Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:
Реферат*
Код |
326453 |
Дата создания |
08 июля 2013 |
Страниц |
27
|
Мы сможем обработать ваш заказ (!) 19 декабря в 12:00 [мск] Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.
|
Содержание
Содержание
Введение
Глава I. История становления учения о психологических защитах
Глава II. Проблемы типологии механизмов защиты
Глава III. Характеристика основных защитных механизмов
Заключение
Список используемой литературы
Приложение
Введение
Образ "Я" и защитные механизмы человека.
Фрагмент работы для ознакомления
Э.А. Костандов разработал положение о физиологической основе защиты. С помощью лимбической системы происходит оценка эмоциональной значимости раздражителя, стимулы которого еще не осознаются, но прошлый опыт восприятия негативного стимула запечатлелся в виде определённых следов и при повторе которого восприятие повышается [4, с. 13].
Психологическая защита очень важна для создания сопротивления индивида возможному развитию болезни, предотвращению дезорганизации психической деятельности и поведения.
Функции психологических защит, с одной стороны, можно рассматривать как позитивные, поскольку они предохраняют личность от негативных переживаний, восприятия психотравмирующей информации, устраняют тревогу и помогают сохранить в ситуации конфликта самоуважение. С другой стороны, они могут оцениваться и как негативные. Действие защит обычно непродолжительно и длится до тех пор, пока нужна «передышка» для новой активности. Однако, если состояние эмоционального благополучия фиксируется на длительный период и, по сути, заменяет активность, то психологический комфорт достигается ценой искажения восприятия реальности или самообманом.
Факторы формирования механизмов защиты: 1. Индивидуальные особенности; 2. Социальная ситуация развития; 3. Развитие «Я»; 4. Эксвизитные ситуации.
Индивидуально-динамические особенности субъекта оказывают влияние на формирование основной стратегии приспособления: активное приспособление и пассивное приспособление.
Социальная ситуация развития обнаруживает универсальные проблемы адаптации (экзистенциальные кризисы по Р. Плутчику): проблемы иерархии, территориальности, идентичности и временности.
1. Проблема иерархии: подразумевается приоритетный доступ к еде, жилью, удобствам, сексу. Данная проблема актуализируется в случае взаимоотношений полов, возрастов, столкновений социальных и экономических классов общества, во время военных конфликтов. Проблема иерархии актуализирует потребности в свободе и автономии.
2. Проблема территориальности возникает при определении личного пространства: что принадлежит мне; где я хозяин. В данном случае актуализируется потребность в успехе и эффективности.
3. Проблема идентичности позволяет ответить на вопрос «Кто Я?», «К какой группе я принадлежу?». Актуализируется потребность в признании и самоопределении.
4. Проблема временности возникает при осознании ограниченности человеческой жизни, возрастных границ (куда уходит детство) и т. п. Актуализируется потребность в безопасности.
Развитие Эго. Отношение к механизмам защиты неоднозначно в возрастном аспекте их рассмотрения. Так, в детском возрасте они способствуют адаптации к условиям среды, но во взрослом возрасте, если они не корректируются и не изменяются, могут приводить к дезадаптации личности.
С возрастом накапливаются используемые механизмы защиты, формируя целую систему защитных барьеров – цензуру, которая контролирует поступающую информацию с целью снижения ее разрушительности. Каждый защитный механизм формируется вначале для овладения конкретными инстинктивными побуждениями и связан с определенной фазой индивидуального развития. Информация, представляющая для человека опасность, проходит цензуру неодинаково. Наиболее опасная – отклоняется уже на уровне восприятия, менее опасная – воспринимается, а затем частично трансформируется. Уровень значимости опасности индивидуален для каждого.
Удачное прохождение кризисных периодов жизни связано с наличием опыта позитивного решения схожих ситуаций в прошлом, зависит от сформированности или несформированности механизмов защиты на ранних этапах онтогенеза (А. Фрейд, Э. Эриксон, Е.С. Романова, Л.Р. Гребенников и др.) [4, с. 14 – 15].
При возникновении эксвизитной ситуации на формирование того или иного механизма защиты будут оказывать влияние индивидуальные особенности, социальная ситуация развития, а также имеющийся опыт действий в подобных ситуациях.
