Вход

Состояние правового сознания и особенности его проявления в российском обществе.

Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:
Реферат*
Код 328942
Дата создания 08 июля 2013
Страниц 19
Мы сможем обработать ваш заказ (!) 24 апреля в 12:00 [мск]
Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.
910руб.
КУПИТЬ

Содержание

Содержание

Введение
1. Сущность правосознания
2. Особенности проявления правового сознания в российском обществе
Заключение
Список использованной литературы

Введение

Состояние правового сознания и особенности его проявления в российском обществе.

Фрагмент работы для ознакомления

Теоретическое правосознание задается вопросами о происхождении юридических установлений, об их смысле и назначении, о социальной целесообразности и правомочности регулировать и контролировать человеческую жизнь, ограничивать свободу индивида, об «оправдании» существующего права, о его «гуманности» и «справедливости», соответствии «исконным правам» человека. Эта область рассуждения о праве, когда она приобретает теоретически завершенный и систематический вид, называется также «философией права»4.
Следуя давнему различию «позитивного» и «естественного» права, эти сферы правосознания можно также обозначить как «позитивное» и «естественное» правосознание, или, что то же самое, − институциональное и неинституциональное правосознание. Можно сказать, что обыденное правовое сознание представляет собой практическое сознание, то есть сознание «здравого смысла», которое позволяет ориентироваться в повседневной жизни; институциональное или профессионально-юридическое
сознание − это теоретико-практическое, специализированное теоретическое сознание. Теоретическое же правовое сознание представляет собой философско-правовое сознание.
По субъекту-носителю правосознание разделяется на индивидуальное, групповое, массовое и общественное. Вместе с тем эти виды правосознания не существуют вне индивидуального.
Будучи сложным по своей структуре, правосознание вместе с тем и многофункционально с точки зрения выполняемых им ролей.
В современной юридической литературе чаще используется трехсоставная схема, согласно которой правосознанию присущи три основные функции: познавательная, оценочная и регулятивная.
Такой подход вполне может послужить отправным пунктом при анализе правосознания.
Познавательная функция правосознания. Реализующееся в правосознании познание права есть социально обусловленная, исторически развивающаяся коллективная (совместно-разделенная) познавательная деятельность. Субъекты, познающие право, отличаются друг от друга социальными позициями и ролями, профессией и образованием, имущественным положением, этническими признаками, мировоззренческой позициейОтсюда многообразный разброс конкретных приемов и процедур, объемов и уровней познания права у разных субъектов.
Оценочная функция правосознания осуществляется, прежде всего, при помощи системы аксиологических категорий («благо», «добро», «польза», «выгода», «вред», «зло», а также «справедливо − несправедливо», «правомерно − неправомерно»). Оценивающий субъект может позитивно или негативно воспринимать право как таковое в зависимости от того, отвечают или противоречат требования и возможности, заключенные в праве, его положению, интересам и целям. Оценка права предполагает знания. От полноты и глубины правовых знаний, которыми располагает субъект, зависит степень точности производимой им оценки права.
Таким образом, познавательная и оценочная функции правосознания находятся в тесном единстве.
Органически с ними связана и их дополняет регулятивная функция правосознания. Она сводится, во-первых, к переработке и трансляции информации об объективных признаках права в знание-предписание, в программу деятельности, а также оценок признаков права, и, во-вторых, к предметному воплощению этого знания в конкретные поступки, действия, правозначащие либо относящиеся к праву.
Посредством правосознания регулируются потребности, позиции, отношения и поведение людей в праве.
На уровне индивидуального субъекта правосознание охватывает различные сферы духовной деятельности: познавательную (эмпирический правовой опыт, правовые представления, правовое мышление); оценочную (правовые эмоции и чувства, в которых выражаются нерефлексивные оценки правовой реальности, а также правовые ценности, получившие рефлексивное обоснование и ценностные ориентации); мотивационно-волевую (установки правосознания, выступающие непосредственным мотивом правового поведения, и воля как способность к самоконтролю и саморегуляции, а самое главное − как воля к праву), а также сферу бессознательного правового опыта5.
Особенную роль в механизме реализации регулятивной функции правосознания выполняет самосознание субъекта как участника правового общения. Самосознание обращено к внутреннему миру индивида. Оно суть, осознание, оценка, контроль со стороны участника правового общения своего положения, действий и их последствий в этой сфере социальной жизни.
