Вход

Образ православного храма в твочестве Петербургских художников

Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:
Реферат*
Код 330936
Дата создания 08 июля 2013
Страниц 21
Мы сможем обработать ваш заказ (!) 29 марта в 18:00 [мск]
Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.
910руб.
КУПИТЬ

Содержание

Оглавление
Введение
ФРЕНЦ ГАРРИ РУДОЛЬФОВИЧ
СУВОРОВ ИГОРЬ ВЛАДИМИРОВИЧ
АНАТОЛИЙ САВЕЛЬЕВИЧ ЗАСЛАВСКИЙ
ЮРИЙ ПЕТРОВИЧ ПАНТЮХИН
Заключение
Список литературы

Введение

Образ православного храма в твочестве Петербургских художников

Фрагмент работы для ознакомления

АНАТОЛИЙ САВЕЛЬЕВИЧ ЗАСЛАВСКИЙ
Родился 2 ноября 1939 года в Киеве. В 1957 году окончил СХШ, в 1965 — ЛВХПУ имени В.И. Мухиной, отделение монументальной живописи (мастерская профессора А.А. Казанцева). С 1977 года член СХ России, с 1992 — Международной федерации художников, Санкт-Петербургской Академии современного искусства (с 1995). Занимается станковой живописью и сценографией. Автор монументально-декоративных работ, установленных в Гатчине, Калининграде, Куйбышеве, Томске. Участник выставок (с 1969): отечественных, зарубежных — в Дании, Финляндии, Франции, ФРГ, Швейцарии, Югославии. Работы хранятся в собраниях ГРМ, Музея истории С.-Петербурга, музеев города Пушкина, Перми, Петрозаводска, Хабаровска и во многих частных коллекциях России, США, Франции, Германии, Бельгии, Дании, Финляндии, Южной Кореи..
Окружающий нас мир в картинах Заславского одушевлен, отмечен трепетным отношением художника. Особенное значение мастер придает цвету, к выразительным возможностям которого испытывает бесконечное доверие. Заславский убежден, что «цвет — это не просто окрашенность предмета», но ключ к пониманию его сути. Вообще, в какой-то момент граница между природой жизни и природой красочных отношений у Заславского стирается: изображенный предмет перестает быть лишь намеком на предмет реальный, и сама живопись обретает новую самостоятельную ценность.
Стихия живописи Анатолия Заславского — зримый образ действительности. У художника счастливый дар широкого, активного приятия жизни, редкое умение замечать другое и других. Заславский не требует, не судит, не навязывает своего мнения и своей правды, он просто с увлечением и непредвзятым вниманием всматривается в окружающее, мягко приглашая последовать примеру и увидеть, что жизнь «прекрасна и удивительна». Сказанное не означает, что перед нами художник, не ведающий о жизненных сложностях и проблемах или сознательно ограждающий себя от них- Эта свободная, раскованная живопись вовсе не бездумна, не безмятежна, она тороплива и беспокойна, строится на пластических диссонансах, не чужда внутренней напряженности, не лишена иронических нот.
Главный импульс — зрительные впечатления. Основном путь — обновление, обострение видимого и самого видения. Казалось бы, такая установка влечет за собой бесконечную погоню за все новыми и новыми впечатлениями. Однако жанровый и тематический диапазон творчества Заславского неожиданно ограничен: городской пейзаж, портрет, интерьер с фигурами (в принципе тот же портрет). Редкое постоянство места действия — мастерская, ближние улицы Малой Охты, Лавра. Модели портретов, персонажи интерьерных и пейзажных композиции — одни и те же люди, круг друзей и знакомых художника…
Но этот маленький мир распахнут нам навстречу, неугомонен, полон событий и неожиданностей, изменяющихся красок и очертаний. В нем нет ничего раз и навсегда заданного, и человек, сегодня известный до мельчайших подробностей, завтра оказывается новым и незнакомым. Пристрастие к повторяющимся мотивам требует от художника максимальной вариативности их разработки, постоянного поиска новых живописных средств. Оттачивается наблюдательность, изощряется восприятие, обостряется композиционное мышление, повышается чуткость к различиям лиц и предметов, красок и форм.
Стабильность репертуара не приводит к «формульности» пластического решения. Образы у Заславского неизменно сохраняют зыбкость и единичность, остаются потоком интимных чувствований, живых и естественных переживаний. Он не «останавливает» ход времени, а «торопит» его, запечатлевая движение, процесс, ситуацию, имеющую начало и конец. Стимул и смысл портретной концепции художника — неожиданность другого лица, удивительность другого человеческого существования. Он мог бы сказать о себе словами Матисса: «модель — это то, что меня останавливает».