Механизмы защиты способствуют ослаблению психического напряжения, вызванного различного рода стрессовыми ситуациями. Они рассматриваются не только как элемент психики склонных к неврозам людей, но и как функции «Я» - сознательной части личности. При угрозе личности именно защитные механизмы выполняют функцию сохранения целостности личности. В случае успешного включения определенного механизма защиты данный механизм будет включаться в стрессовых ситуациях и в дальнейшем. Механизмы защиты – это особая форма переработки травмирующей информации, система стабилизации личности, проявляющаяся в устранении или сведении к минимуму отрицательных эмоций (тревога, угрызения совести). Р.М. Грановская указывает на формирование механизма психологической защиты как результата рассогласования идеального представления о себе с реальным [3].
Таким образом, полное отсутствие механизмов защиты «оголяет» психику, делая её неспособной противостоять стрессовой ситуации, а избыточное включение – делает её негибкой, не позволяет объективно осознавать ситуацию и взаимодействовать с ней. Преобладание какого-либо механизма защиты может привести к развитию определённых черт и акцентуаций характера, и в то же время люди с определёнными свойствами склонны доверять конкретным защитам. Условия понижения степени влияния механизмов защиты позволяют эффективно реагировать и осознавать отдельные стороны действительности.
Глава II. Проблемы типологии механизмов защиты
Типология механизмов психологической защиты пока не представляется окончательной, так как её разработка ведётся с самых различных, порой противоречивых позиций, не имеющих удовлетворяющих теоретических оснований. Среди психологов нет единого мнения ни по поводу числа форм психологической защиты, ни по поводу последовательности их появления, ни по поводу их зависимости от исторических условий возникновения. Нет единства представлений и о совокупности их отличий друг от друга и о степени их соотнесенности друг с другом. Действительно, А. Фрейд описала 15 механизмов защиты, Колеман – 17, в справочнике Вайллента – 18, а в словаре-справочнике Американской психиатрической ассоциации – 23 [3, с. 456].
Многие сложные механизмы защиты представляют собой сочетание более простых, ранее сформировавшихся. У большинства известных механизмов психологических защит границы действия и влияния размыты и неопределенны, что, соответственно, вызывает проблему в их различении. При этом защитные процессы сугубо индивидуальны, многообразны и плохо поддаются рефлексии. По определению, искажаться могут не только субъективные ощущения, но и вербальные сообщения о них, поэтому интроспективный анализ всегда более или менее приблизителен, а выводы гипотетичны.
Наблюдения за результатами функционирования защиты осложняются тем, что реальные стимулы и реакции могут быть отдалены друг от друга во времени и пространстве [4, с. 23].
Психологические защиты можно подразделить на специфические и неспецифические. Специфическими называют такие психологические защиты, которые релевантны характеру угрозы, учитывают её содержательные характеристики. Неспецифические – это те, которые релевантны лишь факту наличия угрозы вообще. Неспецифические защиты в наибольшей степени подвержены стереотипизации и чрезмерной генерализации. Это обусловлено глубокими филогенетическими корнями защит и мощным установочным фундаментом. В итоге они обеспечивают минимальное время задержки реакции, обеспечивая экстренный ответ.
Неспецифические формы защит могут подвергнуться генерализации по интенсивности, во времени и на широкий класс ситуаций. Генерализация по интенсивности «раскручивает» базовые защитные установки до их предельного выражения: уход – до панического бегства, изгнание – до уничтожения, блокировка – до самоизоляции, управление – до помыкания, замирание – до самоубийства, игнорирование – до функциональной слепоты и прочее. Генерализованные во времени защиты отличаются стойкостью и ригидностью. А генерализация на неадекватно широкий класс ведет к стереотипизации поведения, обеднению репертуара способов защит. Всё это – плата за первоначальную экономию сил, за скорость реагирования.
Специфические защиты, учитывающие характер угрозы, больше напоминают процесс решения проблем, для которого нет готовых решений. Такого рода защиты в значительной степени представляют собой поисковые действия.
Различия между неспецифическими и специфическими защитами заключаются в следующем: первая обеспечивает быстрый способ передачи недифференцированной информации о раздражителе (в частности, о травмирующем воздействии) для общей оценки относительно его значения для организма. Результат работы первой системы – эмоциональная оценка (например, боль), а второй – ощущение, образ. Первая включает быстрые обобщенные реакции (например, отдергивание руки), а вторая – активность, настроенную на характер раздражителя [4, с. 24].