Самосознание индивида характеризует направленность на выделение, различие и постижение смыслов правовых явлений. В рамках учения о правосознании мы говорим о праве в аспекте смысла. При этом обращаем внимание на внутреннее содержание правовых феноменов, на то, что делает их собственно правовыми, на сам феномен права.
Смыслы являются результатом индивидуальной проработки первоначального значения понятий. Понимать можно только самому, ибо акт понимания абсолютно личный. Смыслы понятия права могут выражаться как метафорически (метафорами права были Фемида, Дике, Немезида и т. д.), так и метонимически (путем определения права через один из его признаков-атрибутов)6 Выявление правовых смыслов, то есть установок правосознания, есть необходимое условие их последующего усвоения. Но правовые смыслы обладают двойственной природой. Они одновременно являются и установками нравственного сознания. Вследствие этого основы правового воспитания должны закладываться до всякого знакомства с собственно правовым материалом. Поэтому предпосылкой любого правового воспитания является воспитание нравственное, которое задает условие усвоения правовых установок и смыслов.
Устойчивые, повторяющиеся, необходимые отношения между правовыми смыслами могут быть названы аксиомами правосознания. Данное понятие введено И. Ильиным в его работе «О сущности правосознания»7. Аксиомы как универсальные очевидности правосознания акцентируют внимание на тех способах человеческого бытия, которые делают право возможным.
По Ильину, основными аксиомами правосознания выступают: закон духовного достоинства (самоутверждения), закон автономии (способности к самообязыванию и самоуправлению) и закон взаимного признания (взаимное уважение и доверие людей друг к другу). Он не ограничивается лишь феноменологическим описанием этих очевидностей правосознания, а заполняет его онтологическим обоснованием.
У большинства же современных герменевтиков (Гадамер и др.), постструктуралистов (Рикёр и др.) и постмодернистов (Делёз, Деррида) все внимание сосредоточено на отыскании смысла в текстах, в языке и речи. Вопрос о происхождении смысла и о его субъекте остается у них открытым.
И. Ильин показывает, что чувство собственного достоинства, составляющее содержание первой аксиомы правосознания, есть необходимый момент духовной жизни, знак духовного самоутверждения. Из признания своего духовного достоинства вытекает уважение к себе, лежащее в основе правосознания.
Вторая аксиома правосознания выражает основной закон духа − автономию или самозаконность. Быть духовным существом значит определять себя и управлять собою, или, другими словами, все решать самому и принимать на себя всю ответственность.
Автономия выражается как духовная зрелость, необходимая гражданину в его строительстве жизни. Но для этого необходимо, чтобы внутренняя автономия имела нестесненное внешнее проявление, «правовое признание и правовую гарантированность личной свободы»8.
Третья аксиома правосознания гласит: «В основе всякого правопорядка и государства лежит взаимное духовное признание людей − уважение и доверие их друг к другу»9. Эта аксиома указывает на способ бытия права как отношения между людьми, причем отношения духовного, то есть предполагающего способность к чувству, разуму и воле.
В аспекте отношения к другому человеку правовые смыслы проявляются в следующих установках правосознания: стремление к независимому достижению выгоды и благополучия, независтливость, сравнительно-состязательное понимание заслуг и успеха, неукоснительное соблюдение соглашений и договоров, признание приоритета справедливости перед состраданием и приоритета гражданской порядочности перед героико-патриотической, семейной и конфессиональной добродетелями и др.
Правовые смыслы строятся вокруг единого понятия − автономии личности и представляют собой условие «возможности» права.
На нынешнем этапе общественного обновления данные установки оказываются не менее или не более важными, чем такие установки, как чуткость и милосердие. Правовое государство, и даже шире − правовое общество − это не бессильная мечта, а ориентир − императив, организующий личностное действие.
Поэтому крайне важно, чтобы большее число людей в обществе могло демонстрировать в микросреде реальное соблюдение права.
2. Особенности проявления правового сознания в российском обществе
Состояние правовой культуры российского общества характе­ризуется сохранением исторически обусловленных негатив­ных оценок в отношении права и дополняется проблемой де­структивных механизмов в ее современном развитии, результатом действия которых является изменение преступности. Многим граж­данам сегодня свойственны противоречивые оценки самых разных правовых институтов, отношений и норм. Большинство россиян уверено, что жить в России, не нарушая законов, невозможно, и вместе с тем имеются позитивные тенденции изменения установок на соблюдение правовых норм. Усложнение условий современной жизни и увеличение криминальных угроз приводит к осознанию необходимости и ценности права как основной регулятивной сис­темы общества. Идеалом многих граждан становится правовое, социально-ориентированное государство, в котором соблюдается закон, права человека, социальная справедливость, а человек защи­щен от преступного произвола. В ситуациях возникновения кри­минальных угроз население готово действовать правовым путем, но несовершенство правового поля и кодифицированного права часто приводит людей к поиску неправовых средств разрешения социальных конфликтов. Связь правовой культуры и преступности многогранна и носит характер диалектического взаимодействия, в котором существует встречная зависимость.
