Вход

Личностные изменения в результате формирования алкогольной зависимости

Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:
Реферат*
Код 335118
Дата создания 07 июля 2013
Страниц 23
Мы сможем обработать ваш заказ (!) 27 декабря в 12:00 [мск]
Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.
910руб.
КУПИТЬ

Содержание

Содержание

Введение
Типы личности больных алкоголизмом
Психодиагностика больных с алкогольной зависимостью
Изменение личности в процессе формирования алкогольной зависимости
Основные характеристики личности больных алкоголизмом
Заключение
Список литературы

Введение

Личностные изменения в результате формирования алкогольной зависимости

Фрагмент работы для ознакомления

В качестве основного метода исследования личностного психосемантического пространства использовали тест репертуарных решеток Дж. Келли с модифицированным нами в соответствии с задачами исследования ролевым списком (11, 12). Применяли оценочную решетку, элементы которой предлагали испытуемым традиционным способом – заполнением ролевого списка.
У испытуемого методом триад (посредством установления отличий одного персонажа от двух других) выявляли 10 конструктов: с этой целью его просили сравнить между собой элементы ролевого списка, присоединяя при этом к сравниваемым элементам элемент «Я сам». Затем, если больной проявлял интерес, а процедура тестирования позволяла продолжить, дальнейшие триады определял сам больной посредством выбора любых двух людей из списка, названных им, определения их сходства и отличия от третьего. В модификации теста для данного исследования использовали простой вариант оценочной решетки («галочки и пробелы»).
Дополнительно в процессе тестирования испытуемый отвечал на вопрос о том, в чем ему помогает алкоголь, «зачем» он ему нужен. На основании этих ответов выявляли 2 дополнительных биполярных конструкта («проблемные» конструкты), по которым оценивали все элементы решетки. Эти же проблемные конструкты использовали при повторном тестировании. Использование подобной модификации традиционного репертуарного теста с элементами-ролями позволяет выявить тот уровень презентации индивидуального опыта, который, по Дж. Келли, регулирует реальное взаимодействие человека с его окружением, его поведенческие установки.
Для каждого испытуемого по результатам эксперимента заполняли две оценочные репертуарные решетки (до психотерапии и после), в которых столбцы соответствовали 16 элементам, а строчки – 12 выявленным конструктам. Каждую индивидуальную матрицу подвергали корреляционному и факторному анализу. Групповую матрицу данных также подвергали корреляционному и факторному анализу.
Изменения представлений испытуемых о себе выявляли на основе сравнения матрицы интеркорреляции элементов.
Динамику изменений, наступивших в процессе психотерапии, оценивали посредством сравнения факторных пространств групповых матриц, полученных в результате тестирования до психотерапии и после ее окончания. Для каждого из факторов в обоих факторных пространствах были проранжированы нагрузки для всех конструктов и подсчитаны коэффициенты ранговой корреляции для соответствующих факторов.
Проверка гипотезы относительно наступающих в процессе психотерапии изменений предполагает анализ содержания собственно выявляемых личностных конструктов. Для этой цели каждый из двенадцати выявленных конструктов (для каждого испытуемого) был отнесен к одной из трех категорий:
1. к категории «социальной позитивности/социальной негативности» (СОЦ) были отнесены конструкты, относящиеся к сфере социального успеха, признания, авторитетности при межличностном взаимодействии (например, имеет престижную работу/работает где попало; много добился в жизни/ничего не добился и т.п.);
2. в категорию «индивидуальности» (И) вошли конструкты, имеющие отношение к характерологической сфере, отражающие личностные качества (например, властный/мягкий; искренний/неискренний; вспыльчивый/спокойный и т.п.);
3. категорию «психологической потребности в алкоголе» (ПА) составили конструкты, сформулированные испытуемыми как «проблемные» (например, напряженный/расслабленный; веселый/мрачный; волевой/слабовольный и т.п.).
Таким образом, для каждой решетки в двух экспериментах оценивали количество конструктов, принадлежащих к категориям СОЦ, И и ПА. Затем оценивали статистическую значимость различий в выраженности категорий до и после окончания психотерапии.
Факторный анализ групповых матриц по конструктам показал, что до начала психотерапии имеется всего три значимых фактора, объясняющих 68% дисперсии.
Рассматривая полученные факторы с точки зрения составляющих их конструктов, выясняется, что первый фактор (29,4% общей дисперсии) составляют в основном конструкты, характеризующие социальное признание (уважение, дружба, мастер своего дела, профессионал, широкий круг общения, душа компании).
Второй фактор (21,1% общей дисперсии) образован проблемными конструктами, а также конструктами, в которых алкоголизация выступала как фактор общности или оцениваемое свойство (выпивают вместе, пьет, как я, может много выпить, совсем не пьет). Этот фактор можно интерпретировать как фактор алкоголизации.
Третий фактор (17,5% общей дисперсии) составляют проблемные конструкты, а также конструкты, определяющие позитивные качества, внешнее благополучие (обеспеченный материально, здоровый, сильный, молодой, привлекательный). Этот фактор можно интерпретировать как фактор «благополучия/неблагополучия Я».