Особую выразительность многим работам Заславского придает парадоксальность самого портретного метода: крупная, преувеличенно приближенная форма, подчеркнутая, даже чрезмерная индивидуализация фнзиономических черт, эксцентричная рельефность позы, вообще пластического рисунка образа и очевидная случайность как бы мгновенного состояния, быстрота реакции художника на модель. Заславского привлекает живописная коллизия «двойных портретов», привлекают сопоставления обликов, темпераментов, душевных движений, контрасты — цветовые, композиционные, характерологические. В пейзаже то же, что и в портрете, внимание к различиям — обстоятельствам именно данного места и времени, та же захватывающая внезапность «явления» мотива, та же почти рискованная выразительность. Точки зрения здесь, по преимуществу, высокие и далекие, взгляд беглый и словно бы рассредоточенный, удерживающий, однако, и цельность общего впечатления, и острую деталь, примечательную подробность.
Пейзажи, как, впрочем, и портреты, хочется назвать остроумными, столько в них смелой изобретательности, дерзких затей, веселого любопытства, наконец. Очевидно присутствие игрового момента. Предметы, заполняющие пейзажные композиции, пляшут и падают, разбегаются в стороны, приближаются и удаляются- это мир, лишенный незыблемости и прочных привычных координат. Иногда кажется, что художник едва успевает задержать мотив на полотне. Пространство ощущается неким безбрежным океаном, в котором свободно, с «пропусками» размещены отдельные формы. Игровой характер пейзажных решений не сводится только к .их композиционной подвижности. Так и в портрете, здесь каждый мотив, каждая форма имеют свою физиономию, осанку, привычки.
Деревья маршируют («Вдали Веселый поселок»), заросли на берегу небольшой речки густыми шевелящимися джунглями возникают перед зрителем («Река Монастырка»), мостик, озорно и изящно изгибаясь, охотно взбегает в горку, не «в ногу» шагают фонари, а покачнувшаяся труба котельной трогает своей человеческой нелепостью («Мостик -у Лавры»). При встрече с картинами Заславского вспоминается французская живопись — имена Матисса, Боннара, Дюфи; достижения ленинградского пейзажа 1920—1930-х годов — работы Пакулияа, Русакова, Тырсы; опыт москвичей — Лабаса, членов группы «Тринадцать» (Кузьмин, Маврина, Милашевский). Однако своеобразие творческого почерка художника не вызывает сомнений. Анатолий Заславский воспринял традицию глубоко и органично, обретя не столько учителей, сколько единомышленников.
А. Заславский часто на своих картинах изображал Петербургские храмы. На картине «Скамейка» можно увидеть появление купола собора над каким-либо обыкновенным местом. В Петербурге это хотя и привычное, но всегда при этом удивительное явление. А. Заславский необычно подошел к изображению Исаакиевского собора.
Он изобразил его с вида на улице Якубовича не далеко от служебного входа в Манеж, где можно увидеть только купол Исаакиевского собора, покоящийся на кронах деревьев, образующих аллею, которая является одной стороной улицы. Несмотря на кажущеюся простоту картина очень интересна: в середине картины слева направо вверх по диагонали расширяется из глубины улицы зеленое пятно – это кроны деревьев. Летом – это просто зелень, зеленая краска и все. Но в этой простоте есть содержание, которое вы потребляете, не задумавшись. Если вы к этой зелени равнодушны, придется проскучать ее присутствие. Тем не менее, - это один из трех главных элементов картины, которую подарит вам ваш взгляд.
Вторым элементом, является купол собора и другие его детали, расположившиеся на кронах деревьев. Золоченые купола вместе с небом, сделанным из очень тонких светлых цветных нюансов, образуют слегка напыщенную декорацию, впрочем, не очень дурного вкуса. Внизу картины под выходящими из глубины улицы кронами деревьев, из одной перспективной точки с ними выходят стволы деревьев и дорожки между двумя газонами. Справа от аллеи проезжая часть и дома казенного желтого цвета с рядами окон на фасадах казарменного типа. Это аллея и улица в тени, производят очень странное впечатление. Рождается серьезная, органическая заинтересованность к этому месту. Здесь, в этой самой себя зашептывающей затененности, разгуливает, проходя друг сквозь друга откуда-то взявшееся воспоминание о судьбах неизвестных вам людей разных времен. Конечно, в результате настойчивого исследования, если захочется его проводить, вы поймете, что эта затененность, рождающая волнующие вас призраки, получилась из-за пластического и психологического контраста, образовавшегося в пространстве взгляда.
Верхняя часть картины великолепная буффонада, средняя часть - это из века в век повторяющаяся листва, равнодушная, даже к собственному отмиранию. И вот эти две части картины ограничивают внизу пространство, где зелень газонов, дорожка цвета плотной охры, серо-голубой асфальт и желтая штукатурка могут тихо беседовать друг с другом. Беседа настолько доверительная, что мы вынуждены замолчать и прислушаться. В самом низу картины стоит парковая скамейка с чугунными боками и грубо выкрашенными белым досками. На скамейку иногда садятся старые, пьяные или просто уставшие люди. Чаще, не зависимо от того, занята она или нет, садятся ангелы. Чуть посидят, тут же вскакивают и улетают, вспомнив, что они всего лишь фантомы.