Формирование правосознания граж­дан – основная идеологическая функция современного правового государства, об­щественно-экономические отношения в котором основаны на свободном то­варно-денежном обмене. В российском государстве кодифицированное право является основным регулятором взаимо­отношений граждан с государственной властью, с государственными и гражданс­кими институтами, граждан между собой. Поэтому целью формирования правосо­знания граждан является необходимость дать им прочную мотивационную основу гражданского поведения.
В массовом сознании должно утвер­диться понимание того, что конвенция общественных отношений, гарантирую­щих как стабильность государства, так и экономический прогресс и рост благосо­стояния граждан, в современной циви­лизации может базироваться только на праве. Если такого убеждения нет, то сре­ди российских граждан могут зародиться правовой нигилизм и девиантное поведе­ние, вносящие элемент дестабилизации в общественные отношения. А тот факт, что Российская Федерация все еще нахо­дится в стадии процесса трансформации распределительных общественно-эконо­мических отношений в подлинно рыноч­ные, наличие эклектики директивного и демократического в функционировании политических и гражданских институтов, незавершенность правотворчества в со­ответствии с быстро меняющимися при­нципами и формами общественных от­ношений, отставание в реформировании правовых институтов способствуют тому, что в массовом сознании граждан образ России как однозначно правового госу­дарства отсутствует.
Характер и уровень правосознания рос­сийских граждан, а также его особенности хорошо прослеживаются в результатах раз­личных социологических исследований. Так, например, среди российской молоде­жи в возрасте от 13 до 30 лет меньше тех, кто считает Россию правовым (25%) или неправовым (12%) государством, боль­шинство – «полуправовым» (52%), а есть и такие, кто не способен оценить жизнь государства с позиции права (11%)10. В пос­леднем случае речь не идет о правовом ни­гилизме, а, скорее, о правовой неграмот­ности.
Раз большинство считает, что Россия по­ка «не совсем правовое» государство или таковым не является (в совокупности это 64%), то естественно предположить, что у этой части молодежи имеются ожидания в отношении дальнейшего становления России как правового государства.
Сообразно эклектическому состоянию правосознания нынешней российской молодежи, неоднозначным является и ее мнение о том, как следует относиться к за­кону. В основном (49%) ее представители считают, что «законы надо соблюдать, но только если это делают и сами представи­тели органов власти». Придерживаются мнения, что «всегда и во всем соблюдать букву закона, даже если закон уже устарел или не вполне соответствует сегодняш­ним реальностям» – 24%. Предпочитают docследовать не нормам закона, а принципам «справедливости» – 17%. Явно не желают соблюдать закон примерно 5% молодежи. Доля молодежи, имеющей установку на беспрекословное соблюдение закона, по федеральным округам РФ не превышает 35%11.
На основании результатов исследова­ния в целом можно сделать вывод, что по мнению 82% молодежи их права в России в целом защищены. Однако это «в целом» состоит из тех, кто считает свои права полностью защищенными – 7%, кто счи­тает защищенными не во всем – 37% и кто считает их слабо защищенными – 38%. Не защищенными свои права в России счи­тают 18% молодежи, т.е. 6,8 млн чел. (рис. 1,2)12.
Уверенностью в том, что их права за­щищены не полностью или вообще не защищены, объясняется наличие у мо­лодежи некоторого «скепсиса» отно­сительно способности правозащитных органов и организаций выполнять свои функции. Согласно данным исследова­ния, в случае необходимости защитить свои права и интересы в суд готовы об­ратиться 36% молодежи, 38% обратятся к знакомым или к родственникам и 35% прибегнут к неформальным связям или взяткам.
Рис. 1 Мнение представителей различ­ных возрастных групп о защищенности своих прав, %

Список литературы

Список использованной литературы

1.Ильин И. А. О сущности правосознания. Соч. в 2 т. Т. 1. ? М., 1990. ? С. 123-235.
2.Красильникова Ю.В. Анализ современного состояния правосознания российского общества // Власть. ? 2009. ? № 7. ? С. 119-124.
3.Максимов СИ. Правовая реальность: опыт философского осмысления. ? Харьков: Право, 2002. ? С. 256.
4.Соловьев Э.Ю. И. Кант: Взаимодополнительность морали и права. ? М., 1993. ? С. 189-190.
5.Спиркин А.Г. Философия. ? М., 1998. ? С. 722-723.
6.Философия права: Учебник / О.Г. Данильян, Л.Д. Байрачная, С.И. Максимов и др., Под ред. О.Г. Данильяна. М.: Эксмо, 2005. ? 416с.
7.Философский энциклопедический словарь. ? М., 1983. ? С. 521.





Очень похожие работы
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
bmt: 0.00452
© Рефератбанк, 2002 - 2024