Предложенные понятия также следует соотнести с уже существующими: адекватностью, эффективностью и конструктивностью психологических защит.
Адекватность – это релевантность причине угрозы, соответствие сущностному источнику опасности.
Эффективность – соответствие результата главной цели защиты – устранению угрозы. Защита может быть адекватной, специфичной, эффективной или адекватной, неспецифичной, эффективной. Конструктивность – направленность защитных действий на созидание, рост, прогрессивное развитие (отношений, психологического благосостояния, эффективности совместной деятельности). Возможно, специфичность и адекватность дают большую конструктивность [4, с. 24].
Таким образом, понятия специфических и неспецифических защит являются независимыми характеристиками, которые могут быть использованы наряду с адекватностью и эффективностью психологических защит. Они вводят новое различие между защитами и помогают определить степень продуктивности защит в каждом конкретном случае.
По динамике протекания защиты бывают ригидными (хроническими), отличающимися негибкостью, несущими деструктивный характер. Демонстрируемое в данном случае поведение индивида будет нести неадекватный предлагаемой ситуации характер. Такое наблюдается у акцентуированных личностей и у людей с невротическими нарушениями.
Дж. И. Вайллент даёт классификацию защит по четырём уровням, отражающим относительные степени их сложности: «нарциссические» защиты – наиболее примитивные, незрелые, невротические и зрелые:
«нарциссические» механизмы: отрицание, проекция и искажение;
незрелые защиты: фантазия, ипохондрия, двигательная активность и пассивно-агрессивное поведение;
невротические защиты включают интеллектуализацию, подавление, замещение, реактивное образование и диссоциацию (то есть разделение личности);
зрелые защиты: сублимация, вытеснение (то есть произвольное подавление), альтруизм, предвидение и юмор [4, с. 24 – 25].
Глава III. Характеристика основных защитных механизмов
Наиболее изученные защитные механизмы получили специальные названия: отрицание, подавление, рационализация, вытеснение, проекция, отчуждение, замещение, сновидение, сублимация, катарсис:
1) Подавление – под воздействием этого механизма происходит перевод травмирующих событий в подсознание, удаление их из осознанной памяти, однако подавленные воспоминания сохраняют свой динамический материал в форме подавленного влечения.
Подавление вступает в действие лишь тогда, когда тенденция нежелательного действия достигает определённой силы. В этих условиях соответствующие следы снабжаются как бы специальными метками, которые и затрудняют последующее произвольное их вспоминание – блокируют их, – хотя информация, маркированная таким образом, в памяти сохраняется. Как известно, для закрепления следов в долговременной памяти они должны быть особым образом эмоционально окрашены – маркированы. Необходимая эмоциональная окраска (оценка) определяет в последующем доступность следов произвольному воспоминанию. Когда человек устраняет мысль о том, что он не хочет или не может сделать, он говорит себе так: «Не так-то уж и нужно было», «Есть вещи поважнее», тем самым, обнаруживая негативную эмоциональную маркировку.
Если человек усилием воли старается нечто подавить, забыть о чем-то пережитом или мысленно отталкивает это от себя, устраняя намерение, то соответствующие психические акты деформируются. Возникающая деформация осуществляет диссоциацию следов в памяти, т.е. их разделение на разрешенные к произвольному воспоминанию и неразрешенные. Поэтому подавление и обнаруживается в разрывном характере воспоминаний – из общей картины прошлых событий что-то оказывается запрещённым к воспроизведению. Причём не все негативные события подавляются в равной мере. Чаще подавляется переживание сексуальных побуждений, страха, собственной слабости, агрессивных намерений против родителей и др. [2, с. 324]
2) Вытеснение представляет собой забывание, помогающее справляться с нормальным, но неосуществимыми и пугающими желаниями [1, с. 128].
Согласно 3. Фрейду, вытеснение реализуется в виде двух фаз:
1) предотвращает первоначальное появление импульса посредством удаления из сознания в бессознательное неприятных воспоминаний, переживаний, неприемлемых желаний;
2) обеспечивает удержание в бессознательном различных вытесненных влечений, желаний, стремлений [4, с. 78].
А.А. Налчаджян указывает на сознательный характер данного механизма защиты: «Вытеснение – это сознательное усилие человека подавлять фрустрирующую ситуацию. Это произвольное подавление».