Другая его картина, на которой можно увидеть храм – «Белая ночь».
Здесь А. Заславский вновь не просто изображает храм, он показывает его со стороны улицы, а именно в Тучковом переулке. Это купол церкви св. Екатерины, которая стоит на соседней улице, но голубоватый купол на белом барабане виден с Тучкова переулка.
Можно представить себе, что вы там оказались в белую ночь. Это появление большого купола с ангелом на шаре вначале вы воспримете достаточно спокойно (привычное, мол, дело в городе), но постепенно в ночной полудреме вашего сознания сформулируется композиция белого содержания.
Можно увидеть трапецию уходящего вдаль длинного дома, светлого тона с красивыми пятнами то ли отсыревшей штукатурки, то ли облупившейся краски. В белой ночи стены дома кажутся фрагментами старинной фрески. Голубовато-ржавый купол с белым ангелом легко распластываются на плоскости белого неба, кое-где подкрашенного намеками на голубизну или мазками из материала зари и заката. Влажная мостовая тоже становится светлой, отражая небо. Устойчивая идея белого фиксируется сознанием. Все богатство, которое предполагается в перламутровых переливах белого цвета, оценит ваш взгляд. Подспудное горение цвета будет процеживаться через цвет рам, через блеск стекол, через свет в окнах, где не спят. Голубизна и ржавость купола тоже будут продираться сквозь белую твердость ночи. Маленький кусочек красной крыши и золотой шарик под ангелом позволят себе кокетливое подмигивание, но все это только подчеркнет известковую терпкость ночи.
На картине «Казанский собор» А. Заславский показывает храм так, если идти вдоль Казанского Собора по Невскому проспекту в сторону Адмиралтейства, и, дойдя до памятника Барклаю де Толли, случайно повернуть голову в его сторону, обнаружив, что полководец освещен солнцем сверху и чуть справа со спины. Он стоит на фоне собора и утопает в его каменной стихии. Можно увидеть, что собор, украшенный величественной колоннадой, воспринимается вместе с синим небом, как мощный живописный аккорд. Сочетание теплого, плотинного, очень сложного по цвету камня, заманивающего взгляд в глубину древнего и категорически синего неба, вызывает необычное переживание. Это переживание усилится тем, что над левой стороной собора вырастет огромное ослепительно белое облако. Его появление подчеркивает бархатистую мягкость цветного контраста синего неба и теплого камня собора.
Все это располагается над облитым солнечным светом асфальтом и над зелеными газонами. Увлеченные созерцанием взаимоотношений собора, неба и облака, люди, мелькающим перед глазами, кажутся людьми из разных времен, существами не явными, даже мифическими.
ЮРИЙ ПЕТРОВИЧ ПАНТЮХИН
Петербургский художник Юрий Петрович Пантюхин родился в городе Киров, Россия. Окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, мастерскую живописи профессоров Иогансона Б. В. - Зайцева А.Д. Профессор Санкт-Петербургского Государственного Архитектурно-Строительного Университета. Член Союза художников России, постоянный участник городских, республиканских и международных выставок картин.
Картины Юрия Пантюхина находятся в собраниях живописи художественных музеев Германии, Италии, Лондона, а также в частных собраниях России, Испании, Франции и других стран. Художник работает в различных жанрах живописи. Отдает предпочтение теме православной России. В ходе творческих поездок по Золотому кольцу появилась серия пейзажей, отражающих красоту старинных русских городов. Центральное место в галерее картин занимает исторический триптих "За Землю Русскую".
Как и многие Петербургские художники, он изобразил «Казанский собор». На этой картине можно увидеть необычайную яркость, контрастность оттенков. Красный, оранжевый, синий, настолько ярки, что, не смотря на то, что большую часть картины занимают серые и коричневые тона, она оставляет впечатление праздничности, сочности, словно в этом осеннем дне собраны все возможные цвета. Купол храма, занимающий центральную часть картины, показан на фоне белых облаков, и от этого его бирюзовый цвет особенно ярок.

Список литературы

Список литературы
1.Иванов С.В. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. - Санкт - Петербург: НП - Принт, 2007. – 450с.
2.Связь времен. 1932 - 1997. Художники - члены Санкт - Петербургского Союза художников России. Каталог выставки. - Санкт - Петербург: ЦВЗ "Манеж", 1997. – 394с.
3.Художники Петровской Академии наук и искусств. - Санкт-Петербург: ИПП "Ладога", 2008. – 288с.
4.Этюд в творчестве ленинградских художников. Выставка произведений. Каталог. - Санкт - Петербург: Мемориальный музей Н. А. Некрасова, 1994. – 284с.
Очень похожие работы
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
bmt: 0.00474
© Рефератбанк, 2002 - 2024