После окончания психотерапии всего выявлено три значимых фактора, объясняющих 75% дисперсии: первый фактор (31,2% общей дисперсии) составляют в основном конструкты, характеризующие индивидуальный стиль деятельности (ленивый, много работает, настойчивый, целеустремленный, уверенный, волевой). Этот фактор можно интерпретировать как фактор мотивации достижения.
Второй фактор (26,8% общей дисперсии) образован проблемными конструктами, а также конструктами, определяющими межличностное взаимодействие, чувство общности (понимающий, искренний, лидер, интересный собеседник, готовый помочь, чуткий). Причем положительный полюс образован конструктами, относящимися к чувству общности, в то время как проблемный конструкт может выступать здесь в качестве показателя социальной отчужденности. Поэтому этот фактор может быть проинтерпретирован как социальная адаптивность – дезадаптивность.
Третий фактор (17,1% общей дисперсии) содержательно мало отличается от третьего фактора до психотерапии: его составляют проблемные конструкты, а также конструкты, характеризующие внешнее положительное свойство (умный, счастливый, здоровый, привлекательный, сильный, молодой).
По окончании психотерапии образовалось 4 группы элементов с четкими связями:
Группа элементов «Я сам», «Больной», «Алкоголик», «Абсолютно непьющий», «Хороший семьянин» – объединение данных элементов в одну группу может свидетельствовать о частичном преодолении анозогнозии, формирующейся установке на абсолютную трезвость, а также о роли семьи в лечении.
Группа элементов «Неудачник», «Белая ворона» и «Безработный» – негативно окрашенные элементы, находящиеся в непосредственной близости от первой группы.
Группа элементов «Уважаемый человек», «Популярен у женщин» и «Хорошо зарабатывающий» – позитивно окрашенные элементы.
Группа элементов «Волевой человек» и «Образец для подражания».
Интересным является то, что элементы «Надежный друг», «Человек, следующий традициям и правилам общества», а также «Человек, ведущий здоровый образ жизни» не входят в какую-либо группу, а стоят особняком.
Основные изменения в расположении элементов касаются элемента «Я сам» – с периферии он переместился фактически в центр, что свидетельствует о существенных изменениях в восприятии больными собственной социальной позиции.
Полученные измерения можно трактовать следующим образом:
измерение I – как ось «Идентификации, похожести на меня»;
измерение II – как ось «Направления желаемых изменений».
Анализ собственно содержания конструктов происходил по вышеназванным категориям. В таблице представлены данные о выраженности различных категорий конструктов при первичном и повторном исследовании.
Изменение личности в процессе формирования алкогольной зависимости
С точки зрения психоаналитического направления влечение к алкоголю выступает как возврат к более ранним стадиям развития, к детским сексуальным переживаниям.
Влечение к алкоголю выступает как средство защиты собственного «Я» от окружающего мира. Так, согласно одной из концепций, алкоголизм рассматривается как способ бегства от гомосексуальных импульсов, запретных мыслей и чувства вины, связанных с мастурбацией. Особая роль в формировании алкоголизма отводится нарушенным отношениям с родителями, и, прежде всего отвержение матери ребенка. Как считает Е. Беглер (6), субъект подсознательно идентифицирует себя с отвергающей и холодной матерью, отравляя себя алкоголем, субъект символически убивает мать, здесь алкоголизм выступает как отражение псевдомазохистических склонностей. Страх больного перед возможной расплатой или потерей удерживает от прямой конфронтации с матерью, поэтому враждебная зависимость от матери преследует больного алкоголизмом всю жизнь.
К. Менингер (5) назвал такое саморазрушительное поведение хроническим суицидом.
Таким образом, влечение к алкоголю – это перенос на самого себя агрессии, которая не может в силу действия культурных табу быть адресована ее действительным виновникам.
Алкоголизм как оральная фрустрация потребности в зависимости, возникающая сначала в раннем детстве, а затем в юности, представляет собой защиту от депрессии. В этом случае алкоголь выполняет функцию примирения больного с неизбежностью этих фрустраций. Этот тезис подтверждается тем, что алкоголизму предшествует эмоциональная неадекватность, невротичность.
Х. Тьебо (5) характеризуя больных алкоголизмом, полагал, что у них бессознательная потребность в доминировании сочетается с чувством одиночества и изоляции.
Тревога, по мнению Зимберга (5), возникающая в результате фрустрации потребности в зависимости, подавляется алкоголем, который действует, как фармакологическое вещество способное индуцировать ощущение собственной силы, всемогущества, неуязвимости. Но поскольку эффект алкоголя временный, то уже в структуре абстинентного синдрома, т.е. в состоянии возникающего в результате прекращения действия алкоголя при внезапном перерыве его применения, появляется чувство вины и отчаяния. Чувство неполноценности возрастает, и конфликт продолжается по порочному кругу.
Итак, главный смысл злоупотребления алкоголем, по Ш.Зимбергу, состоит в достижении неадекватно усиленного, «грандиозного» образа Я, которое Зимберг обозначил термином реактивная грандиозность (2). Основными инновации в теории Зимберга является признание реальных социально-психологических отношений в качестве главного источника психологических проблем больного, автор учитывал роль социальнокультурных факторов, и последнее, психологические факторы алкоголизма проявляют себя, если есть генетическая предрасположенность (11).
Алкогольное поведение как игру позволяющую манипулировать чувствами и действиями окружающих рассматривает трансактный анализ.