Т. Тарт объясняет процесс вытеснения следующим образом: из сознания вытесняется то, что причиняет боль. Изначально информация может быть осознаваемой, а затем она вытесняется (например, в ситуации переживания острого травматического стресса) [4, с. 79].
Чаще всего из сознания вытесняется психотравмирующая информация, связанная с жизнью близких, факты личной биографии, когда личность проявила свои худшие качества, враждебность, любовь к власти, глупость, вседозволенность, сексуальные влечения. По этому поводу М. Е. Литвак пишет, что чем больше человек вытесняет в бессознательное, тем хуже он знает себя, тем менее он ориентирован, тем чаще будет иметь тупиковые варианты решения своих проблем.
В норме вытеснение позволяет забыть болезненные воспоминания, оставляя при этом память о самом событии. Так женщина забывает боль, сопровождающую роды, и вновь готова ощутить радость рождения ребенка.
Вытеснение и его элементы присутствуют во многих сложных защитных процессах. В своей крайности оно характеризует инфантильность, незрелость личности и чаще всего наблюдается у детей.
Развитие вытеснения может привести в действие другой защитный механизм – проекцию. Кроме того, ряд авторов не делают принципиальных различий между механизмами вытеснения и подавления, другие же, напротив, анализируют их в отдельности [4, с. 79].
3) Проекция – бессознательный, т.е. бесконтрольный, перенос (приписывание) собственных социально неприемлемых чувств, желаний и влечений на другое лицо. Например, кто-то по некоторым причинам подавляет свою инициативу и самостоятельность мышления. Однако импульсы к свободному и независимому поведению, тем не менее, концентрируются в его подсознании. В конце концов, удерживаемая психическая энергия становится столь мощной, что вырывается из подсознания, но в искаженной форме. А именно, раскованность поведения и смелость мышления под негативным углом начинают оцениваться и у другого человека (например, сокурсника), у которого они не подавлены. Последний наделяется весьма нелестными характеристиками, такими как «выскочка», «нахал » и им подобными. То же самое можно усмотреть в голословном осуждении субъектом кого-либо в «подхалимстве», «жадности», «меркантильности», «трусости», «эгоизме» и т.д. [7, с. 56]
4) Отрицание – это стремление избежать новой информации, несовместимой со сложившимися представлениями о себе. Защита проявляется в игнорировании потенциально тревожной информации, уклонении от неё. Это как бы барьер, расположенный прямо на входе воспринимающей системы. Он не допускает туда нежелательную информацию, которая при этом необратимо теряется для человека и не может быть впоследствии восстановлена [2, с. 321]. Таким образом, отрицание приводит к тому, что некоторое содержание ни сразу, ни впоследствии не может дойти до сознания.
При отрицании переориентируется внимание. Его направление меняется так, что человек становится особо невнимательным к сферам жизни и граням событий, которые чреваты для него неприятностями, могут его травмировать. Тем самым он превентивно (с опережением) отгораживается от них. Под влиянием отрицания мы стараемся о чем-то не думать, отогнать мысли об этом. Когда в чём-то никак нельзя признаться себе самому, то наилучшим выходом остается по возможности не заглядывать в этот страшный и тёмный угол. Таким образом, действует, например, страх перед неудачей, когда человек стремится избегать положений, грозящих, по его мнению, поражением. Если уклониться полностью невозможно, поведение может стать парадоксальным, поскольку внимание становится «дырчатым» [3, с. 44].
Список литературы
"Список используемой литературы
1.Грановская Р.М. Психологическая защита. – СПб.: Речь, 2007. – 476 с.
2.Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – СПб: Речь, 2003. – 655 с.
3.Грановская Р.М., Никольская И.М. Защита личности: психологические механизмы. – СПб.: Знание, 1999. – 352 с.: ил.
4.Маликова Т.В., Михайлов Л.А., Соломин В.П., Шатровой О.В. Психологическая защита: направления и методы. – СПб.: Речь, 2008. – 231 с.
5.Никандров В.В. Психология. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 912 с.
6.Психология / В.М. Аллахвердов, С.И. Богданова [и др.]; отв. ред. А.А. Крылов. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 752 с.
7.Рапохин Н.П. Прикладная психология. – М.: Форум: Инфра-М, 2007. – 432 с.
"
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
bmt: 0.00486