Код | 327690 | ||
Дата создания | 2018 | ||
Страниц | 22 ( 14 шрифт, полуторный интервал ) | ||
Источников | 7 | ||
Файлы
|
|||
Без ожидания: файлы доступны для скачивания сразу после оплаты.
Ручная проверка: файлы открываются и полностью соответствуют описанию. Документ оформлен в соответствии с требованиями ГОСТ.
|
Существует странный стереотип - импрессионисты в России были, а импрессионизма не было. Поэтому важной задачей исследования является определение специфических национальных признаков русского импрессионизма.
Объясняя эволюцию русского импрессионизма, следует затронуть ряд социальных и национально-исторических моментов. Развитие русского искусства во многом определялось идейно-общественным «климатом» эпохи. Социальная заинтересованность русского общества в содержательном искусстве - пробуждающем сознание, вдохновляющем и направляющем - объясняет, почему русские художники были в первую очередь пророками правды, добра и справедливости, а потом уже - красоты. Для них всегда важно было знать «во имя чего». В их творчестве обнаруживает себя, прежде всего, идейно-нравственная, а не эстетическая доминанта.
Обостренный идеологизм русской культуры в целом наложил свой отпечаток и на русский импрессионизм, который развивался на историческом фоне социально-политических противоречий, не получавших разрешения. Отвлечься от «свинцовых мерзостей» российской действительности, целиком погрузиться в «отрадное» не смог Серов. Сюжетно-образная программность сделала пейзажи Левитана «лирическим философствованием», позволившим выразить большие общественные идеи. Даже «пантеизм» Константина Коровина имел свой актуальный смысл как антитеза серому миру мещанского благополучия. Так в России переход на позиции «незаинтересованного» импрессионистического суждения оказался возможным лишь до известного предела.
Творческий метод русских художников с его неизменной установкой на общественную значимость и содержательность искусства в какой-то мере препятствовал импрессионистической задаче показа жизни в акте мгновенного «непреднамеренного» чувственного созерцания.
Особый характер имеет на русской почве импрессионистическое «смешение» жанров. Это не стихийное их слияние, а как бы смыкание, «плюсование», часто на основе преобладания одного из жанров. Из-за большей жанровой определенности в русском импрессионизме, при всем единстве человека и природы, сохраняется их относительная автономность. Лишь в немногих произведениях наблюдается полная «растворенность» человека в среде, сведение его роли до живописного пятна. Поэтому в русском импрессионизме обнаруживается самоценность человека, восходящая к реалистической и даже романтической концепции образа.
Кстати, окрашенность русского импрессионизма романтическими интонациями составляет еще одну его специфическую черту, являющуюся также результатом «ускоренного», уплотненного развития. В позднем русском импрессионизме особенно полно проявились эти национально-романтические тенденции, во французском импрессионизме не выраженные вообще.
Цель данной работы – проанализировать русский импрессионизм.
Задачи работы:
1 Исследование русского импрессионизма как художественного явления
Наличие импрессионизма в русской живописи признавалось не всеми и не всегда. В самом начале XX века, когда он был еще достаточно актуальным явлением художественной жизни, сомнений в том, что он проявился и в русской живописи, не возникало. В работах Александра Бенуа, Игоря Грабаря, Сергея Маковского, Эриха Голлербаха, Павла Муратова, Якова Тугендхольда, Виктора Никольского и других понятие «импрессионизм» использовалось для характеристики развития русской живописи, хотя и с известными оговорками.
Весьма характерную схему можно найти у Никольского: «...все сильнее выдвигались на первый план новые задачи в искусстве живописи: переход от литературного реализма к реализму художественному... Это движение, зародившись в передвижничестве, скоро вышло за его пределы и послужило мостом от живописи идейного реализма к новому импрессионистическому направлению». «Переход от художественного реализма к импрессионизму совершался, разумеется, постепенно и незаметно для современников: кроме Сурикова следы импрессионистических приемов можно найти в творчестве Левитана, в некоторых пейзажных этюдах Ге, подчас у Репина. Но настоящие русские импрессионисты появились в середине 90-х годов, и дала их Москва и московская школа живописи» .
...
2 Отличительные черты русского импрессионизма
Возникновение импрессионизма в России имело свою предысторию. Начало ее было положено еще в первой половине XIX века в творчестве Сильвестра Щедрина и Александра Иванова. В их живописи получили свое развитие принципы пленэрного пейзажа.
Сильвестр Щедрин был одним из первых художников, кто начал писать природу с натуры. «Он писал с натуры небольшие этюды-картины, которые большей частью оставались незавершенными до следующего приезда в те же места, где они заканчивались с той же точки. Зимой в мастерской Щедрин лишь доводил до удовлетворявшего его завершения уже написанные им этюды-картины или писал их повторения» . В 1820-е годы в итальянских пейзажах, таких, как Берег в Сорренто с видом на остров Капри или Большая гавань на острове Капри, увлеченный непосредственным воспроизведением видов с натуры, он открыл для себя проблему передачи света и воздуха. В поисках конкретной характерности в изображении живой натуры он высветлял колорит, делал тона чистыми и прозрачными. Отказываясь от традиционного теплого колорита («...насилу-то я выбился из теплых тонов, о которых мне столько натолковали...»), живописец пришел к изображению воздушной перспективы с помощью голубоватых красок, передающих реальный рассеянный свет.
...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В творческом методе русских художников, проходивших через импрессионизм, было меньше аналитического начала, чем у французов. Рационализм в нем проявлялся на стадии замысла. Это, как известно, свойственно реализму. Стремление к объективности изображения натуры не препятствовало проявлению индивидуальности.
Отсюда такие большие различия между мастерами русского импрессионизма. В целом он более индивидуален, импульсивен, несистемен. Его упор на интуицию, как ни странно, не грозил впадением в субъективизм, а, напротив, гарантировал объективность передачи жизни. Сохраняющаяся в русском импрессионизме «заданность» содержания, конечно, не оставалась неизменной.
...