Трансакция – это действие, переходящее в ответное действие или состояние другого объекта и как бы рассчитанное на такой трансформированный возврат. Употребление спиртного выступает как случайное удовольствие, дополнительное преимущество, процесс, ведущий к кульминации – похмелью.
Удовольствие, получаемое от похмелья – это способ привлечь внимание к себе и своим переживаниям, завести «преследователя» в тупик и получить от него прощение. Низкая самооценка обуславливает страх перед психологическими интимными отношениями, предполагающими самораскрытие. В целях их избегания возникает и поддерживается потребность сохранять отношения игры. Такие личностные качества как лживость и хитрость больных алкоголизмом не являются изначально присущими им, а выступают как неотъемлемая часть роли, разыгрываемой в рамках той или иной трансакции, истинная причина появления которой в репертуаре поведения больного заключается в патологическом влечении к алкоголю.
Бихевиоральное направление объясняет алкоголизм как усвоенное поведение, подчиненное закономерностям научения. Особое значение придается напряжению и тревоге, являющихся составными частями стрессовых ситуаций, в которых происходит патологическое научение. С точки зрения бихевиорального направления алкоголь выполняет следующие функции:
1. социальной формы неадекватного поведения;
2. единственно доступной для личности формы привлечь к себе внимание;
3. средства в ситуациях стресса;
4. способа уклониться от участия во многих нежелательных ситуациях.
Согласно мотивационно-потребностным теориям алкоголизма мотив сдвигается на цель, т.е. вспомогательное действие теперь занимает ведущее место в иерархии мотивах. Но для того, чтобы алкогольная мотивация обрела черты патологического влечения, лежащие в основе обращения к алкоголю, должны непременно иметь высокую субъективную, чаще всего аффективную значимость.
По мнению Б. С. Батрусь (2, 3) алкогольная потребность формируется на основе иллюзорного удовлетворения иных, нормальных, потребностей человека, т.е. путем замещения, характерного для патологических влечений. Основными психологическим причинами по мнению автора, являются (2):
1. возможность удовлетворения желаний и разрешения конфликтов, которые дает состояние опьянения для длительно пьющего человека, научившегося опредмечивать в этом состоянии самые разные актуальные потребности;
2. психолого-социальные условия. Социальные преграды утрачивают для больного свое значение, личность целиком подчиняется патологической мотивации, и поведение ее становится достаточно стериотипным.
За этими изменениями всегда скрывается индивидуальные особенности опредмечивания с помощью алкоголя и ритуалов его потребления неареализованных потребностей человека. Изменение личности идет путем изменения потребности мотивов, разрушения преморбидных установок, сужения круга интересов.
На начальных и, как правило, средних этапах алкоголизма изменения личности ограничиваются заострением преморбидных личностных особенностей. Ниже приведены наиболее распространенные типы заострения личности.
1. Синтонный тип. Преобладает несколько повышенное настроение с оптимизмом, жизнерадостностью, довольством окружающими и самим собой. Больные общительны, в отношениях с окружающими грубоваты, в знакомствах неразборчивы. Легко говорят о себе, излишне откровенны после непродолжительного общения.
2. Неустойчивый тип. Главной особенностью является подвержен­ность внешним влияниям, зависимость от окружающих. Характерны нестойкость интересов и целей, стремление уклониться от любых труд­ностей, неспособность к активному систематическому труду, жажда развлечений и в силу этого - стремление к асоциальным группам.
3. Астенический тип. Раздражительная слабость, типичная для астении вообще, проявляется преобладанием возбудимости над истощаемостью. После вспышек раздражения быстро наступает успокоение, часто с чувством сожаления о происшедшем. Больные ранимы, впечатлительны.
4. Эксплозивный тип. Наиболее часто возникают аффекты неприязни, придирок; недовольства, обиды, раздражения, сменяющиеся при дальней­шем усилении аффектами злобы, гнева, а в ряде случаев и агрессивными поступками. При вязкости аффекта больные напоминают эпилептоидных психопатических личностей.
5. Прочие типы. В отдельных случаях заострение личности можно квалифицировать как дистимическое, истерическое, шизоидное и др. Они встречаются реже, чем упомянутые выше.
Алкогольная деградация наиболее отчетлива на отдаленных этапах алкоголизма. Определяется эмоциональным огрубением, психопатоподобными симптомами, этическим снижением, утратой критики, ухудшением памяти и интеллекта. Различные привходящие моменты накладывают отпечаток на основные симптомы деградации, что позволяет выделить несколько ее типов.
1. Алкогольная деградация с психопатоподобными симптомами. Психопатоподобные расстройства не удается соотнести с конкретным типом психопатии, что позволяет говорить об их мозаичности. Из психопатоподобных нарушений наиболее часто наблюдаются возбудимость, истерические реакции, депрессивные эпизоды.
2. Алкогольная деградация с хронической эйфорией. Преобладает беспечное, благодушное настроение с резким снижением критики к собственному положению и окружающему. Характерны излишняя откровенность (вплоть до обнаженности) в общении с окружающими, шутли­вый тон и изобилие шаблонных оборотов речи.
3. Алкогольная деградация с аспонтанностыо. Отмечаются вялость, пассивность, снижение побуждений, утрата интересов и инициативы. Больные становятся активными только тогда, когда речь идет о покупке спиртного.
Основные характеристики личности больных алкоголизмом

