положил ее перед Дамо, демонстрируя чистоту своих помыслов и решимость постигать учение чань.
Учение "чань" - одно из течений буддизма, широко использующее идеи и методы индийской йоги и китайского даосизма.
Духовное учение, проповедуемое Дамо, выражалось кратким требованием: два вхождения и четыре действия. Два вхождения - это достижение просвет-
ления путем духовного внутреннего развития и созерцания (духовное вхождение) и путем совершения практических действий (вхождение через действие).
Таким образом, постулировалась неразрывная связь внешнего и внутреннего, формы и глубинного образа, физического и психического, явления и его символа. Духовное вступление в состояние просветления сознания, которое не могут затронуть и загрязнить мирские дела, в основном базировалось на сидячей медитации, традиционно выполняемой лицом к стене, как это делал Бодхидхарма. Как говорили чань-буддисты, "нынешнее состояние человека ложно, истинно лишь возвращение к собственной природе".
Разум человека вечно пребывает всуете мирских дел, мечется в условностях и границах, им же самим и определенных, не понимая порой
их противоестественности. Нужно лишь немногое - узреть за обыденностью и монотонностью жизни Великий Символ, познав глубину всех внешних форм,
преодолеть ее. Тогда все вещи воспринимаются в единстве, а человек преодолевает ту невидимо тонкую, но чрезвычайно плотную завесу, мешающую ему слиться с природной естественностью и обрести
"спонтанность самопроявлений духа". Освобождение от повседневной суеты, от всего, чем вдохновляется большинство людей, ведет к тому, что "чань" называет "великой пустотой" - к абсолютной духовной свободе. А эта свобода дает возможность познать истинную сущность и смысл человеческой жизни, скрытые обычно иллюзиями мышления. Интеллектуально "великая пустота" оказывается новым видением мира; эмоционально - успокоением духа, его безмятежностью, в волевом отношении независимостью от окружающих людей.
В отличие от европейских мыслителей, на разные лады призывавших изменять окружающие условия для того, чтобы стать счастливыми, Будда отрицал зависимость состояния духа от состояния внешнего мира.
Он считал, что надо изменять не мир, а себя. Все мы знаем, что "богатые тоже плачут", что можно иметь полный набор материальных благ, и все равно
страдать. А ведь секрет счастья очень прост: надо научиться правильно понимать жизнь, правильно ощущать ее ритм, строить свое поведение в соответствии с этим ритмом, ежедневно погружаться в бездонные глубины своего подсознания. Иными словами, Будда призывал людей быть счастливыми "здесь и сейчас", а не "потом", в результате каких-то внешних событий.
Вхождение через действие, предписанное первоучителем, предусматривает четыре вида поступков - воздаяние за зло, отсутствие мирских стремлений,
служение дхарме (то есть буддийскому учению), следование судьбе. Последний вид поступков позволяет исчерпать жизнь во всей ее полноте, так как чело-
век не мечется в поисках выхода из собственного предопределения, но рассматривает свою жизнь как реализацию универсального пути и закона всех вещей – дао.
На уровне практических действий, позволяющих достигать устойчивых изменений психических состояний личности, в буддизме возник ряд направлений.
"Чань" является одним из них. Его практика включает в себя медитацию, работу с энергией, воздействие на внутренние органы тела и происходящие в
нем физиологические процессы. В совокупности, эти три группы методов называются "внутренней работой". Задача медитативных методов в том, чтобы посредством направления ума, чувств и воли на внешние или внутренние объекты отрабатывать вход, пребывание и выход по отношению к определенным пространственно-временным ситуациям, как реальным, так и воображаемым. При этом первой ступенью медитации (созерцания) является выполнение упражнений (или действий), связанных с концентрацией внимания на дыхании, движении, работе сердца, удержания равновесия, циркуляции энергии, каком-либо предмете или его отдельном качестве. Уже на данной ступени адепт начинает "слышать" слабые сигналы, исходящие из внешнего и внутреннего мира. Таким образом, ключевым постулатом духовного вхождения стало успокоение духа и очищение сознания путем регуляции собственного дыхания.
Вторая ступень позволяет человеку обретать состояние "не-ум", благодаря чему он как бы растворяет свое "Я" в природных стихиях. Утратив ощущение собственной личности, он воспринимает себя частицей великого целого - всего Бытия. Его сознание полностью освобождается от всякого беспокойства, и он реализует принцип "единого тела", т. е. начинает ощущать "голоса", идущие изнутри окружающих его существ: людей, животных, растений.
Для облегчения трудностей медитации, связанных с преодолением логической, контролирующей функции соз­нания, в чань-буддизме были разработаны специальные приемы, главными из которых стали метод коан и метод мондо.

Список литературы

Список литературы
Анагарика Говинда. Психология раннего буддизма. Основы тибетского мистицизма. СПб., 1993, 323 с.
Буддизм: Словарь /Под общ. ред. Н.Л. Жуковской. М.,1992, 544 с.
Лысенко В.Г. Опыт введения в буддизм: ранняя буддийская философия. М.,1994, с. 288.
Монгуш М.В. Ламаизм в Туве. Кызыл., 1992, 256 с.
Розенберг О. О. Труды по буддизму М.,1991, 541 с.
Щербатовский Ф.И. Избранные труды по буддизму. М., 1988, 669 с.

Очень похожие работы
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
bmt: 0.00578
© Рефератбанк, 2002 - 2024