Список литературы

"
Список литературы

1.Блейхер В. М., Круг И. В. Клиническая патопсихология. - М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2002.-512 с.
2.Батрусь Б.С. Заметки о психологии российского пьянства.// Человек - 1996, №5-с. 93-101.
3.Братусь Б.С., Сидоров П.И. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.
4.Валентик Ю.В. К современной концепции алкоголизма и зависимости от алкоголя. Новости науки и техники. 1998; 2.
5.Коржова Е.Ю. Человек болеющий: Личность и социальная адаптация. СПб., 1994.
6.Комер Р. Патопсихология поведения. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2002.-608с.
7.Короленко Ц.П., Завьялов В.Ю. Личность и алкоголь. Новосибирск, 1988
8.Михалева Л. Д. Эпидемиологическая характеристика динамики наркологической ситуации. / Социальные, правовые, медицинские аспекты психиатрии наркологии и психотерапии. - Владивосток: 1997-с. 100-104
9.Немчин Т. А., Цицарев С. В. Личность и алкоголизм. - Л.: Издательство Ленинградского университета, 1989.-192с.
10.Трусова А.В. Применение техники репертуарных решеток в психодиагностики больных с алкогольной зависимостью. – СПб.: изд-во Санкт-Петербургского научно-исследовательского психоневрологического института им. Бехтерева В.М.
11.Шорин В. В. Основы клинической психиатрии. - Владивосток.: Агентство «Время, ЛТД», 1998.-344с.
Очень похожие работы
Найти ещё больше
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
bmt: 0.00731
© Рефератбанк, 2002 - 2024